Суеверие, приметы и обычаи. Ч. 2
В Ростове и уезде его и по ныне еще существуют разные приметы и суеверие, хотя и не в такой степени, чтобы почитали их совершенно верными, но все таки при случаях каких-либо не забываются[1]. (ок 1851 г.)
- От лихорадки должно скатиться холодной водой под голубцом, а воду взять из колодезя, а еще лучше из реки тогда, когда в этот день ее никто еще не брал.
- Кто боится грому, тому надобно поести заплесневшаго хлеба.
- Когда болит поясница, то должно лечи на пороге, и по пояснице ударять тихонько косарем.
- Скотину на пасбище згоняют в Егорьев день, той вербой с которой стоят всенощную в Вербное воскресенье.
- Во время грозы перед образами зажигают Богоявленския свечи, а когда таких нет, то просто восковыя.
- В полночь на день Богоявления ходят на реки, озера и пруды смотреть как в самую полночь колышется вода в прорубях.
- Молниям приписывается сила поражать бесов своими стрелами, за которыя принимаются копьеобразныя камешки и осколки кремневых пород.
- Когда слышат в лесу голос кокушки, то говорят: Кокушка, кокушка, много ли лет мне жить, и после того сколько раз она прокукует, столько лет и жить будет.
- Крики филина и выпя принимаются за крики лешаго.
- Леший в лесу когда обойдет, то человек заблудится.
- Когда собака шедши ляжет вдруг в дверях, признак, что будут гости.
- Когда кто евши подавится, то дуют ему в темя.
- Некоторые позевая крестят рот.
- При уходе за ульями должно держать себя в чистоте.
- Когда родится ребенок, то тот час снимают меркой его величину, то на доске в эту меру пишут образ во имя того святаго в которой дано имя ребенку.
- У кого дети не живут, то при рождении ребенка берут в крестные отцы или матери перваго, кто попадется вышедши за ворота на улице.
- Когда собака напьется из какой посудины, она считается нечистою.
- Если во что попадет мышь и тут умрет то считается нечистым и выбрасывается, или чрез священника святится. Если в колодезь, то он тоже освящается с отлитием 40 ведер воды.
- Когда в сговор приезжает к невесте жених с священником, то потчуют с начала вином и калачами, а калачи должны быть не разрезаны, но разломаны на части руками.
- Когда ребенок в первый раз сам без помощи других переступит, то берут ножом и на том месте делают зарубку, как говорится зарубают.
- Сбираясь в дорогу, покрывают скатертью стол, ставят на него хлеб, соль и квас, потом затворя двери все садятся, и несколько минут проводят в тишине и молчании, после того встают, молятся и прощаются.
- В Великий четверг подрезают у жеребят в первый раз хвост и гриву.
- Верят, что в вновь выстроенном доме, обживая его кто-нибудь должен умереть.
- В новом доме, когда появится много сверчков, то приписывается недобрым людям, особенно печникам.
- Когда при езде лошадь кашлянет или чихнет , то говорят Бог с тобой или будь здорова.
- Если в доме много клопов, то когда придет в тот дом священник, берут одного или несколько клопов и кладут ему в шапку или шляпу, когда он от них уходит, то и оставшие должны истребиться.
- Когда болят глаза, то надобно встав поутру рано идти на реку и там умыться, но что бы в тот день прежде никто из нее воды не брал.
- От монахов ничего не должно брать окроме образов в благословение, просфор и тому подобнаго. Даже бедной не должен принимать подаяния, чтобы более не обедняться.
- В конюшне повешенная медвежья голова предохраняет лошадей от болезни и нечистаго духа.
- Чтобы дети хорошо учились грамоте, молятся о том пророку Науму.
[1] Отдел рукописей РНБ Ф. 37. Ед. хр. 22 Л. 470.
Свежие комментарии