Исследования о бурлаках

 Отчетъ Чиновника Особыхъ Порученій при Министрѣ Внутренніхъ Дѣлъ, Статскаго Советника Ивана Вернадскаго.

            Журнал МВД. 1857. Ч. XXIII (Кн. 4). С. 71—118; Ч. XXIV (Кн. 5). С. 1—42.

      III. Каковы их затраты и заработки

            Для того, чтобы получить вѣрное понятіе о томъ и другомъ, необходимо, предварительно изложить главныя данныя о самомъ промыслѣ бурлаковъ и тѣхъ условіяхъ, въ которыхъ онъ находится.

            Бурлаки на обыкновенныхъ судахъ нанимаются, провести извѣстное, пустое или нагруженное, судно отъ одной пристани до другой. Путь, такимъ образомъ совершаемый ими, называется путиной.

            Путины (рейсы) дѣлятся на дальнія и короткія. Первыми называются путины въ Рыбинскъ изъ Астрахани, Царицына, Дубовки, Камышина, Саратова, Екатериноштадта (Баронскаго), Балакова и Самары. Короткими путинами именуются тѣ, которыя совершаются между Рыбинскомъ и Нижнимъ, Казанью, Симбирскомъ, между Нижнимъ и Казанью, Симбирскомъ, Самарою и т. п. Дальняя путина беретъ у бурлака мѣсяца 3 времени, а при противныхъ вѣтрахъ и больше. Изъ Астрахани суда доходять до Нижняго въ 2 мѣсяца; но если противные вѣтры часты и продолжительны, то путина эта отнимаетъ недѣль 16. Короткія путины обыкновенно продолжаются не болѣе 4 недѣль. Дальняя путина дѣлается обыкновенно одна во все лѣто и рѣдко двѣ, а короткихъ двѣ, три, иногда и болѣе.

            Бурлаки выходятъ на Волгу немедленно по вскрытіи рѣки, и многіе изъ нихъ занимаются своимъ промысломъ до Покрова (1 октября). Кому посчастливилось, сдѣлать 3 путины, тотъ всегда почти собирался уже домой, и не многіе пускались въ четвертую. Нѣкоторые ограничиваются даже одною путиною: Ярославцы напр. съ послѣднимъ льдомъ спускаются въ Самару или Саратовъ, подряжаются тамъ въ первую, самую дорогую путину до Рыбинска, послѣ чего уже не ходятъ на судахъ, а отправляются домой для полевыхъ и т. п. работъ. Здѣсь, какъ и во всемъ, видна коммерческая сметливость Ярославскаго населенія, умѣющаго пользоваться большими барышами. Также точно Русскіе изъ Чебоксаръ дѣлаютъ одну только раннюю путину, какъ наиболѣе дорогую и имъ сподручную; а потомъ пилятъ лѣсъ, что и составляетъ ихъ главное занятіе: вообще бурлачатъ они, по ихъ показаніямъ, только потому, что раннею вссною еще не сплавленъ лѣсъ, нужный имъ для пиленія.

            Двѣ путины совершаетъ большая часть бурлаковъ Вятской губерніи: они идутъ весною по рѣкамъ Бѣлой и Чусовой въ Каму до Лаишева, потомъ въ новую путину до Рыбинска и затѣмъ возвращаются домой. Одинъ лоцманъ Нижегородской губерніи, Балахнинскаго уѣзда, сдѣлалъ до половины августа прошлаго года также двѣ путины: изъ Нижняго въ Астрахань и изъ Астрахани въ Саратовъ, и думалъ дѣлать болѣе. Съ другой стороны, нѣкоторые рабочіе дѣлаютъ и болѣе 5 путинъ; такъ, въ концѣ августа, одинъ Лукояновецъ, съ которымъ я говорилъ въ Балаковѣ, сдѣлалъ уже 3 путины (изъ Нижняго въ Саратовъ, изъ Саратова въ Нижній и изъ Казани въ Балаково), но собирался еще въ четвертую. Нижегородскіе бурлаки Сергачскаго уѣзда сдѣлали весеннюю путину изъ Нижняго въ Рыбинскъ, потомъ сплыли въ Лысково, оттуда въ Дубовку и наконецъ въ Астрахань. Въ Астрахани ждали они новой ряды въ Саратовъ, дальше котораго путинъ не бываетъ въ концѣ августа изъ Астрахани. Иногда, между путинами, бурлакъ занимается другою работой; Пензенской губерніи, Наровчатскаго уѣзда, бурлакъ сдѣлалъ 1 путину изь Саратова, куда онъ подряженъ былъ зимою, въ Нижній, куда прибылъ до Петрова дня, оттуда отправнлся въ Самару, гдѣ жалъ, а въ половинѣ августа, на лодкѣ, купленной имъ съ товарищами, — въ Саратовъ, или въ Астрахань, откуда бываетъ послѣдняя путина съ рыбой въ Саратовъ. Въ этомъ послѣднемъ городѣ я встрѣтилъ также Нижнеломовскихъ рабочихъ, которые сдѣлали 1 путину въ маѣ отъ Нижняго до Рыбинска (безъ задатковъ, слѣдовательно дорогую), потомъ были дома на жатвѣ и сѣнокосѣ, и 25 августа пріѣхали сухимъ путемъ въ Саратовъ, искать работы, располагая, въ случаѣ неудачи, отправиться съ тою же цѣлію на дощаникѣ въ Астрахань.

            Бурлаки одной какой-нибудь мѣстности не всегда совершаютъ однѣ и тѣже путины; направленія и пространство послѣднихъ зависятъ отъ ряды: куда больше даютъ, туда бурлакъ и нанимается. Иногда путина, по особенному уговору, совершается далѣе первоначально договореннаго пространства; напр. изъ Нижняго вмѣсто Ярославля въ Рыбинскъ. Тогда разсчетъ производится отдѣльно по первой и по второй путинѣ.

            Къ мѣсту отправленія судна бурлаки идутъ, или сухимъ путемъ, или водою; но иногда сокращаютъ водяной путь, минуя большія извилины рѣки, напр. Самарскую луку сокращаютъ такимъ образомъ, что чрезъ переволочье прямо проходятъ въ р. Усу, которою выходятъ выше Ставрополя. Здѣсь, во время половодья, верховье этой рѣки приближается къ разлившейся Волгѣ почти на разстояніе одной версты. Бурлаки иногда перевозятъ свои дощаники на возахъ.

            Обыкновенно, по совершеніи одной путины, бурлаки отправляются, если не найдутъ въ пристани работы, или если ряды слишкомъ низки, въ другую, гдѣ по слухамъ грузятся суда. Такъ наприм. бурлаки Пензенской губерніи, Наровчатскаго уѣзда, сдѣлавъ путину изъ Саратова въ Нижній, спустились въ Самару; тамъ, за недостаткомъ путинъ, нанялись жать хлѣбъ; послѣ того поѣхали искать счастія въ Екатериноштадтъ (Баронское), но и оттуда готовились уѣхать въ Саратовъ и даже въ Астрахань, если бы въ Саратовѣ не была удача. По дорогѣ бурлаки иногда заѣзжаютъ къ себѣ домой и оттуда отправляются далѣе по случаю; если нельзя на мѣстѣ нанять лодку, то поджидаютъ на берегу попутной пароходной баржи, или пробега, т. е. лодки, возвращающейся изъ какой-нибудь пристани съ бурлаками или безъ нихъ. Въ Юрьевцѣ, на берегу, ожидала такимъ образоімъ, при моемъ проѣздѣ, цѣлая артель уже нѣсколько дней. На пароходныхъ баржахъ цѣна довольно высока; за проѣздъ изъ Рыбинска до Нижняго (двое сутокъ) берется по 30 к. съ души; но цѣны на пробѣгѣ очень низки и зависятъ отъ уговора, который заключается очень скоро. При мнѣ брали отъ Нижняго до Казани съ бурлака 5—10 к. сер., отъ Чебоксаръ 5—6 к. сер. и менѣе съ души; на дощаникѣ изъ Рыбинска въ Нижній (сутокъ 5 ѣзды) 10 к. сер. При этомъ пассажиры-бурлаки обязаны сами грести, мѣняясь на каждой перемѣнѣ (см. ниже), Бабы, какъ не гребцы, платятъ немного больше, так же какъ и тѣ, которые не хотятъ грести[1]. Мнѣ говорили, что иногда толпа бурлаковъ, возвращающихся домой, вмѣсто найма, воруетъ лодку и въ ней спускается по Волгѣ. Иногда покупаютъ для возврата не выработавшихъ бурлаковъ лодку, какъ для нищихъ, Рыбинскій Городничій (по его собствснному показанію). Обязываютъ къ тому и хозяевъ, если путина была тяжела, и они обыкновенно соглашаются на то. Иные бурлаки, проѣвшіеся въ-конецъ, возвращаются на родину пѣшкомъ, какъ нищіе, питаясь единственно подаяніями доброхотныхъ дателей. Вятскіе бурлаки (Русскіе и Вятичи) передъ рабочею порою возвращаются домой черезъ Казань въ огромномъ количествѣ. Они для этого обыкновенно нанимаютъ лошадей въ Казани за дешевую цѣну. Лаишевцы также возвращаются къ страдѣ домой.

