Почта на Средней Которосли от возникновения до начала XX века

Муравьев Н.В

Часть II

              Во второй части рассматривается период от начала XIX века и до 1870 года, когда была открыта железная дорога до Ярославля. К началу века ямская гоньба уже не существовала, функции ее полностью перешли к почтовой службе.

               В 1800 году через шопшинскую станцию проходят почтовые дороги от Москвы: № 1 в Архангельск, № 6 в Вологду, № 16 в Кострому (дорог было две через Владимир и через Ярославль, но номер у них одинаковый), № 41 в Ярославль [1 стр. 1, 17, 51, 113].
               В Дорожнике 1803 года дополнительно значатся через Шопшу дороги под № XXIX – от Москвы через Ярославль, Кострому, Вятку и Пермь до Соликамска; № XXXXIII – от Архангельска, через Вологду, Ярославль, Владимир и Тамбов, до Астрахани; № XXXXVIII – от Архангельска через Вологду, Ярославль, Москву, Тулу, Воронеж до Черкаска [2 стр.36-37, 45, 49]
               В 1808 году издается почтовая карта Тверской и Ярославской губерний [3 стр. 8].

Фрагмент почтовой карты Тверской и Ярославской губерний 1808 года.

Фрагмент почтовой карты Тверской и Ярославской губерний 1808 года

Село Шопша на почтовой карте Тверской и Ярославской губерний 1808 года.

               По-видимому, в начале XIX почта стала обыденным явлением. В воспоминаниях С. Пурлевского говорится о переписке между селом Великим и городом Архангельском: ”… получаю (помню, утром 1822 года) письмо от Вильгельма Ивановича Бранта <из Архангельска>, которое коротко и ясно поручает мне покупку льняного волокна. Вслед за тем, по следующей почте, высылается мне тридцать тысяч рублей… Потом , смотрю, шлет своего завода рафинад на комиссию…” [4 стр.146].
               Порядок пересылки описан в [5 стр. 436] в разделе: IV Об образе приема писем, денег, посылок и прочаго”. В этом же источнике станция в Шопше указана на дороге № 67 Москва-Архангельск[5 стр. 67, 390].
               В 1822 году издана Генеральная карта Ярославской губернии с указанием почтовых дорог и станций.

Генеральная карта Ярославской губернии 1822 г.

Генеральная карта Ярославской губернии 1822 г.

Село Шопша на генеральной карте Ярославской губернии 1822 г.

               В Дорожнике 1829 г. станция в Шопше продолжает значиться на Архангельской дороге (№ 67). По другим направлениям – указывается на этот номер [6 стр. 25, 413]

               В 1831 в “Ярославских губернских ведомостях” напечатано объявление:
               “О вызове желающих…
               В 1832 году 4 и 5 числа генваря месяца имеют быть произведены при Ярославской Дворянской Опеке 1 и 2 торги на содержание по Ярославскому уезду с 1833 года впредь на три года почтовой гоньбы на станциях в селах: Шопше…”
[7 стр. 1142]

               В 1833 году местный помещик штабс-капитан Нефедьев пишет объявление о продаже села Шопша, гдe упоминается почтовая гоньба: “…Сверх сего имеются в селе: постоялые дворы, почтовая гоньба, что все предоставляется в пользу покупателя. – Крестьяне находятся в зажиточном состоянии: доходу вообще получается до 10,000 руб. и боле…”[8 стр. 298]
               По указателю почтовых дорог 1838 года Шопша значится на дорогах: № 18 от Москвы на Ярославль, Вологду и Архангельск; № 50 от Ярославля во Владимир [9 стр.13, 25]

               В Дорожнике 1842 года Шопша значится на дороге № 505 Санкт-Петербург – Ростов
[ 10 стр. 82, 551]

               На сегодняшний день не известно доподлинно, где находилась почтовая станция и какой она имела вид. По предположению местных жителей станция была расположена по современной улице Старосельской в районе дома 44 [11]. В том месте почва необычайно плодородная, предположительно, из-за располагавшихся там конюшен.
               В апреле 1848 года останавливался на станции в Шопше русский драматург А.Н. Островский [12 стр. 181]. В дневнике он описывает встреченных по пути людей, природу, но не станцию. Видимо, в ней самой не было ничего необычного.

Об устройстве станции остается судить по типовому проекту[12 Лист 4 ]

Типовой проект почтовой станции. Утвержден 22 мая 1823 года.

               План и фасад станционного дома меньшего разряда. Утвержден 22 мая 1823 года.
               1. Для записки подорожен
               2. Для смотрителя
               3. Кухня
               4. Для проезжающих
               5. Изба
               6. Кладовая
               7. Навесы для Экипажей
               8. Конюшни

               1 сентября 1845 года было открыто движение по шоссе до Ярославля [13 стр.34]. Начиная от Семибратова и до Ярославля оно совпадало со старой дорогой.
               В 1846 наша местность исследовалась офицерами Генерального штаба. По их данным : “Шоссе, идущее от г. Ярославля, на Москву, принадлежит к разряду губернских; проходит по  Ярославской губ. уездам Ярославским и Ростовским 84 в. и близ д. Дертники входит во Владимирскую губернию…
               Почтовые станции находятся на тех же местах, где были прежде.

От г. Ярославля:

Шопша.

26 ½

вер.

Лошадей содерж.

22

Поверстная пла-
та по 2 ½ к.с.
на лошадь.

Г. Ростов.

28

22

Дертники.

34

22

                Но так как они весьма велики, то предназначается их перенести в другие места, а именно: от Ярославля 1) в д. Кормилицыно, 2) с. Семибраты, 3) г. Ростов, 4) г. Петровск и 5) в с. Погост (Владимирской губ.) <Перелески, Яросл. обл.>
               Сколько проезжает по шоссе в течении года и как велик шоссейный  сбор, определить в настоящее время, с точностью, невозможно, потому что проезд по шоссе отрыт только с 1 сентября 1845 года; по апрель месяц было проезжающих:

Дилижансов

 

136

Обозов

 

1 372

Почтовых экипажей

 

50

Собрано денег

 

2 616 р. 67 к.с.

                За лошадь взимается дорожного сбора за каждые 10 в., смотря по  экипажем и времени года, летом или зимою, от 1 до 3 ½ к.с.
               Провоз от Ростова до Москвы, с пуда: на колесах от 30 до 50 к.с., а зимою от 5 до 15 к.с.; от г. Ростова до г. Ярославля: на колесах от 5 до 15 к.с., а зимою от 4 до 10 к.с. ”[13 стр. 33-34]
               Следует заметить, что указанные выше дилижансы не могли принадлежать почтовому ведомству. Между Москвой и Ярославлем “ для возки почт и пассажиров <учреждаются> почтовые экипажи” в 1850 году [14 стр.212]. И само слово “дилижанс” уже в Дорожнике 1842 года не употребляется. Пишут “почтовый экипаж для перевозки почт вместе с пассажирами” [10 стр. 571]. В более ранних дорожниках слово “дилижанс” используется [6 стр. 473].
               Из приведенного выше текста видно, что планируется на участке Ростов-Ярославль вместо одной станции (в Шопше) устроить две (в Семибратах и Кормилицине).
               В 1847 году выходит Распоряжение правительства: 
              “ 

               2. От 26 Августа за № 38,865, о учрежденных на Московско-Ярославском шоссе станций в следующих местах: 1-й в 18 ½ верстах от г. Ярославля, в д. Кормилицыне на место бывшей в селе Шопше; 2-й в селе Макарове, Семибратове тоже в 19 ½ верстах от д. Кормилицинына и
                16 верстах от г.Ростова, … на которых уже и почтовая гоньба…” [16 стр. 436].
               В Дорожнике 1852 года уже значатся станции Кормилицино, Семибратово тож
[ 17 стр. 63,456]и Макарово[ 17 стр.63, 463]. (Допущена ошибка. Нужно Макарово, Семибратово тож).

               Среди местных историков распространена несколько отличная версия истории почты:
               “Когда в 1693 году по указу Петра I было открыто почтовое сообщение между Москвой и Архангельском, на тракте в селе Макарово появилась Семибратовская почтовая станция “ [18 стр.31]. Если первую часть этого положения (об открытии тракта) можно с оговорками принять, то – вторая часть (о почтовой станции) представляется совершенно неверной.
               В марте 1869 В.Лествицин проезжал по шоссе от Ярославля до Москвы в почтовом экипаже и составил о дороге подробный отчет. Выехал он из Ярославля в 11 часов.
               “ Через 19 верст от Ярославля находим первую станцию деревню Кормилицыно. Здесь останавливаемся и переменяем лошадей, впрочем мешкотно и медленно. Пассажиры или не оставляют совсем экипаж, или вылезают, чтобы расправить косточки, и на станцию не заглядывают, потому что и на улице тепло…
               Третье село от Ярославля, в 26 верстах от него, есть Шопша, богатое оттого, что здесь станция для проезжающих на долгих и для возовика. В этом селении (Шепецком яму) рать Пожарского имела второй ночлег 29 июля 1612 года.
               В четвертом селе Макарове или Семибраты, где находится Ечкинская станция, мы еще останавливались и переменяли лошадей…”
[19 стр. 19,20 ].
               “В Ростов мы приехали часов в пять пополудни…” [19 Стр.23].
               В 1870 году была открыта железная дорога до Ярославля. “ От Ростова до Ярославля по железной дороге 47.66 верст, на этом протяжении устроены две станции Семибратово и Козьмодемьянск, а между ними Разъезд № 2<Коромыслово> ”[20 стр.165].

Фрагмент Почтовой карты Европейской России 1871 г. (Издание Ильина)

Фрагмент Почтовой карты Европейской России 1871 г. (Издание Ильина)

               “…Разъезд № 2, который устроен на 234-й версте от Москвы.
               В 12 верстах от Разъезда № 2, по правую сторону железной дороги, лежит знаменитое Великое село. Дорога к нему от Разъезда идет по шоссе ; < книга издана в 1897 год, шоссе от Шопши до Великого открыто в 1893 году> хотя в хорошую погоду можно лучше проехать в село Великое от станции Семибратово, где легче найти извозчиков, которые всегда приезжают к приходу почтовых и пассажирских поездов железной дороги. За проезд от станции до села Великаго берут 1 р. И 1 р. 50 к…
“ [20 стр. 174]

               В Дорожнике 1871 на маршруте XVI Москва – Ярославль по железной дороге значится станция Семибратово с примечанием: ” От Семибратовской ст. ж. дор. до Макаровской почтовой станции, с приемом всякого рода корреспонденций, – 2 ½ версты” [ 21 стр 9].
               В Дорожнике 1875 года под номером XIII почтовая дорога От Москвы через Ярославль до Вологды — станция Сембратово с дополненным примечанием: “От Семибратовской ст. ж. д. до Макаровской поч. ст. с приемом кор. 2 вер, а оттуда до сю Великаго, где производятся прием и выдача всякого рода кор., по проселочной дороге, — 12 вер. На Макаровской ст. содержится 2 лошади” [22 стр. 17-18].

                 Литература

  1. «Российский почт-календарь, с показанием разстояния между собою всех городов Российской империи» Ч. 1, отделение 2, литера В — СПб., 1800г.
  2. «Новый Российский дорожник» — СПб., 1803г.
  3. «Карманный почтовый атлас всей Российской империи» — СПб., 1808г.
  4. «Воспоминания русских крестьян XVIII — первой половины XIX века» — М., 2006г.
  5. «Почтовый дорожник» — СПб., 1824.
  6. «Почтовый дорожник»СПб., 1829г.
  7. «Ярославские губернские ведомости» (далее ЯГВ) № 42 от 18 декабря 1831г.
  8. ЯГВ №15 от 14 апреля 1833г.
  9. «Указатель губернских и уездных почтовых дорог в Российской империи»СПб., 1836г.
  10. «Росский почтовый дорожник»- СПб., 1842г.
  11. Муравьев Л.В. Частное сообщение
  12. Островский А.Н. «Полное собрание сочинений» том XIII.М. , 1952г.
  13. «Чертежи и рисунки принадлежащие к 1 собранию законов» — СПб., 1843г.
  14. 1 департамент Генерального Штаба. Военно-статистическое обозрение Российско империи том IV часть 2 Ярославская губерния.СПб., 1851г.
  15. ЯГВ № 24 от 17 июня 1850г.
  16. ЯГВ № 39 от 26 сентября 1847г.
  17. «Почтовый дорожник Российской империи»- СПб., 1852г.
  18. Виденеева А.П., Непоспехов О.О. Поселок Семибратово и село Макарово «Библиотека ярославской семьи» Том 15 Деревни и села Ярославской области — Рыбинск, 2015г.
  19. Лествицын В. «От Ярославля до Москвы — Ярославль , 1869г.
  20. Канчаловский П. «От Москвы до Архангельска по Москово-Ярославской-Архангельской железной дороге» выпуск II От Александрова до Ярославля. — М., 1897г.
  21. «Почтовый дорожник Российской империи» — СПб., 1871 г.
  22. «Почтовый дорожник Российской империи» — СПб., 1875г.  
Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.