А. И. Артемьев

            Дневник. «Летние месяцы, путевые записки во время экспедиции в Ярославскую губернию с целями статистическими и по части собирания сведений о раскольниках» 1852 г.

            Из опасения быть вынужденным просидеть у другого помещика Зыкова, я круто повернул и приехал в село Спаское[1] на Корожичне, центр раскольничества…

            В Спасское приехал я на закате солнца[2]. Нестерпимая жара и духота, измучившая меня с самого утра (такого жаркого дня не было во все лето), заставила меня тот час бежать на Корожичну, широко разлившуюся от запруды устроенной при селе для рольной мельницы, перетирающей гноеную тряпку для Углицкой бумажной фабрики купца Попова. К величайшему моему огорчению, искупаться я не мог: на одном берегу Корожичны, под церковью беседовали сельский писарь со своею «фамилиею» и с какими-то гостями, на другом, против, жали рожь жены и дочери священно и церковно-служителей. Делать было нечего, я походил по берегу, постоял напротив, подивовался огромным кускам гранита лежащего на глиняных берегах реки, посидел на некоторых, – потом пошел в село, осматривал кресты и образки на воротах, – после этого занялся приведением в известность «действительного народонаселения». В заключении всего напился чаю и читал какой-то древний нумер Отечественных записок, захваченный мною из Мышкина.

            31-го числа утром ходил я к священнику и был также у дьякона. Прямые вопросы о раскольниках я боюсь задавать и доселе, но ей-богу, все уверены или предполагают, что сведения о них необходимы нам. Священник сам заговорил, что теперь в его приходе раскольников мало – так! Пустяки! – но что прежде было в расколе более половины прихода… (NB. А в приходе с 2400 человек обоего пола! – прим. автора)… Что прежде были и моленные и попы раскольничьи ходили не скрываясь… Священник не приписывал себе успех возвращенья их в православие, однако сказал «Нет, я осторожен…» Что это значит?.. Дьякон, слушавший все это, заговорил: «Да вот, года четыре назад, мы были «со святом» в Заручье, я знал где раскольники собираются, оставил крест да и шасть, как снег на голову… Как заметались раскольники, и книги, и все попрятали: знаете, сделано, вот так израсцами, словно печка, а там у них, верно шкаф… так и не видал ничего!.. да и они ко мне пристают: ты зачем? Ты чтó?.. пожалуй, убить не убьют, да ведь отколотят, – давай бог ноги…» Если это было года за четыре, можно ли ручаться, что теперь не происходит в Заручье сборищ?.. Разсказывали они также и о том, что прежнего священника раскольники, раз зимою, схватили да и привели к проруби, чуть не утопили… Теперь таких действий не слышно, но причиною тому не православие прихожан, но большая осторожность…

            Самое село Спасское (чтó на Корожичне) имеет раскольников, глаз мой, кажется, привыкает отличать их от православных. Я не умею высказать этих признаков, но, право, раскольника узнаю то по особенной стрижке волос, то по особенной манере разговора, то по тому, то по другому… Кресты же – преимущественно кресты! – верное доказательство… Зачем их прятать под солому крыши, если они ничего не означают, кроме христианского благочестия?.. Но в сведеньях, полученных от священника, село Спасское показано чистым от раскола. Этим сведениям нельзя давать полной веры, (равно как и цифрам нашим…) Вот, для сравненья, цифры от священника и цифры от окружного начальника:

            Дубрава                                                      4 – 7                           4 – 8.

            Харапушка (Малые Харапуги)            –”–                             3 – 6.

            Савинское                                                  4 – 8                           5 – 9.

            Заручье                                                       4 – 9                           3 – 9.

            Харапугина (Большие Харапуги)       1 – 5                           –”–.

            Еросимова                                                 ”– 1                            –”–.

            По моему же убеждению в приходе Спасском есть раскольники: в селе Спасском, в деревнях: Еросимовой, Харапугиной, Харапушках, Мокаревой, Поповской, Турковой, Савинской, Дуброве, Заручье, сельце Дурасове[3] и Малой Ильинской… Считая в каждой из них круглым числом по 5 человек, будет 60, обоего пола, но право, без большого греха, вдвое больше можно положить на три деревни: Савинскую, Дуброву и Заручье!.. Здесь скажу кстати, что в своих донесениях Начальствующему экспедициею я выставляю числа именно округленные, потому что именных списков составить я не могу. Цифра моя уже теперь достигла до 427, тогда как по отчетам показывается не более 155 последователей разных сект по Мышкинскому уезду. Если потребуются прямые указания: кто именно раскольник? То ей-богу, назвать я не в состоянии всех, но, положа руку на сердце, могу сказать: мои цифры значительно уменьшены… Переберите строго приходы Шипиловский, Шестихинский, – там много, очень много откроется лядов. Переберите также приходы Сменцовский, Архангельский, Серский, Оносовский, Поводневский, Кабановский, Покровский в Кадке, Рождественский в Кадке, Нефедьевский, Хоробровский, Масловский, Воскресенский в Кадке, Воскресенский на Волге, Спасский, Климатинский – и вы найдете очень много чистых раскольников, которые только скрывают свое отступничество… Если прибавить к этому «празднователей пятниц» и «проповедующих братство» – то не будут чисты и приходы Юрьевский, Таральсковский, Николо-Топорский, Богородский, Васильковский. И того 22 прихода из 40 обозренных мною!

            Да и как не быть раскольником, когда богачи сеют деньги по рукам крестьян, только бы они верили, что «нет на земле истинной церкви»… Один Выжилов сколько человек совратил с пути православия![4] А эта любовь и доверие крестьян к Мышкинскому купечеству, вера в его честность, не обмеривание, не обвешивание, («истинное христианство») – разве не в состоянии увлечь многих, заставить думать, что раскольничество лучше православия?.. Да, корень зла не в простом народе: он только орудие. Раскол – протест противу самодержавия – сильнее, упорнее и живучее в богатом купечестве… мне пришло еще на память, что в некоторых деревнях крестьяне вспоминали, и вспоминали как-то странно – о бывшем в 1824 году возмущении Аракчеевских военных поселений… все это близко к Ярославской губернии и жители ея, трущиеся в столицах, позаимствовали много идей либеральных… от того они склоняются в сторону Выжиловых, проповедывающих свободомыслие под формою непочтения к церкви…

            Я зафилософствовался, записался, короче и яснее: заврался… Песни цыган, несущиеся из соседней гостинницы, возвращают меня на настоящую дорогу, напомнили о последовательности…

___________________

[1] Так в ркп.

[2] 1-е августа 1852. Село Рождественское на Корожичне , иначе Масальщина (прим. автора).

[3]В сельце Дурасове живут мещане, отпущенники купца Попова, бумажного фабриканта, раскольника … Его бумажная фабрика всегда отличалась этим направлением: можно ли ожидать, что фабричные, сделавшись свободными, обратились в православие? (Прим. автора).

[4] 16 августа. Углич. Сегодня Исправник сказывал, что один крестьянин, обличенный в расколе, прямо говорил: «Когда я был церковным ꟷ ник[то] ни гроша, пошел в часовенные ꟷ и тот и другой дают деньги, один Иван Васильевич (Выжилов), дай бог ему здоровья, как удовольствует…» (Прим. автора).

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.