            Всѣ путины бурлаковъ раздѣляются на перемтены. Перемѣнами называются извѣстныя пространства плеса, на которыя раздѣляется вся Волга. Пространства эти не равны: въ верхнихъ частяхъ Волги они короче, обыкновенно заключая въ себѣ около 25 верстъ, а въ низовьѣ — и длиннѣе, и тяжелѣе, такъ какъ вода тамъ гораздо быстрѣе. Перемѣнъ считается: 1) отъ Рыбинска до Нижняго 19; 2) отъ Нижняго а) до Василя 5, б) до Макарьева 3; 3) отъ Василя до Казани 9; 4) отъ Казани до Лаишева 2; отъ Макарьева до Лаишева 15; 5) отъ Лаишева до Симбирска 4; 6) отъ Симбирска до Самары 5 (первыя 3 перемѣны вверхъ отъ Самары заключаютъ въ себѣ не болѣе 30 верстъ каждая, 4-я 40, а 5-я 60 верстъ); 7) отъ Самары до Балакова 6[2]; 8) отъ Балакова до Саратова 4; 9) отъ Саратова до Дубовки 10; 10) отъ Дубовки до Астрахани 15. Для обозначенія перемѣнъ служатъ не только жилыя мѣста, но также какой-нибудь камень, урочище и т. п. Въ дѣйствительности на этихъ перемѣнахъ не бываетъ никакихъ смѣнъ, за исключеніемъ гребцовъ на дощаникахъ; перемѣны составляютъ только часть извѣстной путины и служатъ для разсчетовъ. Всякая перемѣна принимается равною каждой другой въ счетѣ; такимъ образомъ путина раздѣляется, при разсчетѣ больныхъ н т. п., на столько частей, сколько въ ней считается перемѣнъ, и за уплатою пройденныхъ удерживаются деньги за не дойденныя. Перемѣны имѣютъ также значеніе для лоцмановъ, перемѣняющихся на нихъ, или рулевыхъ, которые тоже работаютъ отъ перемѣны до перемѣны[3]. На послѣдней перемѣнѣ извѣстной путины производится и разсчетъ бурлаковъ, хотя бы эта перемѣна находилась и вдали отъ жилья, и уже оттуда они отправляются по домамъ или на другую работу. Такимъ образомъ, движеніе бурлачества и вообще распорядокъ ихъ занятій и сдѣлокъ совершается не случайно, а слѣдуетъ извѣстнымъ, заранѣе опредѣленнымъ обычаемъ и привычкой правиламъ, находящимся вѣроятно въ связи съ прежнимъ экономическимъ состояніемъ Поволжья.

            Внутренняя организація бурлачества также чрезвычайно стройна и наглядно выражается, какъ большая часть работъ Русскаго простонародья, въ артеляхъ, имѣющихъ впрочемъ свои особенности. Эти бурлацкія артели составляются безъ всякаго формальнаго условія между ея членами (артельщиками), добровольно принимающими обязанность равнаго труда, для общаго заработка. Этимъ ограничиваются взаимныя ихъ отношенія. Разумѣется, не всѣ артельщики трудятся одинаково: между ихъ работой иногда бываетъ большая разница, зависящая отъ степени физической силы и прилежанія того или другаго работника. Плату однако получаютъ всѣ равную, не выключая и выборнаго главы артели, или десятника. Артели составляются обыкновенно въ самыхъ мѣстахъ подряда: зимою въ деревняхъ, селахъ или извѣстныхъ городахъ, куда пріѣзжаютъ прикащики отъ судохозяевъ для найма рабочихъ, лѣтомъ въ тѣхъ приволжскихъ городахъ, гдѣ существуютъ такъ называемые бурлацкіе базары (см. ниже). Иногда бурлаки выходятъ уже изъ дому сформированною артелью, хотя впрочемъ это бывастъ очень рѣдко. Артели состоятъ обыкновенно изъ 10 — 45 человѣкъ; но, даже на пристаняхъ, чаще встрѣчаются бурлаки не большими группами, человѣка по 4, по 5 и 6 въ каждой. Изъ такихъ мелкихъ до найма артелей и составляется, при наймѣ рабочихъ на большое судно, одна большая рабочая артель, въ которой число людей опредѣляется количествомъ груза на суднѣ; такъ, на мокшанахъ (низовыхъ судахъ, ходящихъ только до Рыбинска и поднимающихъ до 50.000 пуд. груза) бываютъ артели даже въ 150 человѣкъ[4]. Артельные бурлаки, кромѣ главнаго теченія Волги и Камы, употребляются до Москвы съ одной стороны (по Окѣ), и до Соминой пристани — съ другой. Далѣе на сѣверъ и западъ бурлачество не существуетъ въ чистой его Формѣ.

            Судохозяева обыкновенно стараются нанимать въ работники бурлаковъ одной деревни, или, по крайней мѣрѣ, людей, знающихъ другъ друга и ручающихся одинъ за другаго; но и безъ того, круговою порукою артель обязывается отвѣчать хозяину за всякую неустойку каждаго изъ своихъ членовъ, напр. если бурлакъ захвораетъ или сбѣжитъ, то артель обязана нанять на свой счетъ другаго рабочаго. Зимнія артели подряжаются обыкновенно посредствомъ своихъ выборныхъ (см. ниже); лѣтнія, напротивъ, лично или съ-обща договариваются съ хозяиномъ[5]. По окончаніи путины и послѣ разсчета, прекращается взаимная связь между артельщиками. Одни изъ нихъ идутъ домой, другіе вступаютъ въ новыя артели и подряжаются на новыя путины; иногда обращаются даже къ другому промыслу, напр. — крючничеству (см. ниже).

            На первую путину бурлаки подряжаются обыкновенно зимою, — тотчасъ послѣ Рождественскихъ святокъ (къ новому году), также около Крещенія и весною, въ началѣ великаго поста. Хозяева вообще для договора и найма выбираютъ то время, когда крестьянинъ наиболѣе нуждается въ деньгахъ, слѣдовательно при взносѣ податей, оброковъ, во время рекрутскаго набора и проч. Они пріѣзжаютъ для этого всегда въ опредѣленное мѣсто, куда передъ тѣмъ собираются изъ окрестныхъ селъ и деревень и крестьяне, занимающіеся бурлачествомъ. Въ Вятской губерніи, сборнымъ пунктомъ служитъ городъ Орловъ; хозяева пріѣзжаютъ туда къ Крещенію. Костромскіе и Нижегородскіе бурлаки рядятся, большею частію, весною, при началѣ великаго поста; судохозяева пріѣзжаютъ рядить ихъ въ посадъ Пучежъ, въ Чернорѣцкую волость, Балахнинскаго уѣзда, въ Лысково и т. п. Въ другихъ мѣстахъ (въ Тамбовской губерніи напр.), рядятся даже осенью. Чаще всего однако подрядъ совершается раннею весною, въ началѣ судоходства. Въ Нехайки, Муромскаго уѣзда, пріѣзжаютъ для найма прикащики зимою, и тогда же выдаются задатки. Бурлаки подряжаются, или по одиночкѣ, или цѣлою артелью. Въ послѣднемъ случаѣ, артель, составившаяся дома, выбираетъ изъ среды своей десятника и посылаетъ его въ извѣстное мѣсто, гдѣ находится бурлацкій базаръ, въ Нижній Новгородъ, Промзино Городище и т. п., пріискать ряду. Иногда такимъ посыльнымъ бываетъ простой артельщикъ, не десятникъ; десятникъ же назначается послѣ пріисканія ряды. Случается также, что староста, въ помѣщичьемъ имѣніи, подряжаетъ бурлаковъ по приказанію помѣщика. Въ этомъ случаѣ задатокъ получаетъ помѣщикъ. На пароходахъ общества Меркурій, на счетъ рабочихъ договариваются исключительно съ помѣщиками, которые и отвѣчаютъ за ихъ исправность и т. п. Помѣщики же и ихъ смѣняютъ, если рабочій оказывается не годнымъ.

            Лѣтомъ бурлаки рядятся въ Приволжскихъ и Прикамскихъ городахъ и селахъ: въ Рыбинскѣ, Нижнемъ, Лысковѣ, Чистополѣ, Лаишевѣ, Симбирскѣ, Балаковѣ, Саратовѣ и т. д. Подрядившіеся окончательно отправляются обыкновенно тотчасъ въ шинокъ запивать ряду и получать задатокъ, изъ котораго часть, слѣдующая для уплаты податей, поступаетъ въ руки присутствующаго тутъ же сборщика податей или старосты. Разумѣется, это бываетъ только съ бурлаками зимними и то съ тѣми, которые подряжены дома, въ своемъ селѣ.

            При заподрядьѣ въ другомъ мѣстѣ, такіе вычеты, естественно, не производятся. Верхніе бурлаки рядятся не въ путину, а до извѣстныхъ праздниковъ, наприм. до Петрова дня (29 іюня). На ходовыхъ судахъ они получаютъ меньшую плату, на сплавныхъ — большую, тогда какъ низовые бурлаки получаютъ наоборотъ. Причина этого заключается въ томъ, что послѣдніе тянутъ вверхъ суда лямкой, а внизъ только направляютъ ихъ по водѣ; верхніе же бурлаки сплавляютъ суда часто лямкой или шестами, а вверхъ тянутъ лошадьми. По этому-то ряды въ верховыхъ пристаняхъ бываютъ сравнительно высокія.

            Въ задатокъ выдается обыкновенно половина договорной платы, иногда и больше[6], а иногда и меньше. Величина задатка много зависитъ отъ степени довѣрія хозяина къ работникамъ; артельщикамъ, которые ручаются другъ по другѣ, выдаются большіе задатки, нежели тѣмъ, которые не могутъ дать такого ручательства. Но преимущественно на увеличеніе задатка имѣетъ вліяніе мѣра потребности въ деньгахъ со стороны подряжаемаго: обыкновенно, чѣмъ больше задатокъ, тѣмъ меньше самая наемная плата. Въ Нижнемъ напр. два хозяина рядили въ одно и тоже время рабочихъ въ Рыбинскъ: первый нанялъ бурлаковъ по 8 р. сер., но выдалъ въ задатокъ только по 2 р. сер., а другой предлагалъ задатку по 5 р. 50 к. сер., но зато давалъ только 7 р. за всю путину. Поэтому-то, наибольшіе задатки берутъ зимніе бурлаки, какъ особенно нуждающіеся въ деньгахъ, а наименьшіе получаютъ рабочіе, нанимающіеся лѣтомъ; имъ выдается въ задатокъ 1/3 наемной платы, иногда даже 3 и 2 р. сер[7]. Задатокъ необходимъ бурлаку для тѣхъ затратъ, какія онъ долженъ сдѣлать до поступленія на судно: изъ задаточныхъ денегъ уплачиваются подати, оброкъ, повинности, покупаются лапти, лямка и т. п. Рогожные лапти стоютъ 4 к. сер., хорошая лямка отъ 2 до 3 р. асс., подержанная 30 к. сер. Лѣтомъ, когда бурлакъ уже побывалъ на работѣ и запасся всѣмъ нужнымъ, онъ иногда нанимается и безъ задатка; но тогда беретъ уже высшую заработную плату. Такіе случаи впрочемъ бываютъ иногда и весною у запасливыхъ рабочихъ, какъ мнѣ случилось узнать отъ Нижнеломовскихъ бурлаковъ въ Саратовѣ, совершившихъ первую путину въ маѣ изъ Нижняго до Рыбинска безъ задатка. Задатокъ и деньги, выдаваемыя по окончаніи путины, вручаются каждому рабочему отдѣльно. Если же у хозяина не окажется мелкихъ денегъ для расплаты съ каждымъ бурлакомъ особенно; то онъ выдаетъ общую сумму довѣренному лицу артели. Въ Нижнемъ, при мнѣ, бурлаки сильно протестовали противъ расплаты крупными ассигнаціями, за которыя они должны были платить промѣнъ для врученія каждому рабочему его доли. Предъ полученіемъ денегъ они выстроились въ рядъ; Татаре составляли отдѣльную группу и разсчитывались отдѣльно.

            Договорившіяся стороны, т. е. съ одной стороны судохозяинъ, съ другой судорабочіе, заключаютъ между собою письменный контрактъ, заявляемый у Маклера Судоходной Расправы. Съ одной стороны именуется наниматель, а съ другой — всѣ лица, составляющія артель[8]. Предъ отправкой, бурлаки обыкновенно приходятъ міромъ къ Начальнику водяной коммуникаціи, чтобы убѣдиться, вѣрно ли прописаны въ контрактѣ словесныя условія. На тихвинки, впрочемъ, бурлаки подряжаются безъ, контрактовъ, по однимъ тетрадямъ, имѣющимъ силу договора.

            Не смотря на такого рода обязательство, иногда, если наемныя цѣны поднимаются на базарѣ, бурлаки, нанятые прежде по дешевымъ цѣнамъ, приходятъ къ хозяину и объясняютъ, что на судно они идти не могутъ, потому что больны; однако, при этомъ забранныхъ въ задатокъ денегъ, если онѣ и не отработаны ими, не возвращаютъ, говоря, что издержали. Хозяева рѣдко преслѣдуютъ такія плутни законнымъ порядкомъ, увѣряя, что формальный искъ не выгоденъ для нихъ.

            Всѣ дѣла по договорамъ между судохозяевами и бурлаками вѣдаются въ Судоходной Расправѣ, — судебномъ мѣстѣ, члены котораго избираются изъ торговаго сословія. Засѣдать въ Расправѣ они однако идутъ не охотно, будучи тѣмъ отвлекаемы отъ своихъ прямыхъ занятій. Въ Самарѣ, Торговый Судъ состоитъ изъ Торговыхъ Депутатовъ, которые обязаны быть цѣлое утро на пристани для разбирательства спорныхъ дѣлъ. Полицейская исполнительная власть по бурлачеству находится въ рукахъ Дистанціоннаго Смотрителя (Начальника водяной коммуникаціи), который часто принимаетъ на себя и самый судъ при разсчетахъ бурлаковъ и т. п.

            Бурлацкіе паспорты бываютъ годовые, полугодовые (такъ называемые полтинные) и мѣсячные. Годовые билеты берутъ тѣ изъ бурлаковъ, у кого остается дома работникъ, слѣдовательно, большею частію, достаточные; ихъ сравнительно мало. По годовымъ паспортамъ ходятъ между прочимъ Вятскіе бурлаки, отправляющіеся работать въ верхнемъ теченіи Волги и доходящіе до С.-Петербурга. Бурлаки съ мѣсячными паспортами дѣлаютъ только короткія путины (напр. изъ Нижняго въ Рыбинскъ), потомъ идутъ домой для обмѣна паспортовъ и затѣмъ отправляются въ новую путину, если удастся подрядиться. Удѣльное вѣдомство, кромѣ Нижегородской, Симбирской и Самарской губерній, даетъ преимущественно мѣсячные паспорты. Такіе паспорты очень не удобны, потому что не даютъ возможности рабочему, подрядиться на длинную путину, хотя бы она была для него очень выгодна. Даже и короткія путины онъ не можетъ предпринимать безъ потери времени: удѣльный бурлакъ этихъ губерній, послѣ каждой путины, долженъ возвращаться домой за новымъ билетомъ, на что онъ долженъ дѣлать издержки и терять время безъ работы. Поэтому-то, бурлачество удѣльныхъ крестьянъ Костромской губерніи ограничивается небольшими размѣрами. Иногда однако сами бурлаки предпочитаютъ мѣсячные билеты, потому что они дешевле, а бурлакъ не всегда при деньгахъ. При томъ, обыкновенно, бурлаку только тогда даютъ билетъ на долгіе сроки, когда его односемьяне поручатся за него въ исправленіи его повинностей. Паспорты заявляются въ водяной коммуникаціи, а проживающими въ городѣ — въ Городской Полиціи. Они впрочемъ, вслѣдствіе огромнаго числа ихъ во время живой навигаціи, не записываются порознь и не разсматриваются вполнѣ, а потому нѣкоторые бурлаки ихъ вовсе не имѣютъ. Отъ этого главнымъ образомъ и происходитъ то разногласіе, которое существуетъ между Оффиціальными и частными показаніями о числѣ бурлаковъ въ томъ или другомъ мѣстѣ.

            На Окѣ, а также по Шекснѣ и за Соминымъ, вплоть до С.-Петербурга, тянутъ суда преимущественно конями; но и на такихъ коноводныхъ судахъ есть и обыкновенные бурлаки 1 — 3, судя по величинѣ и грузу судна. Эти бурлаки называются коренными: они не тянутъ лямки, а должны чалку зачаливать, отпихивать судно отъ берега, воду отливать и т. п. Чаще они встрѣчаются по Маріинской системѣ. На самой Волгѣ, коренными называются бурлаки, которые ведутъ судно съ мѣста его отправки; нанимаемые же на пути — добавочными.

            Каждая значительная бурлацкая артель имѣетъ своего десятника или выборнаго отъ артели, которому поручается закупка провизіи. Въ верхнемъ бурлачествѣ, десятникъ называется артельщикомъ. Деньги на харчи выдаются каждый разъ хозяиномъ. Съ десятникомъ отправляется, для контроля, посылъный (одинъ изъ членовъ артели). Если артель на суднѣ велика и состоитъ изъ бурлаковъ двухъ различныхъ деревень, тогда съ одной стороны идетъ десятникъ, а съ другой посыльный; если же артель изъ многихъ деревень, тогда съ десятникомъ идетъ самъ судохозяннъ или его прикащикъ. Вверхъ по Волгѣ, къ Бѣлуозеру, посылается съ артельщикомъ водоливъ (см. ниже).

            Десятникъ часто обсчитываетъ своихъ товарищей или хозяина, смотря потому, на своихъ или хозяйскихъ харчахъ артель. На плутни десятниковъ бурлаки часто жалуются: «отнимаютъ-де кровомозольныя деньги». Въ Самарѣ, впрочемъ, бурлаки отвергали плутни десятника и утверждали, что «нашъ братъ» всегда ходитъ съ нимъ и потому покупка совершается вѣрно. Но плутовать десятникъ можетъ очень легко: нужно напр. купить двухнедѣльный запасъ хлѣба, пудовъ 20; десятникъ и покупаетъ ихъ, но въ счетахъ показываетъ 25 пудовъ. Притомъ провизія для артели берется иногда хозяиномъ въ долгъ: лавочникъ отпускаетъ на кредитъ самый плохой товаръ; а десятникъ, стакнувшись съ хозяиномъ, выставляетъ въ счетахъ самую высокую плату, какъ за товаръ лучшаго достоинства. Плутни десятника однако не всегда удаются; иногда его уличаютъ на мѣстѣ. Въ такомъ случаѣ онъ подвергается вычету при окончательномъ разсчетѣ; вычетъ дѣлаетъ сама артель. Счеты издержкамъ на пищу ведутся и хозяиномъ и десятникомъ, каждымъ отдѣльно. Счеты послѣдняго тогда только признаются правильными, когда они согласуются съ хозяйскими, которымъ дается больше вѣры, въ томъ предположеніи, что хозяину нѣтъ особенной выгоды обманывать бурлака; его показанія поэтому признаются даже и тогда,когда бы правда была и на сторонѣ десятника.

            Десятникъ не пользуется никакими особенными правами или выгодами сравнительно съ прочими бурлаками. Исключеніе изъ этого составляетъ тоть случай, когда его посылаютъ изъ деревни пріискать работу въ Нижній. За труды, за проѣздъ и за расходы на харчи десятникъ, нашедшій работу, получаетъ обыкновенно по 1 р. асс. отъ каждаго работника; и такъ какъ иногда онъ заподряжаетъ отъ 70 до 100 человѣкъ, то такое вознагражденіе оказывается значительнымъ. Кромѣ того, онъ часто получаетъ тайный барышъ отъ хозяина. За такую взятку десятникъ понижаетъ иногда даже наемную плату до возможной степени.

            По окончаніи путины, артель своему десятнику выдаетъ «на лапти» деньгами отъ 1 — 2 р. асс. Десятника въ малыхъ артеляхъ (напр. изъ 5 человѣкъ) не бываетъ. Такъ напр. не бываетъ его часто на дощаникахъ, при гонкѣ судовъ внизъ (въ Балаковѣ) или при сплавѣ лѣса (у Вятичей, въ Саратовѣ).

            Такъ точно, какъ интересы бурлаковъ въ пути представляетъ десятникъ, съ другой стороны интересы хозяина на суднѣ представляетъ другое лицо, носящее названіе водолива. Водоливъ на суднѣ замѣняетъ лицо хозяина товара (кладчика): ему довѣряется грузъ, состоящій на его отвѣтственности. Первая обязанность его состоитъ въ отливкѣ воды, набирающейся во время пути въ «посудину»; но онъ льетъ воду только тогда, когда заняты всѣ прочіе рабочіе. При попутномъ вѣтрѣ воду отливаетъ простой работникъ. Кромѣ того, въ мѣстахъ, гдѣ есть бичевникъ (сахма), водоливъ свозитъ на берегъ бурлаковъ и потомъ перевозитъ ихъ обратно на судно. На его обязанности также лежитъ поправка поврежденій на суднѣ. За все это онъ получаетъ плату почти вдвое противъ обыкновеннаго рабочаго и сверхъ того хозяйское продовольствіе.

            Чтобы сдѣлаться водоливомъ бурлаку нужно заслужить особенное довѣріе хозянна. Хорошій бурлакъ можетъ года черезъ 2 попасть въ эту должность. Бывали примѣры, что водоливомъ становился человѣкъ, пробурлачившій всего одинъ годъ.

            Водоливъ обязанъ слѣдовать съ грузомъ до самаго мѣста назначенія. У него хранятся документы рабочихъ. Онъ можетъ быть изъ одной артели съ бурлаками, но всегда нанимается отдѣльно на путину, по особенному контракту. Ему даже поручается иногда и наемъ рабочихъ. Примѣры плутовства водоливовъ, въ ущербъ хозяину, очень рѣдки. Водоливъ могъ бы на пути продать часть груза, пшеницы напр.; но рѣдко рѣшается на это, боясь, что бурлаки выдадутъ его. На тихвинкахъ нѣтъ водоливовъ.

            Иногда водоливъ нанимается на все лѣто. Такъ, въ Самарѣ водоливъ на расшивѣ былъ нанятъ хозяиномъ на цѣлое лѣто за 240 р. асс.

            Но главдое лицо на суднѣ есть лоцманъ. Лоцманы на Волгѣ, большею частію, бываютъ изъ помѣщичьихъ крестьянъ; въ Костромской губерніи есть также лоцманы Татаре, изъ Татарской слободы неподалеку отъ Костромы. Законной отвѣтственности Волжскій лоцманъ не подвергается, потому что онъ не имѣетъ оффиціальнаго званія лоцмана и передъ закономъ не болѣе, какъ крестьянинъ. Въ случаѣ его не исправности или крушенія судна отъ его не знанія, говорятъ, что онъ не лоцманъ и не подлежитъ поэтому лоцманскимъ правиламъ о наказаніяхъ. Особенныхъ свидѣтельствъ Воляжскіе лоцманы дѣйствительно не имѣютъ, и судохозяинъ принужденъ вѣрить имъ на слово или руководствоваться молвою о нихъ; договариваются они отдѣльно отъ артельщиковъ-рабочихъ, нанимаясь и въ путины и на цѣлое лѣто, смотря по обстоятельствамъ. Плату лоцманы получаютъ почти двойную противъ простаго бурлака и притомъ хозяйскіе харчи. На пароходахъ плата имъ доходитъ до 250 и даже до 500 р. сер. въ лѣто. По путинамъ, на обыкновенныхъ судахъ, лоцманы берутъ изъ Костромы до Нижняго 10 — 15 р. сер., отъ Нижняго до Рыбинска 20 р. сер., иногда и меньше. Отъ Самары до Нижняго лоцманъ, недавно бывшій корщикомъ, взялъ 40 р. сер. Изъ Астрахани въ Саратовъ лоцманъ (государственный крестьянинъ Нижегородской губерніи, Балахнинскаго уѣзда, Чернорѣцкой волости) подрядился за 40 р. сер.; онъ былъ прежде бурлакомъ, а потомъ водоливомъ, слѣдовательно перешелъ всѣ почти главныя должности на суднѣ. Въ прежніе годы онъ нанимался у судохозяевъ на цѣлое лѣто за 500 р. асс. Въ 1856 году онъ сдѣлалъ всего 2 путины: кромѣ помянутой, еще изъ Нижняго въ Астрахань за 50 р. сер. Судохозяева, по его показаніямъ, иногда пріѣзжаютъ въ Чернорѣцкую волость, но чаще лоцманы сами приходятъ для найма въ Нижній. Лоцманы, идущіе внизъ по рѣкѣ, не всегда находятъ работу обратно; для сплава требуется иное знаніе фарватера, нежели для пути вверхъ: внизъ идутъ серединой, а вверхъ, для легкости, у берега. Поэтому лоцманы сплавные иногда возвращаются безъ работы; такъ, пришедшій въ Астрахань изъ Дубовки лоцманъ поѣхалъ вверхъ на пароходѣ пассажиромъ.

            Лоцмана смѣняютъ, если онъ раза два посадитъ судно на мель. Власть его въ плесѣ сильнѣе власти хозяина: по рѣшенію артели, онъ наказываетъ виновнаго судорабочаго линьками. Въ свободное время лоцманы занимаются оснасткою судовъ, строящихся въ Рыбинскѣ. По словамъ самихъ лоцмановъ, ремесло ихъ выгодное, и у нихъ всегда есть порядочные заработки. Достаточность ихъ замѣтна даже по внѣшнимъ признакамъ: лоцмана почти всегда можно узнать по новой красной рубахѣ, сапогамъ, не измятой шляпѣ и сѣрому или синему суконному кафтану. На завозѣ лоцманъ имѣетъ помощника, который называется корщикомъ (кормщикомъ?). Изъ корщиковъ обыкновенно дѣлаются со временемъ лоцманы.

            Послѣднее должностное лицо на суднѣ есть кашеваръ. Кашеваръ нанимается артелью. Обыкновенно это бываетъ мальчикъ, подростокъ лѣтъ 11. Даже на 100 и болѣе человѣкъ готовитъ кушанье онъ одинъ, подъ надзоромъ и съ нѣкоторою помощію водолива.

            Заработокъ судорабочихъ преимущественно измѣряется ихъ платою. Эта плата во время покосовъ бываетъ наивысшая; по окончаніи же ихъ, она понижается съ каждымъ днемъ очень быстро, что бываетъ обыкновенно въ концѣ іюля, и наемная плата болѣе не поднимается до конца судоходства. Время жатвы, какъ исполняемой женщинами, не имѣетъ вліянія на высоту заработка. Отсутствіе рабочихъ на сѣнокосы продолжается въ мѣстныхъ пристаняхъ дней 10. Въ прошломъ 1856 г., вслѣдствіе усиленнаго судоходства, бурлакамъ платили хорошо, такъ, что заработки ихъ были очень недурны. Одна артель Пензенской губерніи послала еще въ началѣ іюля по 15 р. сер. съ брата домой, и затѣмъ еще нанялась изъ Рыбинска до Васильсурска по 13 р. сер. (2 р. сер. на пищу, 11 р. сер. за работу). Эти же бурлаки надѣялись еще, кромѣ того, сходить въ Астрахань и назадъ. Муромскимъ бурлакамъ, ходившимъ въ Рыбинскъ изъ Лыскова за плату по 50 р. на брата, осталось за разсчетомъ но 6 р. сер. на человѣка. Артель изъ 5 Лукояновцевъ и Ардатовцевъ пригнала изъ Казани въ Балаково расшиву съ дегтемъ за плату по 40 р. сер. на человѣка; изъ этихъ денегъ они по 3 р. съѣли, а по 7 р. сер. еще оставалось на каждаго послѣ одной путины. Вообще въ прошломъ году бурлакамъ давали цѣны почти вдвое выше противъ предыдущаго года: такъ, изъ Нижняго въ Рыбинскъ ряды были отъ 35 до 45 р. асс., а въ 1855 году въ эту же самую путину нанимались по 17 р. асс. Въ іюлѣ, послѣ сѣнокосовъ, платили бурлакамъ уже гораздо меньше: такъ, 21 іюля, одна артель подрядилась идти въ Рыбинскъ изъ Нижняго на небольшой тихвинкѣ по 25 р. асс. на человѣка. На большой лодкѣ предлагали лоцману за ту же путину 20 р. сер., а бурлакамъ по 10. Разсчетъ во времени заставилъ ихъ согласиться на меньшую плату. Въ іюлѣ и въ августѣ 1856 года, ряды (т. е. наемная плата на человѣка) были слѣдующія: изъ Нижняго въ Рыбинскъ (24 іюля) по 24 р. 50 к. асс.; изъ Нижняго въ Пучежъ[9] отъ 1 до 2 р. сер.; изъ Чебоксаръ въ Рыбинскъ по 50 р. асс.; изъ Симбирска въ Рыбинскъ по 60 р. асс.[10]; изъ Самары въ Рыбинскъ по 80 р. асс.; изъ Саратова въ Рыбинскъ по 100 р. асс.; изъ Лаишева въ Нижній по 50 — 50 р. асс.; изъ Самары въ Нижній по 62 р. асс.; изъ Саратова въ Нижній по 82 р. асс.; изъ Астрахани въ Саратовъ по 58 и 59 р. асс. (изъ Саратова въ Астрахань по 27 р. асс.); изъ Астрахани въ Мамадышъ по 105 р. асс.; изъ Дубовки въ Астрахань по 7 р. асс.; отъ Сенгилея[11] до Нижняго (добавочнымъ) по 12 1/2 р. асс. На пароходахъ бурлакамъ платится около 8 р. сер. въ мѣсяцъ, на своихъ харчахъ.

            Количество наемной платы находится въ обратномъ отношеніи къ числу наемныхъ рабочихъ: при одномъ и томъ же грузѣ плата увеличивается, если рабочихъ меньше, чѣмъ слѣдуетъ по числу пудовъ груза, и уменьшается, если рабочихъ больше этого относительнаго количества. Гонка пустаго судна, на которое подрядились бурлаки, къ мѣсту нагрузки и часто самая нагрузка входятъ въ общую ряду и производятся бурлаками безъ полученія за то особенной платы. Такъ, Симбирскіе бурлаки пригнали пустое судно изъ Симбирска въ Самару, гдѣ сами производили нагрузку для дальнѣйшей отправки его. Свіяжская артель, изъ 60 человѣкъ, за 42 р. асс. подрядилась, пригнать расшиву въ Балаковъ; а оттуда она должна была идти съ пшеницей въ Казань.

            Жалованье бурлака почти всегда дѣлится на двѣ части: одна изъ нихъ выдается ему въ задатокъ до поступленія на судно, другая — въ пристани, гдѣ оканчивается путина. Деньги выдаются каждому бурлаку лично или же, если у хозяина нѣтъ мелкихъ денегъ, то общая рядная сумма отдается одному изъ рабочихъ, котораго назначаетъ для этого сама артель. Послѣ того бурлаки отправляются цѣлою артелыо, мѣнять полученныя денъги, и набравши мелкихъ ассигнацій и серебра (иногда даже мѣняютъ ассигнаціи на мѣдную монету), обыкновенно производятъ долгій и сбивчивый разсчетъ между собою на улицѣ. Плата верховымъ рабочимъ (выше Рыбинска) относительно больше. Причина этого заключается въ тамошней дороговизнѣ хлѣба, и въ частыхъ паузахъ, которыя производитъ недостатокъ рабочихъ рукъ.

            Бурлаки, большею частію, бываютъ на своихъ харчахъ. Хозяйское продовольствіе рѣдко употребляется и составляетъ предметъ жалобъ со стороны тѣхъ бурлаковъ, которымъ доводилось рядиться на суда съ уговоромъ, получать пищу отъ хозяина. Въ этихъ случаяхъ со стороны хозяевъ часто бываютъ злоупотребленія: выдаютъ рабочимъ въ пищу одинъ хлѣбъ, иногда даже прогорьклый; о мясѣ и помину не бываетъ. Нѣкоторые судохозяева продовольствуютъ бурлаковъ преимущественно солониной, изъ которой варятъ щи и кашу. Для этого покупаютъ разомъ до 100 пудовъ солонины, которая и развѣшивается на суднѣ. Напротивъ, бурлаки, состоящіе на своихъ собственныхъ харчахъ, не жалуются на пищу. Отправляясь въ путину, они запасаются достаточнымъ количествомъ мяса, пшена, хлѣба, постнаго и коровьяго масла и овощей. Покупка провизіи и всѣ разсчеты по этому дѣлу поручаются десятнику, который каждый разъ отъ хозяина получаетъ деньги на пищу. Деньги эти вычитаются изъ рядной суммы при окончательномъ разсчетѣ хозяина съ артелью. Говядину бурлаки обыкновенно приготовляютъ въ прокъ, вывѣшивая ее на солнцѣ и такимъ образомъ завяливая; она служитъ имъ на долгій срокъ. Татаре ѣдятъ конину, которую подготовляютъ особеннымъ образомъ. Различіе ихъ въ пищѣ съ Русскими составляетъ главную причину отвращенія послѣднихъ, поступать съ ними въ одну артель.

            У судорабочихъ полагается время для завтрака, обѣда и ужина. Утромъ они ѣдятъ мясо, въ полдень саломату или кашу, которая готовится изъ пшена и мяса. Въ Балаковѣ, на казенномъ суднѣ, Лукояновцы и Ардатовцы ѣли картофель въ кашѣ. Картофель употребляется бурлаками и въ Астрахани. Ужинъ бурлаковъ состоитъ также изъ мяса. Время обѣда опредѣляется стояніемъ солнца въ полдень; кашевару кричатъ «готовь» и къ этому времени пріостанавливаютъ работу. То же дѣлается и ввечеру, когда потухнетъ заря и кончится ходъ судна. Бурлаки, издержавшіеся въ дорогѣ, ѣдятъ обыкновенно муру (родъ похлебки изъ пшена, воды и небольшаго количества соли).

            Варятъ обыкновенно на суднѣ, въ городскихъ же пристаняхъ на берегу, иногда даже въ указанномъ мѣстѣ. При концѣ путины, если останется что-нибудь изъ съѣстныхъ запасовъ, — остатокъ продается, и выручка за него дѣлится поровну между бурлаками. Въ пристаняхъ, въ Рыбинскѣ напр. и въ Нижнемъ, обыкновенную и даже единственную пищу бурлаковъ, не подрядившихся еще въ путину, составляютъ хлѣбъ и зеленый лукъ. Въ верхней Волгѣ къ Бѣлуозеру бурлаки питаются так же своею пищею: въ путину (дней въ 15) придется имъ каши три изъ пшена; хлѣбъ они покупаютъ на короткое время, потому что онъ скоро плеснѣвѣетъ. По каналамъ пища дается отъ хозяевъ и, большею частію, бываетъ хороша.

            Одежда бурлаковъ почти ни чѣмъ не отличается отъ обыкновенной одежды Великорусскаго крестьянина. Пестрядевая или холщевая рубаха выпускается поверхъ нижняго платья, тоже холщеваго, и стягивается на поясѣ веревочкой. Ноги обуваются толстыми онучами, наматываемыми высоко, почти до колѣнъ; сверхъ онучь — рогожные лапти. Большая часть бурлаковъ носитъ крестьянскія шляпы изъ валянаго сукна; но у нѣкоторыхъ можно встрѣтить шапки съ околышемъ изъ овечьей шерсти, а также суконныя фуражки съ козырькомъ. Какъ бурлаки, такъ и другіе рабочіе (каменьщики, плотники и т. п.) въ Приволжскихъ городахъ носятъ еще особенный родъ кожаныхъ фуражекъ изъ юфти, сшитыхъ наподобіе охотничьихъ картузовъ. Эти кожаныя фуражки въ большомъ употребленіи въ Рыбинскѣ и въ Нижнемъ. Весною, лѣтомъ и осенью костюмъ бурлака одинъ и тотъ же, съ тѣмъ только различеніемъ, что въ холодное время поверхъ рубахи надѣвается или куртка изъ бумажной матеріи (обыкновенно синей), стеганной на ватѣ, или крестьянскій зипунъ, или наконецъ нагольный тулупъ. Починкою бурлацкой одежды и бѣлья занимаются на базарахъ бабы и отставные солдаты, за низкую плату.

            На обыкновенныхъ парусныхъ судахъ, бурлаки работаютъ ежедневно безъ отдыха, кромѣ времени ѣды, съ восхожденія до захожденія солнца, слѣдовательно лѣтомъ болѣе, а весною и осенью менѣе. На коноводныхъ машинахъ, бурлаки раздѣляются на 4 смѣны, изъ которыхъ 3 въ работѣ, а одна отдыхаетъ; слѣдоватсльно на каждаго работника и тамъ приходится въ сутки по 18 часовъ работы. Самую тяжелую работу составляетъ подниманіе каната; даже тянуть лямкой менѣе тяжело. На другихъ судахъ смѣнъ почти не бываетъ; зато бурлаки отдыхаютъ ночью, когда совершенно стемнѣетъ, потому что суда почти всегда на ночь останавливаются. Иногда впрочемъ и на тихвинкахъ бываетъ по 2 смѣны, именно, когда грузъ долженъ поспѣть къ сроку въ извѣстное мѣсто, въ Сомино или Тихвинъ; тогда на судно нанимаютъ рабочихъ больше обыкновеннаго. Праздники, кромѣ Свѣтлаго Воскресенья, не исключаются изъ числа рабочихъ дней; на коноводныхъ машинахъ, впрочемъ, даже и въ Свѣтлое Воскресенье рабочимъ дается только часа 2 — 3 времени, чтобы сходить въ церковь къ обѣднѣ, или просто отдохнуть, если праздникъ застанетъ рабочихъ въ плесѣ. Истинный праздникъ для бурлаковъ составляетъ попутный вѣтеръ, когда они могутъ плыть на парусахъ; они тогда всѣ спятъ, отдыхая отъ тяжелой ходьбы и работы.

            Бурлаки одной артели обыкновенно получаютъ одинаковую плату, если рядятся всѣ въ одно время. Въ противномъ случаѣ, т. е. когда артель на суднѣ составлена изъ нѣсколькихъ мелкихъ артелей, подряженныхъ въ разное время, плата рабочимъ на одномъ и томъ же суднѣ бываетъ иногда не одинакова. Такъ напр. на суднѣ, шедшемъ изъ Астрахани въ Саратовъ съ грузомъ сушеныхъ лещей, одна часть бурлаковъ получила за путину 59, а другая 58 р. асс.

            Нѣкоторые изъ бурлаковъ нанимаютъ себѣ на все лѣто работниковъ, отъ 1 до 3, платя имъ извѣстную сумму и содержа ихъ на своихъ харчахъ. Съ ними они и подряжаются на путины. Лишекъ платы между хозяйскою и тою, которую они даютъ работнику по предварительному условію, составляетъ чистый доходъ нанимающаго бурлака. Такими работниками обыкновенно бываютъ молодые парни лѣтъ 17, которые получаютъ и отъ судохозяина меньшую плату: такъ, полный бурлакъ получаетъ наприм. за путину 70, а работникъ его — только 60 р. асс.

            Особенный, совершенно отдѣльный родъ бурлаковъ, составляютъ конные бурлаки. Они существуютъ на Волгѣ въ ея верховьѣ, за Рыбинскомъ, также по каналамъ и по Окѣ вверхъ къ Москвѣ; суда тянутся здѣсь лошадьми, и въ верхнемъ судоходствѣ такая тяга преобладаетъ.

            Лошадей на Окѣ поставляютъ особые подрядчики, называемые коноводами.

            Одинъ Тамбовскій старожилъ говорилъ мнѣ про одного десятника (въ Просяныхъ Полянахъ, Тамбовской губерніи), поставлявшаго ежегодно по 10 лошадей и давно занимавшагося бурлачествомъ, и который въ восторгѣ отъ этого промысла, вообще болѣе легкаго, нежели промыселъ пѣшаго бурлака. Наибольшіе коноводы, имѣющіе по 60 лошадей, бываютъ Рязанскіе и Коломенскіе, также изъ Нижегородской губерніи. Они получаютъ обыкновенно при договорѣ въ задатокъ половину рядной суммы, а иногда и больше, и тогда уже нанимаютъ отъ себя погонщиковъ, которыми бываютъ иногда и мальчики лѣтъ 15. Коноводы зачастую рядятся съ судохозяевами, не имѣя даже въ наличности ни одной лошади, которыхъ покупаютъ уже послѣ заключенія контракта на деньги, полученныя въ задатокъ. Во время Макарьевской ярмарки, коноводы ждутъ обыкновенно въ полной готовности въ Муромѣ писемъ и приказовъ изъ Нижняго, и по полученіи распоряженій, отправляются внизъ по Окѣ, для пріема груза. Причина, по которой на Окѣ употребляютъ для тяги лошадей, заключается въ большемъ удобствѣ бичевника; на Волгѣ въ настоящее время нельзя ввести съ тою же цѣлію коней, потому что тамъ часто приходится переходить съ одного берега на другой. Поэтому, Окскимъ бурлакамъ вообще легче и они не знаютъ лямки. Суда, употребляемыя на этой рѣкѣ, суть тихвинки и большія плоскодонныя суда, называемыя гусянками. Внизъ по Окѣ эти суда идутъ обыкновенно на парусахъ и веслахъ; иногда впрочемъ ходятъ также и на шестахъ (такъ сплавляются тихвинки); ручная же работа не употребляется. Правда, нѣкоторые увѣряли меня, что по Окѣ суда тянутся внизъ и лямкой; но если это справедливо, то, вѣроятно, бываетъ только при противномъ вѣтрѣ, и то рѣдко. При лошадяхъ, которыя тянутъ суда, находятся иногда особые работники, не бурлаки. На 5 лошадей берется 1 погонщикъ, часто мальчикъ лѣтъ 12. Съ лошадьми обыкновенно отправляется и ихъ хозяинъ, который рѣдко довѣряетъ свою скотину чужому глазу. Плата при конной тягѣ сообразуется не съ числомъ людей, а съ лошадьми: платится за лошадь, а не человѣку. Лошади съ коноводныхъ машинъ обыкновенно продаются, по концѣ путины, въ Рыбинскѣ или другой изъ верхнихъ пристаней, куда придетъ машина; такъ какъ цѣна лошадей тамъ выше, нежели въ низовьѣ Волги.

_________________

[1] Молодые бурлаки въ Чебоксарахъ купили для возврата лодку въ Нижнемъ за 3 р. сер., старую, уже связанную въ кормѣ. Хорошія парусныя лодки, по ихъ показаніямъ, стоютъ отъ 15 до 20 р. сер. въ Нижнемъ. Они съ этой лодкой и промышляли перевозомъ, сдѣлавшись такимъ образомъ хозяевами пробѣга. Во многихъ Приволжскихъ городахъ, въ Рыбинскѣ, въ посадѣ Пучежѣ, Юрьевцѣ, Нижнемъ, Симбирскѣ и т. д., находятся хозяева небольшихъ дощаниковъ, въ которыхъ помѣщаются отъ 25 до 70 человѣкъ, опеціально занимающіеся перевозкою бурлаковъ къ мѣсту и съ мѣста. За проѣздъ сверху въ Нижній или изъ Нижняго въ Казань берется 10—13 к. сер., съ бабъ 15 к. сер. (Изъ Пучежа въ Нижній дощаникъ идетъ часовъ 10—12; на тоже самое разстояніе снизу вверхъ употребляется трое сутокъ). Въ Балаковѣ были Владимірцы, занимающіеся такою же перевозкою; они, кромѣ того, возятъ припасы, овощи и т. п. Въ Балаковъ они привезли арбузы съ бахчи, которую сняли (наняли) засѣянною близь Хвалынска.

[2] Перемѣна, впрочемь, не у Балакова, а нѣсколько повыше, въ Пичугиномь-при-Верхѣ. Далѣе къ Саратову слѣдуютъ Перса, Воскресенское, Чердынь и самъ Саратовъ.

[3] Въ народѣ есть преданіе, что эти перемѣны учреждены Екатериною Великою (а по другимъ – Царями), которая, спускаясь внизъ по Волгѣ, велѣла, принимать за перемѣну часть пройденнаго ею пространства; но такь какь она въ нижней Волгѣ, по силѣ теченія, плыла скорѣе, то и персмѣны тамъ вышли больше.

[4] По закону полагается: въ верхнемь теченіи Волги 4 человѣка на 1 000 пудовъ, (къ Сомину даже до 6 человъкъ на 1 000 пуд.), а въ нижнемъ — то же количество людей на 900 пуд.; на дѣлѣ однако законъ рѣдко исполняется. Бурлаки говорятъ, что накладныя, по которымъ опредѣляется число рабочихъ на суднѣ, бываютъ рѣдко вѣрны; что иногда судохозяева даже родъ груза утаиваютъ, особенно въ мокшанахъ, которые грузятся зимою, и что имъ, бурлакамъ, приходится тянуть больше объявленной тяжести. Одинъ, съ верховья Волги, говорилъ, что ему приходилось съ 18 товарищами тянуть 7.000 и 8.000 пудовъ и даже болѣе. На суднѣ въ 12.000 пудовъ, шедшемь изъ Балакова въ Нижній, было всего 44 рабочихъ, изъ которыхъ 18 коренныхъ. Впрочемъ, есть, основаніе сомнѣваться въ томъ, чтобы рабочіе этого не знали; при томъ, судохозяинъ отвѣчаетъ за грузъ по накладной, и его интересъ — не уменьшать вь показаніяхъ вѣса. Вятскіе бурлаки въ Рыбинскѣ говорили, что ихъ нанялъ одинъ поставщикъ вести по Чусовой судно, нагруженное, по накладной, брусковымъ полосовымъ железомъ. При разгрузкѣ оказалось, что, сверхъ этого груза, въ суднѣ были рельсы и мука. Что впрочемъ подобнаго рода обманы возможны, въ этомъ я убѣдился личнымъ наблюденіемъ: въ Самарѣ, въ бытность мою тамъ, прикащикъ обвѣсилъ бурлаковъ, употребляя старые, не Николаевскіе, слѣдовательио болѣе тяжелые, нежели новые, вѣсы; иногда бурлаки, спохватившись въ своей ошибкѣ, требуютъ уже въ плесѣ, чтобы хозяинъ прибавилъ людей по дѣйствительному количеству груза. Хозяинь обыкновенно отговаривается или отдѣлывается нѣсколькими чарками водки; но иногда артель не довольствуется водкой и упорствуетъ въ требованіи, угрожая бѣжать съ судна. Вь такой крайности хозяинъ нанимаетъ добавочныхъ. Въ замѣнъ того, хозяинъ, при смѣшанномъ грузѣ, иногда даетъ гораздо болѣе рабочихъ: на одной лодкѣ въ 800 пуд. тянули лямку 11 человѣкь.

[5] Лѣтняя артель составляется, и послѣ договора бурлаки въ Нижнемъ, подрядявшись въ Рыбинскъ и получивши задатокъ, совершали на улицѣ разсчетъ, послѣ котораго предполагали составить изь себя тотчасъ новую артель, выбрать десятника и т. п.

[6] Муромскіе крестьяне рядились изь Лыскова въ Рыбинскъ за 36 р., изъ которыхъ получили въ задатокъ 22 р.

[7] Въ августѣ 1856 г., на путину изъ Самары въ Нижній, изъ 62 р. асс. договорено было по 3 р. сер. задатку; но бурлаки получили только по 1 и по 1 1/2 р. сер.; а зимой рядились изъ Саратова въ Нижній по 82 р. асс., и получили задатку по 8 р. сер.

[8] Контракты бываютъ различной формы, смотря по роду судна. Для прмѣвра я прилагаю къ отчету подобный контрактъ рабочихъ на парусное судно; изъ него видно, какъ опредѣлительны обязанности судорабочихъ, хотя они и не исполняются:

Придложение Б.

1856 г. іюля […] дня, въ Нижегородской Судоходной Расправѣ, мы нижеподписавшіеся показанные по реэстру (лоцманъ, водоливъ) и судорабочіе люди заключили сей договоръ сь Рыбинскимъ мѣщаниномъ Иваномъ Ѳедоровымъ Щаплеевскимъ въ томъ, что договорились мы за условленную съ нимъ Щаплеевскимъ цѣну, показанную у сего договора въ особомъ реэстрѣ, собственную его, Щаплеевскаго, расшиву, состоящую нынѣ Балахнинскаго уѣзда, при селѣ Никольскомъ Погостѣ, явясь на оную немедленно, къ сплаву убрать надлежащимъ образомъ къ низовому сплаву, и сплавить оную внизъ по рѣкѣ Волгѣ Николаевскаго уѣзда до села Балакова и тамъ, по сдѣланіи нами мостковъ, погрузить въ оную расшиву изъ показанныхъ хозяиномъ амбаровъ, разнымъ кулевымъ или насыпнымъ хлѣбомъ, количество онымъ хозяиномъ опредѣленное; по нагрузкѣ же того судна къ верховому ходу, взвести намъ оное вверхъ по рѣкѣ Волгѣ до города Рыбинска или пристаней онаго, съ наивозможною поспѣшностію, не просыпая безъ работы ни въ какомъ случаѣ утреннихъ и вечернихъ зорь, и притомъ въ работѣ сей долженъ онъ, хозяинъ, имѣть рабочихъ на его, поставщика Щаплеевскаго, суднѣ на каждую тысячу пудовъ груза по пяти человекъ; во время же слѣдованія судна всемѣрно намъ наблюдать, чтобъ по нерадѣнію или лѣности и пьянству одного или многихъ изъ насъ судно праздно не простаивало и отнюдь не подвергалось ни малѣйшей задержкѣ, а въ особенности, когда случится для ходу попутный благополучный вѣтеръ; равно и каждому изъ насъ судорабочихъ ни въ какія своевольства не вдаваться и быть въ полномъ послушаніи у него, хозяина Щаплеевскаго, или у того, кому та расшива отъ него поручена будетъ; при нанесеніи судна на мель или на каменистые грунты, должны мы немедленно оное снимать и слѣдовать вверхъ безъ промедленія; и ежели гдѣ-либо встрѣтится мелководіе, въ такомъ случаѣ погрузить намъ кладь съ означенной расшивы его, Щаплеевскаго, въ купленныя или нанятыя хозяиномъ Щаплеевскимъ паузки, за которыми ходить намъ, куда отъ него приказано будетъ, съ платою имъ на харчи каждому изъ насъ по 15 к. сер. въ день.

Сверхъ того, если съ судномъ послѣдуетъ такое отъ потопа несчастіе, что не будетъ никакой возможности онаго спасти; въ такомъ случаѣ обязаны мы со всевозможнымъ стараніемъ привести оное къ берегу, воду изъ него отлить, кладь выгрузить на берегъ, на удобное и безопасное отъ воды и огня мѣсто, подмоченную пересушить, пересушенную же обратно погрузить въ то или другое судно и слѣдовать до мѣста назначенія, не требуя отъ хозяина за то никакой себѣ прибавки сверхъ условленной по реэстру ряды. Отъ огня имѣть намъ крайнюю осторожность, а потому и табаку отнюдь никому изъ насъ на суднѣ не курить; но если лоцманъ изъ насъ по какой-либо самонадежности въ попутный вѣтеръ, или въ другомъ какомъ бы то ни было случаѣ подвергнетъ судно отъ себя поврежденію или совершенной гибели, то онъ и долженъ отвѣтствовать за свою вину по законамъ, мы же, если не будемъ участвовать въ его поступкъ, то за сіе и отвѣтствовать нисколько не должны; оть нападенія воровъ и разбойниковъ, судно хозяина и его капиталъ неослабно оберегать, подъ опасеніемъ каждому изъ насъ; если кто изъ насъ притворно захвораетъ, въ работѣ будетъ лѣнивъ или сварливъ, или отъ работы отлучится, или сбѣжитъ, или даже ежели что-либо хозяйское украдетъ, или захвораетъ, таковыхъ отъ худыхъ поступковъ и неповиновенія должны мы настоятельно удержать, къ побѣгу съ судна никого и ни въ какомъ случаѣ не допускать, а за неспособность и непослушаніе воленъ онъ, хозяинъ, нанимать на нашъ счетъ другихъ, за украденныя же кѣмъ-либо изъ насъ у хозяина вещи должны мы платить нашею собственностію; по прибытіи же нашемъ съ судномъ Щаплеевскаго въ г. Рыбинскъ, судно поставить, а припасы на немъ, пересуша, убрать на показанное мѣсто, и тогда съ хозяиномъ или его довѣреннымъ учинить разсчетъ, и по полученіи себѣ обратно паспортовъ быть отъ работы и обязанности по сему свободными; всю же вышеписанную работу на суднѣ производить на нашихъ харчахъ, на покупку которыхъ на нашъ счетъ обязанъ онъ, хозяинъ Щаплеевскій, при суднъ имѣть достаточное количество денегъ, которыя, въ небытность свою при суднѣ, должень поручить, вмѣсто себя, своему посланному; больныхъ рабочихъ оставлять не иначе, какъ въ городѣ, селѣ, или деревнѣ или въ какомъ-либо другомъ жилищѣ, которыхъ и отдать на руки Начальнику или Старшему того мѣста, гдѣ будутъ оставлены, учинивъ съ ними законный разсчетъ, въ чемъ сей договоръ ручаясь другъ по другѣ поруками, и дали и должны соблюсти предписанныя въ немъ обязанности во всей законной точности свято и ненарушимо. Въ томъ и подписуемся.

[9] На хозяйскихъ харчахъ.

[10] Нанятые въ эту путину рабочіе въ Нижнемъ не захотѣли идти далѣе и поставили за себя новую артель по 30 р. асс. на брата.

[11] Собственно отъ Новодѣвичья, за Сенгилеемъ.

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.