И. П. Корнилов

Волжские бурлаки. Ч. 6

Морской сборник. №7. СПб. 1862.

          Перемѣнами называются постоянныя бурлацкія станціи, которыя не всегда бываютъ въ жилыхъ мѣстахъ, но иногда возлѣ какого нибудь урочища. Когда судно слѣдуетъ по теченію([1]), на гребкахъ, то гребцы, соблюдая между собою очередь, смѣняются на перемѣнахъ; но когда судно идетъ на бичевѣ или подачѣ противъ воды, то смѣны работниковъ бываютъ не по перемѣнамъ, а «по десятинно», то есть чрезъ каждыя десять верстъ. На разстояніи отъ Рыбинска до Нижняго, перемѣны малыя, не болѣе 18-ти или 25-ти верстъ, а за Нижнимъ Новгородомъ, къ низовымъ пристанямъ, перемѣны длиннѣе, именно оть 35-ти до 40 верстъ, потому что за Нижнимъ вода быстрѣе и съ тѣмъ вмѣстѣ гребная работа легче([2]). Отъ Рыбинска до Ярославля, на 76 верстахъ, 3 перемѣны; отъ Ярославля до Костромы на 73 верстахъ, также 3 перемѣны; отъ Костромы до Нижняго, на 291 верстѣ 13 перемѣнъ; отъ Нижняго до Казани, на 380 верстахъ, 15-ть перемѣнъ; отъ Казани до Хвалынска, на 654-хъ верстахъ, 8 перемѣнъ; отъ Хвалынска до Астрахани, на 1116 верстахъ 38 перемѣнъ. Всего между Рыбинскомъ и Астраханью, т. е. между двумя крайними предѣлами бурлацкой промышленности, 2590 верстъ и 80 перемѣнъ. Въ народѣ говорятъ, будто Императрица Екатерина II, путешествуя по Волгѣ, сама установляла для бурлаковъ перемѣны, по часамъ, принимая въ разсчетъ время, а не пройденное разстояніе.

          Отъ стараго Макарья, вверхъ до Рыбинска, считается 22 перемѣны, а до Мологи 23 перемѣны. Вотъ самый перечень этихъ перемѣнъ:

            Отъ стараго Макарья:

  1. Шелковнй затонъ.
  2. Кстова поляна.
  3. Подновье; Нижній Новгородъ.
  4. Балахна.
  5. Городецъ.
  6. Василево. Жители, прозываемые «дудошниками» — дѣлаютъ муравленую посуду и сами ее сплавляютъ ва дощаникахъ, для продажи, въ Саратовъ и Астрахань. Отъ Василева къ Катункамъ идутъ по нагорному берегу Крестовскія горы, а отъ Катунокъ къ Пучежу –Повалихинскія горы.
  7. Пучежъ, по прозванію «Здобный пирогъ».
  8. Сокольское село.
  9. Юрьевецъ.
  10. Никола-Елноть.
  11. Решма.
  12. Кинешма. Есть поговорка: «Кинешма да Решма кутитъ да мутитъ, а Солдога горюча — убыточки плотить». Эта поговорка ведется отъ того, что въ Кинешмѣ и Решмѣ, томойки сходятся обыкновенно на берегъ въ заходку, и при этомъ случаѣ пьянствуютъ, а въ Солдогѣ, по мелководью, судохозяева покупаютъ или нанимаютъ паузки для перегрузки, что убыточно хозяевамъ и накладно бурлакамъ.
  13. Полуехтово.
  14. Плесъ.
  15. Орлечикъ, гдѣ часовня.
  16. Кострома. Бурлацкая смѣна противъ самаго собора Федоровской Божіей Матери.
  17. Черная рѣка, повыше трехъ харчевень.
  18. Городище, повыше села Тимохина.
  19. Ярославль.
  20. Село Петръ и Павелъ.
  21. Богоявленскій островъ.
  22. Рыбинской — высокая колокольня.
  23. Молога.

          Судно, идущее бичевой, можетъ сдѣлать въ сутки, при чистой, хорошей сакмѣ и при тихой погодѣ, — отъ тридцати до сорока верстъ. Если судовому ходу препятствуютъ огрудки и осередыши (то есть камни и мели среди стрежня), и если на сакмѣ есть переправы чрезъ глубокіе затоны или рѣчныя устья, — что, разумѣется, замедляетъ ходъ бичевы, — то можно пройдти не болѣе 15-ти верстъ. По Костычамъ, гдѣ берегъ обрывистый и лѣсистый, да на Фатеевской плѣши, выше Чебоксаръ, къ Козьмодемьянску, — гдѣ на самомъ бичевникѣ зыбунъ и глубокая, вязкая грязь, — на бичевѣ нельзя пройдти болѣе 15-ти верстъ. При противномъ вѣтрѣ, когда валы съ бѣлякомъ, — то и при удобной сакмѣ нѣтъ возможности сдѣлать болѣе 20 верстъ въ сутки. Если противный вѣтеръ такъ усилится, что нельзя идти на бичевѣ, а надо подаваться завозомъ, то въ сутки нелзя пройдти болѣе десяти, пятнадцати верстъ.

          Коли дуетъ чистая моряна и не мѣняется ни день, ни ночь и, беретъ прямо, безъ приворота, на оба витюза, то отъ Самары до Нижняго можно придти парусомъ дней въ восемь; но если идти не парусомъ, а бичевой, — то понадобится недѣли четыре и даже болѣе, особенно если хозяинъ поскупится и не прибавитъ народа. Отъ Нижняго до Костромы идутъ тягою 8 и 10 дней, а парусомъ поспѣваютъ вдвое скорѣе.

          Говоря о парусномъ ходѣ, считаю умѣстнымъ замѣтить что рѣдкій кто изъ волжскихъ лоцмановь, на парусныхъ судахъ, имѣетъ компасъ. Вмѣсто N, S и пр. лоцмана и бурлаки отличаютъ на небесномъ горизонтѣ четыре постоянныя точки, опредѣляемыя восходомъ и закатомъ солнца, и называютъ ихъ: зимній восходъ и зимній закатъ, лѣтній восходъ и лѣтній закатъ. Они отличаютъ шесть главныхъ вѣтровъ, именно три южныхъ или низовыхъ: моряна, приполдень и полуденникъ, и три верховыхъ: горычъ (сѣверный) прямой верховой и луговень верховой (сѣверо-западный, дующій съ луговаго, западнаго берега). Горычъ противоположенъ морянѣ, приполдень — прямому верховому, а полуденникъ — луговню. Не смотря на мои старанія, я не могъ получить яснаго понятія о точномъ направленіи этихъ вѣтровъ, которые, кажется, опредѣляются не всегда по неизмѣннымъ отношеніямъ къ точкамъ солнечнаго восхода и заката, — но также и по направленію плеса; если напр. въ одномъ плесѣ дуетъ прямой низовой вѣтеръ или моряна, то при поворотѣ рѣки, тотъ же самый вѣтеръ подуетъ съ боку, съ берега и будетъ называться уже не моряною, а напр. полуденникомъ.

          Моряна хороша во всякомъ плесѣ, потому что она бьетъ направо и налѣво, на два приворота, на двѣ клещи; полуденникъ и приполдень бьютъ только на одинъ привороть и бываютъ попутными не вездѣ, а гдѣ придется по плесу. Моряна, приполдень, полуденникъ — настоящіе ходовые вѣтры, для паруснаго хода. Отъ Хвалыни до Самары 6 перемѣнъ; въ этомъ плесѣ хорошо идти полуденникомъ, а отъ Самары до Казани лучше бѣжать ночникомъ (кажется, то же самое, что приполдень); отъ Казани до Нижняго и до Юрьевда тутъ опять лучше идти полуденникомъ; про моряну и говорить нечего: она вездѣ хороша; нѣтъ лучше этого вѣтра. Когда моряна подуетъ, такъ бурлакамъ приходится только распѣвать пѣсни, въ родѣ слѣдующихъ:

            Сидѣлъ комарочекъ на дубочкѣ;

            Нигдѣ взялися вѣтры вихорочки;

            Снесли комарочка со дубочка.

            Упавъ комарочикъ со дубочка,

            Прошибилъ голову до самаго мозжечка.

            Прилетали къ нему мушки-горюшки,

            Снарядили то комарочка:

            Чей князь, чей генералъ, али чей полковникъ.

          Поютъ еще пѣсню, начинающуюся слѣдующими словами:

            Потолочинка упала

            Да концемъ она попала…

          Другіе вѣтры, дующіе съ сѣвера: лѣтній закатъ, горычъ крутой, тѣ служатъ только для плавнаго судна, которое бѣжитъ по теченію. Для сплава судовъ отъ Костромы до Юрьевца, нѣтъ лучше лѣтняго завата, а отъ Юрьевца къ Нижнему, хорошъ вѣтеръ съ ершей, то есть отъ Галицкаго озера, сиверной; отъ Казани до Баронскаго ([3]) вѣтеръ надо съ зимняго заката, а отъ Сызрани до Казани надо съ лѣтняго восхода, луговень. Горычъ никуда не годный вѣтеръ дуетъ поперегъ, съ береговъ; развѣ сдается гдѣ какое маленькое плесцо, верстъ на десять, гдѣ онъ пригоденъ.

____________________

[1] Суда, идущія по теченію, плавомъ, называются плавунами; суда, на которыхъ употребляются паруса, называются ходовыми. Ходовыя суда имѣютъ три хода: ходовой, т. е. парусный, потомъ бичевной и завозенный или на подачу.

[2] Волжская струя у Нижняго тише, чѣмъ теченіе Оки, и самую воду можно тотчасъ отличить по цвѣту: Волга бѣлѣе, а Ока синѣе.

[3] Отъ Баронскаго до Шелковаго затона 30 перемѣнъ. Баронская—нѣмецкая кодония на луговой сторонѣ Волги въ 60-ти верстахъ ниже Саратова Въ Баронскомъ, нѣмцы колонисты живутъ не хуже другаго помѣщика; брѣютъ бороды, плетутъ изъ соломы шапкисаксонки. Жены у нихъ дородныя, красивыя, ткутъ изъ шелка бѣлые платки.

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.