Исследуя историю древней Вятки (Хлынова) Александр Степанович Верещагин обнаружил документы относящиеся к 1499 г. и 1473-1489 гг., в которых упоминается село Вятское (Вяцк) Костромского уезда и близлежащие деревни. Из текста раннего документа А. С. Верещагин делает вывод, что Вятское могло существовать уже во времена митрополита Фотия (1409—1431 г.) или митрополита Киприана (1380—1409 г.). Автор считает, что происхождение названия села Вятского может быть связано с тем, что оно было основано вятичами. Ниже мы приводим выдержки из книги А. С. Верещагина.

К вопросу о первом упоминании села Вятское

Верещагин А. С. Из истории древнерусской Вятки. Вятка, 1905. С. 23-31.

            ˂…˃

            Что касается города Вяцка, едва ли извѣстнаго доселѣ вятскимъ читателямъ, то здѣсь приходится намъ сдѣлать маленькое отступленіе. Изъ-за этого города составителю настоящей статьи сдѣлалъ разъ значителыіый „репримандъ“ одинъ ученый столичный профессоръ. «Ваши Святительскія Тѣни»[1], писалъ онъ намъ, „допираютъ Лѣскова основательно; но я не могу оставить безъ замѣчанія вашего отзыва объ архіереѣ Іонѣ Барановѣ. У васъ сказано, что до Іоны на Вяткѣ вовсе не знали каменныхъ строеній и не умѣли ихъ строить, а Іона первый началъ строить каменные храмы. что ему самому приходилось искать мастеровъ каменныхъ дѣлъ, которые бы могли на Вяткѣ учить работѣ кирпищиковъ, обжигальщиковъ, каменщиковъ и т. д. Вы ссылаетесь тутъ на Вештомова; но есть документики, которые рѣшительно опровергаютъ вашего Вештомова и которые вамъ слѣдовало бы принять во вниманіе. Въ „Русской Исторической Библіотекѣ“ (изд. Археографической Комиссіей), въ V томѣ, въ актахъ построеннаго патр. Никономъ Иверскаго монастыря, еще въ 1656 году, за 20 лѣтъ до архіерейства Іоны, поминаются именно вятскіе кирпитчики и обжигальщики (с. 164, 166), которыхъ, по тѣмъ же актамъ, было послано въ указанномъ году 100 человѣкъ въ Иверскій монастырь на работу (с. 171, 173), и которые въ 1656 г. „сдѣлали 376000 кирпичю» (с. 218); а въ 1657 году было прислано въ монастырь еще 49 тѣхъ же вяцкихъ кирпищиковъ — изъ города Вятцка, какъ видно изь письма воеводы кн. Куракина къ Иверскому архимандриту (с. 274, 286). Пусть вашъ Іона былъ хорошій архіерей, но приписывать ему труды, какихъ онъ не подъялъ, полагаю не слѣдовало бы“… Указанія и цитаты профессора, какъ и слѣдовало ожидать, были сдѣланы аккуратно и точно, за исключеніемъ развѣ того, что „вятскіе кирпищики“ въ трехъ мѣстахъ въ Иверскихъ актахъ были названы „кирпищиками Вятцкія волости“. Въ отвѣтъ профессору намъ пришлось выяснить, что „престольнымъ градомъ“ епископа Вятскаго и Великопермскаго Іоны былъ не Вятцкъ, а Хлыновъ, что города Вятцка во всей епархіи Іоны не было, что не было въ ней ни одной волости, называвшейся Вятскою, что Вятцкъ и Вятцкая волость находились далеко за предѣлами епархіи Іоны. Вятскъ, указанный профессоромъ по „Исторической Библіотекѣ», это — нынѣшнее село Вятское, въ Даниловскомъ уѣздѣ Ярославской губерніи, на р. Ухтомѣ, въ 40 верстахъ къ югу отъ уѣзднаго города, почти такомъ же разстояніи отъ Ярославля и нѣсколько большемъ отъ Костромы[2].

            По отзыву одного изъ спутниковъ преосв. Іонафана, проѣзжавшаго чрезъ село при обозрѣніи епархіи въ 1880 году[3], „село Вятское — одно изъ самыхъ многонаселенныхъ, богатыхъ и красивыхъ селъ Ярославской губерніи; бойкая торговля, многолюдные съѣзды окрестныхъ жителей на еженедѣльные торги, торговые ряды, многіе каменные дома, двѣ пятиглавыя, благолѣпныя, похожія одна на другую, начала XVIII столѣтія, церкви придаютъ ему видъ города“. Извѣстно оно именно своими каменщиками и кирпищиками, да еще, благодаря ночти черноземной почвѣ, вообще рѣдкой въ Даниловскомъ уѣздѣ, — своими огурцами, извѣстными даже въ Вологдѣ подъ именемъ вятскихъ[4].

            До 1777 года — до переименованія села Данилова въ уѣздный городъ Ярославской губерніи и образованія Даниловскаго уѣзда, село Вяцкъ находилось въ Костромскомъ уѣздѣ, и но имени села назывался въ ХѴІ и ХѴІІ столѣтіяхъ станъ Вяцкій, состоявшій изъ окружающихъ село деревень и починковъ[5]. До того же 1777 года Вяцкъ числился въ Синодальной вотчинѣ съ 1722 года[6], до этого 1722 года — въ патріаршей области, а до 1689 года былъ селомъ „митрополичьимъ“ — московскаго митрополита.

            Насколько древнее было это село Вяцкъ, видно изъ двухъ, касающихся его, „судныхъ списковъ» пятнадцатаго (XV) вѣка. Въ первомъ — „Судномъ спискѣ о землѣ Вяцкихъ крестьянъ митрополита Геронтія (1473—1489 г.) съ великокняжескими волости Шахова“[7] мы читаемъ: „Судилъ Иванъ Сухой. Ставъ на землѣ на селищѣ Павлецовѣ тягались Аристикъ Ивашковъ да Козлокъ Васильевъ сынъ, вяцкіе христіане, съ Некрасомъ Левоновымъ: покосилъ-де онъ (Левоновъ) митроноличе селище Павлецово сильно… Некрасъ рекъ: то село Павлецово — земля великаго князя Шаховская, тянула та земля къ нашей волости къ Шахову, а косимъ лѣтъ съ 15. Сухой спросилъ Аристика и Козлока: почему то Павлецово селище зовете митрополичьею землею? Аристикъ и Козлокъ рекли: вѣдомо то добрымъ волостнымъ вяцкимъ старожильцемъ чернцу Лавру да Якову Клобуку, что селище Павлецово изъ старины земля митропольская волостная вяцкая. Лаверъ чернецъ и Клобукъ рекли: мы помнимъ то лѣтъ за шестьдесятъ (60), жилъ на томъ селищѣ до мору Павликъ, а тянулъ къ Вяцку, а земля митропольская. „Знахари“ волостные старожильцы Карпъ да Платунъ сказали: помнимъ лѣтъ за сорокъ (40), что та земля великаго князя Шаховская». Рѣшено: тѣмъ и другимъ, „цѣловавъ крестъ, лезти на поле“. На срокъ митрополичи христіане вяцкіе Аристикъ Ивашковъ да Козлокъ Васковъ, и „знахари“ чернецъ Лаверъ да Яковъ Клобукъ „стали“, а противники не явились… Великій князь велѣлъ Сухому: митрополичихъ христіанъ вяцкихъ Аристика да Козлока оправить и селищо Павлицово имъ присудить“.

            По другому акту — по „Разводному списку 1499 года землямъ великокняжескимъ волости Шаховской съ митрополичими волости Вятцкой“[8] разведены были деревни, пустоши, пожни и лѣса „великаго князя Шаховскіе отчины Жарскіе волости съ митрополичими землями Вятцкіе волости — отъ усть Чичермы рѣчки Николскою рѣчкою вверхъ до Вологодскіе дороги до броду: у броду за старымъ Отводомъ посадили митрополичи христіане за Николскою рѣчкою на Вятцкой сторонѣ три деревни на Жарскихъ земляхъ Воронино, Онисимово, Прудищо, и тѣ деревни князь великій велѣлъ отвести къ Вятцку къ митрополичю. А что посадили митрополичи христіане на Жарскихъ земляхъ, на другой сторонѣ рѣчки Николскіе, Аѳонасовскую деревню да Максимовскую да Пестовскую да Титовскую да Монжаковскую да Бурцову да Потапову да Тотаринову, да вступилися въ наволокъ по обѣ стороны Лопковскіе рѣчки да въ Желѣзниковской лугъ, да Титовскую деревню посадили да Кашанинову да Ѳилневу да Желнинскую пустошь да Мышкину деревню да Іевцову, и тѣ деревни и пустоши и лѣсы и наволоки и лугъ велѣлъ великій князь отвести къ своей волости къ Жарской, отъ броду отъ Вологодекіе дороги вверхъ же, Николскою рѣчкою до усть Левашевскіе рѣчки»[9].

            Если принять въ соображеніе, что тяжба о селищѣ Павлицовѣ происходила при митрополитѣ Геронтіѣ, приблизительно въ 80-хъ годахъ XV вѣка, а Павликъ „жилъ на селищѣ Павлицовѣ“ и, по показанію чернца Лавра и Клобука, „тянулъ къ Вяцку лѣтъ за 60“ до тяжбы, да еще „до мору“, который свирѣпствовалъ въ Ростовско-Ярославской и Костромской землѣ въ 1420 году[10], то существованіе Вятцка и селища Павлицова надобно отнести къ первымъ десятилѣтіямъ XV вѣка, ко временамъ митрополита Фотія (1409—1431 г.) или Кипріана (1380—1409 г. — съ перерывами). Такая Древность Вяцка намъ представляется нѣсколько загадочною, тѣмь болѣе, что уѣзды Даниловскій, Пошехонскій и Любимскій разчищены изъ-подъ лѣсу, сравнительно съ другими уѣздами Ярославской губерніи, въ недавнее время[11], да и Вяцкъ съ тянувшими кь нему селеніями почему-то странно оказывается на «митропольской» землѣ, т. е. на землѣ московскаго митрополита, въ Ростовско-Ярославской области, которая имѣла своего мѣстнаго архіерея.

            Приписывать заселеніе Даниловскаго Вяцка нашимъ вятскимъ пришелъцамъ-ушкуйникамъ конца ХІV вѣка мы не рѣшаемся, не имѣя для того никакихъ указаній и основаній; (напротивъ, въ видахъ безпристрастія, не замалчиваемъ здѣсь и о слѣдующемъ обстоятельствѣ, оказавшемся при нашемъ разслѣдованіи вопроса о Вяцкѣ. У Димитрія Донскаго былъ самый близкій и любимый бояринъ Ѳедоръ Андреевичъ Свиблъ или Свибло. Въ 1317 году Свибло съ московскою ратью и князь Городецкій Борисъ Константиновичъ съ племянникомъ Семеномъ Димитріевичемъ[12] — съ нижегородскою ратью „ходили воевати Мордву, и взяша всю землю Мордовскую, села и погосты и зимницы ихъ пограбиша и пожгоша, самихъ изсѣкоша, а жены и дѣти ихъ полониша, всю землю ихъ пусту сътвориша». Въ 1384—5 г. зимой Свибло, вмѣстѣ съ боярами Иваномъ Удой и Александромъ Белевутомъ[13], по приказанію великаго князя, ѣздилъ „черный боръ брати по новгородцкимъ волостемъ“, причемъ „бояре новгородцкіи тягалися на Городищѣ съ великокняжескими боярами о обидахъ“, а вслѣдъ за тѣмъ „Свиблова чадь побѣгоша съ Городиша на Москву“, очевидно опасаясь мщенія новгородцевъ за свои обиды[14]. Благодаря такимъ походам на Мордву и Новгородъ и близости къ великому князю, Свибло былъ весьма богатъ и, кромѣ многихъ селъ около Москвы, имѣлъ села и деревни въ Новгородѣ, въ Бѣжецкомъ—Верхѣ, въ Переяславлѣ, въ Юрьевѣ, въ Ростовѣ, на р. Сямѣ, на Устюгѣ и въ Отводномъ. Сынъ Донскаго Василій Димитріевичъ, какъ самъ сказалъ въ своей духовной грамотѣ 1406 года[15], „отоималъ у Федора у Свибла его села и холоповъ», и указанныя выше „Федоровские села Свибловские“, свой „примыслъ», въ томъ числѣ — „села въ Ростовѣ, на Сямѣ, на Устюзѣ и въ Отводномъ», завѣщалъ своей великой княгинѣ.

            Между тѣмъ изъ другого акта 1445 года[16] мы узнаемъ, что въ Козлескѣ (Козельскѣ — въ области древнихъ Вятичей), въ числѣ 8 волостей показаны волости „Олексинъ и Свиблово», вѣроятно названное такъ по имени прежняго владѣлыца Свибла. У сторонника „вятичской теоріи» естественно может возникнуть» предположеніе, что Свибло, до „отонманія“ у него селъ, перзвелъ часть своихъ крестьянъ и холоповъ изь Козельской Свибловской волости поближе къ Москвѣ — за Волгу и поселилъ ихъ недалеко отъ Волги и Ярославля — въ Отводномъ, а это новое село переселенцевъ съ Вятичской стороны и получило названіе Вяцка. Такое предположеніе и мы со своей стороны не признали ли бы невѣроятнымъ, если бы только не препятствовало то обстоятельство, что въ Свиблово время едва ли не было забыто имя Вятичей и въ самой Козельской сторонѣ.

            Но есть еще третій акть 1462 года, который подаетъ поводъ къ иному предположенію о происхожденіи названія „Вяцка“. Въ духовной грамотѣ Темного[17] мы читаемъ „даю сыну своему Андрею Меншому Вологду съ Кубеною и Заозерьемъ, да Иледамъ съ Обнорою и Комелою, да Пельшму, да Бохтюгу, да Уфтюшку, да Сяму, да Тошну, да Янгосаръ[18] и Отводное съ Перфушковъскими селы“. Перфушковскія села — это села, принадлежавшія Григорію Перфушкову или Перкушкову, который по лѣтописямъ[19], былъ въ московской рати, посланной въ 1468 году на Вятку, и, вмѣстѣ съ воеводами кн. Иваномъ Васильевичемъ Горбатымъ[20] и кн. Ряполовскимъ, „у Вятчянъ посулы (дары) поимали да Вятчяномъ норовили“. Не грѣшно, кажется, предположить и такъ, что этотъ ловкій ловчій великаго князя Перхушковъ[21], конечно — подѣлившійся съ кѣмъ было нужно въ Москвѣ своими вятскими „посулами“, вывелъ съ собою въ 1458 году плѣнниковъ съ Вятки и устроилъ изъ нихъ поселки близъ Отводнаго[22], изъ которыхъ главное село оть вятскихъ переселенцевъ и получило названіе „Вяцка“; а затѣмъ этотъ грѣховодникъ въ раскаяніи, какъ водилось тогда, „ради моленія митрополичъя“ подарилъ Вяцкъ митрополиту московскому, почему Вяцкъ въ 80-хъ годахъ XV вѣка и оказался на землѣ митропольской[23].

            Признавать болѣе вѣроятнымъ то или другое предположеніе предоставляемъ читателямъ. Но и въ томъ случаѣ, если будетъ признано болѣе вѣроятнымъ первое предположеніе — о заселеніи Даниловскаго Вяцка Козельскими — Свибловскими потомками древнихъ Вятичей, нашъ розыскъ о Вяцкѣ не даетъ ничего для подтвержденія „вятичской теоріи“ о первоначальномъ заселеніи Вятки русскими: Свибловское заселеніе Вяцка, если оно и было, во всякомъ случаѣ было только незначительнымъ переселеніемъ горсти потомковъ древнихъ Вятичей конца ХІV или начала XV вѣка, а отсюда далеко до массоваго переселенія Вятичей на Вятку въ до — татарскую эпоху, предполагаемаго Колосовымъ.

        ˂…˃

[1] «Святительскія Тѣни» (біографіи семи Вятскихъ архіереевъ съ возраженіями Лѣскову) были напечатаны въ Вятскихъ Епарх. Вѣдомостяхъ 1881—1883 годовъ.

[2] Списокъ населенныхъ мѣстъ Ярославской губ., № 1186.

[3]  Ярославскія Епарх. Вѣд. 1880 года, № 43.

[4] Географическо-статистическій словарь Росс. имперіи, Семенова, II, 8.

[5] Кирилову-Вѣлоезерскому монастырю въ 1583 г. дана вотчинная грамота на деревню Шепелево въ Костромскомъ уѣздѣ, „въ Вяцкомъ стану». — Вяцкій станъ упоминяется въ писцовыхъ, переписныхъ и межевыхъ книгахъ г. Костромы и его уѣзда въ 7135, 7154, 7186 и послѣдующихъ годахъ, по „Описанію документовъ и дѣлъ Моск. архива М. Ю.“ кн. I, № 1076—77, 1090, 1100, 1114, 1125.

[6] Описаніе документовъ и дѣлъ Синодальнаго архива III, с. 289, IV, 181; VIII, 284; X, 260, 964 и 971: на послѣдней страницѣ сказано, что „съ Вятской волости имѣлось 1049 руб. недоимки въ 1731 г. того ради, что въ С.-Петербурхъ изъ той волости въ каменшики и кирпичники взято 99 дворовъ, съ коихъ податей имать не велѣно, а изъ окладной книги они невыписаны, управители жъ штрафуются и держатся скованными». — Крестьяне «Костромскаго уѣзда Синодальной вотчины села Вяцка» упоминаются въ дѣлахъ Сената 1740 г. (Сенатскій архивъ II, 167) и въ „Чудесяхъ отъ мощей св. Димитрія Ростовскаго» (Ярославскія Епарх. Вѣд. 1876 г. № 13).

[7] Описаніе Госуд. Архива старыхъ дѣлъ, Иванова, 222—224.

[8] Сборникъ грамотъ и др. актовъ Синодальной библіотеки, №173.

[9] Почти всѣ указанныя здѣсь селенія показаны, подъ тѣмн же названіями, и въ Спискѣ населенныхъ мѣстъ Ярославской губ. (1865 г.): Шахово или село Рождественское въ Шаховѣ въ 5 верстахъ отъ села Вятскаго къ югу — по направленію къ Ярославлю, а отъ Данилова въ 40 верстахъ, село Никольское въ Отводномъ въ 5 верстахъ отъ с. Вятскаго къ сѣвѳру — по направленію къ Данилову и въ 34 верстахъ отъ послѣдняго, село Покровъ въ Жарахъ еще дальше къ сѣверу отъ Вятскаго — въ 23 верстахъ отъ Данилова, сельцо Воронино въ 36 верстахъ и деревня Воронино въ 43 верстахъ отъ Данилова, д. Павлицово при рѣчкѣ Ухтомѣ въ 42 верстахъ отъ Данилова, д. Прудищи въ 34 верстахъ, д. Аѳонасово и Титово при Ухтомѣ въ 38 верстахъ, д. Манжаково, Бурцево и Потапово при рѣчкѣ Савадранкѣ (прежде Никольской) въ 35, д. Кишаново при рѣчкѣ Левашовкѣ въ 36, д. Филино въ 34. д. Жолнино въ 35, д. Іевково въ 38 верстахъ — отъ Данилова.

[10] По Воскресенской лѣтописи (VIII, 90): „въ лѣто 6928 моръ бысть силенъ на люди на Костромѣ, и въ Ярославлѣ, и въ Галичѣ, и на Плесѣ, и въ Ростовѣ; и тако вымроша, яко и жита бѣ жати нѣкому».

[11] Ярославскія Епарх Вѣдомости 1880 г., № 50.

[12] Умершимъ впослѣдствіи въ изгойствѣ на Вяткѣ.

[13] Памятными также по захвату жены кн. Семена Димитріевича и ея имущества.

[14] Воскресенская лѣт. VIII, 26. Новгородская четвертая IV, 91.

[15] Собраніе Госуд. Грам. и Догов. I, 72—73. – Свибловскія села по справедливому замѣчанію Соловьева (I, 1128) составляли самый богатый примыслъ вел. князя Василія Димитріевича.

[16] Договорная грамота Темнаго съ княземъ Можайскимъ Иваномъ Андреевичемъ въ Собр. Гос. Грам. и Догов. I, с. 134.

[17] Тамъ же, I, 204.

[18] Всѣ эти мѣстности — недалекія отъ Отводнаго.

[19] Новгородской четвертой (IV, 147), Софійской первой (V, 272), Софійской второй (VI, 181)

[20] Внукомъ умершаго на Вяткѣ князя Семена Димитріевича Суздальскаго—Нижегородскаго.

[21] Въ одномъ изъ позднѣйшихъ «лѣтописцевъ“, найденныхъ г. Дементьевымъ въ глуши Ветлужскаго уѣзда, Перхушковъ названъ даже княземъ, получившимъ яко-бы отъ хана ярлыкъ на нашъ Хлыновъ. См. наше изслѣдованіе „Хлыновъ старше или Хлыново», 88 с.

[22] Село Никольское въ Отводномъ всего въ 5 верстахъ отъ Вяцка.

[23] Этотъ же Григорій Перхутковъ грамотой 1 марта 1484 года отдалъ свои деревни и поля „Пречистой Матери Божіей въ Мартиніанову пустыню». Житіе Мартиніана Бѣлоезерскаго — въ „Житіяхъ святыхъ» преосв. Филарета Чернигофскаго, I, 22 января.

    

Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.