Исследования о бурлаках

 Отчетъ Чиновника Особыхъ Порученій при Министрѣ Внутренніхъ Дѣлъ, Статскаго Советника Ивана Вернадскаго.

            Журнал МВД. 1857. Ч. XXIII (Кн. 4). С. 71—118; Ч. XXIV (Кн. 5). С. 1—42.

VI. Какое изменение в бурлачестве произвело пароходство.

            Вліяніе пароходства, а съ тѣмъ вмѣстѣ жалобы на него со стороны рабочихъ, особенно замѣтны въ Астрахани, гдѣ купечество указываетъ на пароходы, какъ на причину уменьшенія ими платы рабочимъ. Судохозяева получаютъ все менѣе и менѣе барышей и начинаютъ оставлять свой промыселъ.

            Дѣйствительно, пароходы должны уменьшить бурлачество и уже теперь оказываютъ на него свое дѣйствіе, хотя опредѣлить его съ точностію нѣтъ никакой возможности, за недостаткомъ положительныхъ свѣдѣній о состояніи бурлачества во время, предшествовавшее введенію этого способа передвиженія.

            Между самими бурлаками мнѣніе о вредѣ пароходства для ихъ промысла чрезвычайно укоренено, и о парахъ они отзываются съ ожесточеніемъ, не принимая въ соображеніе того, что пароходству только собственно и одолженъ Волжскій край тѣми улучшеніями, которыя въ немъ замѣтны въ послѣднее время и которыя отражаются и въ самомъ бытѣ судорабочихъ. Въ настоящее время, пользуясь быстротою передвижеиія, они часто имѣютъ возможность, поспѣть на такія работы, которыя прежде для нихъ были невозможны; при томъ они часто совершаютъ свой переѣздъ на баржѣ, не тратя ни своихъ силъ, ни времени, столько для нихъ дорогаго.

            Временная польза отъ нихъ для бурлачества очевидна, и до настоящаго времени едва ли можно доказать, что бурлачество дѣйствительно страдало отъ пароходовъ. Число послѣднихъ еще такъ ограничено, а число парусныхъ судовъ такъ велико, что пріемъ рабочихъ, по крайней мѣрѣ, въ прошломъ (1856) году, въ верхнемъ и среднемъ теченіи Волги совершался очень удовлетворительно. Ограничивающее въ отношеніи къ нимъ вліяніе пароходства замѣтно было развѣ въ Астрахани; но въ этомъ городѣ едва ли бы могла быть и половина нынѣшней отправки безъ содѣйствія пара, ускоряющаго движеніе, безъ него совершавшееся очень медленно. При томъ въ этомъ же городѣ рыбные промышленники, занимающіеся ловлею Астраханскихъ сельдей (бѣшенки), жаловались на недостатокъ рабочихъ рукъ во время ловли, когда они платили непомѣрныя цѣны за нѣсколько дней работы. Жаловаться поэтому бурлаки могутъ развѣ на свою неподвижность и рутину, которая съ трудомъ позволяетъ имъ перейти къ другому, даже близкому занятію.

            Пароходы замѣнили собою, большею частію, только двухсмѣнныя суда, доставлявшія прежде грузъ на срокъ или вообще скорѣе, слѣдовательно они доставляютъ товары болѣе цѣнные; хлѣбъ же и тому подобныя сырыя произведенія и теперь, большею частію, перевозятся на обыкновенныхъ или на конныхъ судахъ.

            VII. Какое влияние оказало это улучшение средств сообщения на быт Приволжскаго края.

            Вліяніе пароходства вообще до настоящаго времени на бытъ Приволжскаго края еще очень слабо. Слабость эта происходитъ отъ тѣхъ скромныхъ размѣровъ, въ которыхъ оно появляется. Волга, если сложить всѣ ся пароходы, считая даже и тѣ, которые назначены только для завозки якоря, имѣетъ менѣе 60 пароходовъ, слѣдовательно въ 12 слишкомъ разъ менѣе, нежели Миссисипи, хотя потребности въ перевозкѣ на ней существуетъ не менѣе. Впрочемъ въ послѣднее время, и на Волгѣ замѣтно нѣкоторое движеніе и стремленіе къ лучшему. Теперь на этой рѣкѣ должно отличать четыре рода пароходовъ, рѣзко различающихся другъ отъ друга.

  1. Пароходы завозные или забѣжки, назначенные только для возки якоря при тѣхъ судахъ, которыя идутъ противъ воды по канату, заброшенному впередъ и удерживаемому якоремъ. Пароходы эти бываютъ обыкновенно очень малы (силъ въ 25 или около) и служатъ помощью при коноводныхъ машинахъ и такъ называемыхъ кабестанныхъ пароходахъ. Въ настоящее время они замѣтно распространяются и вытѣсняютъ собою весельныя завозни. Въ интересѣ рабочаго сословія и быстроты, эти забѣжки составляютъ благодѣтельное улучшеніе. Рабочіе болѣе не подвергаются тяжелой и непріятной работѣ, избѣгаютъ ненастья и крайнихъ усилій, а судно въ своемъ ходѣ менѣе зависитъ отъ вѣтра и погоды. Во всякомъ случаѣ, слѣдовательно, должно желать распространенія подобнаго улучшенія, составляющаго первый шагъ къ дальнѣйшимъ.
  2. Кабестаны представляютъ вторую степень пароходнаго развитія. Это – суда съ полнымъ паровымъ приборомъ, сила котораго впрочемъ устремлена не на органы движенія самаго судна, а на воротъ или шпиль, на который наматывается канатъ отъ якоря, заброшеннаго съ полверсты впередъ. Кабестаны произошли отъ замѣны силы лошадей на коноводныхъ машинахъ силою паровъ. Къ кабестану обыкновенно, какъ и къ коноводной машинѣ, прицѣпляютъ большее или меньшее число подчалковъ, образующихъ какъ бы хвостъ кабестана. Этими хвостами машины кабестанныя и коноводныя особенно затрудняютъ судоходство и легкое пароходство. Рядъ подчалковъ тянется иногда болѣе, нежели на 500 саженъ и состоитъ часто изъ 16 судовъ, которыми останавливаетъ иногда на перекатахъ и въ узкомъ или извилистомъ Фарватерѣ, въ продолженіе цѣлыхъ сутокъ и болѣе, всю циркуляцію. Кабестаны считаются нынѣ выгоднѣйшимъ средствомъ перевозки на Волгѣ; они дѣйствительно выгодны для того, кто самъ, будучи хозяиномъ, ходитъ на нихъ. Во всякомъ случаѣ, однако, полезно было бы уменьшить число подчалковъ и баржей, которые своимъ протяженіемъ часто задерживаютъ все судоходство иногда недѣли на двѣ; а между тѣмъ вода ежедневно падаетъ, и разореніе угрожаетъ задержанному въ пути купцу. Такимъ образомъ, у перекатовъ накопляется иногда десятки и болѣе судовъ, задерживаемыхъ одною машиною и сѣвшимъ на мель подчалкомъ ея. Правилъ для прохода судовъ въ настоящее время никакихъ нѣтъ, а злонамѣренность иногда замѣтна. У Телячьяго брода мы стояли до 10 часовъ на пароходѣ съ одною легкою баржой; потому что въ этомъ мѣстѣ фарватеръ занятъ былъ коноводной машиной. Особенно вредны для срочности коммуникаціи кабестаны, имѣющіе наибольшій хвостъ и наибольшій грузъ.
  3. Пароходы тяжелые, съ баржами, составляютъ уже болѣе раціональное средство передвиженія. Они назначаются преимущественно для перевозки цѣннаго груза, который впрочемъ кладется не на самый пароходъ, а на находящіяся при немъ, имъ влекомыя, легкія суда, называемыя баржами. На пароходахъ же помѣщаются, кромѣ должностныхъ лицъ, пассажиры и ихъ вещи, исключая экипажей и особенно громоздкихъ тяжестей, передаваемыхъ на баржи. Силы этихъ пароходовъ различны: отъ 30, 50 силъ (Кама, Дешевый) пароходы достигаютъ до 250 (Волга) и даже 400 силъ (Самсонъ и Геркулесъ.). Баржи строятся узкія и длинныя, для легкости хода. Онѣ тѣмъ легче тянутся, чѣмъ далѣе пущены отъ парохода; потому что тогда меньше подвергаются производимому пароходомъ волненію. Кладь тянутъ буксирные пароходы въ 100, 120 и болѣе тысячъ пудовъ на баржѣ, которая стоитъ 5–15 р. сер. До сихъ поръ ржаная мука и рожь не идутъ на баржахъ, а посылаются только болѣе цѣнныя произведенія: пшеница, сало, чай, кубовая краска и т. п. Цѣны на пароходахъ за кладь бываютъ наивысшія въ первый весенній рейсъ (до 25 к. сер.); договариваются объ этой доставкѣ еще зимой. Потомъ цѣны понижаются, доходя до 9 к. сер. За среднюю цѣну можно принять 15 к. сер. Путина скорая (отъ Астрахани въ Нижній) совершается даже въ 10 дней. Каждый день пароходу обходится примѣрно во 100 р. сер., слѣдовательно барыши еще очень велики.
  4. Легкіе или пассажирные пароходы, не тянущіе за собою никакого груза и совершающіе рейсы только для перевоза людей, находятся лишь въ верхнсй части Волги и при томъ въ весьма незначительномъ числѣ. Обыкновенно они совершаютъ путь отъ Рыбинска или даже отъ Твери до Нижняго Новгорода; но во время ярмарки въ послѣднемъ, они ходятъ даже до Казани. Далѣе пассажирные пароходы не ходятъ, а пассажиры отправляются на буксирныхъ.

