Николай Иванович Розанов (1801-1867)
Вспомнивъ холерный 1830 годъ, когда, въ концѣ августа, меня командировали на ярмарку въ Великое-Село, я желалъ и въ нынѣшній разъ побывать тамъ. Великое-Село лежитъ невдалекѣ отъ большой дороги, между Ярославлемъ и Ростовомъ; близь него живетъ помѣщикъ хозяинъ, двигатель въ этомъ краѣ полотнянаго дѣла, введшій въ Россіи голландскій способъ обработки льна и бѣленія полотенъ. Его знаютъ въ кругу хозяевъ, и не только у насъ въ Россіи, во и далѣе. Въ частной жизни селянина, послѣ тридцати-лѣтнихъ скромныхъ трудовъ, онъ достойно оцѣненъ за примѣръ и соревнованіе въ видахъ общей пользы[1].
Великое-Село — частное имѣніе наслѣдниковъ Яковлева, тѣхъ, которымъ принадлежитъ Новая Деревня близь С. Петербурга. Въ немъ до 1800 душъ, которыя изстари усвоили себѣ, какъ исключительное занятіе, ткачество тонкихъ полотенъ и полотняныхъ платковъ. Главная причина тому малоземелье, отъ чего великоселы не занимаются земледѣліемъ, и почти всю землю свою отдаютъ въ кортомное содержаніе окольнымъ крестьянамъ.
Полотняное дѣло вообще главная промышленость въ народѣ ярославской, костромской и вологодской губерній, равно какъ и воздѣлываніе льна, обработка его и ткачество. Нѣтъ, въ трехъ губерніяхъ домовитаго помѣщика, который не имѣлъ бы между дворовыми людьми своихъ пряхъ и ткачей, болѣе или менѣе искусныхъ, и не носилъ бы бѣлья и лѣтней одежды, какъ говорится, «сурова небѣлья, своего рукодѣлья». Домашнія полотна, платки и коломенка у помѣщиковъ, особенно у тѣхъ, кто любилъ ткацкое производство, какъ любили въ старину въ другихъ мѣстахъ какую-либо охоту, выработывались съ удивительнымъ искусствомъ. Безспорно, они обходились очень дорого, и никогда не выдержали бы конкуренціи въ цѣнахъ на тѣ же ткани въ вольной продажѣ; но, по-крайней-мѣрѣ, все это было свое, дорого, да мило, и носилось очень долго. Если гдѣ въ Россіи щеголяли бѣльемъ, то конечно въ этомъ, по преимуществу, полотняномъ краѣ, и центромъ торговли льномъ и ткачества тонкихъ полотенъ и платковъ сдѣлалось издавна, и донынѣ остается, Великое Село. Странно нѣсколько, что въ немъ, при ткаческомъ промыслѣ, не существуетъ льноводство и пряденіе; причина одна и таже: но малоземелью, крестьяне не сѣютъ, пряденіемъ льна тоже не занимаются; на рынкѣ въ Великомъ Селѣ всегда можно очень дешево покупать пряжу отъ окольныхъ крестьянокъ, которыя, работая зимою только отъ нечего дѣлать, почти ни во что считаютъ и время и первоначальный матеріалъ; потому, въ Великомъ Селѣ ткутъ полотна и платки изъ скупаемой по другимъ селеніямъ, въ окрестности, пряжи, и то употребляя ее на утокъ; основу же дѣлаютъ изъ пряжи англійской, болѣе крѣпкой и ровной.
