Исследования о бурлаках

 Отчетъ Чиновника Особыхъ Порученій при Министрѣ Внутренніхъ Дѣлъ, Статскаго Советника Ивана Вернадскаго.

            Журнал МВД. 1857. Ч. XXIII (Кн. 4). С. 71—118; Ч. XXIV (Кн. 5). С. 1—42.

            Вслѣдствіе предписанія Его Высокопревосходительства, Господина Министра Внутреннихь Дѣлъ, я, 5 іюля 1856 г., отправился, въ сопровожденіи прикомандированнаго ко мнѣ чиновника Думшина, въ назначенный отъ Министерства путь, черезъ Москву къ Ярославлю, чтобъ чрезъ этотъ послѣдній городъ достигнуть Рыбинска. Въ этомъ первомъ торговомъ пунктѣ верхняго Поволжья и главномъ узлѣ, связующемъ системы каналовъ, направляющихся къ С.-Петербургу отъ Каспійскаго бассейна, я надѣялся, не смотря на позднее время года, получить свѣдѣнія, какъ объ условіяхъ труда на верхней Волгѣ, такъ и о важнѣйшихъ, для спеціальной цѣли предстоявшаго мнѣ путешествія, пунктахъ низовья Волги и средняго ея теченія. Дѣйствітельно, не смотря на краткое пребываніе мое въ Рыбинскѣ, посредствомъ разспросовъ мѣстныхъ жителей, и разговоровъ съ судорабочими и служащими при пароходныхъ конторахъ, я могъ довольно опредѣлительно составить себѣ планъ дальнѣйшей поѣздки. Здѣсь же собраны мною изъ первыхъ источниковъ свѣдѣнія о верхнемъ бурлачествѣ и о занятіяхъ, имѣющихъ съ нимъ непосредственную связь. Изъ Рыбинска я, принявъ необходимыя мѣры для дополненія пробѣловъ, которые еще замѣтны были въ собранныхъ мною показаніяхъ, отправился чрезъ Ярославль въ Кострому, а оттуда, по полученіи новыхъ данныхъ, не лишенныхъ интереса, въ сопровожденіи Думшина, — въ Нижній Новгородъ. Городъ этотъ, по случаю предстоявшей ярмарки, представлялъ богатый запасъ матеріаловъ для спеціальной цѣли поѣздки, и пребываніе въ немъ можно почесть наиболѣе важнымъ для собранія предписанныхъ матеріаловъ. Ежедневно возраставшее оживленіе пристани, важность торговыхъ дѣлъ, принимавшихъ все большіе и большіе размѣры, и въ особенности приливъ судорабочихъ, искавшихъ занятія и подряда, заставили меня посвятить на эту мѣстность особенное вниманіе; но какъ знаменитая ярмарка, во время которой бываетъ въ Нижнемъ наиболѣе бурлаковъ, въ пріѣздъ мой началась только оффиціально, то я рѣшился до времени полнаго ея разгара совершить поѣздку въ Казань, для собранія предварительныхъ данныхъ и необходимыхъ разспросовъ о судоходствѣ по Камѣ, къ устью которой я отправлялъ чиновника Думшина. Поѣздка въ Казань, и въ особенности пребываніе мое въ Чебоксарахъ оказались дѣйствительно пригодными для собранія предположенныхъ свѣдѣній. Правда, судорабочіе бываютъ тамъ почти исключительно весною, обратно же нѣкоторые изъ нихъ, именно Вятичи, прошли уже чрезъ Казань; но указанія могли быть получены отъ самихъ жителей и судохозяевъ.

            Все судоходство того времени года (конца іюля и начала августа), можно сказать, сосредоточилось въ Нижнемъ и его ближайшихъ окрестностяхъ. Чрезъ сіе открывалась возможность въ этомъ городѣ изучить главные черты и условія быта бурлаковъ во время ихъ работы, а равно способы и формы найма, подряда и проч. Для полноты свѣдѣній, впрочемъ, я считалъ необходимымъ, посѣтить еще тѣ мѣстности, изъ которыхъ приходятъ рабочіе, нанимающіеся на суда, и чрезъ то приблизительно опредѣлить географическое распространеніе этого промысла. Вслѣдствіе того, я, по вторичномъ посѣщеніи Нижняго Новгорода, отправился въ Муромскій и Елатомскій уѣзды, доставляющіе главную массу рабочихъ на суда средней Волги, а затѣмъ въ Нижнеломовскій и Наровчатскій уѣзды, особенно знаменитые, какъ мѣста, откуда преимущественно приходятъ Нижневолжскіе бурлаки. Въ Симбирскѣ я соединился съ Чиновникомъ Думшинымъ и совершилъ съ нимъ дальнѣйшій путь по лѣвому берегу Волги до Саратова, и далѣе по правому до Астрахани, гдѣ я находился въ началѣ сентября. Возвратный путь предпринятъ нами близь Качалинской станціи на Моршанскъ, столько извѣстный бурлачествомъ въ прежнее время, и старую Рязань (Спасскъ, Рязанской губерніи), откуда начинаются рейсы главныхъ Окскихъ коноводовъ.

            Такимъ образомъ, мое путешествіе обняло всю почти бурлацкую сторону, исключая мѣстностей, лежащихъ слишкомъ далеко на сѣверъ, о которыхъ тѣмъ не менѣе получены, если не слишкомъ подробныя, то совершенно достаточныя свѣдѣнія.

            Во всѣхъ этихъ случаяхъ я не упускалъ изъ виду главнаго вопроса путешествія, именно — состоянія судорабочихъ. Краткость времени, происшедшая отъ поздняго срока моей отправки изъ столицы, не позволила мнѣ въ такой же подробности изслѣдовать другіе вопросы, близкіе къ главному предмету командировки. Я долженъ былъ спѣшить, до конца судоходства и прекращенія рейсовъ по Волгѣ, посѣтить главные пункты и узлы бурлачества и потому, для пользы дѣла, считалъ необходимымъ, сосредоточить свое вниманіе преимущественно на одномъ предметѣ. Изъ опыта я убѣдился при томъ въ шаткости и невѣрности числовыхъ показаній, касающихся бурлачества, и не имѣя никакой возможности, правильно провѣрить ихъ или исправить сколько-нибудь, не считалъ полезнымъ, терять время на ихъ пріобрѣтеніе. Я полагалъ, что что было бы только удовлетвореніемъ формѣ, а не духу инструкціи, тѣмъ болѣе, что данныя подобнаго рода могутъ быть получены во всякомъ случаѣ оффиціальнымъ путемъ, посредствомъ запросовъ Дистанціоннымъ Смотрителямъ, единственнымъ хранителямъ подобныхъ свѣдѣній; хотя и въ этомъ случаѣ, по самому свойству занятій судорабочихъ, а также средствамъ и пріемамъ собранія данныхъ вѣдомствомъ водяной коммуникаціи, невозможно положиться на ихъ вѣрность. Едва ли они имѣютъ даже приблизительную вѣрояткость: съ одной стороны, иногда бываетъ въ интересѣ судохозяевъ скрывать у себя рабочихъ, съ другой — срочный наплывъ послѣднихъ въ пристани и недостатокъ времени, при многосложности занятій Дистанціонныхъ Смотрителей, заставляетъ ихъ, довольствоваться перечнемъ судовъ и примѣрнымъ вычисленіемъ рабочихъ по грузу. Вниманіе мое, поэтому, обращено было почти исключительно на экономическую сторону вопроса, на бытъ и организацію судорабочихъ, и на ихъ отношенія къ хозяевамъ. Всѣ почти показанія подобнаго рода, приведенныя ниже, получены путемъ непосредственныхъ разспросовъ, изъ первыхъ рукъ, т. е. отъ самихъ судорабочихъ, и въ этомъ отношеніи показанія сіи имѣютъ безспорно преимущество предъ другими свѣдѣніями, заключающимися въ нѣкоторыхъ сочиненіяхъ объ этомъ предметѣ. Для большаго удобства въ сужденіи о мѣрѣ удовлетворенія мною инструкціи Министерства, я въ слѣдующемъ изложеніи буду держаться порядка, въ которомъ поставлены вопросы, рѣшеніемъ которыхъ мнѣ было предписано заниматься во время моей поѣздки по Волгѣ.

  1. Откуда бурлаки приходятъ на Волгу.

