Крестьяне радетели села. Благотворительность и социальное обеспечение в селе Великом. Ч. 2.

 Сутугина Г.Н.

 

По книге: Села Великаго крестьяне // Сборник статей и воспоминаний. Составитель: Гуменюк А. Г. СПб., 2017.

            Летом 1892 года на средства покойного фабриканта А.А.Локалова и добровольных пожертвований из числа состоятельных сельчан, в Великом было основано благотворительное общество «Христианская помощь» для детей-сирот и Богадельня для стариков и калек. В этих богоугодных заведениях нашли призрение бездомные одинокие нищие в основном женщины, а также обрели свой дом, приют и заботу 50 детей-сирот. Располагался приют в каменном двухэтажном доме, кроме которого обществу принадлежали еще одноэтажный дом, баня и колодец.

            При обществе была двухклассная школа и шесть учебных мастерских: иконописная, чулочная, швейная, портняжная, столярная и сапожная. В этих мастерских обучали профессиям швей, портных, сапожников, столяров. После выпуска сироты поступали учениками в ремесленные мастерские села Великого или других селений. В иконописной лавке занимались наиболее способные мальчики, т.к. писание икон занятие трудное, изнурительное, требующее огромного напряжения душевных сил и полной самоотдачи. Непритязательное искусство иконописцев села было вероятно востребовано обывателями. Оно помогало людям жить и работать, переносить трудности, наполняло их души светом веры. Возможно, творения подростков-иконописцев продавались в сельской церковной лавке и украшали «красные углы» домов сельчан, мастерские ремесленников, деревенские избы в округе.

Белошвейная мастерская при обществе "Христианская помощь", ок. 1895 г. Фотография из собрания РГИА.

            Источниками денежных средств общества были: ежегодные отчисления по духовному завещанию А.А.Локалова в 5 тыс. рублей, членские взносы, от вступающих в общество (от 5 до 100 рублей ежегодные и 125 рублей единовременные), разовые пожертвования обывателей, желающих «способствовать искоренению нищенства», кружечный сбор в церкви и приходе «в пользу призреваемых обществом» сирот и бедняков. Причем на благотворительность жертвовали не только состоятельные люди. Очень популярными были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах магазинов и лавок, приюте – туда и бросали милостыню.

            В состав благотворительного общества входили почетные постоянные (не избираемые) члены и наиболее влиятельные представители деловой элиты Великого. В первую очередь это были наследники А.А. Локалова. Среди них были – Анна Александровна Беляева (старшая дочь фабриканта), Елена Александровна Лопатина (дочь), Владимир Егорович (Григорьевич) Лопатин (зять), крестьянская девица Ольга Александровна Локалова (младшая дочь), а также церковный староста Гаврила Васильевич Моругин, волостной старшина Николай Иванович Ведерников. Все они потом вошли в правление общества. Действительным членом общества «Христианская помощь» мог стать любой житель села, плативший взносы. Покровителем общества и первым почетным его членом стал Архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан. Делами управляло правление, состоявшее из 12 человек, которые работали без вознаграждения.

            29 июня 1892 года прошло первое собрание общества, где избрали правление. В нем, кроме постоянных почетных членов общества, приняли участие А. Пичугин, П. Иродов, Н. Ведерников, Е. Малков, А.М. Холопов, А.Д. Холопов, В. Латышев, А. Бещев, Н. Вязниковцев, В. Комаров, М.Ф. Боровик (земский доктор), К. Шабалин, М. Латышев, Д. Труфанов, И. Иродов, Н. Иродова, В. Давыдычев. Председателем правления избрали священника Владимира Соколова, его «товарищем» (заместителем) почетного гражданина В.Е.Лопатина, делопроизводителем – К.Н. Приорова – писаря волостного правления, казначеем – А.В. Моругина. Хор певчих храма Рождества Пресвятой Богородицы исполнил «Тебе Бога хвалим», «Боже, Царя храни», в заключении была соборная панихида с молитвою об успокоении души усопшего раба Божия Александра.

            Через несколько лет после открытия председатель правления общества Владимир Евгеньевич Соколов обращался через епархию в Ярославское Губернское правление с заявлением о разрешении на пристройку. К прошению были приложены чертежи в двух экземплярах на расширение двухэтажного дома для второклассной школы, принадлежащей обществу «Христианская помощь» в селе Великом. Заявление было рассмотрено строительным отделением, которое «нашло, план в техническом отношении составлен правильно» и дало разрешение на реализацию проекта, за счет которого площадь приюта значительно была увеличена. (ГАЯО ф.80 оп.2 д.1340)

Здание приюта «Христианская помошь» и женской двухклассной школы. Фото из собрания РГИА.

            Еще при жизни А.А. Локалова в Великом была устроена Богадельня на 16 мест, которая располагалась в центре села тоже в двухэтажном каменном здании, стоящем напротив храма Покрова Пресвятой Богородицы. Она предназначалась для содержания немощных и калек, дряхлых и увечных, не могущих трудом приобрести пропитание, у которых не было родственников или родственники не в состоянии были содержать их. Насельники мужчины и женщины получали кров, пищу, одежду, врачебную помощь и лекарства. В обязанности фельдшера входило еженедельное посещение призреваемых и оказание помощи больным. Сострадание, забота и жалость к насельникам помогали дать благотворительности правильную организацию.

