А. И. Артемьев
18 июня.
Утро в земском суде. Исправник и секретарь, как будто и готовы сделать то и другое, а толку мало, да не безтолковы, да и я растолковать не умею… Скорее я слажу с простым мужиком, нежели с уездным чиновником. Особенно я убедился в этом сегодня вечером, когда, между прочим, вынужден был выслушать несколько сплетен (но должно признаться кое-что намотал я и на ус).
Но вот извлечения из исправнических отчетов 1842-1851 года:
1, 1842:
Не приветствующих священства, но поклоняющихся иконам – 7 мещан.
«Показанныя в сей ведомости 7 ч. женска пола раскольники, есть помещичьих вотчин, (каких?), в казенных же хотя подобнаго рода и имеется до 150 ч. раскольников, но они здесь не поменуемы, ибо предписанием Управляющего губерниею г. Вице-губернатора последовавшим 13 генваря 1843 г. за № 25 на имя Земскаго Исправника, велено ведомость доставлять о старообрядцах из помещичьих только крестьян, так как о раскольниках государственных крестьян ведомости доставляются к Начальнику губернии прямо от палаты Государственных имуществ».
Но, конечно, и исправник делает их?
Вероятно, в силу упомянутого предписания.
По отчету губернатора… 7 = 7
2, 1843 год 52 + 89 = 141
3, 1844 51 + 89 = 140
4, 1845 28 + 45 = 73
5, 1846 23 + 43 = 66/139, повторяется также цифра 7
Вероятно и цифры 141 и 140 должны быть подразделены также.
6, 1847. Не приемлют священства, но поклоняются иконам: муж. 44, жен. 92 = 136.
Удивительное дело! В отчете Губернатора за 1847 год показано муж. 31, жен. 176 = 210. Не смотря на то, что 210 превосходят 136, я не понимаю, куда девались 13 муж. (44-31=13). Не нужно ли было сложить 136 + 210?
7, 1848. Не приемлют священства, но поклоняются иконам: 44 + 91 = 135,
Опять задача: у Губернатора показано = 129, а именно:
Безпоповцы признают брак и царя 22 + 42 = 64
Не признают 22 + 43 = 65 = 129
Куда девались 6 человек?
8, 1849. (По особой программе). Муж. 42, жен. 90 = 132, названы «Филиповщиною».
У Губернатора: Признают брак и царя 22 + 39 = 61
Не признают 21 + 41 = 62 = 123.
Опять пропали 9 человек! Видно цифра эта, как масло в басне Крылова, чем больше пройдет рук, тем меньше становится… Становой уменьшает пред исправником, Исправник и Окружные пред Губернатором, Губернатор пред Царем…
По отчету же за 1849, муж. 40, жен. 89 = 129, и сказано, что обратились 4 муж. и 2 ж.
9, 1850 год. Цифры этого года выписываются с дипломатической точностию:
Приемлющие священство и поклоняющиеся иконам 4 + 11 = 15
Не 39 + 87 = 126
Не 1 + = 1 = 142.
«Прим. 1. В Мышкинком у., кроме раскольников 126 обоего пола человек, находится во первых один человек, принадлежащий к числу духоборцев, который обнаружен в 1850 г. и за это судился в Ярославской палате Уездного Суда, и наконец по положению Комитета гг. Министров велено подвергнуть его по распоряжению Епархиального Архиерея тщательному увещеванию и вразумлению о обращении в святую веру, о чем и происходит ныне с Ярославской Духовной Консисториею переписка. И во вторых 15 чел. скопцов, из коих один в вотчине г. Апраксиной в деревне Кустове, который в 1822 г. был судим, но решением Ярославской палаты Уездного Суда от наказания по Всемилостивейшему манифесту изданному в 30 день августа 1814 г. освобожден. А другой, вотчины г. Смагиной в деревне Петрушине, который тоже быв судим в С. Петербургской Уголовной палате в числе 63 человек за оскопление, но он, как оказавшийся оскопленным до 1816 г., от суда был освобожден и прислан в Земский суд 22 декабря 1850 г., посредством стражи для отдачи в вотчину. Прочие же за тем 13 ч. находящиеся в вотчине гг. Красильниковой, Смагиной и Апраксиной открыты в декабре месяце 1850 г. чиновником особых поручений Розовым».
«Прим. 2. Раскольников в 1850 г. обратилось к православию 3 человека».
На обороте следует краткий перечень, обнаруживающий страшную ошибку в вышеприведенных цифрах, вот он:
«Итого: раскольников 126
Духоборцев 1
Скопцов 15
142».
Но взгляните в отчет губернатора. Здесь вот какия чудеса:
«Безпоповцев признающих брак и царя 35 + 8 = 118
Скопцов и проч. 4 + 11 = 15
133».
Опять изчезли 9 человек!..
В отчете исправника находится также и список скопцов:
1) Андрей Иванов, 65 л. оскоплен на 34 г. т. е. 1819.
2) Елизавета Федорова жена его, 60 л. на 34 г. 1824.
3) Прасковья Трифанова, девка, 79 л. на 60 г. 1831.
4) Наталья Иванова, девка, 90 л. на 62 г. 1822.
5) Палагея Дмитриева, солдатка, 80 л. на 30 (50?) 1801 (1820?).
6) Фекла Дмитриева, мещанская девка Мышкинская 68 на 38 г. 1820.
7) Варвара Степанова, дева, 78 оск. на 30(50?) 1802 (1820?)
8) Матрена Семенова, 60, оскопил. На 30 1820.
9) Аксинья Игнатьева, мышк. мещ. д. 50. на 30 1820.
10) Авдотья Иванова, девка, 60 оск. на 32 1822.
11) Маремьяна Николаева, мышк. мещ. д. 58 на 30 1822.
12) Агафья Никифорова, солдатка, 60 на 33 1823.
13) Иван Павлов, 68 л. на 38 1820.
Эти открыты Розовым.
14) Василий Афанасьев, крестьянин Апраксина, деревни Кустова, 61 г. оскоплен в 1805 г. Освобожден по манифесту 1814 г.
15) Иван Степанов Долбилов, он же Куликов, вольноотпущенный г. Смагиной, д. Петрунина, судился в СПб. – 60 л. оскоплен в 1812 г.
16) (Духоборец) Степан Николаев, казенный крестьянин д. Николякина.
10, 1851 год:
Опять повторена ошибка:
Приемлющих священство и поклоняющихся иконам 4 + 10 = 14
Не 39 + 87 = 126
и не 1 = 1
141.
(В вышеприведенном списке против имени Прасковьи Трофимовой (3) прибавлено: «умерла 29 мая 1851 г.»)
Но у губернатора еще лучше:
Приемлющие священство, иконы и брак 4 + 10 = 14
Б-Поповцы, признающие брак и царя 39 +87 =126
не 1 + = 1
Скопцов 4 + 10 = 14
155
Очевидно, что здесь одни и те же лица показаны между Поповцами и между скопцами. Et voilà comme on écrit l’histoire[1] и… Всеподданейшие отчеты!..
В таблице 1835 года показано общее число по Мышкинскому уезду 167 чел.
А вот извлечение из «Медико-Топографического описания Государственных имуществ Мышкинского уезда», описание это составлено Костровым.
«…К знахаркам и лекаркам преимущественно перед прочими крестьянами обращаются раскольники, которых в округе состоит до 300 чел. обоего пола. В Гавриловской волости Спаскаго общества, в деревнях: Дуброве, Заручье, Савинской, Харапугах, Поповской и Герасимове. В Олифниковской волости Парфеновского общества, в деревнях: Трощееве, Ельцыне и Богданке. Они принадлежат к Филиповской секте под названием старообрядцов, поклоняющихся святым иконам, но не приемлющих священства и не признающие браков. Моленные у них учреждены в д. Заручье и д. Трощееве в особенных домах, где иконы поставлены в иконостас с привешенными пред ними большими лампадками с толстыми восковыми свечами и высокими большими медными подсвечниками со свечами же, тут же находятся несколько налоев. В «моленной» они собираются каждодневно и по воскресеным дням, где крестьянин, называемый ими «старец или мних» в черной плисовой остроконечной шапке и особенном облачении отправляет службу и кадит крестообразно медною кадильницею с деревянною ручкою. Мужчины в моленной стоят на правой, а женщины на левой стороне, разделенные занавесом и оба пола во время моления поют в нос. Те из них, которые женаты и поступили в эту секту обязаны отречься от супружеских сношений. Если же которая из них женщина родит ребенка, то как она, так и муж ея в наказание за это отлучаются от присутствования в общей моленной и когда отправляются в ней служба, то они стоят отлученными в сенях за дверями моленной и тут слушают отправление службы, по окончании коей всем выходящим из моленной кланяются прося прощение за свои согрешения. Такая эпитимья продолжается до полугода, по выдержании которой опять, как муж так и жена, допущаются к исправлению молитвы, вместе с прочими, в общей моленной. Рожденные же таким образом дети, хотя и бывают крещаемы приходскими священниками по церковному обряду, но раскольники опять их перекрещивают по своему уставу и они уже остаются до старости в старообрядчестве.
