Одна из повинностей крестьян села Великого в XVII в.

Гуменюк А.Г.

            В Научно-исследовательском архиве СПбИИ РАН хранятся документы, относящиеся к дворцовой Великосельской вотчине. Сегодня мы имеем возможность познакомиться с перепиской чиновников  XVII в.

            В XVII в. Великосельская вотчина относилась к ведомству приказа Большого дворца. Перед нами память составленная 15 мая 1690 г. (7198 г. от сотворения мира), дьяком приказа Большого дворца Григорием Посниковым и адресованная прикащику дворцового села Великого Михайлу Дурову. Документ описывает одну из повинностей великосельских крестьян — косьбу сена на подмосковных лугах.  В указанный период в подмосковных селах – Коломенском, Хорошове, Павшине, Бронницах, Александровской слободе – на государевы конюшни требовалось большое количество сена, с заготовкой которого не справлялись крестьяне подмосковных сел.

            Ежегодно для выполнения этой повинности из крестьян дворцовой Великосельской вотчины выбирались 114 человек «косцов, самых добрых и здоровых, лутчих людей», и они отправлялись на сенокос на подмосковные луга. Список косцов составлялся в двух экземплярах, один экземпляр отправлялся в Москву, в приказ Большого дворца, другой отдавался целовальнику. Косцы должны быть снаряжены для выполнения работы: «… с косами, да для лесной чиски с топорами, да для копенной воски десяти человеком лошедь с телегою и с веревки, да для варенья каш на десять же человек по котлу». Сенокос, дорога из Великого на подмосковные луга и обратно занимали более месяца. Крестьянам было не выгодно оставлять свое хозяйство на такой срок, и они искали способ уклониться от выполнения этой повинности или облегчить ее для себя. Крестьяне часто пытаются отправить вместо себя подростков или престарелых, а наиболее состоятельные — нанять вместо себя работника за деньги. Дьяку, составлявшему память, уловки крестьян были хорошо известны. Ответственность за выполнение указа возлагается на прикащика Михайла Дурова: «А буде тебе тех косцов выслать к указаному числу самых добрых из пашенных крестьян безо всякие оплошки». Документ, по традиции заканчивается подробным описанием наказаний, которые последуют в случае ненадлежащего выполнения памяти: «А ужели тех косцов, против сего великих государей указу к сенной козбе на луги к указному числу не вышлешь или вышлешь да не сполна, или в тех косцах объявятся малые ребята и старые мужики, или гулящие люди и бобыли, или чего против сего великих государей указу не исполнишь, и тебе за то от великих государей быть в опале. Да на тебе же доправлено будет сено по окладу. … А косцам которые вместо себя наймут или переменят, или без указу с лугов и не чистя лесу сойдут, учинено будет жестокое наказание, и разосланы будут на вечное житие в украинные городы».

Память о посылке косцов на подмосковные луга

            Текст документа.

Память о посылке косцов на подмосковные луга

            (л. 33)1 Лета 7198-го майя в 15 день по указу великих государей память. Ростовского уезду великих государей в дворцовое село Великое прикащику Михайлу Дурову. Как к тебе ся память придет, и ты б села Великого ис крестьян выбрал сто четырнатцать человек косцов, самых добрых и здоровых, лутчих людей. В середине лета с косами, да для лесной чиски с топорами, да для копенной воски десяти человеком лошедь с телегою и с веревки, да для варенья каш на десять же человек по котлу. И взяв по них у крестьян за руками выборы, против прежнего государского указу, с подкреплением, и учинил тем косцам два имянныя списка за своею рукою. И по тем спискам пересмотрил всех налицо. И выслал тех косцов к сенной козбе на подмосковные луга с провожатыми июня к 29-му числу ныняшнего // (л. 34) 198-го году. А кто имяны косцов и почему выбраны, о том к великим государям к Москве писал. А отписку и один имянной список и выборы велел подать в приказе Большого дворца думному дьяку Гавриле Федоровичю Деревнину со товарищи. А другой писаный список для отдачи косцов на луги к закощикам послал с целовальником и с провожатым. А буде тебе тех косцов выслать к указаному числу самых добрых из пашенных крестьян безо всякие оплошки. А как те косцы к Москве на луги к отпуску готовы будут и у тех косцов на отпуске у смотру списки, смотри накрепко, что б они были против сего великих государей указу и против выборов сами все с косами, и с топорами, и запасы, и лошеди налицо, да что б в покупке у них запасов, денег за тою покупкою, денег налицо. И те деньги у них, // (л. 35) косцов, досмотрить, и что объявится, и те наличные деньги написал в той же отписке имянно. Да велеть тем косцам сказать великих государей указ со всяким подтверждением, что б они за выбором мирских людей, которые выбраны будут с тяглых жеребьев, после твоего смотру вместо себя в тех селах и на дороге, и на Москве волных людей не наемывали и были на тех лугах у козбы и у лесной чистки до отпуску сами. А ужели тех косцов против сего великих государей указу к сенной козбе на луги к указному числу не вышлешь, или вышлешь да не сполна, или в тех косцах объявятся малые ребята и старые мужики, или гулящие люди и бобыли, или чего против сего великих государей указу не исполнишь, и тебе за то от великих государей быть в опале. Да на тебе же доправлено будет сено по окладу. Да за побегом косцов на лугах против прошлых лет в недокосе доправлено будет вдвое и за беглых и за наемных косцов подможные денги. А косцам, которые вместо себя наймут или переменят, или без указу с лугов и не чистя лесу сойдут, учинено будет жестокое наказание, и разосланы будут на вечное житие в украинные городы.

Посников2. //

                        Примечания

  1. НИА СПбИИ РАН РС ф. 133, оп. 1, д. 121, Лл. 33; 34.
  2. В ркп. другим почерком.

Село Великое

виртуальный музей

info@velikoemuseum.ru

  • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.