Продажа льна на великосельскихъ рынкахъ и производство полотенъ дошли до значительныхъ размѣровъ. Льна для машиннаго пряденія на нашихъ фабрикахъ (на которыхъ уже дѣйствуетъ около двадцати тысячъ веретенъ), и для отправки за границу чрезъ архангелогородскій портъ, скупается ежегодно до сто тридцати тысячъ пудовъ, примѣрно по 2 руб. сер. пудъ, на двѣсти-шестдесятъ тысячъ руб. сер.; ткацкихъ становъ насчитывается до 500; на каждомъ соткутъ въ годъ, по меньшой мѣрѣ, 300 аршинъ, 150 000 аршинъ, по дешевѣйшей цѣнѣ, 40 коп. сер., каждый, на шестдесятъ тысячъ рублей серебромъ. По сравненіи стоимости всѣхъ полотенъ и продажныхъ цѣнъ, можно приблизительно опредѣлить, что въ послѣднія 20 лѣтъ увеличилось производство полотенъ процентовъ на 100, т. е. вдвое; цѣны же понизились, въ тонкихъ полотнахъ процентовъ на 40, а въ среднихъ процентовъ на 20. Это произошло въ 1839 г., когда былъ уничтоженъ лажъ на ассигнаціи. Слѣдовательно, въ-самомъ-дѣлѣ цѣны не упали почти нисколько: за 5 арш. полотна до 1839 г. стоило заплатить, напримѣръ, шесть рублей по тогдашнему народному курсу, то есть пяти-рублевую ассигнацію, и послѣ уничтоженія лажа надобно было дать за столько же полотна, по установленному Правительствомъ курсу, также пять рублей, то-есть туже пяти-рублевую ассигнацію.
Судя по нынѣшнимъ обстоятельствамъ, предвидится въ будущемъ упадокъ цѣнъ на полотна, особенно на тонкія, производимыя въ Великомъ-Селѣ, по безпрерывному приливу иностранныхъ такихъ полотенъ. Въ тонкихъ полотнахъ гораздо менѣе вѣсу, и на нихъ идетъ льну менѣе, хотя льну лучшаго. Торговля льномъ непремѣнно увеличится: требованіе льна на иностранныя фабрики останется такое же, какое есть; а на фабрики въ Россіи оно будетъ годъ отъ году возрастать. Можно полагать, что когда наши льнопрядильни усовершенствуются, тогда машинная пряжа подешевѣетъ до-нельзя и тогда опять будетъ выгодно ткать тонкія полотна, тѣмъ болѣе, что машиннымъ ткачествомъ производить оныя не вполнѣ удобно. Вообще можно сказать, что доселѣ успѣхи въ распространеніи и усовершенствованіи приготовленія и бѣленія полотенъ въ Великомъ-Селѣ, въ послѣднія 20 лѣтъ сдѣланы замѣчательные, такъ что эти наши полотна уже могутъ отчасти соперничать до времени съ иностранными, не взирая на умѣренную, по дѣйствующему тарифу, пошлину на послѣднія; даже аппретура полотенъ введена уже иностранная.
Въ недавнемъ времени, для полотнянаго производства наступилъ новый періодъ: приняты мѣры, могущія способствовать вообще въ Россіи развитію и усовершенствованію льняной промышлености во всѣхъ ея видахъ. Нѣкоторыя изъ этихъ мѣръ въ особенности касаются до ярославской, костромской, вологодской и владимірской губерній; именно: установлены особенныя преміи за пряжу и полотна домашняго произведенія и за ленъ и льняное сѣмя, и въ Ярославлѣ предположено учредить школу ручнаго пряденія для дѣтей бѣднѣйшихъ фабричныхъ преждебывшей большой Яковлевской мануфактуры; а въ Великомъ-Селѣ — школу ткачества подъ руководствомъ лучшаго иностраннаго мастера ткача, на усовершенствованныхъ и снабженныхъ всѣми принадлежностями для ткачества, станахъ. Это, какъ ожидать можно, дастъ мѣстной промышлености еще новую силу къ преуспѣванію. Къ счастію для дѣла вообще, и въ особенности для великоселовъ, благопріятствуютъ тому и другія мѣстныя обстоятельства, постоянныя и случайныя. Первыя — это добрая нравственность и способности воспріимчиваго народа и характеръ помѣщиковъ, столь благонамѣренныхъ во всѣхъ распоряженіяхъ, что подвластные иначе не называютъ ихъ, какъ своими отцами. Это говорится безъ преувеличенія.
И кстати должно сказать, что управленіе Великимъ-Селомъ и на правленіе его ко всевозможно успѣшной цѣли, въ видахъ благосостоянія людей, находится уже около пяти лѣтъ въ рукахъ весьма опытнаго, дѣятельнаго и благонамѣреннаго лица, пользующагося общимъ уваженіемъ в довѣріемъ помѣщиковъ и крестьянъ, которое ничего столько не желаетъ, какъ полнаго и совершеннаго процвѣтанія Великаго-Села[2]. Для окредитованія великосельскихъ издѣлій въ публикѣ, и вмѣстѣ для пріученія производителей къ большей отчетности въ работахъ, предполагается ввести, на мѣстѣ, браковку произведеній, съ тѣмъ, что каждый купившій кусокъ полотна или платковъ за клеймомъ браковымъ, можетъ въ-теченіе извѣстнаго времени, если кусокъ окажется съ изъяномъ, возвратить оный, и ему будутъ отданы обратно заплаченныя за него деньги.
О наружности Великаго-Села можно сказать, что теперь оно городокъ, а въ будущемъ—городъ. Третья часть домовъ у крестьянъ каменные. Есть уже предположеніе страховать дома отъ огня, какъ это дѣлается въ другихъ селеніяхъ по пути отъ Ростова къ Ярославлю. Есть крестьяне, которыхъ можно считать въ капиталѣ 10—15 тысячъ рублей серебромъ. Церкви въ Великомъ-Селѣ, одна главная, лѣтняя, другая зимняя, и еще третья, новая, заслуживаютъ вниманіе по огромности, во украшенію, а послѣдняя и по изяществу внутренней отдѣлки. Староста церковный, почтенный старикъ, уже 15 лѣтъ заботится съ безпримѣрною ревностію о лучшемъ пристройствѣ лептъ, приносимыхъ отъ усердія жителей Великаго-Села; его попеченію собственно обязано село устройствомъ новой церкви. Позднюю обѣдню, которую довелось мнѣ слушать, совершали въ лѣтней церкви; она была полна народомъ. Женщины, по обычаю стояли сзади,—впереди все мужчины. Дѣвицъ не было; онѣ ходятъ болѣе къ ранней обѣднѣ. Видъ великосельскаго народа, въ многочисленномъ собраніи, вполнѣ соотвѣтствуетъ красивой обстройкѣ села. Одно, чего нельзя было особенно не замѣтить, это то, что въ лѣтней и зимней церквахъ устроены кіоты съ мѣстами для образовъ, и каждое семейство ставитъ тутъ навсегда одну изъ своихъ домашнихъ иконъ, которой молится и предъ коею теплитъ свои свѣчки. Престолы въ церквахъ во имя праздниковъ богородичныхъ и два во имя св. чудотворца Николая и Дмитрія Солунскаго.
На память о Великомъ-Селѣ, я купилъ нѣсколько полотняныхъ платковъ, по 1 руб. 15 к. ассигн. (Хорошіе платки, а лучшіе по 2 руб. 10 к. ассигнац.) въ домѣ одного богатаго крестьянина, семейство котораго состоитъ изъ трехъ женатыхъ сыновей, четвертаго племянника, самь-восьмнадцать душъ. Живутъ всѣ вмѣстѣ, въ собственномъ каменномъ домѣ, стоющемъ около шести тысячъ рублей ассигнаціями, чисто и роскошно, но просто, по крестьянски.
__________________
[1] Е.С. Карновичъ, членъ учрежденнаго, 10 іюня 1852 г. въ Ярославлѣ, комитета для поощренія и усовершенствованія льняной промышлености.
[2] А.И. Черневъ, ярославскій помѣщикъ, членъ комитета поощренія льняной промышленности.
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии