И. П. Корнилов

Волжские бурлаки. Ч. 8

Морской сборник. №7. СПб. 1862.

          Судно, нагруженное срочною кладью, идетъ спѣшно, день и ночь, и народъ, для бичевы или подачи, дѣлится подесятинно: десять верстъ идетъ одна смѣна, а слѣдующія десять верстъ — другая смѣна; одна смѣна работаетъ, а другая отдыхаетъ. Судно, идущее двусмѣнно, не останавливается даже на обѣдъ и на ужинъ. Срочная кладь идетъ больше изъ Астрахани и состоитъ изъ икры, осетрины, словомъ изъ дорогаго рыбнаго товара, который доставляется прямо къ сибирскому ряду на Нижегородской ярмаркѣ. Особенно армянскіе купцы любятъ спѣшить доставкою своихъ товаровъ на ярмарку. Армянинъ, хозяинъ груза, только ходитъ да посматриваетъ, чтобъ народъ дружно работалъ да сытно ѣлъ: кто ѣстъ мало хлѣба, значитъ плохой работникъ, силы въ немъ мало, пожалуй заболѣетъ еще дорогой; армянинъ тотчасъ и разсчитается съ нимъ какъ слѣдуетъ и отпуститъ: Богъ съ тобой, скажетъ. Кого хозяинъ увольняетъ съ дороги, съ тѣмъ разсчитывается по-плесно, т. е. по перемѣнамъ; сколько перемѣнъ прошелъ работникъ, за столько армянинъ и деньги отдаетъ съ полнымъ удовольствіемъ.

          Если судно идетъ не въ срочную, а въ протяжную, то народъ не дѣлится на двѣ смѣны, но работаетъ разомъ и только днемъ, а ночью отдыхаетъ. Когда артель многолюдная, то судно слѣдуетъ на двухъ бичевахъ и при каждой бичевѣ по одному коренному шишкѣ. Шишкою называется ловкій и опытный бурлакъ, идущій въ головѣ бичевы. Передовой бурлакъ долженъ имѣть непремѣнно ловкій ходъ. Плохой шишка какъ разъ собьетъ весь ладъ. Шагъ надо держать шире, а ступать рѣже, а иной шишка зачаститъ да всѣхъ и перепутаетъ. По временамъ, коли что замѣтитъ неладно, шишка покрикиваетъ: «шире бери, ребята; держи бичеву, ребята, на плечахъ; не спускай». Чтобъ обогнать судно, которое тянется малымъ народомъ, али плохими работниками, хозяинъ кричитъ съ своей росшивы, подзадоривая артель: «Эй ребята молодцы; смотри обгони; эво ползетъ: словно на подачѣ». Шишкѣ надо непремѣнно хорошо знать сакму, по которой ведется артель; онъ долженъ ловко выбирать тропки и пробираться между камнями и кустами, такъ чтобы за нимъ идти было не трудно. Гдѣ берегъ отлогій, тамъ бичеву вести дѣло простое; но гдѣ берегъ крутой, каменистый, да еще обросъ лѣсомъ, какъ въ Костычахъ — тамъ шишкѣ надо востро ухо держать. По Костычамъ вода тихая, да такая глубокая, что сажень на 13, на 15, возлѣ самаго ярочка, такъ что и подачей идти нельзя, а сакма или шакма, какъ произносятъ нѣкоторые бурлаки — опасная: все крутые да глубокіе враги. Если шишка ловокъ, такъ была бы только какая нибудь тропочка, а то карабкается по крутымъ высокимъ обрывамъ такъ, что внизъ посмотрѣть страшно.

          Вотъ тутъ, по глубокимъ мѣстамъ, подъ ярочками, суводи да майданы ([1]); суда, идущія на парусахъ, чтобъ избѣжать майдановъ, отдаляются отъ яровъ и идутъ посреди рѣки, самымъ стрежнемъ, быстрою, крѣпкою струею, гдѣ судно не качается и руль ровно держить; а въ майданахъ руль не слушается и хлябаетъ во всѣ стороны.

          Бичева — крѣпкая, толщиною въ большой палецъ, пеньковая веревка, не бѣлая, а зеленая, невысмоленная. Когда бичева убрана и на суднѣ, то она переплетается на «бараны» или два короткіе ухвата укрѣпленные стоймя на палубѣ.

          Во время бичевнаго хода, бичеву то прибавляютъ, то укорачиваютъ, смотря но мѣсту: надо ли судну отдалиться отъ берега, по которому слѣдуютъ бурлаки или, напротивъ, надо держаться къ берегу. Гдѣ росшива идетъ по крутояру, возлѣ самаго берега, то бичеву довольно выпустить сажень на 50, а гдѣ случится побочень или гряда и судну надо отрыснуть отъ берега, тамъ, если лоцманъ зазѣвается, то шишка напоминаетъ лоцману и кричитъ ему: «дядя лоцманъ, прибавь бичевы!» — и ее выпускаютъ иногда сажень на триста.

          Когда судно бѣжитъ на парусахъ, противъ теченія, по стрежню, гдѣ коренной стокъ силенъ, то вода даетъ иногда такіе сильные плещи, что вливается на кичку; народъ стоитъ тогда на суднѣ, кто при снастяхъ, кто при отногахъ, и правитъ парусами, по приказу лоцмана, а двое косныхъ сидятъ съ ножами на равинѣ.

          Названія парусной снасти:

          Дерево или мачта на росшивѣ состоитъ изъ пяти, плотно соединенныхъ, высокихъ и крѣпкихъ деревъ. Верхній конецъ дерева называется пика; на пикѣ утверждается флюгеръ. Когда судно суторое, то пика или стеньга имѣетъ въ вышину три печатныя сажени и въ нее вколачиваются четыре болта для того, чтобы косной могь по этимъ болтамъ взобраться до флюгера и расправить его, когда онъ запутается въ снасти.

          Верхній маленькій парусъ называется топсель. Поперечная рея, къ которой привязанъ топсель своимъ верхнимъ краемъ, пазывается топсельною равиною.

          Коренной парусь. Боковые края паруса называются пазухою. Нижній край паруса, «кошель», присязывается къ мачтѣ нѣсколькими веревками: среднія изъ нихъ называются отногами, а двѣ крайнія, самыя крѣпкія — ошивинами.

          Верхній край паруса пришивается, т. е. привязывается къ равинѣ,

въ нѣсколькихъ мѣстахъ, бичевочными тоньками. Крайніе тоньки, по концамъ равины, называются пріухами. Равина привязана къ мачтѣ двумя горделями. Для управленія кореннымъ парусомъ, къ концамъ равины привязываются веревки, правила; другая по тонѣе бичева, накрѣпко пришитая къ срединѣ пазухи, называется витюземъ.

          Коли вѣтеръ силенъ и можетъ потопить судно, то косные, взобравшись съ ножами на равину, обрубаютъ, тотчасъ какъ прикажетъ лоцманъ, тоньки, такъ что парусъ держится только по концамъ равины на пріухахъ, а средина паруса опустится и дастъ вѣтру свободный ходъ.

          Когда надо править парусомъ, то лоцманъ кричитъ: «гордель правой набей, лѣвой отпустить», али все равно: «правое (значитъ правило) отпущай, лѣвое приворачивай».

          Коренной парусъ шьется изъ равендука, и имѣетъ мѣры: по равинѣ, по верхнему краю, сажень 25, по нижнему краю, по кошелю, сажень 15, а по пазухѣ, то есть значитъ съ боковъ, 12 и 14 аршинъ.

          Надъ кореннымъ парусомъ дѣлаютъ, но не всегда, топсель или бѣговой парусъ. Когда посудина нагруженная — то поднимаютъ оба паруса, а когда идетъ посудина порожняя, то для нея довольно и топселя. Онъ только одинъ и служитъ для сбѣжки внизъ, по водѣ, потому что тутъ кореннаго паруса не надо. Топсель — квадратный парусъ; бокъ его длиною 15 аршинъ.

          Для бичевной тяги, бичева устроивается слѣдующимъ образомъ: къ пикѣ или стеньгѣ накрѣпко привязывается короткая толстая веревка, бурундукъ; къ свободному концу бурундука прикрѣпляется валитка, то есть блокъ, чрезъ который пропускается бичева; одинъ конецъ ея на суднѣ, гдѣ ею управляють, то выпуская, то уворачивая, смотря по надобности, а другой конецъ бичевы на берегу, на сакмѣ, и къ нему чалятся бурлаки.

          На самомъ концѣ бичевы и потомъ по бичевѣ, чрезъ каждыя три сажени, устраиваются петельки или ушки, въ которые продѣваются деревянные чебурки съ привязанными къ нимъ здоровыми тоньками; на концѣ бичевы, гдѣ идетъ шишка (передовой бурлакъ) тонекъ 5-ти аршинной длины, а тоньки вдоль по бичевѣ, у рядовыхъ бурлаковъ — трехъаршинные. Другимъ концомъ, тонекь привязывается въ желѣзному кольцу, къ которому привязана и кожаная лямка. Въ эту лямку впрягается и бурлакъ; онъ надѣваетъ ее чрезъ голову на грудь и на оба плеча. Мѣсто, гдѣ лямка привязана плотно въ желѣзному вольцу, называется швары. Рядовые бурлаки чалятся по бичевѣ не къ берегу, а къ водѣ или, какъ говорится, съ воды; только послѣдній или задній бурлакъ, который обыкновенно ссариваетъ бичеву съ кустовъ и каменьевъ, — чалится слѣва отъ бичевы или «съ берега».

          Задній бурлакъ называется завозенный, завознь, завощикъ. Въ завозни и въ шишки идутъ обыкновенно самые опытные и надежные бурлаки. Всѣ прочіе бурлаки, идущіе въ бичевѣ, называются рядовыми или подшишенными. Завощики очередуются съ шишками по днямъ. Ихъ бываетъ въ артели человѣкъ пять, шесть, много восемь. Завозня, какъ свой день отправилъ, идетъ на другой день въ шишку, а шишка идетъ на его мѣсто, завощикомъ. Кому очередь быть заднимъ, тотъ и бичеву перевозитъ, гдѣ случится, чрезъ рѣчку, и ѣздить съ подачей, въ случаѣ надобности.

          Когда судно идетъ на двухъ бичевахъ, то на каждой соблюдается совершенно тотъ же порядокъ и у каждой бичевы есть свой шишка и свой завощикъ. Иногда, для скорѣйшаго хода, къ коренной бичевѣ прилаживается такъ называемая подсада или боковая бичева. Подсада всегда влѣво отъ коренной бичевы, т. е. съ берега, а не съ воды.

          Чтобы подсада не отбивалась далеко, въ сторону отъ коренной бичевы, то задніе два или три бурлака чалятся въ вилы, то есть къ обѣимъ бичевамъ. Если судно идетъ на двѣ бичевы, то случается, что при каждой бичевѣ есть подсада, но никогда не бываетъ, чтобы судно шло на трехъ коренныхъ бичевахъ.

____________________

[1] Кажется то же, что омуты.

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.