А. И. Артемьев

            Дневник. «Летние месяцы, путевые записки во время экспедиции в Ярославскую губернию с целями статистическими и по части собирания сведений о раскольниках» 1852 г.

            14-е июля. Село Поводнево (Кикина)

            Три четверти одиннадцатого. Я сижу теперь с 7-го часа и жду «языка» – потому что от тех «языков» которые высунулись пред мною, сидя на брусьях у церкви, ничего не добьешься. Им вопрос, а они пустятся улепётывать. Отойдешь, они снова усядутся на брусьях и, как дикари, выпучат на меня глазенки, а кулаками утирают носы…

            Ходил к священнику и вместе с ним был в церкви. Она не древняя, построена в 1763 году, вместо бывшей деревянной, однако в иконостасе есть образа старинные. Большая часть их поставлены в папертях, за один из них, Владимирской Божия Матери, раскольник, кровельщик из Углича, давал большие деньги: так рассказывал священник. Два распятия тоже очень древние, оба деревянные, искусной резьбы. По этой последней причине Архиерей и велел их тут поставить. Других древностей в церкви нет.

            Весьма ловко было сделать переход к раскольникам, после рассказа священника. Он говорит, что в его приходе, в д. Мошнинской только и есть одна солдатка Федосеевской секты, которой она заразилась живя в Юхотской вотчине…

            Я не доволен собою за вчерашний день. Во 1-х я по пустякам пробыл в Мышкине: образ приносится 14-го числа, во 2-х болит голова после внезапного нападения двоих городничих (Мышкинского и Мологского) с шампанским, в 3-х я проиграл в карты 3 р. сер.

            Зато сегодня вскочил в 6-м часу и сейчас марш! И вот теперь сижу 4 часа, ожидая мужиков или баб: все в поле, за работою, дорожат каждою минутою… Обещал я Синицыну кончить уезд к концу июля, а теперь сомневаюсь в успехе.

            В Поводневе я пробыл до полудня. Когда собирался я ехать оттуда, то увидал в башенках церковной ограды образа, я подошел рассматривать их. В ней было три образа каждый по сажени в длину и по аршину в ширину, разглядеть их содержание я не мог, по тусклости стекол вставленных в окно башенки. Однако заметно, что два, писанные на досках, не новы.

            Когда я сел в тарантас и лошади уже двинулись, человек пять мужиков, собравшиеся около тарантаса обратились ко мне с вопросом «а был ли я в храме?» На утвердительный ответ мой, последовал новый вопрос: «в обоих ли этажах был я?» Я опять отвечал утвердительно и прибавил, что особенно понравился мне иконостас в нижнем этаже и что из числа образов, поставленных в паперти, я приобрел бы себе некоторые, если б это было можно. «Да, В. Благородие, да-съ святыня отменная-съ, есть чему помолиться…» И мужики с особенным удовольствием и уважением говорили о нижнем этаже церкви. Где почти все иконы старинные.

            Дорогою разговор этот продолжал мужик и староста, попросившие позволения доехать стоя на запятках до пустоши. Между прочим они чрезвычайно горевали, что нет у них дьякона, что это весьма неприлично и проч. и проч. Такие суждения слышу я очень часто и, по моему мнению, они достойны сёрьозного[1] внимания.

            Крестьяне села Поводнева, а так же и деревень Перинкиной, Бухлеевской и Мошнинской, кажется придерживаются староверства, они не совсем ласково смотрели на то, что я покуривал трубку и отплевывались, твердя: «О Господи помилуй». Сверх того они в постоянных сношениях со многими Мышкинскими и Углицкими купцами и с крестьянами Юхотской вотчины…

            Объезд деревень прихода Поводневского кончил я довольно скоро, потому что крестьяне были извещены уже старостою о моем прибытии и человека по два, по три воротились из пустошей для объяснений со мною.

            За то после снова начались мучения. Ездили мы до 7-ми часов вечера, объехали 33 деревни Серского прихода и добились толку в двух только: Кузнецовой и Марьиной да и то после долгих ожиданий. Никого нет! В иных деревеньках решительно не находили и малого ребенка, выбери весь дом, сожги всю деревню – никто не воспрепятствует. Все на пустошах или «на пустынях» – как говорят крестьяне – и живут так три недели, до начала жнитва… «Ай-ай-ай» – возгласил я, когда объявили мне такую радость…

___________________

[1] Sic.

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.