Село Пятницкая Гора на гравюре 1878 г.
Выпись из писцовых и межевых книг стольника Степана Жадовского и подьячего Мартына Антонова 1676-го, 1677-го, 1678-го и 1679-го гг.[1]
А а писцовых книгах стольника Степана Жадовского да подьячего Мартына Антонова, 184-го, 185-го, 186-го, 187-го, годов написано. К селу Великому приселок Пятницкий, а в нем церковь Николы Чюдотворца деревянная клинчетая строена вверх, крест обит белым железом. А в ней Божия милосердия местных образов Воскресения Христова в чюдесех, три венца серебреные резные золочены, // (л. 64 об.) десять венцов басемных золочены. Писан красками образ Пресвятыя Богородицы Одигидрия. Писан красками образ Николы Чюдотворца з житием, венец и цата серебреные резные золочены, да прикладу два креста серебреных, пять алтын денег. Образ Святаго Илии писан красками на празелени. Образ Иоанна Богослова писан красками на празелени. Образ Святыя Великомученицы Парасковеи нарицаемыя Пятницы, венец и цата серебреные золочены, поля обложены серебром золочены, у ангелов венцы с карунами резные золочены, на карунах десять каменьев, варенцы креплены жемчугом, цаты серебреные. Перед местными иконами шесть свечь местных деревянных, писаны на вохре красками. Да в Деисусех настоящей Спасов образ. На первом тябле Апостолов осмнатцать образов. На другом тябле господских празников тринатцать образов. Двери царские, сень, и столбцы писаны красками. На северных дверех написано лоне Авраамле да пещь халдейская. За престолом образ Пресвятыя Богородицы писан красками же, крест за престолом писан красками же. // (л. 65) На пестоле Евангелие, Евангелисты серебреные золочены. Крест Благословенной обложен серебром золочен. Покров и одежда на престоле выбончатое. На жертвеннике сосуды белые оловянные, покров и воздух дорогильные. Перед Спасовым образом два паникадила медных. Ризы отласные, оплечье увасковое, пояс шолковой. Ризы дорогильные белые, оплечье отласное травчатое. Двои ризы полотняные, два стихаря, два уларя, двои поручи бархатные черные. Поручи же камчатые, патрахель учасковая, пуговицы серебряные. Чаша водоосвятная, укропник да два кадила медныя. Да книг: Евангелие толковое письмянное ветхо, Апостол, Псалтырь, Учитальная, часосоник, полуустав печатные, два охтая письменныя, две треоди, цветная, другая полная, да Ефрем требник, минея общая с празники печатные.
Другая церковь Воскресенье Христово деревянная клецки с трапезою, да в пределе Великомученицы нарицаемыя Пятницы. Главы обиты тесом в чешую, кресты опаяны белым железом. А в ней Божие милосердие в деисусе одиннатцать образов, двоя двери царские, сени и столбцы писаны красками. За престолом образ // (л. 65 об.) Пресвятыя Богородицы Знамение. За Престолом крест ветх. На Престоле покров бончатой. Одежда спереди камкасея с мишурою, а с трех сторон крашенинныя. На жертвеннике сосуды оловянныя. На престоле у Парасковеи нарицаемыя Пятницы покров выбончатой, одежда крашенинная.
Да у тех церквей построена колокольня деревянная, рублена штиугольная, вверх шатровая, крест обит белым железом. А в ней четыре колокола.
А церкви, и в церквах Божия милосердия образы, и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и всякая утварь строение того села крестьян.
А у той церкви старого кладбища по правую сторону шестнатцать сажен, з другую сторону семь сажен, с третью сторону против олтаря три сажени, с четвертую сторону пятнатцать сажен. Давно прибавлено к старому кладбищу со всех сторон по две сажени. А от церкви дворы стоят в тритцати саженях.
А у церкви: во дворе поп Иван Савельев, у него дети: Васька семнатцати лет, Оська трех лет; во дворе дьякон Симеон, у него брат Фролко тритцати лет, у него сын Федька десяти лет; во дворе пономарь Тишка Антипин, у него дети: Афонька десяти лет, Никифорко осми лет, у него же захребетник Пашка Евсевьев. А что написано в прежней писцовой книге, три кельи нищих, и те нищие померли. А ныне // (л. 66) тех келей нет. А дети их, Алешка да Пашка Ивановы, в стрельцах.
Под церковными дворы и огороды и огуменники две десятины с пол-полтретью. Пашни паханые худые земли тринатцать десятин с четью десятины, да переложной земли три десятины с четью в поле, а в дву по тому же. Да подле государева укосного лугу на пожне Пономареве четыре десятины, да отхожева сена на реке Котороси шездесят копен волоковых, а по мере четыре десятины. А написана та пашня по скаске того же села Великого выборных крестьян сторожилов Ивашка Федотова с товарыщи. Потому что в том приселке Пятницком церковные земли истари три доли, а крестьянской тяглой земли четвертая доля.
[1] ГАЯО. Ф. 77. О. 2. Д. 1135 Л. 64–66.
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии