Наши Девять Пятилеток

(продолжение)

В. Н. Корытов

Владимир Корытов ГМЗ Агат

                Четвертая пятилетка предприятия была периодом мощной реорганизации производства, временем массового внедрения специализированных участков на базе станков с ЧПУ.

                Разработанный и успешно реализованный комплексный план развития ГМЗ на период 1985-1991 гг. позволил заводу в самые короткие сроки освоить агрегаты самых современных «31-й» и «59-й» топливных систем для самолетов Су-27 и МиГ-29. Двадцатилетие завода (1988 г.) коллектив встречал с уже освоенным производством 11-ти агрегатов авиационных систем.

ГМЗ Агат

                Завершение работ по комплексному плану привело предприятие в 1991 году к максимальным показателям по объему производства и численности персонала (2380 человек), при этом завод обладал широкой социальной инфраструктурой. Производство в тот период было сбалансировано под оптимальный режим работы по выполнению плана (с учетом ежегодного значительного роста заказа на топливорегулирующую аппаратуру).

                Своевременно начал разрабатываться новый инвестиционный проект по организации серийного производства гидроаппаратуры и сантехники. Это позволяло в короткий срок загрузить мощности, освобождавшиеся при снижении производства оборонного назначения — однако, никто не мог предполагать, что скорость падения оборонного заказа будет поистине стремительной.

ГМЗ Агат

                1991 году — и свой четвертьвековой юбилей мы встретили, всё еще надеясь на возрождение сбыта и денежных платежей (соглашаясь, впрочем, на любые взаимовыгодные товарообмены). Но судьба распорядилась по-своему, уничтожив сначала оборотные и заемные средства, а затем и платежеспособность предприятия в целом. В таком состоянии предприятие вошло в самый проблематичный свой период, совпавший, к тому же, со срочным введением акционирования. Сложная доля легла в это время на плечи директора Сергея Федоровича Попова, который на первом этапе активно и инициативно вел предприятие к статусу открытого акционерного общества. Но предугадать итоги акционирования предприятия (а главное, угадать основных участников этого процесса) было очень сложно. Тем более, что 7 октября 1992 года не стало создателя «АГАТа», Ивана Ивановича Румянцева (который, будь он жив, сделал бы, конечно, всё возможное и даже невозможное, дабы оградить «АГАТ» от чуждого влияния)

                Результат приватизации завода был для многих ошеломительным. Главными акционерами ОАО «АГАТ» стали фирмы, далекие не только от авиации, но и вообще от промышленности.

                Именно это и привело предприятие в 1996 году к процедуре банкротства и задержке выплаты персоналу заработной платы (и без того мизерной) до 6-7 месяцев. Правда, эти негативные процессы были в Ярославской области характерны в тот период не только для нас, что сдержало потери квалифицированных кадров завода.

                Шестая заводская пятилетка стала для членов трудового коллектива завода серьезным испытанием. На предприятии остались только самые верные и надежные люди — в количестве всего 560 человек (1996 г.). Их труд, их стремление преодолеть любые трудности (они тогда работали за минимальную, ниже прожиточного уровня. зарплату) заслуживает преклонения. Думаю, что я нисколько не преувеличиваю, называя их героями, вынесшими тогда на своих плечах предприятие из пропасти.

                Но нужно было двигаться дальше, идти вперед. «АГАТу» было доверено провести в Ярославской области эксперимент по выводу предприятия на рыночный, международный уровень управления. Соответствующие услуги оказала нам известная американская консалтинговая фирма «АТ.Карни», разработав для этих целей специальную программу. Хотя фирма, на мой взгляд, и не до конца справилась со своей задачей, но специалисты нашего завода, участники этой программы, раньше, нежели многие другие наши коллеги, получили необходимые новые знания и опыт работы в условиях рынка, тогда только еще зарождающегося в России. Это были ценные уроки, которые однозначно показали нам: успех дела не в ожидании «манны небесной», а в активной самостоятельной работе в условиях, созданных новыми законами и правилами.

                В преддверии 30-летнего юбилея завода, находясь в процессе банкротства, мы активно искали пути возвращения в авиапромышленность, желая сменить собственников. И это свершилось с приходом к руководству ФГУП «Салют» известного ученого, истинно государственного человека Юрия Сергеевича Елисеева, благодаря которому пакет акций «АГАТа» перешел к корпорации «Салют» — и наше предприятие, таким образом, вошло в самую передовую структуру отечественного Авиапрома. В самые короткие сроки девятой заводской пятилетки нашим надежным партнером стал филиал «Нацпромбанка», который, невзирая на кризис, аккуратно вел «АГАТ» по финансовым путям.

ГМЗ Агат

                Мудрая политика новых акционеров переломила негативную ситуацию 90-х годов и доказала, что в любых условиях можно инициативно, с душой работать, добиваться намеченных целей. Инвестиции «Салюта» (как в части передачи нам оборудования оснастки, так и в производство мотоблоков), активное включение наших заводчан в программы подготовки специалистов предприятия, ставшего для нас головным, а также тесные дружеские связи наших коллективов, заложенные Ю.С. Елисеевым, дали свои плоды.

                Уже в 2001 году «АГАТ» восстановил численность основных работников и объемы производства (в сопоставимых ценах) до уровня самого успешного, 1991-го года. Пожалуй, другое предприятие с подобными показателями и в Ярославской области, и в нашей отрасли тогда труд-но было назвать.

ГМЗ Агат

                Уверенность в надежном акционере, болеющем душой за развитие производства на «АГАТе», необходимость развивать соцсферу придали дополнительный стимул работы нашему трудовому коллективу. «Прибыль мы заработаем на авиадвигателях, а ваша задача — развивать производство и город, делать так, чтобы люди были довольны работой на вашем предприятии. Тогда у нас будет полная уверенность, что поставщик «АГАТ» никогда не подведет», — так на собрании акционеров говорил председатель Совета директоров «АГАТа» Ю.С. Елисеев, генеральный директор ФГУП «Салют». Эти слова на долгие годы стали нашим кредо, основным направлением политики развития завода.

                «АГАТ» уверенно двинулся вперед. На базе нашего отдела подготовки кадров (ОПК), при активной поддержке ректора Рыбинской авиатехнологической академии Вячеслава Феоктистовича Безъязычного, в Гаврилов-Яме был создан филиал этого высшего учебного заведения — и сегодня мы черпаем кадры для своего предприятия прямо в Гаврилов-Яме.

                На заводе приняли и стали претворять в жизнь программу «Жилье для молодежи». Для молодых специалистов завода были построены 16 модульных домов, стали вводиться в строй многие другие объекты, нужные для создания благоприятного климата в трудовом коллективе, для уверенности людей в завтрашнем дне. С участием районной администрации получило ускорение развитие сферы соцкультбыта.

                Понятно, что свой 35-летний юбилей, на который приехала большая делегация со славного «Салюта», наш коллектив встретил не просто с хорошим настроением, а с воодушевлением.

Приложение

Руководители предприятия

Петр Филиппович Мамаев Агат
П.Ф. Мамаев  1986-1992
Сергей Федорович Попов Агат
С.Ф. Попов  1992 -1996
Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.