В большие праздники раскольники отправляются целыми семействами и с запасом съестных припасов в г. Углич в моленную купца Ивана Выжилова[2], где и остаются немалое время, среди собравшихся туда из разных мест в значительном количестве своих единоверцев».
«Во время хождения приходского священника в селении «со святом» старообрядцы в дом его к себе не принимают, и дабы он не приблизился к их домам, то за далеко не допуская его к дому высылают обыкновенную плату, и отдающий оную старается отвернуться от лица священника. Если же кто из живущих крестьян исповедающих православную веру, поднимет из церкви святые образа с приглашением всего церковнаго причта, то раскольники при этом случае крепко запираются в своих домах и не смотрят в окна на улицу. Девки принадлежащия к этой секте остаются до самой старости незамужними и, исправляя вечернее свое моленье, кладут по 300 и по 400 земных поклонов, подстилая на полу вышитые «подручники» или обшитые войлоки».
«Все вообще находящиеся в этой секте раскольники строго соблюдают посты, ведут жизнь воздержанную, не пьют вина, не ходят ни в гости, ни на беседы и стараются избегать, чтобы не быть ни на каких мирских сходках или совещаниях. Если же кому по надобности случится быть в дороге, то запасается в этом случае особенною для себя посудою».
«Других раскольничьих сект, как скопцов, молокан, духоборцев, иконоборцев, хлыстов по округу не находится».
Эти сведения относятся к 1844 году.
Вечером затащил меня к себе купец С. С. Орешников, мужик умный, бойкий, прямик, кутила. Он был довольно «готов». Я поехал к нему в особенности потому, что старшаго брата его Николая считают раскольником. Через несколько минут, будто мимоездом, явились к Орешникову Городничий и Стряпчий, они отправлялись распечатывать или запечатывать какую-то лавку и захотели на-ухо посоветоваться с Орешниковым «можно ли это сделать»? – а тот и брякнул: «Да что вы боитесь меня что-ли, мужика пьянаго? А? Ну, чай сами знаете и VII и XIII там, ведь вы блюстители законов…» – Это сконфузило Городничего и Стряпчего и они, несмотря на угощенье хозяина, начали пикироваться с ним, подзадоривать его…
– А что, ты, слышь, помирился с братом-то? – спросили они.
– Да, слава Богу, помирился и слава Богу, что без вас, а то вы мирить-то собирались, а сами и ко мне и к братцу хотели бы заглянуть в карман…
Я молчал и смотрел на красавицу Волгу.
– А что правда, что жена у брата-то злая раскольница? Продолжал стряпчий с ирониею… – я совершенно высунулся в окно, оставивши в гостиной только уши… – слышь и разбранились то вы из за… – стряпчий не успел договорить, как Орешников завязал ему крепкое словцо, обратившись с кучею извинений к «Его Высокоблагородию Ал. Ив. Ефремову – да, бишь, Артемьеву»… История прервалась, Городничий и Стряпчий после этого оставались недолго и удалились надув губы. По уходе их Орешников принялся разсказывать мне, как Голова присылал к нему с вопросами о том, что чиновник Артемьев, каков он и зачем собственно приехал он?.. «А я, Ваше Вбл., ведь узнал-то вас только чрез Дорофея Козьмича… узнавайте, мол, сами, а мне что, я нигде не служу, мужик пьяный… а вот они-то говорят о ссоре моей с братцом, а вот едем к братцу: я говорил ему о вас, Ваше Вбл…» Мы поехали, но у братца уже было темно и ворота заперты, хотя всего был только 10-й час.
Я отправился домой.
________________
[1] И вот так мы пишем историю (фр.)
[2] Иван Васильевич Выжилов – угличский купец 2-й гильдии, один из «столпов» беспоповской секты.
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии