Посещение Архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном приходов Шопшинской волости. Часть 1

               Высокопреосвященный Ионафан – в миру Иван Наумович Руднев (1816-1906) был Архиепископом Ярославским и Ростовским с 28 февраля 1877г. по 1 декабря 1903г. «…Он успел не раз, не два, а многократно обозреть свою епархию и едва ли найдется в епархии такой уголок, где не побывал он: он побывал и в таких приходах, которые видели архиерея в первый раз от своего основания…» [ (1)стр. 696] Отчеты о посещения церквей и школ епархии регулярно печатались в газете «Ярославские епархиальные ведомости», некоторые выходили отдельными изданиями. Посещал Владыко и приходы Шопшинской волости.

«ОБОЗРЕНИЕ ЕПАРХИИ
Преосвящейнейшим Ионафаном,
Епископом Ярославским и Ростовским
(с 3-го по 22 июня 1881-го года)

1. Село Сидорково

               К селу Сидоркову, отстоящему в 17 верстах от Креста, ведет шоссейная дорога, пролегающая от Ярославля к Ростову и исправно поддерживаемая. По сторонам ея везде груды камня, заготовленнаго для ремонтировки; выбоин или калужин нигде не оказалось; полотно дороги везде ровное и гладкое: карета катилась быстро; на встречу не раз попадались товарные обозы, тянувшиеся к Ярославлю. Но есть ли это знак, что провозная плата по железной дороге высока для дешевых товаров, которые доселе отправляются по шоссе? Вскоре однакоже пришлось разстаться с покойным шоссе и следовать проселочной дорогою. В половине девятаго утра показалась каменная церковь села Сидоркова, обнесенная такою-же оградою. На 440 мужскаго пола душ имеются на лицо при церкви священник и причетчик; расколу в приходе нет: народу при встрече полная церковь. В теплом отделе церкви два алтаря; но низменные своды, потемневшая живопись, кирпичные полы и недостаток света лишают эту церковь подобающего ей благообразия; живопись требует возобновления. Иконостас холодной церкви четырех-ярусный, покрыт кармином с золоченую по местам резьбою и может быть назван приличным; стенная живопись покрывает своды и стены храма и еще не потеряла своею благообразия; пол также из кирпичей; библиотека не велика и состоит из святоотеческих писаний; журналов духовных не выписывается; летопись есть и доведена до настоящего 1881 года. В храме есть замечательная по своей древности икона Божией Матери с предвечным на руках Младенцем мерою в вышину 6-ти и в ширину 5-ти вершков, в серебряной ризе, особо уважаемая и чтимая жителями, которые приписывают ей пятисот-летнюю давность. Преосвященный, вошедши в алтарь, лично осмотрел сначала святые запасные Дары, антиминс и святое миро, потом занялся разсмотрением церковных документов. В богослужебном журнале не оказалось пометок, когда совершались царские молебны и панихиды, а также о чем говорилась проповедь и из какого текста, что предложено священнику неопустительно помечать при каждом праздничном и высокоторжественном богослужении. В доходном журнале нет записей об источниках дохода, из каких статей или от совершения каких треб они получались, что также предложено священнику отмечать при записи доходов. При благословлении народа одному мальчику Преосвященный предложил рассказать историю сошествия Святаго Духа на Апостолов, так как седмица была Троицкая и праздничное богослужение не могло еще забыться. Другой вопрос: Чем отличается обедня Троицына дня от других литургий? Мальчик не мог рассказать, а ответил дьячек. Часто ли вам говорит священник проповеди, спросил Владыка. Говорит, батюшко, сказали прихожане. Преосвященный благословляя народ, предложил священнику чаще и как можно проще говорить проповеди, говорить тем разговорным языком, каким мы привыкли беседовать дома в дружеской беседе с знакомыми и родными. «А чтобы проповедь твоя была действенной на народ, потщись все сказанное в проповеди оправдывать примером своей доброй жизни, которой и пастырь и все пасомые легко могут достигнуть помощью благодати Божией. Благодать Духа Божия всегда нам необходима и присуща; ея благотворным содействием мы живем, движемся и существуем. Мы чувствуем в себе довольство и радость, пользуемся здоровьем; это – благодатные нам дары Божии. На полях ваших брошенныя в землю семена хлебных растений дают вам богатый урожай, это – то же драгоценный дар благодати Божией. Духовныя сокровища благодати неисчислимы. Благодать Божия даровала человеку, павшему во грех, возможности спасения. Божественное учение, переданное нам в пророческих и апостольских книгах, есть для человека новое сокровище благодати. Читай усердно священное Писание, и узнаешь, что добро и что зло, что угодно Богу и приближает к Нему и что ненавистно для Него. Благоучрежденная на земле церковь Божия, руководящая человеком к жизни вечной, есть новый источник спасающей благодати. Иди в церковь надежно и смело; посещая оную, ты узнаешь пути Христовы, пути к царствию Божию. А таинства церковныя: крещение, покаяние, причащение и другия, какие в каждом из них проливаются на нас обильныя струи Божественной благодати? Видите ли теперь, как многоразлична бывает Божия благодать; она близка к человеку и украшает его, как воздух, как свет, как благотворная для нас теплота солнца. Но никогда не забывайте, что мы непрестанно должны просить Господа и всегда призывать на себя благотворныя действия благодатной силы Божией. Недавно мы молились, в день святыя Троицы о ниспослании Божией благодати; молитесь о том же всегда, каждый день, и утром и вечером, — и благодать Божия пребудет с вами и сохранит вас от всякаго зла». Из церкви Преосвященный зашел в церковный дом священника, благословмть его хлеб-соль, при чем дал ему совет, как одинокому, принять ионическое звание. Недалеко от церковного другой дом принадлежащий причетчику, очень красивый на вид, новый, крытий тесом, с красивою на верху светелкою. Владыка одобрил трудолюбивого причетчика, оказавшагося вполне исправным по службе, благословил его жить в таком же направлении деятельности и выбыл из Сидоркова по направлению к селу Шопше.

2. Село Шопша

               Приход села Шопши принадлежит с числу самых малочисленных, имея в своем составе 168 душ мужскаго пола душ, чисто православных; при церкви этаго села состоят на службе священник и причетчик. На содержание причта получается процентов и добавочнаго по обязательству прихожан содержания 132 рубля с копейками при обыкновенном количестве причтовой земли. Здесь явился Преосвященному благочинный села Вликаго священник Владимир Соколов для сопровождения Владыки в пределах своего благочинническаго участка. Каменная церковь этого села обнесена такою же оградою; иконостас холодной церкви темнаго цвета, с позлащенную резьбою, довольно благообразен; такою же кажется живопись, которую покрыты стены и своды храма; но утварь церкви не богата; библиотека при церкви незначительна. В теплой церкви алтарь во имя Николая чудотворца огражден кирпичным иконостасом, отделанным под серый мрамор; церковь эта мало освещена; стены ея темны. Владыка, осмотревши церковь, предложил церковному старосте и лучшим из прихожан поправить в церкви окраску стен, а священнику, состоящему законоучителем училища и вместе учителем, заняться приучению мальчиков к пению на клиросе, в виду преклонной старости единственаго при церкви, и то сверхштатного, причетчика. Домы для священника и причетчика отдельные, устроены на счет прихожан; особенно красив снаружи дом священника, еще новый и покрытый железом. Преподавши необходимые советы по благоустройству церковноприходских дел, Преосвященный немедленно отправился далее по направлению с селу Величкову.

3. Село Величково

               Немного более Шопшинскаго прихода и приход села Величкова, которое от Шопши находится в трех с половиною верстах разстояния. Церковь этого села каменная, одноглавая, ограды не имеет, и обнесена только валом. Приходских людей мужскаго пола 238, и все они православные; при церкви состоит на службе один священник без причетчика, место котораго заменяют сами крестьяне. Четырех-ярусный иконостас холодной церкви окрашен кармином, обставлен голубыми колоннами, убран золотою резьбою, что все хотя не особенно красиво, но за то пестро. Нижний ряд икон покрыт апликовыми ризами. Стенная роспись не высокаго достоинства, но прилична; пол чугунный. В теплой церкви один круглый иконостас темносиняго фона по средине трапезы; библиотека незначительна; летопись церковная ведется, хотя и с заметными пропусками в годах и событиях. На сретение Архипастыря собралось очень не мало прихожан, не смотря на дождливую погоду. Из многочисленнаго собрания прихожан, а равно из порядочнаго на клиросе пения крестьян, Владыка заключил, что они любят посещать храм Божий, за что и преподал им благословение о имени Господа Иисуса Христа. Во время принятия благословения, Преосвященный спросил предстоявших: О чем говорил вам батюшка проповедь в Троицын день? Еще: что такое святая Троица? И затем: Что значит Духов день? Крестьяне по возможности ответили на все предложенные вопросы. Народ, занявший всю церковь, все еще приходил на благословление; поэтому Валадыка предложил певцам пропеть: «Иже херувимы», как они пели в праздник святыя Троицы, за тем другую песнь: «Милость мира», и певцы крестьяне, к удивлению Архипастыря, спели очень удовлетворительно. Новый вопрос: Есть ли у вас училище? Есть, сказали предстоявшие, и учителем состоит бывший дворовый человек, теперь ушедший в Троице-Сергиевскую лавру на богомолье. Владыка спросил о его благонадежности, и дал совет следить родителям за направлением обучения, наблюдать чтобы учитель внушал детям страх Божий, преданность Государю, помазаннику Божию, почтение к родителям и властям, любовь к трудолюбию. Если что противное сему будет внушаемо учителем, таковой явится не учителем, а губителем юношества; таковаго тотчас должно отдать в распоряжение властей. Священник Александр Царевский найден Преосвященным стоящим награждения набедренником за свою долговременную службу и скромное поведение, не смотря на штраф, лежащий на нем с 1869 года. Из церкви Владыка зашел посмотреть квартиру священника; дом для его помещения церковный, новый, только что выстроенный после пожара; здесь встретили Преосвященного и получили его благословение жена и дети священника и родственники его, по сиротству проживающие на его содержании. Владыка благословил их хозяйство и хлеб-соль, но от предложеннаго чаю отказался, спеша в дальнейший путь.

4. Село Сотьма

               В пяти верстах расстояния от с. Величкова стоит с. Сотьма, приход которого состоит из 314 чисто православных мужскаго пола душ. В нем не полагалось полнаго причта по новым правилам церковно-приходскаго быта; но прихожане, руководимые благоразумным церковным старостою, крестьянином Федором Емельяновым, сначала устроили двух-этажный, полукаменный дом, за тем, по особому приговору, внесли добавочный вечный капитал, дающий каждогодных причту процентов 80 рублей; за 72 десятины излишней причтовой земли, коей всего 108 десятин, обязались платить каждогодной аренды по 100 рублей, и кроме того вносить на причт вместо нови по 12 четвертей ржи; на основании всего вышесказанного они просили о назначении к своей церкви полнаго причта, и указом Святейшаго Синода от 9 ноября 1879 года утверждено было навсегда при церкви Сотемской особому священнику и при нем штатному псаломщику. Церковь этого села каменная, пятиглавая, с высокой, прочной, каменной оградой, снабжена достаточно звоном, благодаря усердию (300 пудов бол. колокол) одной доброй прихожанки Парасковьи Ивановны Самариной. Иконостас холодной церкви четырех ярусный, очень благообразен, богато украшен позлащенную резьбою; стены и своды покрыты живописью; в алтаре видна очень ценная утварь начиная с благолепнаго серебрянаго ковчега для хранения святых запасных Даров; в другом серебряном ковчеге вне алтаря, на виду всех возлежат части святых мощей одиннадцати угодников Божиих; святого Матфея, Иоанна Златоуста, препод. Сергия и других, ковчег с мощами принесен в дар церкви тою-же прихожанкою Самариной. Библиотека церковная состоит из свято-отеческих писаний; летопись ведется своевременно. На сретение Преосвященнаго собралось очень много народа; благословляя предстоящих, он сказал им: «Храм Божий у вас благоустроен и красив; старайтесь же украшать и души ваши, дабы сделать их храмом для Духа Божия. А как украсить, вы спросите. Золотом нельзя; души наши невещественныя, духовны; оне не нуждаются в украшении златом и серебром. Нарядами пышными и дорого стоящими также нельзя украсить душу; ими украшают только тело, да и то часто без нужды и пользы и нередко во вред душе. Украсить душу можно только добрыми делами. Одолжи ты во время скудности беднаго твоего соседа: помоги выздороветь больному; пристрой к месту сироту; защити невиннаго от напрасной клеветы, вот дела, всегда могущия быть украшением твоей души. Старайтесь украшать души свои стяжанием добродетелей , благоугодных величию Божию; приобретите чистоту веры, неизменное упование на жизнь будущую, стяжите крепкую любовь к Господу; блюдите за совестью, чтобы она чиста была от растлевающих непорочность сердца земных пристрастий; от скверны греха; каждогодно очищайте души свои благодатном таинстве исповеди, облекитесь святостью Христовую в таинственном причащении Христовых таин: и души ваши будут, яко чертог украшенный, приятный Господу, всегда могущий быть угодным храмом для Его пребывания в вас и с вами. Запомните же слова мои, соблюдите совет мой, и в нем обрящете благо душам вашим, примете на себя благословение Божие». В теплой церкви один алтарь во имя Сергия Радонежскаго ; иконостас его по голубому фону приличный; такова же и стенная живопись. С окончанием тропаря преподобному Сергию, последовал вопрос причетнику: Где почивают мощи Сергия, но причетник не ответил. На другие вопросы: как читается девятая и потом десятая заповедь закона Божия, ответы получены с ошибками. Сколько главных христианских добродетелей? Ответ получен верный: три: вера, надежда и любовь. В церковном доме священника приняли благословение Архипастыря жена и пятеро детей священника, после чашки чаю Преосвященный благословил их хозяйство, хлеб-соль и немедленно выбыл из Сотьмы.

5. Село Акакиева пустынь

               В полуверсте от Сотьмы, за рекою того же имени, стоит церковь села Акакиева, бывой Акакиевой пустыни, не поименованная в маршруте; но Преосвященый, ввиду незначительного разстояния, но всегда трудна поездка к ней, пожелал пройти пешком к церкви. Церковь каменная, одноглавая, обнесена каменною оградою, сделанною из обветшавших братских келий упраздненного монастыря. В холодной церкви Казанской Божией Матери престол и жертвенник кирпичные, выведены сводом от самой земли, и такими остались от времен монастырских. В алтаре заметны трещины, как признак значительной древности церкви. Иконостас четырех ярусный , древний, весь вызолочен на полименте и заметно состарился; нижний ярус икон покрыт апликовыми ризами; на стенах и своде живописи нет; пол мозаичный; в теплой церкви святителя и чудотворца Николая пол чугунный, а иконостас покрыт кармином; отделка стен от древности потемнела. Преосвященый , заметивши это, пригласил к себе церковнаго старосту и сказал ему: «Храм нужно поприбрать; пыль со стен обмести, когда будет сухо и тепло и затем стены перебелить; займитесь этим делом неопустительно в настоящем же году». В церкви собралось не мало народу с малыми детьми; благословляя их Архипастырь прежде всего завещал священнику учить свою паству неленостно и словами и делом. «А вы, дети, сказал Владыка, ходите чаще в церковь, молитесь за Царя, учитесь прилежно (училище в полуверсте в селе Сотьме), будьте почтительны к родителям, наставникам и старшим против вас. Когда вы с юных лет приучитесь быть преданным церкви и почтительными в семействе и обществе, тогда из вас выйдут истинно благочестивые христиане и вполне надежные слуги Царя и общества, — и отество наше, родное всем нам государство Русское, может быть вполне покойно за свое будущее счастие и развитие. От здоровых корней растения образуются стебли и ветви прочныя; так и в государстве, когда народ, населяющий грады, села и деревни, будет воспитан в благочестии и здравых понятиях; никакия бури и волнения тогда не сильны будут произвести замешательства в строе внутренней его жизни и не поколебать политическаго его могущества». В церковном доме, занимаемом священником, приняли благословение Архипастыря жена священника, двое сыновей его, хорошо обучающихся в семинарии и училище, дочь, только что просватанная за муж за псаломщика с богословским образованием, и дочь замужняя с бывшим тут же на лицо ея мужем. Владыко благословил священника трудиться и благоустроять счастие детей своих.

               В летописи села Акакиева, составленной священником (Михаил Аристов награжден фиолетовую скуфьею 1879 года), есть интересные сказания о прежде бывой мужской Акакиевой пустоши. Она первоначально была устроена Государевым богомольцем Акакием в 7155 (1647) году, что ясно видно из выписи Московскаго вотчиннаго департамента, выданной прихожанам села Акакиевой пустыни в 1826 году 11 дня. Там сказано, что ему Акакию дано Государево жалование к новой его пустынке, и что старец Акакий с братиею по повелению Ростовскаго и Ярославскаго митрополита Варлаама, в Ростовском уезде, в Сотемском стану, на погосте Воскресенском, на речке Сотьме, поставили новый монастырь. Кто был старец Акакий и где впоследствии погребен, неизвестно. Спустя 40 лет, как значится в той же выписи, игумен Акакиевскаго монастыря Григрий в 1686 года 14 мая заявил перед писцами: стольником Петром Алексеевым сыном Шетневым и подъячим Федором Чиркиным, что в означенном монастыре есть еще придельный храм во имя святителя и чудотворца Николая, и что в церкви и приделе образа, свечи, ризы, книги сосуды и всякая церковная утварь и на колокольне колокола строение великих Государей и мирские.(На колоколах нет надписей, и потому трудно определить, от времен ли монастыря они остались или приобретены впоследствии). В монастыре келья игуменская и три кельи братских, а в них двенадцать братов, келья келарская, да житница, строенье то обнесена забором. Место где основан монастырь, называлось пустошью Задеберье. Из сохранившагося указа митрополита Арсения от 28-го февраля 1753 года видно, что Акакиевский монастырь вместе с Белогостицким был приписан к Ростовскому митрополичьему дому. При введении духовных штатов и упразднении бедных монастырей с малым числом братии, Акакиева пустынь упразднена, и бывшие в ней иноки переведены в Белогостицкий монастырь. В 1777 году в июне месяце, во время генерального межевания, все земли, состоявшия за Акакиевским монастырем по писцовым книгам и другим актам, замежеваны за тяглую за казенными крестьянами, вследствие чего Преосвященный Архиепископ Ростовский Самуил, указом от 13 декабря 1878 года, обратил Акакиевскую пустынскую церковь в приходскую, из близ лежащаго двух-комплектнаго прихода села Сотьма перевели к ней священника Михаила Максимова, диакона Ивана, дьячка Алексея и пономаря Ивана же (отчество в указе не означено). В то же время Самуил отчислил из Сотемскаго прихода к Акакиевской церкви приходских людей, состоящих в сельце Савелкове и деревнях Угреши, Цыбирине, Ильцыне, Коромыслове, Шалаеве и три двора в самой Сотьме; а для земельнаго довольства членам Акакиевскаго причта тот же архиепископ отделил половину церковной Сотемской земли с прибавлением отдельной пустоши Маркова. Это распоряжение из прошлого столетия мы нарочно выписываем в пример обывателям тех селений, которыя в настоящее время испытывают подобную же участь. Перечисленые члены причта переселились к Акакиевой церкви, но не долго жили спокойно и вскоре вынуждены были разойтись по разным приходам вследствие иска, начатого пичтом и приходами села Сотьма о возвратном перечислении за их церковь отобранного у них полвиннаго количества церковной земли. Основанием для иска Сотемцам послужило то, что земля при Сотемской церкви значилась исстари по писцовым книгам, по этому, как писцовая, вновь отобрана от Акакиевской церкви и оставлена за церковью села Сотьмы. Прихожанам Акакиево-пустошской церкви тогда же предложено было, буде пожелать видеть церковь свою не упраздненную, нарезать церковную землю из своих тяглых дачь. Приходские жители, вследствие сего, обратились в Московский вотчинный департамент за справкой, какия земли и сколько их было за Акакиевским монастырем и, после долгих хлопот, достигли того , что земля нарезана в 1827 году к церкви их в полном количестве 39-ти десятин, а причту ихцеркви назначено с 1832 года жалование из Ярославскаго казначейства 300 рублей ассигнациями в год, которое выдается и после в количестве 83 р. 90 копеек ежегодно. В последнее время, для удержания самостоятельности своей церкви, прихожане села Акакиевой пустыни, в еоличестве 237 мужскаго пола душ, внесли в кредитныя учреждения вечный капитал, проценты с котораго (235 р. С копейками) навсегда обезпечила самостоятельность Акакиевскаго храма и соделали служителей его довольными в своем материальном содержании. При церкви Акакиевской положено быть священнику и псаломщику.» [ (2)стр.249- 256]

Литература

  1. «Ярославскиия епархиальныя ведомости. Часть неофициальная» Далее «ЯЕВ» 1906 № 45 от 5 Ноября.
  2. «ЯЕВ» 1881 №32 от 8 Августа.
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.