            Пароходство стало распространяться, и на Волгѣ теперь нѣсколько компаній: Волжскаго пароходства, Меркурій, Польза, Самолетъ,

            Камско-Волжскаго пароходства, Самарская (пароходъ продается), Астраханскія – Голикова и Алабова. Нѣкоторые частные люди имѣютъ свои собственные пароходы. По Окѣ пароходство едва ли возможно: она во многихъ мѣстахъ не болѣе 10 вершковъ (въ межень) глубины.

            Постройка пароходовъ совершается въ разныхъ мѣстахъ, преимущественно за границей. Есть пароходы Голландскіе, Бельгійскіе. Теперь строятся пароходы и въ Россіи.

            Цѣны на лѣсъ, в слѣдствіе развитія пароходства, значительно поднялись; въ Юрьевцѣ строевой лѣсъ поднялся вчетверо въ цѣнѣ (бревно, стоившее 25 к., стоитъ 1 р. сер.), а дровяной – съ 2 1/2 р. до 4 р. асс.

            Земля въ нѣкоторыхъ мѣстахъ также повысилась въ цѣнѣ; мѣсто у затона (близь Спасска, 100 верстъ отъ Казани) въ 500 десятинъ (4 десят., какъ общество думало купить, владѣлецъ не продавалъ) обществу Меркурій сперва уступали за 12 000 р.сер., а продали за 17 000 р.сер.

            Улучшенія замѣтны въ самомъ затонѣ, гдѣ увеличиваются постройки общества: строятъ жилые дома, амбары (магазины), мастерскія для машинныхъ работъ, разсчитываютъ на молотилки и т. п. заказы; предполагается развести огороды и т. п. На ярмарочномъ мѣстѣ у Нижняго (гдѣ озеро) общество Меркурій предполагаетъ устроить докъ для починки судовъ и т. п.

            Рубкою дровъ занимаются теперь жители села Богородскаго и другіе, прежде не имѣвшіе почти никакого занятія.

            Будущность пароходства еще очень велика: въ настоящее время оно не въ состояніи выполнить всѣхъ заказовъ, и хотя сопернічество заставляетъ уже понижать цѣны, но пониженіе это еще очень незначительно.

