А. И. Артемьев

            Дневник. «Летние месяцы, путевые записки во время экспедиции в Ярославскую губернию с целями статистическими и по части собирания сведений о раскольниках» 1852 г.

            19 июня.

            По случаю открывшейся в уезде «сибирской язвы» Земский суд начал разъезды, а за этими разъездами и доставление сведений мне замедлилось. Сколько не бейся лбом не пробьешь обуха. Бегаю в Гродническое правление, Думу, к Священнику, а все мало двигается дело. Благочинный просватав дочь, уехал в Рыбинск или в Ярославль и запер архив: вот тебе и метрики, а к городу приписано 14 приходов. Предводитель не является. Окружной живет в Угличе. Часть уезда тоже принадлежит к Угличу в церковном отношении. Я досадую теперь на то, что променял Данилов на Мышкин.

            20 июня.

            Дума доставила сведения и довольно удовлетворительные. Всего более надеюсь я на старичка Казначея: он как-то сразу понял, что нужно для экспедиции. Однако посмотрим.

            В Земском Суде бросилась в глаза бумага с надписью «секретно». Я заглянул: «Список скопцов или лядов и подозреваемых в этой секте», доставленный из Духовной Консистории. Выписывать его было нельзя, подашь подозрение. Я пробежал мельком и запомнил имена деревень: Трощеева, Аникшина, Аристова, Туварова, – другие ускользнули из памяти. Всех поименовано 57 человек обоего пола.

            21 июня.

            Хлопочу, хлопочу, – а дело ни на шаг вперед. Особенно Земский Суд: не доставлен список деревень, а без этого списка все равно, что без глаз. Был в «Рыжиковой роще», городской: содержится чисто.

            22 июня.

            Обед у Казначея.

            Встреча Тихвинской Богородицы, приносимой из Мологского уезда. Начало этого путешествия иконы с 1848 года. Стечение народа неважно. Еще приносится в Мышкин, 14 июня, образ Божия матери из Южского монастыря, в Рыбинском уезде – туда одних нищих является до 300, 400 человек. В этом монастыре живет на покое архимандрит Поликарп Тугаринов[1], бывший начальник Пекинской миссии с 1840 по 1850 г.

            Я наблюдал за жителями: были и те, которые подозреваются в расколе. Орешников Николай, Чистовы (Голова и жена его), Королев, Москатильников. – Жены Орешникова не было (См. 18-е число).

            Орешников младший (Сергей) водил меня к Сицкову, бургомистру: оказалось он составлял для полиции отчет, человек не глупый. Орешников водил и к брату: смотрит чистым старовером. Младший Клевцова признает раскольником.

            23 июня.

            Только вчера явился из Ярославля Благочинный и только сегодня, после троекратных посещений, я добился от него, да и от дьякона выписки из Метрик. Он объяснял мне, что значит «ляды». Говорил, что эти самые ляды были и есть усердные посетители церкви и точные исполнители таинств покаяния и причащения. Чрез это весьма трудно открывать их. Но центром их и теперь можно считать приход Шестихинский. Главою их один богатый купец в Петербурге, пивовар.

            В церкви я вертел исповедныя книги и нашел, что в деревне Романовке тетка Алексея Клевцова, девка Авдотья Иванова не бывает на исповеди по принадлежности к расколу Федосеевскому.

            Мачеха бургомистра Николая Замяткина и жена купца Ник. Орешникова, также многие Клевцовы не являются на исповедь, «по нерачению» иные по 5 лет. (Раскольники?)

            Хозяева мои, Андрей Москательников и жена его Марья, непременно раскольники: спят врозь, когда это бывает у купцов спроста? Тоже вчера я заметил и у старшего Орешникова.

            Явился наконец и предводитель. Я готов выехать, а тут льет дождь: опять беда!

            11-й час ночи д. Синицына в 13 верстах ниже Мышкина.

            И вот начались разъезды.

            Выехал я в деревню Вахонину, с целью объехать все государственные деревни так называемой «Подгородной вотчины», а оффициально Вахонинскаго сельскаго Общества, принадлежащия к Мышкинскому приходу.

            Первый блин комом. Во 1-х, сельское управление оказалось в д. Романовке, во 2-х, как в Вахонине, так и в Романовке не нашлось ни души: все в поле, одна баба лежала с ребенком. Наконец как-то откопали старшину и писаря. Так-сяк добрались таки действительной цифры населения, при чем весьма любопытно было название одного двора «староверским». Я, будто мимоходом, спросил:

            – А у вас есть этакой-то народ?

            – Нет, теперь нет, перемерли, да все старухи девки были, вот у Клевцова-то.

            – Ну, а сам-то Клевцов?…

            – А, нет, ваше Высокоблагородие, нет, тетка-то у него – так…

            Поездка в Шамино и Тетерихино не состоялись: по случаю падежа – карантин.

            В ночь ночую я в Мышкине, проехав чрез него и в село Кривец. А в этом селе 5 дворов считая и господский и церковный. Попа нет, попадья услыхала, что я из Питера, стала всячески услуживать. Тоже и из господского дому: вздумали не брать денег за лошадей, давши мне квитанцию, я разбранился, барин выслал прогоны отдать кучеру: ну, черт с тобой! подумал я, по крайней мере знай, что я не Становой. Я попросил позволенья курить. Попадья разрешила, говорит:

            – Э, батюшка, можно, можно!

            – Да ведь матушка – ответил я невинно – я боюсь что не угодно вам будет нюхать этот дым…

            – Да ведь я не раскольница…

            – А есть здесь раскольники?

            – Нет, во всеим приходе нет. Мой батюшка-то и не любит и боится их, хлопоты сударь: начальство гневаться станет, а с раскольниками не сладишь, вот батюшка-то мой и выбрал такой приход, а то ему давали хороший да там этих псов-то много…

            Приехали в деревню Синицыно. Шумит самовар. Я только кончил объяснение с пьяным писарем. Старшина уехал в Рыбинск.

            – А как, Ваше Вблагородие, – говорит писарь – старшину-то считать, али нет, ведь его на лицо-то нет…

            – А как, в самом деле поступать в подобных случаях? Вот и задачи при исчислении наличного населения…

_____________

[1] Архимандрит Поликарп (Петр Андреевич Тугаринов).

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.