Церковно-историческое и статистическое описание церквей состоящих Ярославскаго уезда в селе Великом. Ч. 2

18 ноября 1852 г.

            Третья кладбищенская церковь во именование Боголюбской Божия матери, каменная, одноэтажная четырех-стенная, одноглавая с колоннами и фронтонами извне на правой и левой стороне. Она построена в 1846 году усердием прихожан. Церковь эта снаружи высоты 9 аршин, ширины 18 аршин, длины 46 аршин. Иконостас резной с иконами хорошаго нынешняго письма, полуколонны в нем виноградныя, резьба вся на полимент вызолочена, а гладкия места окрашены кармином.

            Внутри по стенам и сводам украшена живописью хорошаго письма в том же 1846 году. Колокольня одноэтажная, одноглавая, четырехугольная, высоты 27 аршин; она от церкви не отделена. На ней 6 колоколов, в них весу: в 1-м 108 пуд. 36 фунт., во 2-м 37 пуд., в 3-м 10 пуд. 5 фунтов, в 4-м 6 пуд. 17 фунт., в 5-м 3 пуда 8-м фунтов и 3/8, в 6-м 32 фунта, а всего 166 пуд. 18 фун. 3/8.

            3., В главной церкви особенного внимания заслуживают следующия иконы:

            а) Образ Смоленския Божия матери, замечательный по глубокой древности и отличному от подобных икон стилю письма, покрыт серебряную густо-вызолоченною ризою, устроенною в 1826 году. На нем венец с короною, не венце четыре ангела жемчугом усыпанныя; корона и возглавие жемчужныя с разными каменьями яхонтовыми и аметистовыми. К сей иконе жители // (л. 429 об.)села Великого оказывают особенное благоговение, в честь которой и придел усердием их устроен в олтаре холодной церкви.

            б., Образ Умиления Пресвятыя Богородицы Балыкинския, украшенный жемчужною ризою, а венец с короною в окладе // (л. 431) серебряные, густо вызолоченные со стразами. Сия икона по особенному к ней христианскому усердию и благоговению списана 15-го августа 1814-го года на дсце кипарисового дерева с точнаго по всему изображения Умиления Божия матери с чудотворной иконы Умиления божия матери Балыкинския Могилевской епархии из Мазолева Преображенскаго девичьяго монастыря, во время нашествия Галлов в 1812 году переносимой по разным городами селам Российской державы и в 1813 году мая 14 дня из Богоспасаемаго града Ярославля возвращаемой в свою обитель смотрением Божиим пребысть четыре дня в селе Великом, в который день на память случившегося здесь Сретения общим советом старших здешних с духовенством и единодушным согласием всех жительствующих постановлено исправлять каждогодное празднество образу сему со всенощным бдением и освящением воды во освящение домов.

            г., Образ Боголюбския Божия Матери. На нем риза, оплечье и оклад серебряные белые, а на Спасителе и Богоматери венцы со стразами и ризы вызолочены, на предстоящих же одни венцы вызолочены; вокруг онаго написан акафист покрытый ризою аппликовою. Сему образу постановлено исправлять каждогодное празднество со всенощным бдением и освящением воды во освящение домов // (431 об.) в 18 день июня 1830 года на память избавления от горячки. Ибо многие тогда страдавшие сею болезнию особенно молодые умирали. И как по отпетию молебна с акафистом и коленопреклонением обещание положили в сей день праздновать Приснодеве Боголюбской каждогодно, то горячка прекратилась и перестали умирать. К сему образу жители села Великаго оказывают особенное благоговение, в честь которому своим усердием и храм воздвигли на кладбище.

            д., Крест маленький золотой с мощами.

            4., Крестные ходы издавна совершаются около села три раза в год после Пасхи, и в приходския деревни – Плотину 16 июня по случаю бывшаго в оной конского падежа, Шалаву, Чертаково, Марковицы только в продолжение лета, кроме одного хода совершаемаго осенью 1-го октября в деревню Романцово, установленнаго по случаю моровой язвы свирепствовавшей в 1762 году в этой деревне, а прочие по неизвестной причине и побуждениям.

            Главный благочестивый обычай у Великосельских жителей в каждое воскресенье и в каждый дванадесятый праздник ходить в церковь; даже за стыд поставляют не быть тогда за вечернею, всенощным бдением и литургиею, потому в эти дни церковь всегда бывает наполнена молящимися, до 3 000 человек, несмотря на вместимость ея пространную. Места в церкви занимают – мужеский пол впереди, а женский взади. // (л. 432) Некоторые ходят к дальним местам поклонения святым угодникам, даже в Иерусалим.

            Ярмарка с давних времен в селе Великом бывает каждогодно, начинается с 1-го и продолжается до 8-го сентября.

            5., Древних облачений, надписей, рукописей, грамот и сосудов нет. Есть только величественного вида Евангелие, обложенное серебром густо вызолоченным. На верхней деке средник – Спаситель, седящий на престоле, а по углам четыре Евангелиста чеканные, позолоченные, наложенные на серебряную деку. На исподней деке вычеканен жезл из корене Иессеева. Напечатано на Александрийской бумаге в 1759 году, весу в нем 2 пуда 10 фунтов.

            7., Церковной земли усадебной 1200 квадратных сажен; на эту землю межевой книги и плана нет при церкви, а обозначена она в обывательском плане великосельских крестьян. Пашенной и сенокосной 137 десятин и 46 квадратных сажен. Эта земля владеемая священно и церковно-служителями называется писцовою, потому что с незапамятных времен пожертвована доброхотными дателями. На сию землю планы и книги есть и хранятся в церкви. Как прежде, так и ныне средства к содержанию себя священнослужители получают от прихода, и от земли ими владеемой: некоторую часть оной сами обрабатывают, а всю остальную за плату денег отдают в кортому по разным ценам, а потому законных актов не имеют.

Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.