Исследования о бурлаках

 Отчетъ Чиновника Особыхъ Порученій при Министрѣ Внутренніхъ Дѣлъ, Статскаго Советника Ивана Вернадскаго.

            Журнал МВД. 1857. Ч. XXIII (Кн. 4). С. 71—118; Ч. XXIV (Кн. 5). С. 1—42.

V. Чем бурлаки занимаются зимою.

            Бурлаки, по возвращеніи со своихъ лѣтнихъ работъ въ плесѣ домой, занимаются различными ремеслами, если кто что-нибудь умѣетъ: такъ, кузнецъ зимою снова принимается за кузнечную работу; портные, какъ напр. Нехайковцы, Муромскаго уѣзда, зимою занимаются крестьянскимъ портняжничествомъ; въ Костромской губерніи, многіе бурлаки зимою прядутъ ленъ; въ Чебоксарахъ – пилятъ дрова, что даже продолжаютъ и лѣтомъ, отправляясь на суда только весною; Муромскіе бурлаки скупаютъ, по примѣру отцовъ, у крестьянъ Зарайскаго и Михайловскаго уѣздовъ деревья, изъ которыхъ гнутъ дуги, сплавляемыя ими потомъ къ Нижегородской ярмаркѣ на собственныхъ, купленныхъ складчиною, или чужихъ судахъ; но главная масса бурлаковъ, какъ-то Тамбовскіе, также какъ Пензенскіе, Симбирскіе и Самарскіе, зимою не дѣлаютъ ничего, кромѣ молотьбы, рубки дровъ и другихъ домашнихъ работъ, и то, если это крайне необходимо. Бурлачество здѣсь, хотя и съ трудомъ, доставляетъ довольно для прожитья семьи, чего нельзя сказать про сѣверныя губерніи, менѣе плодородныя, но болѣе развитыя по своимъ потребностямъ[1].

            Между самими бурлаками существуетъ различіе, смотря по времени и роду найма. Такимъ образомъ они бываютъ добавочные и коренные. Коренными или зимними бурлаками называются заподряженные зимою и получившіе задатокъ; добавочньми тѣ, которые поступаютъ на судно на мѣсто больныхъ или бѣжавшихъ и вообще послѣ нагрузки судна. Первые нанимаются на своихъ харчахъ; послѣдніе – на хозяйскихъ, и хотя они ѣдятъ вмѣстѣ съ коренными, но за нихъ платитъ по разсчету хозяинъ. Своей отдѣльной артели добавочные не имѣютъ. Нанимаются они на путины, но задатка не берутъ или берутъ отъ хозяина самую малость. Десятниковъ своихъ также не имѣютъ, а завѣдуетъ ими десятникъ коренныхъ. Бываетъ, какъ оказалось на пр. въ Чебоксарахъ, что коренные всѣ разбѣжатся; тогда ведутъ судно одни добавочные, изъ коихъ нѣкоторые так же убѣгаютъ. На суднѣ, шедшемъ до Сенгилея, въ 42 000 пудовъ, было коренныхъ только 18 человѣкъ; а остальныхъ 26 добавочныхъ хозяинъ нанялъ въ Балаковѣ, гдѣ грузили. Коренные убѣжали впрочемъ еще до Казани.

            Кромѣ того, должно еще между бурлаками отличать завозныхъ, существующихъ на коноводныхъ машинахъ, для забрасыванія якоря. Работа ихъ очень тяжела. Иногда гребцы, въ ненастную погоду, накрытые рогожами, гребутъ усиленно противъ вѣтра почти цѣлый день, а «машина» уходитъ въ это время версты 2 (болѣе 20 верстъ въ сутки она не ходитъ). Случается, что ночью измученные завозные уѣзжаютъ на берегъ и засыпаютъ, и машина остается на мѣстѣ, пока прикащикъ, проснувшись, не разбудитъ рабочихъ и не заставитъ ихъ двигать судно далѣе. Противъ вѣтра работать и тяжело и неудобно; поэтому въ послѣднее время начали заводить паровыя забѣжки (небольшіе пароходы) при коноводныхъ машинахъ, что составляетъ безспорно улучшеніе въ способѣ судоходства.

            На коноводныхъ машинахъ бурлаки нанимаются не на путину, а помѣсячно. Въ 1856 году платилось 9 р. 50 к. сер. въ мѣсяцъ; отъ Лаишева до Нижняго бурлаки на машинахъ получали по 16 р. сер. въ мѣсяцъ. Кромѣ того хозяинъ, для устраненія неудовольствій, бунта и побѣговъ, обыкновенно угождаетъ рабочимъ: прикащику отдается приказаніе обходиться съ ними возможно мягче; отъ времени до времени (обыкновенно чрезъ день) выдается имъ порція вина, которымъ запасается машина обыкновенно въ количествѣ двухъ сорокаведерныхъ бочекъ, и наконецъ, въ видѣ награды, хозяинъ на полпути, напр. въ Нижнемъ, даетъ рабочимъ довольно значительную сумму въ раздѣлъ. Одинъ купецъ, въ бытность мою въ Нижнемъ, выдалъ каждому бурлаку въ руки по 1 1/2 р. сер.

            Во всемъ предыдущемъ изложеніи мы имѣли въ виду тѣхъ судорабочихъ, для которыхъ бурлачество составляетъ главное занятіе и главный источникъ дохода; но иногда этотъ промыселъ служитъ только подспорьемъ. Такимъ представляется бурлачество для Элтонскихъ солеломщиковъ, Нижнеломовскаго уѣзда, Пензенской губерніи. По окончаніи работъ на озерѣ (въ половинѣ августа), они приходятъ въ Астрахань искать путину до Саратова, откуда уже пѣшкомъ пробираются домой. Иногда работы на Элтонѣ затягиваются такъ долго, что солеломщики возвращаются съ промысловъ и прямо домой, не дѣлая болѣе путины по Волгѣ. Такимъ же подспорьемъ бурлачество можно почитать для рабочихъ, пригоняющихъ лѣсъ изъ верхнихъ губерній. Я имѣлъ случай ознакомиться съ этимъ промысломъ отъ Вятичей, изъ которыхъ и бываютъ, большею частію, эти промышленники.

            Они обыкновенно образуютъ артели, какъ и прямые бурлаки; но эта артель, по своей малочисленности, не имѣетъ десятника и вполнѣ подчиняется такъ-называемому сплавщику, назначаемому отъ хозяина и соединяющему въ себѣ обязанности водолива и лоцмана на обыкновенныхъ судахъ. Сплавщикъ отвѣчаетъ за все; остальные же рабочіе не подлежатъ отвѣтственности. Нанимаются послѣдніе, обыкновенно на хозяйскихъ харчахъ, на извѣстную путину, которая обыкновенно бываетъ очень велика. Изъ Вятки въ Саратовъ получали они по 12 р. сер., а путина длилась 6 недѣль. Нанимаются они обыкновенно порознь и получаютъ поэтому различные задатки.

            Работа на плотахъ считается обыкновенно труднѣе, нежели на расшивахъ, хотя путь и лежитъ внизъ по теченію рѣки. Главная трудность состоитъ въ направленіи плотовъ, избѣжаніи встрѣчь съ судами и собираніи разбитыхъ плотовъ. Содержаніе этихъ рабочихъ также гораздо хуже: ни говядины, ни солонины они никогда не получаютъ. Виною этого можно отчасти поставить относитсльно малое число людей въ одной артели: ихъ обыкновенно бываетъ по 8 человѣкъ въ артели, хотя впрочемъ естественно, число рабочихъ зависитъ отъ величины плота. Иногда два и болѣе плота одного хозяина соединяются въ одну артель, съ однимъ сплавщикомъ.

            Бурлачество находится въ тѣсной связи со способами грузки и разгрузки судовъ и образуетъ въ Рыбинскѣ и другихъ мѣстахъ еще особый промыселъ батырей и крючниковь. Батыремъ въ Рыбинскѣ (въ Нижнемъ это слово неизвѣстно) называется подрядчикъ, имѣющій одну или нѣсколько артелей крючниковъ, т. е. рабочихъ, занимающихся нагрузкой и выгрузкой судовъ. Названіе свое послѣдніе получили отъ желѣзныхъ крючьевъ, которыми они перетаскиваютъ кули съ мукой или зерномъ на судно, или съ него на пристань. Крючники, носящіе кули на спинѣ, называются горбачами. Въ горбачи принимаются только люди крѣпкаго сложенія; потому что кули часто бываютъ 9-пудовые. Три горбача равняются въ разсчетѣ четыремъ простымъ крючникамъ и получаютъ плату соразмѣрно тому, т. е. трое за четырехъ обыкновенныхъ работниковъ, Въ артели, состоящей изъ 10 человѣкъ, бываетъ обыкновенно 2 горбача, въ артели изъ 12 человѣкъ – 3. Въ Рыбинскѣ, горбачи и крючники почти всѣ изъ Ярославской губерніи и составляютъ какъ бы особенное, въ нѣкоторой степени наслѣдственное, сословіе, занимающееся во все лѣто однимъ этимъ промысломъ, артелями, образующимися еще до найма. Обыкновенно батырь договаривается съ судохозяиномъ и потомъ уже отъ себя нанимастъ крючниковъ, давая имъ плату, разумѣется, меньше той, по которой договорился самъ. Условія батырей съ хозяевами въ послѣднее время, по распоряженію мѣстнаго Городничаго, вносятся въ Рыбинскѣ въ особую книгу, съ обозначеніемъ артельщиковъ и условленной съ хозяиномъ цѣны, для прекращенія споровъ. У инаго батыря бываетъ въ распоряженіи по 7 и больше артелей. Богатый подрядчикъ не дѣлитъ работы со своими артельщиками: онъ работаетъ только въ томъ случаѣ, когда заболѣетъ кто-нибудь изъ крючниковъ, да и то чаще нанимаетъ поденщика, вмѣсто больнаго; но мелкіе батыри работаютъ наравнѣ съ прочими крючниками и перестаютъ таскать кули только къ концу дѣла, когда они употребляютъ досугъ на пріисканіе новой работы. Во время работы, паспорты крючниковъ остаются въ Правленіи Водяной Коммуникаціи. Батырь получаетъ двойной пай: одинъ отъ судохозяина, наравнѣ съ крючниками, а другой, въ видѣ вознагражденія, отъ самихъ крючниковъ, которые выдѣляютъ для этого часть изъ своихъ заработныхъ денегъ. Такъ напр., если 10 крючникамъ (батырь 11-й) приходится по 20 р. сер. на брата; то батырь получаетъ 40 р. сер., а каждый крючникъ только по 18. Разсчетъ между ними (дуванъ) происходитъ публично, на улицѣ. Артель изъ 12 человѣкъ можетъ въ одинъ день нагрузить или разгрузить двѣ тихвинки, подымающія, каждая, до 2 000 пудовъ. Разгрузку судна производятъ слѣдующимъ образомъ: въ трюмъ, гдѣ лежатъ кули, становятся 4 крючника подъ отверстіе, находящееся въ палубѣ судна. Эти работники подтаскиваютъ къ отверстію куль и зацѣпляютъ его 4 крючками, спущенными къ нимъ на веревкахъ, концы которыхъ находятся въ рукахъ 4 другихъ работниковъ, стоящихъ на палубѣ. Тутъ вытащенный куль взваливается на спину горбача и переносится въ назначенное мѣсто. На нѣкоторыхъ судахъ (въ Астрахани на всѣхъ, стоявшихъ въ пристани), для вытаскиванія кулей на палубу устраивается родъ журавля (grue) изъ реи, висящей на мачтовомъ канатѣ. Передъ нагрузкой вытаскиваютъ судно: въ трюмѣ кладутъ толстыя бревна (подтоварникъ) и поперегъ ихъ тонкія жерди (стлань). Настланный полъ покрывается рогожами и затѣмъ начинается нагрузка. Въ Рыбинскѣ, отъ куля платится крючникамъ 10 – 17 1/2 к. асс. Въ іюнѣ, при изобиліи въ рабочихъ, они нанимаются по 5 к. асс. Съ отливомъ рабочихъ, уходящихъ домой къ жатвѣ, плата значителыю увеличивается; въ іюлѣ платили имъ въ Рыбинскѣ по 20 к. асс. Въ это время артели расходятся, и въ Рыбинскѣ остаются только отдѣльные крючники, нанимающіеся поодиночкѣ. Крючничествомъ занимаются и обыкновенные бурлаки. Такъ, Муромцы, совершивъ путину изъ Лыскова въ Рыбинскъ, крючничали до Петрова дня своею артелью. Они имѣли своего батыря и заработали въ 1856 г. 40 р. сер., а въ 1855 г. заработокъ ихъ доходилъ въ тоже время до 150 р. Ярославцы и Тверитяне ходятъ въ С.-Петербургъ работать при нагрузкѣ и выгрузкѣ судовъ; тамъ они не употребляютъ крючьевъ: кули таскаютъ на спинѣ. На зиму они остаются въ столицѣ, нанимаясь въ ломовые извощики. Въ Нижнемъ и другихъ Поволжскихъ городахъ нѣтъ постоянныхъ крючниковъ; суда нагружаются и разгружаются или судорабочими или крестьянами окрестныхъ мѣстъ, свободными отъ другихъ занятій. Много и Татаръ между ними. Нижегородскіе крючники работаютъ также артелями, но нанимаются поодиночкѣ. Батырей въ Нижнемъ нѣтъ; тамошніе подрядчики, которыхъ впрочемъ очень мало, набираютъ артель уже послѣ договора съ хозяиномъ. Крючники получаютъ тамъ плату не съ куля, а поденно, отъ 40 до 50 к. сер. въ день. Изъ этихъ денегъ они издерживаютъ коп. 10 сер. на ѣду. Во время ярмарки чувствуется недостатокъ въ крючникахъ. И въ Рыбинскѣ, и въ Нижнемъ, поставщикъ и пріемщикъ почти обязаны угостить крючниковъ водкой не въ зачетъ ряды; иначе, крючники могутъ напакостить тому и другому: поставщику тѣмъ, что украдутъ у него нѣсколько кулей, пріемщику тѣмъ, что изорвутъ кули крючьями, оправдываясь тѣмъ, что-де «не наша вина, – кулье дрянноо». Въ селѣ Богородскомъ, Казанской губерніи, Тетюшскаго уѣзда, многіе изъ крестьянъ занимаются крючничествомъ преимущественно весною. Они крючничаютъ на бѣлянахъ, – большихъ Камскихъ судахъ, перегружающихся, или у самаго села, или въ небольшомъ затонѣ, при впаденіи Камы въ Волгу; работаютъ также въ семи верстахъ отъ села вверхъ по Волгѣ, на большомъ перекатѣ, у котораго суда лѣтомъ паузятся. Богородскіе крючники составляютъ артели, договаривающіяся съ судохозяевами, или непосредственно, или чрезъ подрядчика (рѣдко). Плату они получаютъ отъ куля по 7 и 8 к. асс., а во время сѣнокосовъ или жатвы по 5 к. сер. Въ Самарѣ крючниковъ нѣтъ, а грузятъ сами бурлаки, хозяйскими крюками. Это входитъ въ ихъ ряду. Въ Астрахани крючничествомъ занимаются Татаре и приходящіе. Астраханскіе крючники вмѣстѣ съ тѣмъ и извощики.

            Суда, отправляемыя вверхъ за Рыбинскъ, большею частью, лодки (барки) и тихвинки. Первыя сидятъ въ водѣ на 42 верш. и поднимаютъ 5 000 пудовъ; до С.-Петербурга ходятъ, не перегружаясь. Тихвинки сидятъ на 46 верш., поднимаютъ до 2 500 пуд. и часто перегружаются. На мелкихъ мѣстахъ грузъ одной большой тихвинки раскладывается на 2 и 3 меньшія и наоборотъ. Паузки бываютъ часты. Въ извѣстныхъ пунктахъ, мѣстные хозяева держатъ для такихъ перегрузокъ небольшія лодки, называемыя тоже паузками. Ниже но Волгѣ, кромѣ уже упомянутыхъ, ходятъ суда различныхъ наименованій и размѣровъ: дощаники, лодки, асланки, расшивы, коломенки, барки и полубарки, унженки, гусянки, мокшаны, беляны, межеумки, коноводныя машины и наконецъ пароходы.

_______________________

[1] Коренные верхніе бурлаки иногда остаются въ С.-Петербургѣ, захваченные раннею зимою; изъ нихъ бываютъ водовозы, пильщики, сторожа при складкахъ желѣза и т. п.

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.