От момента своего создания и до времени Новой России Гаврилов-Ямский машиностроительный завод оставался закрытым предприятием – это был п/я В-2151 (почтовый ящик). Среди жителей он был известен как «Новый завод». В печати он не упоминался. Не каждый работник знал, какие изделия производило предприятие. На сборку была дополнительная проходная, и для попадания туда, нужна была отметка в пропуске.

                Среди работ по истории завода выделяется рассказ непосредственного очевидца и в значительной степени творца этой истории – Владимира Николаевича Корытова. На предприятии он с 1975 года. Работал начальником цеха, главным технологом. С 1986 года – Главный инженер, а с 1996 и по 2016 – Генеральный директор.

                Приводимая далее работа напечатана в приложении к книге  Голиков В П «Эта наша с тобой биография… «Агату» — 45 лет. Люди и завод» — Ярославль 2013 г.

Наши девять пятилеток

Владимир Николаевич Корытов

 

               Начало начал нашего завода (как когда-то и города Гаврилов-Ям) — это славный Гаврилов-Ямский льнокомбинат «Заря социализма», отмечавший в первую нашу пятилетку свой 100-летний юбилей: первые свои четыре года жизни мы находились в гостеприимных стенах комбината. Это был период набора заводских кадров и постоянного их обучения. Наставниками были классные специалисты «завода-родителя», ММЗ «Знамя Революции», — они учили нас как в Гаврилов-Яме, т. е. непосредственно на наших рабочих местах, так и в Москве, на головном заводе.

                Это был период трудного освоения процесса изготовления первых авиационных деталей, который в 1974 году завершился запуском (уже на собственных площадях завода) современной механизированной линии производства «дроссельного пакета». Начиная с этого момента, о ГМЗ и узнали многие предприятия авиационной отрасли, получавшие от нас это изделие по внутриминистерской кооперации. Впрочем, это была уже вторая наша пятилетка, начавшая свой этап в феврале 1973 года, в новом заводском корпусе.

                В тот период для успешного становления завода, для быстрого освоения его производственных мощностей было принято мудрое решение — привлекать сюда специалистов с родственных предприятий отрасли. Весомый вклад в наше общее дело внесли специалисты из Перми (семьи Куприяновых, Дылдиных, Химченко), из Улан-Удэ (семьи Свиридкиных, Бобровых), а затем

                к нам пришли большие коллективы специалистов из украинского города Первомайска, из Рыбинска, из Омска, что дало сильный толчок процессу становлению предприятия. В итоге, начав с первой детали товарного выпуска (здесь надо упомянуть нашего первенца — ограничитель скорости ОС-2), вторая пятилетка завершилась началом серийного производства агрегатов и запуском первых испытательных стендов.

                Вторая пятилетка стала периодом мощного строительства. Шло строительство 2-ой очереди завода, с 1974 года активно вводился в строй (начиная с первого дома по ул. Шишкина, 9) жилой сектор. Трудовой коллектив ГМЗ активно участвовал в этом процессе: под началом ОКС (В.М. Носков, Ю.Ф. Мочалов, В.Н. Гусев, В.И. Бегунов и др.) работало более 100 работников завода. Заведующей будущим детским садом была назначена Н.Н.Ведерникова — при ее активном участии (в том числе, и непосредственно в строительстве) появился на свет хорошо известный и любимый заводчанами «Малыш».

                Темп строительства, заданный во второй пятилетке, активно продолжился в третьем пятилетии — и к его концу завод ввел в строй последние объекты второй очереди: гальванический цех и 7 этажей административного здания.

                В последующие годы активно возводились городские объекты, ежегодно строилось жилье, что, естественно, привлекало людей на наше предприятие. Коллектив завода рос, а созданный в 1974 году учебный центр (руководитель Г.А. Карпов) позволял быстрыми темпами вести подготовку кадров. Эта работа на предприятии никогда не прекращалась, и в итоге мы сегодня по праву гордимся качеством наших кадров: они показывают отличные результаты на всех профессиональных конкурсах. Это школа «АГАТа»!

                Топливорегулирующий аппарат ОС-2 и наши первые испытательные стенды ознаменовали окончание второй пятилетки развития ГМЗ — они же — определили и главную задачу третьей. К ее завершению, т.е. к пятнадцатилетию завода (1983 г.) была полностью задействована наша испытательная станция, от работы которой стала зависеть отгрузка головного завода. А от проведения специальных испытаний стала зависеть судьба и надежность новых разработок ОКБ «Темп». Поэтому наш цех № 22 должен был стать — и стал! — элитным коллективом, каждый член которого был, есть и должен впредь оставаться предельно ответственным за качество выпускаемой цехом продукции. Далеко не всем принимаемым в этот цех работникам удалось закрепиться на престижных рабочих местах. Отбор был жестким, но дело того требовало.

                Период 1978-1982 гг. стал для коллектива завода серьезной ступенькой роста: в объемах производства всё большее место стала занимать поставка уже не деталей и полуфабрикатов, а товара, готовых агрегатов.

Приложение

Руководители предприятия

В. И. Пашков 1968-1974

И. Л. Куприянов 1974-1976

Ю. В. Уваров 1976-1986

Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.