            Бакеновъ на Волгѣ почти ни гдѣ нѣтъ, хотя поставить ихъ, по крайней мѣрѣ на меляхъ и перекатахъ, обыкновенно очень не трудно. Только въ прошломъ году явились въ одномъ или двухъ мѣстахъ нѣсколько бакеновъ, и то на время. Правда, что полной пользѣ ихъ мѣшаетъ частое измѣненіе фарватера въ этихъ мѣстахъ, производимое, большею частію, сѣвшею на мель баржою или подчалкомъ. Почти послѣ каждой коноводной машины или кабестана Фарватеръ должно изслѣдовать заново. Волжскіе якори по своей формѣ также часто вредны для прохода судовъ, которымъ они пробиваютъ дно, составляя такимъ образомъ искусственныя желѣзныя каржи.

            Цеха лоцмановъ на Волгѣ не существуетъ, и это составляетъ большой недостатокъ; по тому что нѣтъ ручательства въ знаніи лоцмановъ, которымъ однако платится до 500 р. сер. Цехъ лоцмановъ существуетъ на Свири, у Боровицкихъ пороговъ и т. п. Подобное учрежденіе на Волгѣ необходимо. Для этого нѣкоторые полагаютъ полезнымъ, приписать нѣкоторыхъ прибрежныхъ крестьянъ, уволивъ ихъ отъ рекрутской повинности.

            Пошлина въ ¼ %, добровольно пожертвованная купечествомъ для улучшенія Волги, взимается съ цѣнности груза, а не вѣса, а потому бываютъ фальшивыя показанія относительно цѣнныхъ товаровъ. Водяная Коммуникація, пропуская по накладной и по объявленной цѣнѣ, не дѣлаетъ прижимокъ; но Городская Депутація уличаетъ часто судохозяевъ въ утайкѣ или въ не вѣрномъ показаніи цѣнъ. Отъ сего происходитъ то, что пароходы буксирные задерживаютъ Торговую Депутацію. Если строго исполнять правила 1839 г. Уст. Тамож.; то чрезъ то можно лишиться значительнаго груза; ибо кубовая краска и т. п. дешевле обойдутся отправкой сухимъ путемъ, нежели водою. Въ настоящее время выправляютъ накладную, большею частію, судохозяева, начальство пароходовъ и т. п. Измѣненіе сбора съ вѣса необходимо по мнѣнію этихъ лицъ: выправка накладной и т. п., при чемъ платится въ 3–5 мѣстахъ, чрезвычайно затрудняетъ и задерживаетъ отправку судна; а по быстротѣ спада воды это очень важно и можетъ причинить потери. Торговецъ-хозяинъ заплатилъ бы втрое пошлины, чтобы его отпустили скорѣе.

            Изъ этого краткаго обзора бурлацкаго промысла и ближайшихъ къ нему занятій и обстоятельствъ можно вывести то общее заключеніе, что этотъ промыселъ вообще находится въ неудовлетворительномъ состояніи. Если страданія и невыгоды рабочаго класса на Волгѣ и не такъ велики, какъ обыкновенно полагаютъ; то все-таки они превышаютъ подобныя на сухомъ пути и въ другихъ отрасляхъ промышленности; естественно по этому представляется вопросъ, можно ли и должно ли устроить этотъ промыселъ на иныхъ основаніяхъ, болѣе выгодныхъ для рабочихъ?

            Мы видѣли изъ предыдущаго изложенія, что бурлачествомъ занимаются только тѣ изъ крестьянъ, которые не могутъ иначе употребить времени, свободнаго отъ ихъ полевыхъ работъ; чисто промышленное населеніе или жители богатыхъ землями и угодьями мѣстностей, не участвуютъ въ этомъ занятіи. Ни матеріальныя выгоды, ни моральныя условія этого промысла не представляютъ его особенно вожделѣннымъ для государства. Бурлачество образуетъ бродячее, невѣжественное, предоставленное случайностямъ населеніе, истрачивающее свои силы на такое занятіе, которое, большею частію, можетъ быть исполнено животными или машинами: бурлакъ замѣняетъ собою лошадь или вола и вообще можетъ быть поставленъ въ категорію тягловаго скота.

            Поддерживать поэтому бурлачество искусственнымъ образомъ значило бы поддерживать самое не выгодное для государства употребленіе силъ въ то время, когда чувствуется недостатокъ въ трудѣ и рабочихъ во многихъ отрасляхъ нашей промышленности.

            Безъ всякаго сомнѣнія, изъ этого однако не слѣдуетъ, что бы было необходимо насильно отвлекать людей отъ бурлацкаго промысла или стѣснять отправленіе послѣдняго: при теперешнемъ положеніи судоходства и запроса на работу въ Поволжьѣ, – промыселъ этотъ необходимъ, и какъ двигательная сила для судовъ, и какъ подспорье для крестьянина; но нужно по возможности подготовлять край къ переходу въ лучшее и болѣе раціональное экономическое положеніе посредствомъ развитія его промышленныхъ силъ освобожденіемъ труда отъ административныхъ стѣсненій и возможнымъ содѣйствіемъ возникающему пароходству, которое должно со временемъ замѣнить бурлачество.

            Что же касается до современнаго состоянія бурлацкаго промысла; то въ этомъ отношеніи должно, по возможности, держаться въ предѣлахъ законовъ, которые лучше, нежели ихъ исполненіе. Строгое выполненіе договора съ обѣихъ договаривающихся сторонъ должно быть главною заботою исполнительной власти.

            По общему признанію мѣстныхъ жителей, неусыпное преслѣдованіе бѣглецовъ и немедленная высылка ихъ къ нанимавшему, необходимы для того, чтобы дать твердость и прочность условіямъ и предохранить судохозяевъ отъ лишнихъ убытковъ, вредно дѣйствующихъ на ходъ торговли вообще и даже на самую плату бурлакамъ. Безнаказанность виновныхъ въ нарушеніи договора есть истинное зло, ни чѣмъ не вознаградимое, какъ въ хозяйственномъ, такъ и въ нравственномъ отношеніи.

            Нѣкоторые полагаютъ, что при договорѣ должно быть введено наибольшее среднее время путины, которая бы оплачивалась болѣе при ея излишней продолжительности. Такая мѣра, временно полезная для одного класса (судорабочихъ), была бы однако вредна для торговли вообще, значительно уменьшая барыши судохозяина, и безъ того теряющаго болѣе при продолжительномъ пути, нежели каждый рабочій. Бываютъ случаи, что отъ одной этой причины хозяинъ судна или торговецъ совершенно разоряется, а разореніе торговца ведетъ за собою уменьшеніе въ предложеніи товара, слѣдовательно его дороговизну и уменьшеніе самой заработной платы, отъ которой окончательно должны терпѣть сами судорабочіе. Что же касается до платы за непредвидѣнное промедленіе въ пути; то она опредѣлена достаточно въ законѣ, и въ этомъ отношеніи остается только строго настаивать на исполненіи существующихъ постановленій.

            То же самое должно сказать касательно случаевъ болѣзни рабочаго и т. п., которые предвидѣны въ законахъ.

            Наконецъ, для удаленія споровъ и предлоговъ къ неисполненію договоровъ со стороны рабочихъ, необходимо открыть возможность послѣднимъ, пользоваться представляющеюся имъ работою даже и тогда, когда приходитъ къ концу срокъ ихъ паспортовъ, выдавая временные виды изъ Городской или Земской Полиціи, или вѣдомства Путей Сообщенія (отъ Дистанціоннаго Смотрителя), для окончанія условленной путины и пріисканія обратной. Такіе виды могутъ имѣть силу только въ самомъ плесѣ и въ пристаняхъ, но въ отдаленіи отъ береговъ могутъ служить лишь для возврата бурлака домой. Подобные билеты могутъ быть допускаемы и съ мѣста, откуда отправляется бурлакъ, но при томъ въ билетѣ должно быть обозначено, что онъ отравляется именно для судовой работы.

            Но едва ли не одною изъ главныхъ нуждъ должно признать устройство самаго судоходства на Волгѣ; отъ безпорядка и произвола, въ немъ существующаго, терпятъ непосредственно судорабочіе, почти въ каждую путину. Мы уже говорили о нѣкоторыхъ неудобствахъ Волжскаго плаванія, изъ которыхъ одни принадлежатъ къ естественнымъ, другія, напротивъ, произведены искусственно. Къ первымъ принадлежатъ частые перекаты, мелководье, противные вѣтры и т. п. И противъ этихъ неудобствъ могутъ быть предприняты извѣстныя мѣры, какъ-то расчищеніе русла, возвышеніе уровня воды плотинами, введеніе пара, какъ двигательной силы; но все это требуетъ значительнаго капитата, котораго не замѣтно на Волгѣ. (Касательно способовъ развитія пароходства, и въ интересѣ промышленности, и въ интересѣ рабочаго класса, былобъ полезно обязать коноводныя машины имѣть при себѣ паровыя забѣжки).

            Гораздо легче устранить препятствія Волжскому судоходству, происходящія отъ самаго устройства послѣдняго. Не говоря уже о самомъ устройствѣ судовъ, сужденіе о которыхъ мы не беремъ на себя, нельзя не замѣтить большой не выгоды отъ продолжительнаго шествія коноводныхъ машинъ и кабестановъ, занимающихъ иногда въ теченіе долгаго времени весь фарватеръ рѣки. Для устраненія сего необходимо было бы ограничить число баржъ (подчалковъ) при машинахъ. Но какъ прямое ограниченіе можетъ быть вредно; то постановить прогрессивную пошлину на число ихъ, если оно превышаетъ 2; такимъ образомъ наприм. съ 3 баржъ Х пошлины, съ 4 – 2 Х, съ 5 – 4 Х, съ 6 – 8 Х и т. д. Пошлина эта могла бы быть обращена на устройство пристаней или больницъ для судорабочихъ.

            Что касается до устройства цеха лоцмановъ; то существованіе его, при увеличивающемся судоходствѣ на Волгѣ, необходимо, въ особенности при перекатахъ. Но устройство лоцманское должно быть здѣсь не цеховое, а артельное, тѣмъ болѣе, что лучшіе лоцманы теперь – помѣщичьи крестъяне. Артель эта должна быть признана и поддерживаема закономъ. Образцомъ для нихъ могутъ служить столичныя, биржевыя артели. Каждый членъ артели, въ бытность его въ ней, долженъ быть уволенъ отъ рекрутской и другихъ повинностей, и имѣть право на безпрепятственную рыбную ловлю въ извѣстной дистанціи. Пріемъ ихъ въ плесѣ обязательнымъ можно сдѣлать для судовъ, особенно трудныхъ къ поворотамъ, какъ-то машинъ всѣхъ родовъ (пароходовъ, коноводокъ); обыкновеннымъ же судамъ должно быть предоставлено на волю, брать или не брать ихъ для прохода опасныхъ мѣстъ. Плата лоцманамъ, на первый разъ, должна бы быть опредѣляема обоюднымъ договоромъ. Пароходъ, или машина, имѣющая у себя артельнаго лоцмана въ службѣ, можетъ быть освобождена отъ обязательства брать его въ извѣстномъ мѣстѣ. Таковы главныя черты устройства лоцманской артели, какъ она возможна на Волгѣ. Доступъ въ нее долженъ быть свободенъ каждому, если его соартельщики принимаютъ на себя отвѣтственность за него. Лоцманская артель должна отвѣчать за гибель и порчу судна, когда оно въ ея распоряженіи, или если она не предупреждала съ своей стороны. Издержекъ такое учрежденіе не потребуетъ почти никакихъ, и даже представитъ сбереженіе казнѣ; потому что на артели подобнаго рода можно возложить обязанности Гардъкоутской (нынѣ уничтоженной) стражи. Лѣсныя заставы, для свободы судоходства, полезно было бы уничтожены, тѣмъ болѣе, что онѣ ведутъ только къ затрудненіямъ. Наконецъ, необходимо на главныхъ мѣстахъ Волги и пристаняхъ устроить Судоходныя Расправы, въ родѣ Моршанской (изъ купечества), которымъ предоставлено было бы право разбирательства споровъ судохозяевъ, назначеніе порядка пропуска судовъ и – въ первой инстанціи – разбирательство жалобъ отъ судорабочихъ. При томъ не лишнее назначеніе Стряпчаго отъ короны, который бы охранялъ интересы бурлаковъ.

________________________

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.