Посещение Архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном приходов Шопшинской волости. Часть 2

Приходы Шопшинской волости
Приходские церкви Шопшинской волости
  1. Церковь села Сидоркова. Основана в 1788-м году.
  2. Церковь села Пятницкой горы. Время сооружения относится к 1767 году. Ныне утрачена.
  3. Церковь села Горегрязи. Время основания сей церкви относится к 1809 году.
  4. Церковь села Прохоровского.
  5. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Творина. Воздвигнута в 1769 году. Того же села, церковь Святителя Леонтия Ростовского Чудотворца. Время основания относится к 1810 году.
  6. Церковь села Шопши. Основана в 1803 году. Ныне действующая.
  7. Церковь села Величкова. Сооружена в 1801 году.
  8. Церковь бывой Акакиевой пустыни. Время построения ее не известно. Ныне утрачена.
  9. Церковь села Сотьмы. Основана в 1814 году.

«О Б О З Р Е Н И Е

Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященным Ионафаном, Архиепископом Ярославским и Ростовским, церквей и монастырей в уездах: Ярославском, Ростовском и Угличском в продолжении 16 – 28 ч. мая сего 1886 г.

            … 28 ч.

            … В 2 часа по полудни последовал отъезд <из Ростова> по тракту на Ярославль, и на оном пути обозрены следующия церкви:

            …2) В с. Шопша Ярославскаго уезда. Церковь каменная, но бедная, с маленьким теплым приделом. Беден и малочисленен приход (до 150 д. муж. п.). Владыка, преподавая благословение собравшимся прихожанам, спросил их: «Хорошо-ли живете?» Ответили: Не совсем хорошо, по случаю неурожаев. Владыка спросил: «А неурожаи от чего?» Ответили: «От Бога». Тогда Владыка сказал им: « А почему Бог не дает вам урожая? Потому что в церковь не ходите, постов не соблюдаете, вином упиваетесь, межу собою живете не мирно… А будете жить по заповедям Божиим, тогда и Господь будет подавать вам свои блага. Ведь благ и милостив ко всем людям и всем желает счастия и спасения». При выходе из церкви Владыка еще раз призвал благословение Божие на Шопшинцев и сказал им: « Господь вас благословит и да подаст вам благополучие. Но чтобы быть достойным милостей Божиих, старайтесь угождать Господу Богу, друг с другом не ссорьтесь, пьянства бегайте, как заразы, бедным помогайте. У иного нечем поле запахать: помогите тому, и Господь вам сторицею воздаст»… По выходе из церкви, Владыка посетил дом священника (Витальскаго), который состоит учителем и законоучителем в приходской школе (земской) и этим поддерживает свое материальное существование. Учащихся 60 человек…» [ (1)стр. 758 -760] 

«О Б О З Р Е Н И Е

Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященным Ионафаном, Архиепископом Ярославским и Ростовским, некоторых церквей по случаю освящения и служения в них в июне, сентябре и октябре месяцах 1886 г.

            6 сентября…

            …На пути к селу <Великому> обозрена была церковь села Творина, во имя святителя Ростов. Леонтия. Церковь каменная, не богатая, но с подобающим благолепием. При совершении входнаго молебствия причт торопился; Владыка поставил это ему на вид и убеждал никогда не спешить церковным чтением и пением. Обратившись к пришедшим для благословления Архипастырь сказал: «я не думал к вам заходить; я уж бывал у вас, но зашел за усердие ваше, чтобы призвать на вас благословение Божие. Живите же в мире и любви между собой, и подаст вам Господь всякое благо к вашему благополучию». Преподавши благословение и осведомившись о приходской земской школе, владыка посетил и квартиру местнаго священника (А. Успенскаго), обремененного большим семейством (9 человек детей), в числе которых две дочери, окончивших курс в Ярославской гимназии. Заботливые о воспитании своих детей родители просиди Архипастыря определить их дочерей учительницами в церковно-приходские школы. Выходя из дома и приметив его обветшалость Владыка обратился к церковному старосте и прихожанам с убеждением поправить дом и в заключении сказал им: « ведь он (священник) у вас один, ведь не тяжело вам это»…[ (2)стр.8-9]

«О Б О З Р Е Н И Е

Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященным Ионафаном, Архиепископом Ярославским и Ростовским, церквей и монастырей в городах: Романо-Борисоглебске, Рыбинске, Мологе, Данилове, Любиме, Ростове, Пошехонье и их уездах в июне, июле, августе, сентябре и декабре месяцах 1889 г.

            …7 июля, в 9 час. Утра Архипастырь выбыл из Ярославля, чтобы посетить тяжко больного в г. Петровске, Рост. уез., прот. Шумилина. На пути, по шоссе, были посещены… г) Церковь с. Шопши, Яросл. у. По звону колокола явились священник и псаломщик. Храм оказался в исправности, но церковный дом, в котором помещается причт, холодный. По этому случаю Владыка сделал церковному старосте внушение озаботиться исправлением дома…»[ (3)стр. 143]

«О Б О З Р Е Н И Е

Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященным Ионафаном, Архиепископом Ярославским и Ростовским, некоторых церквей Ярославскаго уезда 6-го июля 1890 г.

            6 –го июля, в 7-м часу утра, Высокопреосвященный Архипастырь выбыл из гор. Ярославля по проселочному Великосельскому тракту…

            …Село Горегрязь. Путь от с. Введенскаго до с. Горегрязи прошел благополучно и скоро. При подъезде к церкви, Владыка был встречен тем же священником с. Введенскаго о. Н. Каллистратовым, так как местный священник А. Добротин, отправляясь на окружной съезд духовенства, домой еще не возвратился. Обозрев небогатую церковь, Владыка обратился к прихожанам с вопросом: «Есть ли здесь школа»? Крестьяне отвечали, что нет и что причина тому их бедность. На это со стороны возразили им, что бедность их от кабака, который не хотят закрыть они, и что бедности избегнуть легко, так как надел земли по 6 десятин на душу, и что прежде у здесь у крестьян был достаток и бедности не было. НА обличительную речь, последовавшую затем от Владыки о вреде пьянства, губящаго душу и тело и лишающего благосостояния и счастливой жизни целыя семейства, (речь была начата в церкви и окончена перед домом священника), крестьяне, защищая себя, начали пререкания между собою: старшие указывали на младших, не повинующихся им и по своей воле будто бы поддерживающих кабак на селе; жители смежной деревни д. Кондратова укорили их в упадке их общаго благосостояния, указывая на их кабак ; Горегрязевские же, в свою очередь, обвинили Кондратовских в том, что и они пьянствуют не менее, хотя и нет кабака у них. Вообще видно, что речь Владыки крепко задела, пристыдила и смутила крестьян. Но, — не смотря на борьбу, видимо происходившую в душах их и от сознания глубокого вреда от существующаго у них кабака, и от нежелания сразу покончить с ним, — крестьяне ничего определенного о закрытии его не сказали и остались доколе с кабаком. Дом священника, который изволил посетить Владыка, устроен грубо, тесен до крайности, зимой холодный и угарный. Вот внутренние размеры: 10 арш. По лицу и 9 вглубь, и на этом пространстве размещены: кухня с огромной печью, тут же что-то вроде прихожей, тоже далее вперед что-то вроде приемной залы и спальни. Это помещение для семи человек, живущих тут вместе, да здесь же помещалась и домашняя школа, теперь закрытая. Есть не мало плохих домов, но таких в уезде почти нет. Церковь построена в 1809 году, душ в приходе 244 м. и 245 ж. пола. Земли при церкви 42 десятины 1076 кадр. сажень; население почти все православное, но к церкви холодное; в причте 2 лица; содержание причта скудное.

            Село Гора-Пятницкая. Четырехверстный путь от Горегрязи до Горы-Пятницкой прошел незаметно. Перед входом в храм, Владыка встречен был священником со св. крестом и, при пении тропаря храма (во имя великомученицы Праскевы), вошел для обозрения в алтарь холодной церкви и рядом с ним придела во имя св. чудотворца Николая. По окончании литии, Владыка вышел из алтаря в церковь. Открытое и светлое устройство холодной церкви видимо понравилось ему; иконостас весь вызолочен и стены храма покрыты довольно хорошей живописью итальянского стиля. Речь Владыки и здесь коснулась прежде всего дорогаго для всех предмета: есть ли здесь школа? Есть, но домашняя с 12-ю мальчиками. «Следовало бы устроить школы правильную.» Но на это ответили, что дело устройства школы составляет постоянную заботу причта, старосты и Его Превосходительства Г. Карновича; но останавливается сельскими старостами, которых в приходе три и которые не только не стараются убедить прихожан, но запугивают их тяжестью каких-то налогов с устройством школы. Было созвано в январе месяце нынешнего года наблюдателем приходское собрание, на котором был и Г. Действительный Ст. Советник Карнович, который был так добр к крестьянам, что давал на всю школу собственнаго леса, а церковный староста, крестьянин А. Ремезов, от себя жертвовал на устройство школы 500 руб., от крестьян же требовалось только единовременно по 40 коп. с души, а затем по 20 коп. на дальнейшую поддержку школы; но и при таких условиях дело открытия школы осталось не решенным. Вышедши в теплую церковь, Владыка заметил, что лучше бы вместо устройства алтаря и хоров вверху, стеснивших небольшую церковь, устроить алтарь внизу; было бы удобнее для служащих и для молящихся. Церковь с тремя престолами, построена в 1767 году, душ 443 муж. и 446 жен. пола; земли при церкви 87 десят. 547 кв. саж.; в причте два лица» [ (4)стр. 1-7]

            По Ведомости на 1893/4 уч. год в Горегрязи значатся две школы грамотности, всего учеников 7 в I отд. [ (5)стр. 66] . Церковно-приходская школа на Горе-Пятнице упоминается уже в 1991 году.[ (6)стр. 175-176]

            « …Обратный путь из с. Великаго к г. Ярославлю лежал через с. Творино. Встреченный священником со св. крестом в притворе Покровской холодной церкви, Владыка при пении тропаря храма, вошел в церковь и во св. алтарь. По обозрении алтаря, вышед из онаго , Владыка похвалил усердие прихожан за новый колокол (в 302 п.), купленный ими в память спасении жизни Государя Императора 17 октября 1888 года, но вместе указал и на необходимость возобновление обветшавшаго иконостаса. Здесь представлен был благочинным Его Высокопреосвященству местный псаломщик Самсон В. Мансветов, с отличным усердием прослуживший уже пятьдесят пять лет. Владыка, одобрив такое продолжительное и похвальное служение, преподал Мансветову благословение носить рясу и приказал благочинному сделать представление о нем о награждении за 55-ти летнюю службу золотою медалью для ношение на шее. По выходе из церкви, Владыка посетил дом священника И. Покровскаго и благословил его семейство. Из Творина Архипастырь благополучно прибыл в г. Ярославль в 11 ¾ ч. По полудни.»[ (4)стр.12]

    Литература

    1. «Ярославския епархиальныя ведомости.Часть Неофициальная»<далее ЯЕВ> 1886г. № 48 от 1 Декабря.
    2. «Обозрение Всокопреосвященным Ионафаном. 1886 г» — Ярославль , 1886г.
    3. «ЯЕВ» 1890г. №9 от 26 Февраля.
    4. «ЯЕВ» 1891г. № 1 от 1 Января.
    5. «Журналы Ярославскаго уезднаго земства. Сессия 1894 г.» — Ярославль , 1895г.
    6. «ЯЕВ» 1892г. № 11 от 10 Марта .
    7. «Все церкви Ярославской области. 1992г., 1908г., 1861г.» Спецвыпуск газеты «Заволжье» № 5,6.7 1992 г.
    Свежие комментарии

      Село Великое

      виртуальный музей

      info@velikoemuseum.ru

      • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.