Ямская гоньба на Средней Которосли до конца XVII века.

Муравьев Н.В.

            Ямская гоньба -это государственная служба для доставки чиновников в пределах Московского государства и иностранных послов. Частных лиц гоньба не обслуживала – это ключевая особенность данной службы.

            “…Если понимать под ямской гоньбой известную форму регулярного сообщения, т.е. гоньбу от перегона до перегона, при существовании специальных лиц, ее ведавших, то началом гоньбы следует считать годы великокняжения Ивана III…” [1 стр.48] Т.е. эта служба была одним из инструментов при создании централизованного Московского государства.

            В разделе О езде(“Указ о езду”) Судебника 1497 года сказано :”…А езду от Москвы … до Ростова рубль, до Ерославля рубль с четвертью, до Волокды пол 3 рубля до Белозера пол 3 рубля, до Устюга 5 рублев, до Вычегды 7 рублев, до Двины и Колмогор 8 рублев… до Костромы пол 2 рубля …”[2 стр.151-152]. По крайней мере одна из ямских дорог (Ростов-Ярославль) из этого перечня проходила через Среднюю Которосль .

            В своем завещании (Духовной грамоте) Иван III пишет: “…А сын мой Василей в своем Великом Княженье держыт ямы и подводы на дорогах по тем местом, где были ямы и подводы на дорогах при мне. А дети мoи, Юрьи с братьею, по своим отчинам держат ямы и подводы на дорогах по тем местом, где были ямы и подводы по дорогам при мне …” [3 стр.41]

            Места расположения ямов при Иване III установить не удалось. Описание их в это время приведено в [1 стр.51]: “… По некоторым дорогам в известном разстоянии друг от друга были учреждены станции, называвшиеся ямами, имевшия значения пунктов, куда окрестное население должно было выставлять определенное количество подвод ; в случаях особой надобности сюда-же сгонялись и большее против нормы число подвод ; сюда-же населением доставлялся и корм. Ямы были разного значения и потому, вероятно, и разного размера. Больше других ямы располагались у значительных городов. Если ям стоял на судоходной реке, то во время судоходства, послов, гонцов и ездоков великаго князя отпускали на судах, давая гребцов и кормчих. Каждым ямом заведовал ямщики; саму-же гоньбу гнали те, чья очередь была доставлять на ям подводы, или нанятыми этими очередными вместо себя. Ям состоял из ямского двора, заключавшего в себе две –три избы, сенники и конюшни…Право пользоваться ямскими подводами определялось для каждого случая особой подорожной …”.

            С 1540-1560 гг. “население сделалось обязано выставлять на ямы… не подводы, а людей, которые бы имели все, что нужно для гоньбы, и которые гоняли бы гоньбу за поставивших их. Такие люди получили название ямских охотников … ” [1 стр.85] Для проживания охотников устраивались ямские слободы.

            В Жалованной грамоте “царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руси” от 1570 года говорится о строительстве ямской слободы на Шепецком яму. Упоминается книга Никиты Годунова со списком ямских слобод, и что при этом земли приписаны, но не отмежеваны [ 4 стр.49].

            Книги Никиты Даниловича Годунова относятся к 1564/65 годам [5 стр.15]. Т.е. Шепетский ям с ямской слободой в 1564 году наверняка существует

            Грамота 1574 года направлена непосредственно на Шепетской ям. Царь обращается непосредственно к ямщикам Петру Руготину и Ивану Шаригину. В документе рассматриваются организационные вопросы [4 стр. 54].

            В 1580 году грамота направляется на Гавриловский ям. Там рассматриваются вопросы приписки сел к Гавриловскому и Шепецкому ямам[4 стр. 59 ].

            Здесь следует обратить  внимание на ряд неточностей в Списке населенных мест Ярославской губернии: “…Указом  8 июня<1693г.> велено было учредить почту от Москвы до Архангельска…Тогда то устроены были на этом протяжении станции или ямы (Гаврилов, Вокшерский, Старый, Телячий; №1097, 5805, 2313, 2256)”[6 стр. XIX]. Предложение содержит две ошибки: 1) Гавриловский ям существовал уже в 1580 году (показано в предыдущем абзаце). 2)Населенный пункт № 1097 – село Гаврилов Ям — при р. Которосли, по левую сторону от торговой дороги на село Великое, а не на Архангельской дороге [6 стр. 45].

            В 1662-1665 годах в Амстердаме вышел десятитомный атлас Блау(Blaeu). Там была напечатана карта Западных областей России Исаака Массы , где присутствовал Шепетской ям [7 стр.270]

Карта Московии И. Массы

Карта Московии И. Массы.

Nikola –Никола<Николо-Перевоз>

Semi Bratoff-Семибратово<Макарово-Семибратово>

Zepectzcoi iam — Шепецкий ям<Шопша>

Strednay Cotyrs — Средняя Которосль

Cotoros reca — Которосль река

Ярославский край на карте И. Массы

            Заметим, что в [9 стр.30]сказано: ”Селение Semibratoff можно обнаружить даже на карте Русского государства из книги голландского купца Исаака Массы (1587-1635) “Краткое известие о Московии в начале XVII века”. В издании 1937 года [8] автор этих строк карт не обнаружил.

            Присутствует Шепетской ям и в записках иностранных послов. Так в примечании к [10 стр. 48] сообщается:”11. В Британском Музее, в Лондоне, в числе других бумаг Лорда Берлея , хранится записка под заглавием “Разстояние некоторых мест в России”… Примечание. .. Имена приведены по… столистной карте Оппермана  < Столистовая карта была издана 1805 году >”

… От Ярославля до Шопши(Shopska)        20 в.
От Шопши до Ростова                              20 в.
…”

            В другом источнике( книга вышла в Лондоне в 1605 году), говорится об остановке на Шепетском яму английского посольства: “… 21 сентября мы выехали из Ярославля… В Шепетском (Shepetskoy) мы остановились, — здесь живет один английский джентелмен, по прозванию Джордж Гарланд (Georg Garland), некогда состоявший на службе у благородного и несчастного графа Эссекса…” [11 стр. 24-25]

            В Судебнике 1589 года стат.223-224 содержатся требования к ямским дорогам:

            “…А дороги с Москвы до Колмогор, куде были преж сего дороги, и ныне бы те дороги были чисты, а через реки перевозы по государеве дороге, а через ручьи мосты вново добрые, где мосты были мимо волости исстари. А на которых дорогах мосты не починены… и про то сыскати …коея деревни та земля и мост…и доправити без суда по обыску…” [12 стр. 442]

Карта ямских дорог из книги Виташевской М.Н.

Карта ямских дорог по [13 стр.11].

От Ростова отходят две ямские дороги: через Шепетской ям на Колмогоры и через Гавриловский ям на Кострому.

            Смутное время тяжело отразилось на всем деле ямского строения.Не говоря уже о том, что движения войск, осады и сопровождающиеся с ними опустошения и пожары должны были по тем местам, которыя служили театром свершающихся событий, разогнать охотников, на ямском строе не могло не отразиться общее брожение умов, это вполне обыкновенное для внутренней смуты явление...”[1 стр. 206]. Действительно, земское ополчение Минина и Пожарского шло по ямской дороге, и делало остановку на ночлег на Шепетском яму 29 июля 1612 г. [14 стр.599-600]

            По Писцовым книгам 1630г. имеем: ”…Слобода что был Шепетский ям…” [15 стр. 340].Далее идет подробный перечень всех жителей, но о ямщиках и ямских охотниках ничего не сказано. В Переписных книгах 1646 года та же информация [16 стр.193].

Гаврилов-Ямский район на чертеже XVII века

Чертеж района Средней Которосли XVII века [17]

село Николаевское боярина князя Григория Семеновича Куракина;

село Гавриловской Ям Микиты Левашева;

д. Поповское великосельская, село Великое;

село Beденское Боркова, село Кузминское Федора Боркова;

д. Кормилицыно боярина князя Никиты Ивановича Одоевского.

            Судя по чертежу – дороги в это время через Шепецкой и Гавриловский ямы существуют, и движение по ним происходит, так в [18 стр. 83-85] описывается путешествие и Вологды в Москву Вологодского архиепископа Маркелла в сентябре 1651 года. Отмечается дурное состояние и небезопасность дорог. 15 сентября выехали из Ярославля: “…Того ж числа на Ноготине ночевали; казенным лошадям сена куплено на 16 алтын; постоялова и за квас 2 алт. З деньги. На средней Которосли перевозу дано 3 алт. 2 деньги … 16 сентября у Семибратов на обеде … У Николы на Устье ночевали … ” [18 стр.84 ]. Заметим,что ехали на “долгих”, т.е. лошадей на ямах не меняли.

            Автор этих строк не обнаружил материала с датами от начала Смуты и до конца XVII века, где упоминается именно ямская служба Гавриловского и Шепетского ямов.

                        Литература

  1. Гурлянд И. Я. «Ямская гоньба в Московском государстве до начала XVII века»- Ярославль, 1900г.
  2. «Акты исторические собранные и изданные археографической комиссией» Том I.- СПб., 1841г.
  3. «Духовныя и догворнныя грамоты Великих Князей»- М., 1909.
  4. «Исторические акты Ярославского Спасского монастыря» том 1 — М., 1896г.
  5. «Писцовые материалы Ярославского уезда XVI века. Вотчинные земли»- СПб., 1999г.
  6. » Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. Ярославская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года»- СПб., 1865г.
  7. Багров Л. «История русской картографии»-  М., 2005г.
  8. Масса И. «Краткое известие о Московии в начале XVII века»-М., 1937г.
  9. Виденеева А.П., Непоспехов О.О. Поселок Семибратово и село Макарово «Библиотека ярославской семьи» Том 15 Деревни и села Ярославской области -Рыбинск, 2015г.
  10. Мильтон Джон «Московия или известия о Московии, по открытиям английских путешественников, собранные из письменных свидетельств разных очевидцев; также и другие малоизвестные страны, лежащие на восток от России до самого Катая, недавно в разное время открытые русскими»- М., 1874г.
  11. «Сэра Томаса Смита путешествие и пребывание в России» — СПб., 1893г.
  12. «Памятники Руссого права»- М., 1956г.
  13. Виташевская М.Н. «Старая русская почта»- М., 1962г.
  14. “Собрание Государственных грамот и договоров хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел” Часть 2 — М., 1819г.
  15. «Писцовые материалы Ростовского уезда XVII века 1629-1631 годы»- М., 2012г.
  16. «Писцовые материалы Ростовского уезда XVII века Переписная книга города Ростова и Ростовского уезда 1646 года» — М. 2014г.
  17. РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 84, ч. 3, № 94 «План местности вокруг города Ростова от села Красного до Ярославля с планом солеварниц у речки Ишни».
  18. Суворов Н. Путешествие из Вологды через Ярославль в Москву Вологодскаго Архиепископа Маркела в сентябре 1651 года «Ярославские губернские ведомости» Неоф. часть 1860г № 11от 12 марта.
Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.