Церковь Живоначальной Троицы в Норской слободе

О. Иоанн Немиров

            Церковь Св. Троицы в Норской слободе находится, как выше сказано, на правом, самом крутом берегу речки Нижней Норы, около 70 сажен от Волги, во 109 саж. от стоящей на противоположном берегу реки, Успенской церкви. Стоит на довольно высоком, открытом и красивом месте, особенно со стороны заволжской, где красуются многия селения с своими возделанными полями и лугами, не заслоняемыми на несколько верст ни какими перелесками, и есть первая по счету от Ярославля и по времени построения из сдободских церквей.

            В предании сохранилось между старожилами, что первый храм здесь, бывший деревянный во имя Святителя Николая Чудотворца построен был еще древними рыбаками вскоре по основании слободы. Сколько и до которого времени он существовал, того не говорят. Впрочем найдена подпись на одном древнем евангелии хранящемся в нынешней каменной здесь церкви, что оно пожертвовано в 1680 году на погорелое место в церковь Св. Троицы и Св. Николая. Подпись сия, писанная по одному слову на каждом листе следующая: «РПИ /1680 г. от Р.Х./ маия в Ѳ день, сию книгу главную Евангелие запрестольное приложил на погорелое место Ерославского уезда иден же волости к церкви Живоначальной Троицы и Николая Чудотворца Григорий Алексеев сын Тихменев во веки неподвижно, а кто у той церкви будет священствовать и ему сию книгу Святое Евангелие прочитая за престолом Божиим за него Григория на молить и отца его, Алексия и прочих его родителей также поминать у престола Божия и ни кто сею книгою, святым Евангелием, не завладеет и от церкви Божие не отлучит. А кто его завладеет или от церкви Живоначальныя Троицы и Николы Чудотворца которыми делы отлучит и того человека судит Бог на страшнем своем втором пришествии». Из этой подписи видно, что бывший здесь храм деревянный во имя Св. Троицы и Св. Николая в 1680 году сгорел. Но тот ли самый, который строен был рыбаками, или до него еще был храм, по преданию во имя одного Св. Николая Чудотворца, этого уже не известно. По крайней мере от сене уже видим, что до построения настоящей каменной церкви, были здесь действительно две церкви деревянные, первая до 1680 г., а вторая после онаго до построения каменной. О последней деревянной церкви, когда именно и кем построена и когда и от чего разрушена не осталось никаких рукописей, а вероятно она существовала несколько времени и при настоящей каменной, по какому случаю в последней и не сделано придела Николая Чудотворца, так как он находился еще в первой. Место где была сия деревянная церковь и поныне еще заметно в нескольких саженях от нынешней каменной на самом берегу Волжском близ устья речки Нижней Норы, а особенно видны вокруг его могильные насыпи, даже уцелели некоторые надгробные камни, впрочем вырезанные на них слова биты и многие уже стерты, а потому ни как нельзя разобрать, чьи тела под ними положены. А особенным памятником прежней деревянной, именовавшейся /по приделу/ Никольской церкви осталось то, что и доныне на место оной выстроенная Троицкая каменная церковь держала между окрестными жителями звание более Никольской, нежели Троицкой, и как церковь, так и весь приход празднует день Св. Николая, как храмовый праздник, не смотря на то, что нет уже придела Св. Николая Чудотворца, а только имеется одна древняя писаная икона сего святителя, сохранившаяся, как сказывают из прежней деревянной церкви, которой и празднуется. Даже в ставленных прежних грамотах местнаго причта недавно еще писалось, что такой-то посвящен в Норскую слободу к церкви Живоначальной Троицы в приход Никольской, как и ныне вторится в одной причетнической грамоте.

            Нынешняя каменная церковь построена, как видно из документов, в 1749 году тщанием приходских людей, сперва с одним приделом Св. Пророка Илии, который был прислонен каменный же с северной стороны настоящей Троицкой церкви. Потом в 1779 г., как видно на Св. антиминсе, по благословению Преосвященнаго Афанасия епископа Ростовскаго и Ярославскаго, пристроен был еще к ней с противоположной южной стороны другой каменный приход во имя Владимирской Божией Матери, как говорят, прапорщиком Петром Карповым Долговосабуровым. Но в 1840 г. при разделке и возобновлении всей церкви, по благословению Святейшаго Синода, обое каменные приделы сломаны, и на место их ныне сделаны внутри трапезы деревянные по обе стороны в те же наименования. Таким образ. внешний и внутренний вид Троицкой церкви ныне изменен, против прежняго; она теперь такова: Архитектуры древней, пятиглавая, одноэтажная. Как настоящая, так и трапеза, выдавшаяся несколько в ширину против первой, имеют фигуру четьероугольника, с восточной стороны 3 алтарных полукруга. Крыша на всей церкви железная на деревянных стропилах, окрашенная ярью медянкой. На настоящей 5 глав, и на приделах по одной с крестами, опаяны английской жестью в теп. под среднюю главою 4 окна с стеклянными рамами. В настоящем алтаре 3 окна, в холодной церкви с северной стороны 4 т. е. вверху и внизу по 2, и с южной 3, вверху два и внизу 1. На место же другого с западной стороны на манер окна сделана решетчатая железная дверь с таковою же столярною стеклянною, в трапезе по обеим сторонам по 3 окна.

            Длина церкви 10 сажен, а с папертью и алтарем 14 саже. и 1 ½ ар., а ширина настоящей с алтарем 5 саж., трапезы 7 саж. 2 ар., вышина настоящей по кровле 4 саж. 1 ½ ар., а с кровлею, среднею главою и крестом 10 ½ саж., вышина алтаря и трапезы по кровлю 2 саж., а с кровлею 4 саж.

            С западной стороны над папертью возвышается конической фигуры осьмигранная каменная колокольня, на ней глава и крест опаяны английской жестью, вышина ея с главою и крестом 12 саж., ширина в диаметре 2 саж. 1 ар. На ней 6 колоколов: в 1-м весу 99 пуд. 34 фун., во 2 – 38 пуд. 37 фун., в 3 – 19 пуд 11 фун., в прочих же малых вес не означен. Вся церковь с колокольнею снаружи обелена известью. Ограды вокруг нет.

            Внутри церковь настоящая с алтарем свершена сводами без столпов, оштукатурена и местами расписана греческим иконным письмом, в трапезе же вместо сводов в 1840 году сделаны накаты, стеннаго письма нет, а только оштукатурена и обелено. Полы: в настоящем алтаре кирпичной, а в самой церкви и трапезе везде деревянные, крашенные воярью.

            Иконостас в настоящей церкви столярной древней работы пятиярусной, с полу-колоннами и глухою резьбою, окрашен голубою краскою, а резьба вызолочена, также и карнизы; царския врата резныя, вызолоченныя сплошь. Иконы по правую сторону царских врат Спасителя и подле нея храмовая Живоначальныя Троицы новой греческой живописи и последняя украшена серебряною ризою, кроме полей и 5 серебряными позолоченными венцами. Прочие же местныя все древняго греческаго стиля, и большею частию в венцах серебряных, и хотя нет из них прославленных Чудотворных впрочем благоговейно чтимы народом и в особенности местная древняя икона Святителя Николая, о которой мы выше сказали, что она перенесена еще из прежней деревянной церкви, по ея древности и высокому письму чествуется от всех, как бы чудотворная особенным к ней отношением и молебствием не только от прихожан, но и от посторонних. На сей иконе риза с полями и венцами серебряныя, позолоченныя, весу в ней 10 фун. 40 зол.

            В трапезе теплой иконостасы обоих приделов новаго манера тоже столярной работы, выкрашены карменом, а царския врата с колоннами и резьбою вызолочены сплошь по полименту червонным золотом. Иконы все новой греческой живописи, написаны вместе с устроением иконостасов в правом приделе в 1841 г. а в левом в 1846 г. ярославским иконописцем Ефимом Сергеевым Мухиным. На храмовой иконе правого придела, Владимирской иконе Божией Матери риза серебряная с позолоченым таким же венцом, в коих весу 4 ф. 27 зол., возглавие же вынизано правским жемчугом. В левом приделе храмовая икона Св. Пророка Илии украшена также серебряным венцом, равно из прочих икон многия также в венцах серебряных.

            Церковною утварью снабжена сия церковь достаточно, и ризница в ней хорошая, в коей есть довольно парчевых золотых облачений. Из достопримечательных вещей следующия: 1. Напрестольный серебряный позлащенный крест с 23 частицами мощей, как видно из вырезанной назади надписи: Иоанна Предтечи, Василья Великаго, Иоанна Златоустаго, Николая Чудотворца, Царя Константина, Ап. Андрея Первозваннаго, Ап. Филипа, Иоанна Милостиваго, Пр. Александра Свирскаго, Михаила Малеина, Мч. Федора Стратилата, Великом. Георгия Поб., Архидиакона Стефана, Мч. Христофора, Мч. Лукиана, Богопраматери Анны, Мч. Иакова Персянина, Св. Козьмы Аравита, Преп Иоанна Постника, Печер. Ефрема Евнуха, Никиты Затворника, Пимена Многоболезненнаго, и Мч. Никона. Крест сей сделан в 1682 г некиим Василием Васильевичем Кашкиным, что видно из вырезанной на зади следующей надписи после перечисления святых мощей: «Лета ЗРЧ сентября в ѲI день построен сей святой животворящий крест и в него сии многоцелебные мощи положены по обещанию Василия Васильева Кашкина, а по нем в наследие чадом его роду на братолюбие и к тишине и благоденствию, да и яже от труса, потопа, от огня и меча, от нахождения неблагосердных неподобных вещей, от тлетворных ветров и от всякого приключшагося и зла на избавление ему же и чадом его в род и род и иным к сему животворящему кресту с верою приходящим, от всяких различных болезней на исцеление также с верою приходящих, просящим всякаго благо на получение и от печалей на освобождение, и в сем веце праведно живущим а в оном за то в вечных обителях на нескончаемое утешительное блаженство. А могущему его украсть на геену ему огненную и на вечное мучение. Аминь. В животворящем кресте весу девяносто золотников». 2. Крест серебряный же и позлащеный, напрестольный с отлитым распятием, весом в 4 ф. 26 зол., пожертвован в 1803 году Констянтином Савельевым Евсеевым, как видно из вырезанной назади надписи. 3. Ковчег серебряный позолоченый, с финифтовыми изображениями, новой московской работы, весом в 5 ф. 86 зол. 4. Потир и дискос серебряные с прочими принадлежностями, весу в них 3 ф. 73 зол. И 5. Евангелие на полуалександрийской бумаге, обложенное вокруг Чеканным серебром. Кроме сих есть и еще серебряные, как-то: третий крест напрестольный без позолоты, ковчег для хранения Св. Тайн, дароносица, второй потир с дискосом и прочими вещами и корец для теплоты. Впрочем все эти вещи весу незначительного.

            Из древних вещей, сверх вышеописаннаго напрестольнаго креста с мощами и некоторых святых икон, имеются еще в оной церкви: 1. Оловянный ковчег для хранения Св. тайн. 2. Евангелие, о котором выше сказано, отпечатанное при царе Алексее Михайловиче и Св. патриархе Никоне в 1657 г. 3. Служебник в 1676 при царе Феодоре Алексеевиче. 4. Триодь цветная 1680 г. при том же царе. 5. Триодь постная 1682 г. при царях Иване и Петре Алексеевичах и 6. Минеи месячные 1692 г. при тех же царях. Есть еще венцы брачные жестяные, 3 подсвечника выносных и 2 малых жестяныя же без употребления. Более уже никаких вещей древних не сохранилось вероятно по причине пожара, которому подверглась первая деревянная церковь, ровно и надписей кроме вышеписанных, и рукописей никаких древних нет.

            Из знаменитых особ при сей церкви никого не не погребено в новейшее время а о древних не известно.

            Церковной земли имеется 36 десятин, именно усадебной 840 кв. саж., пашенной 9 десят. 1191 кв. саж., сенокосной в разных пустошах вместе с дровяным лесом 26 дес. 369 кв.саж. Впрочем сия последняя мало выгодна по отдаленности и безплодности. Сверх того под церковью и 2 кладбищами 2170 кв.саж. На сию землю планов и межевых книг нет, а значится она в планах и межевых книгах смежных владельцов, кроме одного писцоваго луга, заключающагося в 4 дес. 1995 кв.саж., на который есть особый план и межевая книга в межевой конторе и прочих казенных местах где таковые дела хранятся, но при церкви нет.

            Церковнаго причта по штату положено: Священник, диакон, дьячек и пономарь, как ныне еще и находятся по новым же штатам диаконская вакансия имеет быть упраздненною. Содержание имеют священники и церковнослужители издревле единственно от доброхотнаго приношения прихожан при исправлении церковных служб и треб, и от вышеписанной церковной земли, частию отдаваемой в аренду по разным ценам, частию владеемой ими самими. Постоянных же окладов ниоткуда не получают и домов церковных нет.

            Приход при церкви состоит из 748 муж. И 888 жен. душ. Из господских домов имеется только 1 в сельце Анцифорове, где находится особая домовая церковь на содержании проживающаго тут г. Майкова и определен особый священник. Прочие же прихожане званием большею частию все крестьяне, кроме некоторых вольноотпущенных, приписанных ныне к другим сословиям, и дворовых людей, имеют жительства все в деревнях и занимаются хлебопашеством и другими ремеслами.

            Все они кроме немногих, уклонившихся издавна в раскол, коих секты Поповщина муж. 9 жен. 11, и секты Феодосеевщина муж. 1 и жен. 1, сохраняют православное благочестие и чужды по-видимому, всяких волхвований и суеверий. Из числа благочестивых обычаев их достойны замечания крестные ходы, совершаемыя по усердию их: 1-й 9 мая в день Св. Николая, в который по случаю бывшей некогда сильной грозы на сей день и громового удара, повредившаго несколько и самую церковь, и по особенному чествованию всем приходом сего праздника, как бывшаго храмоваго, при большом стечении народа после литургии совершается из сей единственно церкви церимониальная процессия с крестами и праздничною древнею иконою Св. Николая вокруг сей церкви и находящихся при ней по сю сторону слободских домов, при отправлении священнослужителями обычных молебных литий. 2. Крестный ход бывает издавна в неделю всех Святых, общий с прочими церквами, по какому случаю не известно, в который день как от сей церкви так и от всех прочих духовенство и народ с местными своими иконами и харугвями собирается прежде в Успенскую церковь, так как середнюю в слободе, и потом совершают церемониальной шествие с пением вокруг уже всей слободы, по ту сторону реки находящейся. 3. В 1-е воскресесенье после Петрова дня, по случаю приносимой на сие время в слободу Казанской Чудотворной иконы Божией Матери из Ярославскаго девичьяго монастыря, на обратном ея пути из г. Романово-Борисоглебска в Ярославль, совершается, как и предшествующий обще с прочими церквами из Успенской церкви. 4. Общий же в 1-е воскресенье после праздника Успения Божия матери с Толгскою Чудотворною иконою Богоматери, приносимою на канун того праздника нарочно из обители в Успенскую церковь, совершается по примеру предшествующих двух. Когда сии 3 крестных хода установлены, того никто не припомнит и следовательно они самые древние. Бывают еще из вышеозначенной Троицкой церкви свои частныя крестныя хождения в разное время в приходския деревни по усердию жителей, а постоянно и каждодневно в дни: Св. Николая 9 мая до литургии, Вознесения Господня, Св. Троицы, Св. Пророка Илии, и Покрова Пресвятыя Богородицы, и совершаются со святыми иконами сперва вокруг селения обыкновенныя литии с окроплением Св. водою, а потом в каждом доме молебствие с водоосвящением. Время учреждения сих частных крестных ходов также не известно.

            Сие описание составлял Сентября … дня 1851 г. благочинный Норской слободы Троицкой церкви священник Иоанн Немиров.

Отдел рукописей РНБ Ф. 37. Д. 22 Л. 125-126

Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.