Посещение села Великого архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном в 1886 г. 1

             … 6 сентября, в 3 часа по полудни, Архипастырь, уступая усердной просьбе причта и представителей прихода села Великого, Ярославского уезда, выбыл в это село (по Московскому шоссе, на лошадях), чтобы освятить в главном Рождество-Богородицком храме села новый иконостас  и совершить в нем служение 7 числа в день воскресный и 8 ч. в день храмового праздника села. Сопровождали Архипастыря, кроме певчих и иподиаконов, Толгский архимандрит Павел, ключарь и протодиакон.
            …

            В ½ 7-го часа прибыл Архипастырь в Великое село. На пути, при въезде в село, находится единоверческая церковь, священник которой (М. Щетнев) в облачении и с св. крестом ожидал у ворот ограды. С ним не мало было и прихожан. Владыка вышел из экипажа, приложился к св. кресту и сказал священнику и прихожанам: «К вам я прибуду завтра». Прибывши к приходским церквам (летняя в честь Рождества Богородицы с двумя приделами в ряд и зимняя в честь Покрова пресв. Богородицы с приделом св. Николая чудотворца, обе каменные), Владыка вошел в главную из них, Рождество-Богородицкую, где ожидали: приходское духовенство и масса народа (прихожан в селе 2000 душ муж. п.). Старший из священников (он же и благочинный) В. Соколов приветствовал Архипастыря следующею речью:

«Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец!

            Благословен Господь, сподобивший нас на третий раз сретать тебя во св. храме сем! Благодарим убо Господа из глубины душ и сердец наших за великую Его милость к нам и сугубо радуемся о святительском пришествии твоем.

            Вниди же, Милостивейший наш Отец и Архипастырь, с миром твоим и молитвою твоею во святый храм сей, обновленный и украшенный усердием детей твоих. И если малое сие усердие их будет иметь хотя малую цену пред очами твоими, и твое отеческое сердце возрадуется о усердии детей твоих к благолепию св. храма сего, возрадуются радостию великою и дети твои и вознесут горячие мольбы к Отцу небесному, да хранит Он надолго дорогую жизнь твою для нашего и общего блага всей Богоспасаемой паствы Ярославской. Благословен грядый во имя Господне!»

Протоиерей Владимир Евгеньевич Соколов
Протоиерей Владимир Евгеньевич Соколов
Отец Николай Асафович Красносельский
Отец Николай Красносельский

            Владыка, взявши св. крест, сказал, что и для него всегда составляет высокое утешение видеть в своей пастве особенное усердие о благоустройстве и благолепии храмов Божиих. Остается пожелать, чтобы души всех усердствовавших в обновлении сего храма украшались и блистали добродетелями, как  блестит золото в храме. Вошедши в алтарь, Владыка благословил местный причт начать воскресное бдение. Пели два хора архиерейский и местный, состоящий из учащихся в приходской школе и из любителей, под управлением приходского священника Н. Красносельского. Храм был наполнен молящимися, которые представляли ту местную особенность, что мужчины сплошною массой, во всю ширину храма, стояли впереди, а женщины в таком же виде стояли назади. Пред окончанием бдения Владыка вышел из алтаря, остановился на амвоне и стал преподавать благословение. Невозможно описать усердия, с которым взрослые и дети, мужчины и женщины, тесня друг друга, стремились получить Архипастырское благословение.

Церковный хор села Великого

            7 сентября, в воскресенье, в 6-8 час. утра, местным причтом совершены были ранняя литургия и после ней проводы Тихвинской иконы Божией Матери, принадлежащей Ростовскому женскому монастырю. С ½ 9-го часа начат перезвон, во время которого о. архимандрит Павел с двумя сослужащими освятил воду. В ½ 10 часа прибыл Высокопреосвященный Архипастырь и после прочтения часов совершил в Рождество-Богородицком храме обряд освящения иконостаса, священных изображений на стенах и икон на колоннах. Храм этот построен в 1712 г. и по своей архитектуре представляет точную копию с Ярославского кафедрального собора, только больше по размерам ( в длину, ширину и высоту). Совершенно подобен этот храм Ярославскому собору, построенному в 1-й полов. XVII ст., и по внутреннему устройству: такой же 5-ти ярусный иконостас ( с надбавкою выше его 6-го ряда икон в полукруглых рамах и в средине резного изображения Спасителя на кресте), те же 4-ре колонны, поддерживающие три купола и своды, такие же по бокам (главного престола) приделы, представляющие церковь в церкви. Усердие к сему храму прихожан выразилось в настоящий раз: в исправлении резьбы и сплошной позолоте всего иконостаса, в отчистке и возобновлении (без перемены рисунков) стенной живописи очень высокого достоинства и весьма толково изображающей главнейшие события ветхозаветной и новозаветной свящ. истории, в убранстве колонн вновь написанными (в греческом вкусе) иконами, установленными в позолоченных, изящной работы, киотах (тогда как прежде они обставлены были разнообразными иконами, нанесенными из домов прихожан) и проч. Дорого обошлось такое возобновление; за то в настоящем виде храм этот должен быть отнесен к числу самых лучших храмов Ярославской епархии, и притом таких храмов, которые олицетворяют в себе нашу истинно русскую православную древность. Приверженные к старине старообрядцы, коих не мало в Великом селе, между прочим могут остановить свой взор и на древних иконах, украшающих нижний ярус иконостаса и убранных в весьма ценные сребропозлащенные ризы (наприм. , на иконе Спасителя риза 32 ф., на иконе Смоленской Божией Матери 29 ф., на иконе Рождества Богородицы 29 ф. и т. д.). За освящением последовала литургия, которую служили с Архипастырем: архим. Павел, ключарь и местные свящ. В. Соколов и свящ. Ф. Барсов. Проповедь во время причастия говорил Ярославской кладбищенской церкви свящ. С. Соколов (сын свящ. В. Соколова) на текст: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. По окончании литургии и преподании благословения, Архипастырь, среди тысячной массы народа, прошел в теплый храм, который представляет совершенную противоположность холодному и требует больших затрат для приведения его в настоящий благолепный вид. Главный его недостаток – очень низкий потолок, вследствие чего, при большом стечении богомольцев, в храме бывает крайне душно.
            По выходе из храма, Владыка посетил дом церковного старосты Г. В. Моругина и затем отправился в единоверческую церковь. По выслушании входного молебствия, которое пропето было громко и стройно (по знаменному распеву), Архипастырь принял от священника крест и обратился к народу, а протодиакон возгласил: «Единоверным братьям нашим многая лета». Когда смолкло многолетие, Владыка сказал: «Вот вам мое искреннее благожелание, да хранит вас Господь на многая лета в душевном спасении и телесном здравии».  Прихожане обратились с просьбою об уходящем от них священнике. Владыка сказал: «Эта просьба мне уже известна. Если он увлечен честолюбием  и корыстолюбием , то ему не будет ничего хорошего на новом месте; если же он идет для славы Божией, для больших трудов среди Нижегородских единоверцев, то мы не должны его удерживать. Не печальтесь, Господь пошлет вам  и нового пастыря по сердцу вашему».  Преподавши благословение (во время которого пропели догматик на клиросе по нотам), Владыка посетил квартиру священника и потом отправился в кладбищенскую церковь (каменная и оч. благолепная церковь). После входного молебствия, протодиакон произнес: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, всем почивающим при св. храме сем православным христианам, и сотвори им вечную память». По окончании пения «вечная память» Владыка обратился к собравшимся прихожанам и сказал им: «А вам многая лета. Бывайте здесь чаще и поминайте почивающих здесь предков ваших, молитесь о них, чтобы Господь помиловал их, а их молитвами и вас в свою очередь. Не все мы умираем достойными царства Божия, хотя и желаем его; поэтому-то вот и нужны молитвы за усопших, чтобы Господь  очистил их от грехов и принял их в небесные обители. Господь милостиво приемлет эти молитвы, потому что они исходят из горящего христианскою любовию сердца и церковь земную соединяют с небесною».
            После кладбища Архипастырь посетил приходское двуклассное училище (Мин. нар. пр.) и женское училище (земское). Благословивши всех детей, Владыка сказал им в наставление: «Учитесь прилежно; молитесь Богу усердно; родителей, старших и наставников почитайте, и Господь даст вам счастливую и долгую жизнь»… Лучшим ученикам и ученицам розданы в награду книжки.
            Из училищ Архипастырь проследовал в дом старосты единоверческой церкви крестьян. Кувыркина, который встретил Владыку с особенным радушием и почетом. Входная лестница была убрана цветами, супруга хозяина поднесла хлеб-соль, певцы единоверцы пропели по нотам: «Не имамы иныя помощи»… Еще раз заявлено было здесь сожаление об уходящем священнике. По всему заметно, что здешнее единоверие не по наружности только, но и внутренно находится в полном союзе с церковию.
            Возвращаясь в квартиру (в дом свящ. В. Соколова), Владыка посетил общественную богадельню, устроенную для престарелых и увечных обоего пола и находящуюся вблизи приходской церкви, что дает призреваемым возможность постоянно бывать за Богослужением.
            Вечером, в 6-9 час., совершено было в обновленном храме, по случаю храмового в нем праздника, торжественное всенощное бдение. И начало положил этой службе, и затем выходил на литию и полиелей сам Архипастырь. Собравшихся на молитву было множество. Пение было двухорное, освещение полное, храм сиял золотом, сияли и лица молящихся от духовной радости.
            8-го сентября в том же храме совершил Архипастырь литургию.  Благовест начался в 9 час., прибыл Владыка в ½ 10 часа. Так как погода была теплая, то встреча происходила на обширной паперти храма. Паперть эта замечательна стенною росписью, направленную к вразумлению чуждающихся св. церкви старообрядцев. На отдельных картинах изображены св. Апостолы и святители со свитками, на которых тексты из свящ. Писания и из писания св. отцов гласят: о святости и непреложности учения православной церкви, о необходимости для спасения быть в союзе с нею и освящаться ее таинствами, о послушании пастырям церковным и проч. У св. Павла напр. На свитке текст: « Аще мы или ангел благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет»; у св. Златоуста: «и кровь мученическая не заглаждает вражды против церкви»; у св. Киприана: «кому церковь не мать, тому Бог не Отец; у св. Кирилла Александрийского: «иже церкви Божия и причастия св. Христовых таин удаляют себе, врази Божии бывают и бесом друзи»; у св. Симеона Солунского: «Всякая молитва священника совершеннотворна Божественною благодатию. И сему не веруяй, ниже приемляй, ниже крещение убо, ниже мира совершение, ниже разрешение грехов приемлет. И неверного сей близ, и себе самого изволит от части христианския» и т. д. Таким образом эта паперть, открытая во всякое время и доступная всякому, проповедница истины православия; и нет сомнения, что многих эта проповедница ввела во святилище Божие»*).
Торжественная литургия окончена благодарственным молебном с каноном Божией Матери. Сослужащими были те же, что и 7 числа. Преподавши благословение и поблагодаривши прихожан за их столь щедрые пожертвования на благоустроение своего храма, Архипастырь не отказался и от праздничной трапезы, предложенной в доме достопочтенного церковного старосты (Моругина), много потрудившегося для обновленного храма. Между прочим за обедом присутствовал и местный землевладелец, член совета при министре Госуд. Имущ.,  г. Карнович. После обеда посещены владыкою дома главных благоустроителей храма г.г. Иродовых (К.А. и Д.Д.).
            В 3 ¼ ч. по полудни состоялся выезд из села и в ½ 7 часа Архипастырь благополучно прибыл в г. Ярославль.
            …

            *) Кстати заметить, что замечательна при церквах Великого села и библиотека церковная. В ней имеются наприм.: Правосл. Обозр. за 23 года, Руководство для сельск. паст. за 22 г., Христ. чтение  за 13 г., Душеполезное чтение за 16 г., Духовн. беседа за 9 г., Странник за 14 г., Истина за 17 г., Всего книг и журналов 171 название, в 686 томах, что дает причту полную возможность и себя и паству питать здоровою духовною пищею.

            _____

            1 Обозрение его высокопреосвященством высокопреосвященнейшим Ионафаном, архиеписком Ярославским и Ростовским некоторых церквей по случаю освящения и служения в июне, сентябре и октябре месяцах 1886 г. Ярославль, 1886.

Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.