            Всего в общество вступило 82 человека, и было внесено членских взносов на сумму 3375 рублей. Единовременные пожертвования на нужды общества внесли ещё 33 великосела. Наиболее крупные суммы пожертвовали К.А. Труфанов, Д.Д. Иродов (по 1000 рублей), А.Н. Иродов (200 рублей). Общество крестьян Великого внесло 300 рублей в помощь бедным. Важнейшим итогом работы можно считать, обеспечение прозрачности благотворительной деятельности, открытости и доступности информации, включая финансовую, для сельского общества. В отчете за 1892 год указывалось, что 60% средств израсходовано на благотворительную помощь бедным, 30% – на устройство помещений для жилья, классов и мастерских, 10% составлял резерв.

            Состав, просивших подаяние в селе, был не однороден. Это были чаще всего престарелые люди, оставшиеся без средств к существованию, калеки, инвалиды, дети из бедных семей и сироты-нищие. Таковыми часто становились бывшие труженики, робкие люди, которые лишались работы вследствие болезни, разногласий с хозяином, лишения крова, имущества, ремесленной мастерской в результате пожара. Но были нищие – профессионалы, никогда не работавшие и промышлявшие только подаяниями. Некоторые из них жили много лучше и денежнее, чем непрестанно трудящийся люд Великого.

            Даже в советское время в 50-х годах ХХ века на нашей улице Советской в доме №22 жила профессиональная нищая – оборванка, собиравшая милостыню по всему селу и чаще всего по вечерам и ночам. Сколько ей было лет, я не знаю, но мне, тогда еще ребенку, она казалась древней старухой. Ходила она в рваной, неопрятной одежде, с палкой и плетеной корзинкой на руке. Она стучала в окошко и просила милостыню. Мама всегда ей подавала и жалела ее. Жила она через два дома от нас. После смерти в доме у нее нашли в кровати (в матрасе, в подушке) огромное количество денежных купюр, на которые можно было жить безбедно, в чистоте и достатке.

            В России в начале XX в. получили широкое распространение акции по уличному сбору средств на различные благотворительные нужды. Акции эти носили символические названия: «День белого цветка» или «белой ромашки» был посвящен борьбе с туберкулезом, «День розового цветка» – помощи бесприютным детям, а «День колоса ржи» – помощи пострадавшим от неурожая. На улицах городов появлялись сборщики с кружками для пожертвований. Каждый мог помочь облегчить бедствие, сделав пожертвование. Жертвователь получал либо цветок, либо колос, либо другой отличительный знак, которые обычно прикрепляли к одежде. Различные общественные организации направили свою энергию в это русло. «День колоса ржи» был встречен с большим энтузиазмом: «…все считали долгом приобрести колос, и он красовался на груди и у богатых и у бедных…»

На фото (слева направо): 1. Розов Дмитрий Николаевич, ветеринарный врач. 2. Соколова Антонина Владимировна, учительница. 3. Резцов Сергей Сергеевич, учитель. 4. Ягодин Василий Николаевич, учитель. 5. Любомудрова Анна Ивановна, учительница. 6. Лашина Анна Георгиевна, учительница. 7. Рыбинкин Михаил Яковлевич, начальник почты. 8. Неизвестный. 9. Голиков Сергей, страховой агент. 10. Холопова Ольга Сергеевна, учительница. 11. Колокольцев Всеволод Леонидович, учитель. 12. Маслова Анна Сергеевна, учительница. 13. Моругин Мефодий Николаевич, торговец. 14. Протоиерей Николай Красносельский. 15. Зыкова Екатерина Николаевна, учительница. 16. Морозков Александр Николаевич, торговец. 17. Морозкова Вера Николаевна, учительница. 18. Писарева Анастасия Сергеевна. 19. Писарев Илья Дмитриевич, фельдшер. 20. Рожкова (в девичестве Малкова) Александра Алексеевна, учительница. 21. Рожков Дмитрий Сергеевич, директор городского училища. 22. Верховская Надежда Михайловна, учительница. 23. Морозков Николай, торговец? 24. Александр Иванович Дивов, становой пристав.

            Жители Великого не остались в стороне. Так в селе был проведен сбор средств, в пользу пострадавших от неурожая 1911 г. в Самарской, Саратовской, Казанской и др. губерниях. Акцию организовали учителя Любомудрова, Зыкова, Рожкова, Морозкова, фельдшер И.Д. Писарев, директор городского училища Д.С.Рожков, начальник почты М.Я. Рыбинкин. Составлением букетиков и оформлением занимались учителя и ученики школ села. В пользу голодающих было собрано 1025 рублей.

            Смотря на эту фотографию, удивляет и даже поражает внешний вид (шляпы и шляпки), осанка, выражение лиц этих красивых мужчин и женщин. Нет ни одного равнодушного лица, а какое оформление акции! Просто восхитительно!

            В Ярославле в связи с началом Первой мировой войны 28-29 сентября 1914 г. был устроен «День «Красного Креста»» и благотворительный кружечный сбор. В обращении было 235 кружек. В кружках всего оказалось 4916 руб. 36 коп. и в том числе, в селе Великом было собрано 219 руб. 12 коп. ( газета «Голос» 1914. 8 (21) октября с. 3)

            С помощью благотворительности крестьян радетелей-патриотов, согласованных соборных действий и общих усилий, великоселам самостоятельно без помощи государства удалось частично разрешить сложный болезненный вопрос борьбы с нищетой и бедностью. Это указывает на то, что в селе складывалось гражданское общество с активной жизненной позицией крестьян-земляков.

Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.