Руководители ГМЗ в период новейшей «Смуты»

 
Петр Филиппович Мамаев 1986-1992гг.

По книге Голиков В П «Эта наша с тобой биография… «Агату» — 45 лет. Люди и завод» — Ярославль 2013 г.

 

                …Петр Филиппович, уроженец Омска, в 1963 году окончил Сибирский автомобильно-дорожный институт имени В.В. Куйбышева. Работал старшим и ведущим инженером-экспериментатором на оборонных предприятиях Омска, заместителем и начальником цеха машиностроительного  конструкторского бюро, был награжден орденом «Знак Почета».

                В 1979 году он оказался в составе другого «десанта» — группы опытных, высококлассных специалистов из Омска, прибывших на Гаврилов-Ямский машиностроительный завод. В.С. Яковлев, А.М. Леньшин, Г.А. Яковлев, С.В. Степанов и другие омичи вскоре заняли ключевые должности в руководстве ГМЗ. Петр Филиппович Мамаев был назначен главным контролером ОТК, а позже – главным инженером завода.

                Небольшого роста, стройный, симпатичный, аккуратный, спокойный человек, с математическим складом ума, — он выполнял свои обязанности без надрыва и, на первый взгляд, как-то незаметно. Но уже на этом этапе внес существенный вклад в развитие производства. В частности, именно под его руководством на предприятии была внедрена комплексная система управления качеством продукции.

                В 1986 году П.Ф. Мамаев был утвержден на должность директора, сменив Ю.В. Уварова.

                Став первым лицом на заводе, Петр Филиппович не изменился. В нем не обнаружилось ни чванства, ни высокомерия, ни жесткости, он по-прежнему не стеснялся изменить свое решение, если оказывался не прав. Подобный стиль руководства некоторые заводчане, привыкшие к «твердой руке», считали слабостью директора. Но факты говорят сами за себя: в период с 1986 по 1992 год, при Мамаеве, ГМЗ увеличил объем выпускаемой продукции более чем в 3 раза. В условиях плановой социалистической экономики такой рывок был возможен только за счет умной технической политики и умелого использования творческого потенциала и свободной инициативы специалистов.

                При Петре Филипповиче на предприятии была организована двухсменная работа столовой, возобновил работу комплексный приемный пункт бытового обслуживания. Цехи были обеспечены гардеробами, комнатами отдыха, приведены в соответствие санитарно-гигиенические нормы помещений. Следом был открыт детский комбинат «Кораблик» с бассейном, а через год в Гаврилов-Яме открылся спорткомплекс «Спринт» и началось заселение нового 104-квартирного дома. Это были замечательные подарки для работников завода и жителей города!

                Новые политические веяния не обходили предприятие стороной: от военных заказов заводчане переходили к выпуску гражданской продукции. В 1989 году на ГМЗ была сдана в эксплуатацию линия напыления и введены первые производственные площади корпуса товаров народного потребления. В короткие сроки коллектив завода реализовал конверсионную программу, предприятие успешно заняло свое место в производстве гидравлического оборудования для грузоподъемной, дорожно-строительной и коммунальной техники и лесных манипуляторов.

                Но именно тут и начались обвальные «реформы начала 90-х»…

                Введение в масштабах страны госприемки остановило работу многих производств. Перевод государственных предприятий на хозрасчет и «Закон о кооперации» породило разбалансированность денежного обращения и потребительского рынка, дефицит промышленных и продовольственных товаров, дали возможность для первоначального накопления капитала нечестным путем. В стране стали повсеместно нарушаться условия коллективных договоров, начались противостояния между рабочими и администрацией предприятий, увеличилось количество трудовых споров. Падала трудовая дисциплина.

                В одном из своих выступлений на заводском собрании, посвященных переводу ГМЗ на новые условия хозяйствования, П.Ф. Мамаев говорил о том, что успешное развитие хозрасчета возможно только при высокой исполнительской и трудовой дисциплине. Но влияние «перестройки» на сознание масс заметно усиливалось, все громче звучали требования о выборности руководства.

                12 марта 1991 года Минавапром СССР на основании решения конференции трудового коллектива ГМЗ издал приказ, которым установил, что «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод в составе объединения ММПО «Знамя Революции» действует как самостоятельное предприятие с правом юридического лица». Спустя месяц исполком Гаврилов-Ямского районного  Совета народных депутатов зарегистрировал устав государственного предприятия «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод».