            Въ бурлачествѣ должно отличать два разряда, рѣзко различающіеся между собою, какъ по условіямъ ихъ труда и заподряда, такъ и по относительной тягости промысла. На мѣстѣ, эти разряды получили названіе верхнихъ и нижнихъ бурлаковъ, изъ которыхъ только послѣдніе заслуживаютъ вполнѣ названіе Волжскихъ; такъ какъ дѣятельность ихъ обнимаетъ почти все теченіе Волги, отъ Рыбинска до Астрахани. Обнимая такое огромное пространство, въ которомъ совершается главное торговое движеніе нашего царства, и въ тоже время служа главною двигательною силою для судовъ, отправляющихся противъ теченія, нижнее бурлачество естественно стягиваетъ къ себѣ во время судоходства рабочія силы почти изо всѣхъ губерній, лежащихъ какъ на самой Волгѣ, такъ и на всѣхъ, наиболѣе значительныхъ ея притокахъ. Верхнее бурлачество, напротивъ, отклоняется отъ Волги, соприкасаясь съ нею только въ ея верховьяхъ, вообще неспособныхъ поднимать значительные грузы, а потому не требующихъ и значительной двигательной силы, тѣмъ болѣе, что здѣсь уже мышечная сила людей въ этомъ случаѣ, большею частію, замѣнена лошадьми, лучше исполняющими эту тяжелую работу. Такая замѣна, почта невозможная на средней и нижней Волгѣ, здѣсь совершена уже давно, вслѣдствіе большаго развитія техническаго судостроенія и вслѣдствіе лучшаго состоянія береговыхъ дорогъ. Верхнее бурлачество существуетъ по всѣмъ воднымъ системамъ, соединяющимъ Рыбинскъ съ С.-Петербургомъ.

            Кромѣ того, вѣтвями бурлачества можно считать работу на судахъ по Камѣ, Окѣ, Цнѣ и другимъ значительнымъ притокамъ. Изъ нихъ только Камская работа на судахъ входитъ непосредственно въ систему Волжскаго бурлачества, какъ его составная часть; остальныя же рѣки имѣютъ много особенностей въ своемъ судоходствѣ, большею частію, кратковременномъ и сплавномъ, и не представляютъ такой приманки для рабочаго, занимая только руки изъ близълежащихъ мѣстностей.

            Верхніе бурлаки приходятъ, большею частію, изъ Тверской и Ярославской губерній; иногда, впрочемъ, вверхъ за Рыбинскъ ходятъ, въ незначительномъ числѣ, и низовые бурлаки, преимущественно изъ Вятской и Костромской губерній, какъ лежащихъ наиближе къ тѣмъ мѣстностямъ, гдѣ распространено бурлачество.

            Что касается до нижнихъ бурлаковъ; то подвижное населеніе ихъ гораздо разнообразнѣе и пестрѣе. Здѣсь бурлачествомъ занимаются крестьяне губерній Костромской, Вятской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Самарской и Саратовской. Кромѣ того, множество бурлаковъ ходитъ на Волгу изъ губерній Владимірской, Рязанской, Пензенской и Тамбовской.

            а. Изъ Костромской губерніи отправляются на суда преимущественно изъ уѣздовъ Ветлужскаго, Кинешемскаго и Юрьевецкаго; затѣмъ изъ города Костромы, посада Пучежа и Плеса. Городище, Устюжскаго уѣзда, Вологодской губерніи, составляетъ самый сѣверный предѣлъ Костромскаго бурлачества.

            б. Въ Вятской губерніи занимаются работою на Волгѣ жители Котельницкаго и Вятскаго уѣздовъ; но центромъ тамошняго бурлачества можно считать город Орловъ, который служитъ сборнымъ пунктомъ крестьянамъ, желающимъ работы на судахъ и собирающимся сюда къ Крещенію, когда пріѣзжаютъ и хозяева, ищущіе для себя бурлаковъ.

            в. Изъ Нижегородской губерніи выходятъ на Волгу изъ уѣздовъ Нижегородскаго, Балахнинскаго, Ардатовскаго, Лукояновскаго и Сергачскаго. Бурлачествомъ здѣсь занимаются въ большомъ размѣрѣ: такъ, въ послѣднемъ изъ упомянутыхъ уѣздовъ, изъ волости въ 150 дворовъ, во время бурлачества остаются на мѣстѣ жители мужескаго пола только въ 40 дворахъ; остальные дворы пустѣютъ, и крестьяне массою идутъ на работу.

            г. Въ Казанской губерніи бурлачество распространено въ уѣздахъ Чебоксарскомъ, Цивильскомъ, Свіяжскомъ, Лаишевскомъ, Чистопольскомъ, Мамадышскомъ, Спасскомъ и Тетюшскомъ[1].

            д. Бурлаки Симбирской губерніи ходятъ изъ уѣздовъ Алатырскаго, Ардатовскаго, Буинскаго, Сенгилеевскаго и Симбирскаго; кромѣ того — изъ Промзина Городища и до 200 человѣкъ изъ Карсуна. Ходятъ также изъ Карсунскаго уѣзда, Мордовско-Кандарацкой волости.

            е. Въ Самарской губерніи бурлачествомъ занимаются почти исключительно крестьяне Самарскаго уѣзда. Попытку бурлачить дѣлалъ также одинъ бурлакъ изъ села Покровскаго (противъ Саратова), но неудачно.

            ж. Въ Саратовской губерніи бурлачатъ немногіе изъ крестьянъ Царицынскаго уѣзда. Особенно этимъ извѣстно на Волгѣ село Золотое.

            з. Владимірской губерніи бурлаки, большею частію, Гороховецкаго и Муромскаго уѣздовъ. Въ послѣднемъ всѣ почти занимаются бурлачествомъ. Первые бурлаки здѣсь Нехайковцы. Изъ Нехаекъ (40 дворовъ, въ 40 верстахъ отъ Мурома) и окрестностей работаютъ на Волжскихъ судахъ всѣ почти жители, преимущественно на коноводныхъ машинахъ. Въ этомъ участвуютъ даже старики и дѣти, которые ходятъ погонять лошадей. Полевыя работы въ это время исполняютъ за нихъ женщины. Много бурлаковъ отправляется также изъ вотчинъ Монакова, Іофановой и Позднякова, которые посылаютъ на бурлачество почти все свое населеніе. Жители послѣдняго (450 душъ) плывутъ обыкновенно въ Астрахань изъ Нижняго съ лѣсомъ и т. п. еще весною, а оттуда возвращаются на судахъ въ октябрѣ. Въ концѣ іюля, въ этой деревнѣ не было почти никого, кромѣ ямщиковъ и не многихъ, не занимающихся вообще бурлачествомъ, или возвратившихся по особенному случаю домой (на побывку).

            и. Въ Рязанской губерніи бурлаки живутъ на югъ отъ села Кулаковъ къ Касимову. Есть бурлаки и въ самыхъ Кулакахъ, но мало.

            і. Въ Пензенской губерніи множество рабочихъ ходитъ изъ Нижняго Ломова и его уѣзда въ Астрахань въ концѣ лѣта, послѣ полевыхъ работъ. Подряжаются они обыкновенно до Саратова. Въ концѣ августа и къ сентябрю они преобладали въ Астрахани, вмѣстѣ съ Мокшанцами и жителями Наровчатскаго уѣзда, который постоянно высылаетъ въ Астрахань судорабочихъ къ сентябрю. Пензенскаго уѣзда, изъ окрестностей Рамзая, ходятъ так же на Волгу. Кромѣ того, занимаются бурлачествомъ жители деревень, отъ Селиксы до Городища, въ Городищенскомъ уѣздѣ. Такимъ образомъ Пензенская губернія, не смотря на свое отдаленное отъ Волги положеніе, можетъ быть названа по преимуществу бурлацкою губерніею.

            к. Въ Тамбовской губерніи бурлачатъ уѣзды Елатомскій и Спасскій. Бурлачество перваго изъ нихъ значительно упало отъ ослабѣвшаго судоходства по Цнѣ, куда прежніе бурлаки, большею частію, сходились у Моршанской пристани. Въ Толстиковѣ, Елатомскаго уѣзда, иногда бурлачатъ, хотя мало, даже татаре — хлѣбопашцы. Потапьево, того же уѣзда, почти все населено бурлаками, ходящими на Цну, Оку и Волгу на все лѣто. Любовниково, Каргашино и другія также бурлачатъ, но мало. Далѣе бурлачество слабѣетъ уже такъ, что изъ Боковаго-Майдана (Боковые-Буты, Спасскаго уѣзда, Тамбовской губерніи), изъ 4 500 человѣкъ муж. пола не болѣе 30 человѣкъ ходятъ въ Моршу и оттуда бурлачатъ иногда до Нижняго и Рыбинска.

_______________

[1] Богородская волость, Тетюшскаго уѣзда, 1 стана, состоитъ изъ 4 государственныхъ селъ Богородскаго, Антонова, Кирельскаго и Карапаева (Мордовскаго). Всѣхъ бурлаковъ въ волости, заключающей въ себѣ 5 000 душъ, полагается не больше 500 человѣкъ. Изъ этого числа на село Богородское (600 душъ) приходится только 50 бурлаковъ. Наибольшее число ихь выходитъ изъ селъ Карапаева и Кирельскаго, какъ самыхъ бѣднѣйшихъ. По 5 августа выдано было изъ Волостнаго Правленія 1 053 бурлацкихъ билета. Въ этой цифрѣ заключаются и тѣ бурлаки, которые нѣсколько разъ, раза по 3 и по 4, брали билеты. Большая часть Богородцевь занимается косьбою сѣна для коноводныхъ машинъ и рубкою дровъ для пароходовъ.

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.