А. И. Артемьев
16 июня
Сегодня я был в Городническом правлении. Будто (да и действительно) желая посмотреть по входящей книге, нет ли чего относящегося к цели нашей экспедиции, я потребовал «Входящую книгу 1851 г.» № 1 было отношение Священника Успенского собора Алексея от 29 декабря 1850 года за № 25 о том, что купеческий сын Андрей Клевцов не является на исповедь и к причастию. Так записано в книге. В самих делах этого отношения я не нашел. Может быть оно отделено в секретных. Я не спросил, чтобы не дать повода к справедливым подозрениям. Зато под № 800 входящих бумаг, попалось мне отношение Магистрата от 5 октября 1851 г. за № 19, из которого видно, что Андрей Клевцов судится «за впадение в раскол и совращение других к расколу». Отпусков Городнических ответов нет и неизвестно, что произошло с Андреем Клевцовым.
Из указа палаты Уголовного суда усмотрел я, что в деревне Бураки, в доме крестьянина Гаврилы Васильева открыто было сборище секты скопцов. Из них: Андрей Маленькой, Елиз. Федорова, Авд. Иванова, Варв. Степанова, Матр. Семенова, Ив. Павлов (мещанин), Фекла Дмитриева, Аксинья Игнатьева, Маремьяна Николаева, Агафья Николаева, и солдатка Пелагея Дмитриева по наказании сосланы в Туруханский край. Другие же отданы на покаяние и под присмотр. Из списка их успел я, крадучись, записать имена: Мих. Гавр. Сурепеной, Иван Долбилов Куликов, Василий Афанасьев, Наталья Иванова.
По отчетам Городничаго нигде не было раскольников, а здесь вот встретились: Клевцов и Иван Павлов…
Ярославский Архиерей Евгений поехал по епархии. Разговаривая с Городничим и Головою о поездках Владыки, я спросил: «Будет ли он в Мышкине»? – «Что ему здесь делать, он был у нас прошлого года, да у нас нет раскольников, чтобы убеждать их, вот он и не любит ездить и в Романов, а не любит потому, что там уж их очень много…» – Прошу разгадывать истину. Тем более трудно, что Чистов вечером водил меня, словно благочинный по церквам, но когда я, входя в церковь, крестился, мой вожатый ни-ни. Однако я нарочно начал креститься больше, Голова раз перекрестился («большим крестом») и то на папертях. Может быть это пустяки, но не без причины же и его считают раскольником.
Ходил я по берегу Волги, смотрел на тягу барок. Голова объяснил мне, что он исхлопотал разрешение устроить набережную. Водил по городу, показывал мосты своего сочинения (из булыжнику), – очень хороши, а главное вековечны, показывал дом городского общества – очень порядочный, показывал больницу. Вообще Чистов – мужик с прекрасным тактом, (кроме вчерашней сцены), толково судит, понимает дела, и – честолюбив – но и деятелен.
Да! Вспомнил еще речи Попова. Говорил он, будто «много тысяч поддельных старопечатных церковных книг выпущено из за границы…»
Большая часть здешних купцов детей своих отправляют в Ост-Зейский край в Финляндию, бывали некоторые в Кенигсберге не оттуда ли источник хитро-сплетенных новых сект, имеющих в себе оппозиционный элемент?
17 июня
Утро занимался в Думе.
Городничий показывал пожарные инструменты. Голова вывез и свою трубу. Пожарная команда явилась скоро на место (к квартире Городничаго), но за водою ездила долго, потому что вода далеко. Я советовал устроить бассейн вблизи Думы (где помещается и пожарное депо): Голова согласился с моими доводами и хотел представить о том Губернатору. Инструменты хороши, но мало лошадей и команды: 4 трубы, 4 бочки, и дроги с баграми, – а лошадей всего 4, поэтому привезя трубы, лошадей выпрягают и отсылают за бочками, а это замедляет работу…
Труба принадлежащая Голове, меньше полицейских, но несравненно лучше.
Вечером был у штаб-лекаря Гавр. Вас. Кострова[1], который много лет занимается собиранием разных сведений об уезде. Он сообщил мне составленное им описание имений государственных Мышкинского уезда. Есть сведения о раскольниках, у которых бывал он и в молельнях. Рассказал он и свое житье-бытье, особенно студентское: он знал близко известного Зоя Павл. Зосиму[2] и некоторых других лиц.
Предводителя и священников нет в городе. Все это замедляет мои работы.
________________
[1] Гавриил Васильевич Костров (1805-1872) – мышкинский уездный врач, краевед.
[2] Зой Павлович Зосима. (1757-1827) – русский дворянин греческого происхождения, купец, коллекционер, меценат и благотворитель.
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии