Гуменюк А.Г.
Система народного образования начала складываться в России при Петре I, который ощущал острую потребность в образованных людях для проведения экономических, политических и культурных преобразований в стране. Преемники Петра уделяли просвещению меньше внимания и в середине XVIII в. количество профессиональных и общеобразовательных школ а стране уменьшилось. В 1737 г. был издан закон освободивший дворянских детей от обязательного обучения в регулярных учебных заведениях, которое было повсеместно введено Петром I. В XVIII в. система народного образования в России не выходила за пределы крупных городов и, в основном, была сосредоточена в столицах – Петербурге и Москве. Образование получали, как правило, дети дворян.
При Екатерине II В 1782—1786 годах была осуществлена школьная реформа, направленная на повышение доступности образования для широких слоев населения. В 1786 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Реформа не встречала поддержки на местах, земства с большим трудом изыскивали деньги на содержание народных училищ. В Ярославском наместничестве, по указу императрицы, в декабре 1786 года малое народное училище было открыто в Ростове, в марте 1787 в Угличе.
Министерство народного просвещения было создано в 1802 году при Александре I. Учебные заведения были разделены на 4 разряда, к низшему разряду были отнесены Однокласные приходские училища, которые могли быть созданы в каждом приходе. Эти планы остались на бумаге: отсутствовала система подготовки учителей, сельские общины не находили денег на устройство училищ. В целом, в обществе господствовало убеждение о том, что «неграмотный мужик крепче держится за соху». Известный благотворитель Павел Григорьевич Демидов финансировал в 1803 году создание в Ярославле Училища высших наук и направлял на его нужды весь оброк со своих вотчин в Угличском и Романовском уездах, ни сколько не заботясь об обучении грамоте крестьянских детей в этих вотчинах.
Для обучения своих детей элементарным навыкам чтения, письма и счета крестьяне прибегали к услугам домашних учителей или «мастеров грамоты», в качестве учебных пособий обычно использовались Псалтырь и Часослов. Описание такой «домашней» школы дает великосельский крестьянин Савва Пурлевский: «мастер» наш, Иван Петрович, лежа на печи, поправлял, никогда не смотря, по книге читают или на память. К году курс моей словесности был окончен; начался курс скорописанья: черточки, кривульки, потом буквы и самые слова, например: «Кто имеет Бога, тот все имеет». С полгода чертил я и портил бумагу …». Впоследствии Савва Дмитриевич был Бурмистром в селе. Далее, в своих воспоминаниях, он описывает свои хлопоты о создании школы в Великом. Однако, сохранившиеся документы не подтверждают версию Пурлевского.
Официальное открытие Великосельского приходского училища состоялось 26 февраля 1828 года при бурмистре Гавриле Николаевиче Моругине. Дело об открытии приходского училища в селе Великом начинается с письма Директора училищ Ярославской губернии: «Находясь по своим надобностям Ярославского уезда в селе Великом … , я уведомился, что в сем селе находится училище для крестьянских детей …». Письмо датировано 11 сентября 1827 года [ГАЯО ф. 549, оп.1, д. 341].
Крестьяне создали училище в селе Великом по своей инициативе, не дожидаясь указаний губернских властей. По странному совпадению, господин Директор обнаружил училище в Великом менее чем через месяц после опубликования рескрипта императора Николая I о запрещении принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян и о разрешении им обучения в приходских и уездных училищах. Из письма господина Директора следует, что в 1828 году в селе Великом официально открыли училище, которое уже успешно работало некоторое время. Недавно в фондах Ярославского Музея – Заповедника были обнаружены документы, в которых упоминается еще одна дата: «1818 года учреждено Великосельское приходское училище» [ЯМЗ 14924-2].
Литература
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии