А. И. Артемьев

            Дневник. «Летние месяцы, путевые записки во время экспедиции в Ярославскую губернию с целями статистическими и по части собирания сведений о раскольниках» 1852 г.

            Спасское на Корожичне 31 июля.

            27 июля, часу в 5-м утра я послал за лошадьми. Мне принесли ответ, что лошадей можно будет получить только в следующую ночь. С досады я не выходил из дому целый день. Ночью, когда я собирался лечь спать, явился пьяный Орешников, обнимался, целовался, и говорил такую околесную, из которой я убедился только в том, что у него на языке то, что в другую пору бывает на уме… он говорил, что им бы следовало понажать становых, взять с одного 500 да с другого 1000, и даже предложил деньги от лица Некузян… За что? И сам не знаю!.. Потом я узнал, что мое имя в грязных распрях Мышкинцев служит какою-то потехою… Стряпчий, дескать, говорил Орешникову: «Ты на Артемьева не надейся, даром что он у тебя обедает, на Артемьева и на самого можно написать…» Чтó написать?.. А Замятнин, дескать, говорил: «Да чтó Артемьев, он под учётом Насилова, и если ты держишся за Артемьева, так Насилов-то постарше его и переделает, когда мы попросим…» Слушая все это, я так возненавидел Мышкин, что, если бы не было проливного дождя, уехал бы тотчас… Проговаривался он и о раскольниках. Кажется, знают или верят все, что мы ездим не для одного наличного населения.

            Скучаю в деревне, но все-таки несравненно приятнее, я, по крайней мере, знаю там, что я в деревне… Но всего интереснее для меня Некусцы: чего они боятся? Верно, знает кошка где мясо съела… верно они чувствуют, что разъезды наши касаются дел раскольничьих, верно, Писарев еще далеко от них, что они меня, случайно приближавшагося к ним стараются подкупить… Орешников предлагал ехать вместе в Углич, – но я 28-го утром ускакал один, именно из того, что бы такая поездка не подала еще более повода к толкам.

            Я приехал в село Георгиевское и прямо к Благочинному, пока мне отыскивали квартиру. От Благочиннаго, очень вялаго человека, я ничего и ни в чем не добился толку, хотя он, по видимому, и не глупый человек, и весьма радушный. Стены его комнат, от потолка и почти до полу, увешаны и оклеены картинами, между ними есть очень хорошие гравюры. Я всегда удивлялся, встречая в деревнях некоторые очень хорошие и даже не новые гравюры, например в одной деревне я видел несколько портретов датских королей высокой гравировки. Откуда это? У Благочинного два образа: Николая Чудотворца и Иоанна Воинственника очень хорошей старинной работы. Кстати, в Георгиевском я согрешил… В вотчинном правлении г-на Миллера, где отвели мне квартиру, я нашел на полу, в переднем углу, старинные деревянные «складни» – вроде тех, в которых носится крест на пасху, – а на стене также был старинный образ Распятия Христова, окруженный небольшими круглыми образками страстей господних, многие были обломаны. Один из них я украл… Да простится мне эта покража, к которой я побужден был желанием приобрести какую-нибудь старинку…

            Георгиевский приход весь состоит из деревень и сельцов помещичьих: большая часть из них, по-видимому, безукоризненны, но те, которые стоят на дороге из Углича в Некус, кажется, не безгрешны, если судить по крестам на воротах. Таковы деревни Ушакова и Асеева, где я принужден был останавливаться на ночлег, который дали мне с великою бранью и отговорками (Сквернее и мучительнее дороги между этими деревнями я не испытывал – прим. автора). Квартира была дана в доме церковного старосты. Над воротами его дома я нашел следы некогда бывшего образка. Эти знаки, и еще часто встречающиеся при них начерченные углем кресты не должны ли быть приняты за признаки тайного раскольничества?.. Почему у церковного старосты нет теперь креста на воротах? Давно ли он снят? Почему у брата его есть крест медный на воротах?.. Много вопросов и каждый возбуждают эти обстоятельства и по неволе верится, что кресты и образок на воротах вывески раскольничества… А без этих знаков, существующих или существовавших, почти нет ни одной деревни в здешнем краю, соседствующем к Угличу, резиденции прославленнаго покровителя и распространителя раскола – Выжилова, так что по имени его в исповедных книгах отмечают «Выжиловской секты»… Быть церковным старостою еще не значит быть крепким в православии. На это мог бы и я привести много примеров, известных мне по слухам, но я скоро увидал одного старосту, о котором и скажу в своем месте…

            29 июля утром поехал я в сельцо Кучино, г. Скрипицыных. Я ехал неохотно, потому что всякий заезд отнимает деловое время и еще потому что Скрипицыны, как слышал я, слишком аристократичны. Но слухи о жалобе Травина принудили меня решиться на посещение помещиков. Я ехал рано в той уверенности, что застану всех спящими, и на основании этого буду в праве проехать далее… Вышло наоборот. Я попал к чаю и предо мною извинились в том, что проспали после вчерашнего именинного обеда. Родоначальник огромного семейства, разсеянного по столицам и разным губерниям, г. Скрипицын[1] был некогда Исправником, старший сын его оставил эту же должность года два тому назад: эти обстоятельства давали мне надежду получить какие-нибудь важные сведения для меня. К сожалению ожидания мои не сбылись вполне. Все были очень любезны со мною, и я должен сознаться, что, удержанный ими с утра до 5-ти часов вечера, провел время приятно и, если бы был свободен, то с удовольствием принял бы предложение погостить денек другой. Я даже сожалею теперь, зачем я 15 июля не согласился ехать в Кучино вместе с Карауловыми: в то время вокруг старика собрались почти все родные, человек 40… А, право, приятно провести время в кругу смолянок, живчиков-ребятишек, сурьезно-шутливых мужчин… Не знаю, с умыслом или без умысла, дедушка и дядя (родоначальник и сын его) дважды заводили сами разговор о раскольниках, но потом скоро прекращали его, хотя я тут-то в особенности и приклонял ухо свое, не смотря на зов жагана[2] – Вани смотреть кулика, не смотря на милое личико Кати, очень похожее на личико моей милой Кати… Скрипицыны подтвердили известие о письме Травина к предводителю… Смею думать, что мое пребывание у Скрипицыных даст мне некоторый перевес в мнении здешних помещиков. То есть не перевес, но обозначит пред ними мои разговоры с крестьянами и т. п., потому что я в присутствии Скрипицыных опрашивал их дворню и еще жителей их же деревни Медведковой.

[1] Скрипицын Михаил Степанович.

[2] Жиган – Озорник, мошенник, пройдоха (Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков).

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.