А. И. Артемьев

            Дневник. «Летние месяцы, путевые записки во время экспедиции в Ярославскую губернию с целями статистическими и по части собирания сведений о раскольниках» 1852 г.

Село Сера, Мышкинский уезд
Село Сера. Рисунок из коллекции форума ЯРИРО

            15 июля с. Сера. Разнопомещичье.

            Я приехал в с. Серу и, решившись здесь ночевать, пошел побеседовать с священником, в котором нашел человека неглупого. Он сказал, что оглашенный раскольник у него один: в деревне Офушинской, но что более половины прихода молятся старым крестом и любят старые иконы. «За этот крест я много ссорился и ссорюсь, но будете делать, заладили одно: «Так батюшка с матушкой молились, так и нам благословили». Я решился сделать уступку, оставил стариков и старух молиться тем крестом, но требую, что б они приучали детей своих к трехперстному кресту. И смех и горе! Вдруг на исповеди, когда и не думаешь спросить о кресте, кающийся или кающаяся начнут уверять, что они крестятся «по церковному» и примутся креститься и сбиваются… Но можно ли почесть их раскольниками настоящими, – утверждать не могу. Скорее здесь, да и во всей Ярославской губернии, не столько раскольников, сколько вольнодумцев в новом роде: и Бог весть откуда это берется? Полагаю из Питера, куда, как известно, многие ходят для заработок. Мы, священники, только тогда признаем кого-нибудь раскольником, когда этот человек воспротивился приказаниям Исправника. Исправники дело великое: они знают раскольников и, когда захотят или когда бывает нужно, то открывают и нам, – а то, знаете, все шито да крыто. Правда, нечего таить греха, и наша братья есть молодцы: запишет в исповедную книгу – был на исповеди и дело с концом… – а тот и в церковь не является… Вот, я думаю, таких много в Юхотской волости и в Романове»…

            А я все слушал да молчал! Суждения об Исправниках слышу я также не в первый раз.

            Священник рассказал мне, что село Сера именовалось прежде Березовым, что оно замечательно в особенности по ударам молнии и особенно в церкви: раз снесло половину колокольни… В селе 2 церкви, одна 1777, а другая 1805.

            Когда я воротился домой, меня ждали крестьяне из многих деревень у которых пустоши не так далеко: они просили записать их, чтобы снова отправиться на работы. Таким образом опять я должен был составлять описания не на самих местах, и кажется не будет иного средства продолжить описание, как созывая крестьян в тот или другой пункт. (NB. В списке прихожан однако упомянутый раскольник не показан.)

            Пред отъездом из Серы явились ко мне два посланных: один в Дубленом полушубке с усами и гладко обритой бородой, а другой в казеиновом сюртуке – мохнорылый парень, и повестили, что «Любовь Андреевна-съ и Екатерина Андреевна-съ приказали кланяться и приказали просить Ваше Вбл. пожаловать к ним-съ…» Долго я отговаривался, наконец убежденный доводами что «Любовь Андреевна и Катерина Андреевна барышни добрыя-съ» и ожиданием, авось что-нибудь узнаю, я решился идти.

            Надобно сказать, что Л. и К. Андреевны «добрые барышни» дочери благородного но бедного родителя г. Караулова. Про вторую из них Торопов и мужики повествуют, что она, «девка распутная и живет с мужиком, всю деньгу садит в него»… (NB. Такую же повесть рассказывали мне и про княжну Эникееву, владетельницу деревни Балакиревой). Есть еще и третья сестра Фаяна или Сфаина, как услыхал я после, но я не видал ее: без сомнения, жалеть нечего, потому что и первые две «от непечности родителей» вышли не более как деревенские бабы…

            Однако я злословлю и забегаю вперед, не сказавши, что посещение их было не бесполезно.

            Любовь Андреевна живет в избе. В ней, т.е. в Л. А., а не в избе, встретил я женщину лет 40, в толстейших покрасневших котах[1], но с зонтиком (а сама черна), с двумя хорошенькими собачками, кобельком и сучкою, которые, как оказалось после, «умеют разговаривать»… и которые были в любовных отношениях между собою, что они и принялись было показывать пред мною, но Л. А. прогнала «негодных». О Любовь Андреевне отзывы мужиков весьма благосклонны… но эти собачки мне подозрительны, тем более что они «умеют разговаривать»…

            Любовь Андреевна тотчас послала за своею сестрою Катериною и еще за каким-то Николаем Петровичем или Петром Николаевичем. Они явились, последний с женою.

            Разговор шел у нас о хозяйстве. Катерина жаловалась на своего крестьянина Сеньку, который «разбестия и сам-то негодяй, да и других с толку сбивает. Представьте, сударь, говорила она, обратившись ко мне, он подал на меня просьбу: как я смела купить его и как смели продать его мне? А? Каков! И вот, подлец такой, бегает теперь… да ведь что еще?! Ах, Подлец, подлец! Что говорит-то: зачем исповедоваться? зачем причащаться?»…

            Я приклонил ухо свое… А чтобы дать развитие этому разговору, сказал, засмеявшись: «Да он бунтовщик…»

            – Бунтовщик, бунтовщик…

            – Т.е. раскольник, продолжил я.

            – Нет не раскольник, и знаете ручается под исповедью и причастием… (!!!)

            – Нет, а вот у папиньки[2] в Подосинове…

            – Где? поспешил спросить я…

            – В Подосиновке, у папиньки нашего, – говорила жена Николая Петровича или Петра Николаевича и сам он, – в Подосиновке просто открылся раскол и тоже говорят: не хотим исповедоваться, приобщаться… вздор, говорит это… знаете, просто, то-есть, так сказать, чистые раскольники… и жена Н. П. или П. Н. для большей выразительности, растопырив пальцы правой руки повертывала ими и так и эдак…

            Я чуть не сдвинулся с кресел, услыхавши такие новости. Так вот где вы, желанные раскольники?..

            – Да чтó, – вмешалась Любовь Андреевна, – надобно сказать про своих… представьте, пошли людцы-то, кто 12, а кто 15 лет не были на исповеди…

            – Полноте, – захохотал я, – неправда…

            – Как неправда, – правда. Когда папинька – покойник помер, мы и узнали это… Ах, подлецы – мерзавцы, говорил я, да как вы это? Да что это вы? Да и говорю священнику – у нас теперь распрекрасный священник – «Мол, батюшко не бей мужика дубьём, а бей рублем: как только который не явится на исповедь – целковый с него… вот как!» Оно и лучше! Что ж? Нынче ходят.

            Я от души похохотал над этою мерою: 1) вспоминая латинскую апотфегму[3], приведенную в громотеске Брёдера, что мы бываем добродетельны (православны) не из любви к добродетели (православию), а из страха наказанья, 2) видя такое простодушие и 3) воображая о следствиях такой меры.

            Впрочем, повторяю, священник действительно человек хороший и «рублевою податью» я не думаю, чтобы он воспользовался корыстно. Я вспомнил, как он говорил, что на него восстали крестьяне за его преследование двуперстного креста: «Да что ты, батько выдумал?! Да что же прежний поп ни слова за это?! Да что ты?»… Все это было вполне согласно с словами Любови Андреевны о православии крестьян во время жизни её отца.

            Разговор о раскольничестве шел очень хорошо, хотя с моей стороны повода к нему не было дано. Говорили и о скопцах и говорили речи слышанные мною: «Дескать их много-много и даже в тех местах откуда сослали только некоторых». Говорили об углицком Выжилове, что его поддерживает и спасает полиция.

            Николай Петрович или Петр Николаевич, как оказалось, служил Становым в 1-м стане Мышкинского уезда, и сказал, что он в д. Трощееве нашел другую молельную на подловке у Михаила Ерофеева, и что едва не поплатился за это жизнью… что и доселе есть там подземные или где-нибудь скрытые молельни… Рассказывал, как он «ловил беглых девок, которые – должно быть – тоже раскольницы»…

            Все было очень интересно и если бы не торопливость рассказчиков ехать «к дяденьке» (Сиротицыну) на именины, куда звали и меня, – то можно бы надеяться и большего. Я доволен и этими сведениями, потому что они получены без исканья и выпытывания моего и сведения достоверны. В особенности я доволен открытием раскольников в Подосинове, деревне г. Аргуна[4], отца Ник. или Петра Николаевича.

____________________

[1] Грубые туфли.

[2] Sic.

[3] Апофтегма ꟷ краткое и меткое наставительное изречение.

[4] Николай Алексеевич Аргун

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.