                В ноябре того же года был объявлен конкурс на лучшее название предприятия. В конкурсе приняли участие 17 человек, победителем был признан лучший в то время токарь Владимир Викторович Салов. По его предложению завод получил имя «АГАТ»(Агрегаты Авиационной Техники).

                В 1992 году был проведены выборы директора. Большинством голосов на эту должность был избран С.Ф.Попов.

Сергей Федорович Попов 1992-1996гг.

                 Сергей Федорович Попов родился в 1953 году в семье военнослужащего. Отслужив в армии, он поступил в Московский авиационный институт. Так получилось, что преддипломную практику он проходил на Гаврилов-Ямском машиностроительном заводе, в качестве помощника мастера 11-го цеха. За короткий срок он приобрел здесь много друзей, и когда встал вопрос о распределении, выбрал Гаврилов-Ям.

                Попов выделялся особым столичным шармом, культурой и манерой общения. Но это нисколько не отталкивало от него людей. Коллеги по работе видели в нем грамотного  инженера, человека с деловой хваткой и фантастической работоспособностью.

                Довольно споро поднимаясь по служебной лестнице, Сергей Федорович не порывал дружеских отношений с близкими людьми. К нему всегда можно было обратиться за советом, за помощью. Рабочие его уважали за профессионализм и доступность, он был для них своим.

                Видимо, поэтому, когда встал вопрос о выборе кандидатуры директора, конференция трудового коллектива предложила Сергею Федоровичу (который в то время был главным технологом завода и одновременно директором малого предприятия «Меркурий») возглавить ГМЗ.

                На долю Попова выпало очень неблагоприятное время. Начались недоброй памяти «лихие девяностые» со всеми их «прелестями».

                Серьезные хлопоты в повседневную работу завода внес режим акционирования. Но успех дела зависел, прежде всего, не от изменения организационно-правовой формы предприятия, а от финансового состояния завода. А оно было достаточно плачевным. Долги в бюджет, долги по заработной плате закрывать было попросту нечем, так как из-за преступной экономической политики государства авиационная промышленность России разваливалась буквально на глазах. На ГМЗ в десять раз сократился выпуск продукции, выпуск товаров народного потребления не мог заменить потерянных объемов производства.

                В этих условиях руководство предприятия приняло решение передать заводские водозаборные сооружения на баланс жилищно-коммунального хозяйства района. Налоговая инспекция района в лице ее начальника Л.И. Новожиловой поддержала позицию завода.

                В мае 1994 года началась закрытая подписка на акции ГМЗ, оцененные общим итогом  в 15 719 тыс. рублей. На один приватизационный чек  работник предприятия мог купить не более шести акций, по 1700 рублей за каждую. Даже многие руководители, не говоря уж о простых рабочих, не понимали смысла акционирования и приватизации.

                На ГМЗ появились иногородние скупщики акций. В итоге в Совет директоров ОАО ГМЗ «АГАТ» из девяти человек, избранных акционерами 23 декабря 1994 года, попали люди из криминальной среды, собравшие достаточный пакет акций и затормозившие на начальном этапе развитие производства.

                И все-таки Гаврилов-Ямский машиностроительный завод продолжал функционировать, выпускать востребованную потребителем продукцию, строиться. Несмотря на острую нехватку оборотных средств, в 90-е годы был сдан в эксплуатацию так нужный заводу газопровод, заводскому садовому товариществу была выделена дополнительная земля. После реструктуризации и реконструкции технической базы производственные мощности ОАО ГМЗ «АГАТ» был направлены на производство и ремонт топливорегулирующей аппаратуры для авиационных двигателей, производство гидроаппаратуры для мобильной грузоподъемной техники, дорожно-строительных машин и манипуляторов, производства комплектующих узлов к автомобильным двигателям и производство товаров народного потребления.

                Однако, вследствие постоянного снижения уровня финансирования, социальная напряженность на «АГАТе» росла. Генеральному директору пришлось вместе с администрацией завода и общественными организациями искать пути сглаживания противоречий. В коллективный договор был внесен пункт о льготах сокращенным работникам, об оказании финансовой поддержки заводчанам путем выдачи беспроцентных ссуд через кассу взаимопомощи.

                В этом направлении руководство «АГАТа» работало с областным Советом профсоюзов, с фондом социального страхования и с местными органами власти. В целях оперативного поиска рынков сбыта продукции, формирования портфеля заказов на предприятии был создан отдел маркетинга.

                В марте 1996 года Сергей Федорович Попов по собственной воле оставил завод.

Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.