Церковная летопись села Пахны Ярославскаго уезда

Приход села Пахны

            Приход вместе с селом получил свое название от реки Пахны. При впадении ея в Которосль построена церковь с домами причта, а домы крестьян расположены подле ручья, впадающаго в Которосль. От прежней жизни приходских жителей только лишь несомненно известно, что большая их часть была во владении Ярославскаго Спасскаго монастыря. За монастырем состояло село и деревни Чебоксаровская, Пятовская, Кармановская и Пеньки. Жители сих селений или платили оброки в пользу монастыря, или исправляли все монастырския черныя работы. Зависимость их от монастыря Спасскаго окончилась в одно время с прочими монастырскими крестьянами, когда все они волею Императрицы Екатерины отобраны были в казну. Кроме означенных деревень к приходу села Пахны принадлежат еще деревни Старая и Новая Карачихи, часть деревни Суринской и деревня Ивановский перевоз. Жители Ивановскаго перевоза прежде были постоянными прихожанами села Богословскаго в Сосновцах, находящегося в девяти верстах от деревни Ивановскаго, и только лет тридцать пять или сорок прошло, как перешли они к приходу села Пахны.

            Все почти жители означенных селений принадлежат к вероисповеданию православному. Исключение составляют десять домов крестьян в деревне Пятовской и один дом Ярославскаго мещанина в деревне Кармановской, которые принадлежат к Ярославской Единоверческой церкви. По нравственному своему быту они носят на себе заметный отпечаток подгородных крестьян и любят часто быть в городе. Весною и летом приходская церковь мало посещается обывателями; по воскрестниям и праздничным дням большая часть их отправляется в Ярославль то за покупками, то для развлечения самих себя, или же из желания участвовать в крестных ходах и различных процессиях, которых особенно много в Ярославле. В зимнее время церковь много более посещается прихожанами. В великий пост говеют // (л. 6) и приходят к причащению святых тайн преимущественно женщины, а мужчины отзываются недосугами и только немногие исполняют свой христианский долг. При этом Ярославская ярмарка, начинающаяся с праздника Ярославских чудотворцев, и продолжающаяся до конца Великого поста, служит большим для подгородных крестьян препятствием к исполнению ими великаго дела очищения своей совести и принятия святых тайн. В этом отношении изо всего прихода составляют отрадное исключение жители деревни Ивановскаго перевоза, которые почти все, и мужчины и женщины, каждогодно по Великим постам говеют, исповедуются и бывают причастниками Святейшаго Тела и Пречестныя Крови Христовых.

Крестные ходы

            В летнее время в некоторых селениях совершаются крестные ходы. Первый по времени крестный ход бывает 26 дня июня ц деревне Ивановском перевозе и продолжается три дня. Такая продолжительность зависит от совершающихся в каждом доме всенощных бдений и водосвятных молебнов. Всего этого и невозможно исполнить в более короткое время в 38-ми домах означенной деревни.

            29-го июня, в день Святых Апостолов Петра и Павла, крестный ход совершается в деревне Чебоксаровской.

            20-го июля, в день пророка Божия Илии, крестный ход бывает в деревне Новой Карачихе.

            Августа 6-го дня крестный ход совершается в деревне Кармановской.

            Августа 15 дня, в день Успения Богоматери, последний крестный ход совершается в самом селе и смежной с ним деревне Пеньках.

            Основание к таким крестным ходам дали прежде бывшия бедствия, каковы например пожары, падежи скота и другия, им подобныя.

Кладбища

            При церкви села Пахны изстари заведено и теперь существует кладбище. Оно обнесено со всех сторон валом // (л. 6 об.) и канавою. Но в сороковых годах настоящаго столетия между прихожанами постепенно сложилось убеждение в необходимости новаго кладбища. Причины, побудившия к отводу его, были низменность места на старом кладбище и неудобный грунт его. На глубине полутора аршин всегда является вода, отчего тела умерших по необходимости ставились в воду. Зимой каменно-глинистый грунт стараго кладбища представляет необычайныя затруднения к вырытию могил. Сверх того, и теснота помещения вынуждала разрывать старыя могилы и ставить гробы один на другой. Все это вынудило прихожан открыть новое кладбище в полуверсте от церкви, на возвышенном месте с песчаным грунтом, при большой, обсаженной березами Угличской дороге, на земле сельских крестьян. Дело это сделано законным порядком с согласия Епархиальнаго начальства. За уступленную землю все другия селения дали сельчанам соразмерный отвод из своих владеемых земель. С первых же годов новоотведенное кладбище обнесено валом и канавою и вскоре же поросло лесом.

Часовни

            В приходе села Пахны имеются две часовни. Одна из них деревянная, выстроена близ новаго кладбища. В ней проживает особый сторож, охраняющий кладбище.

            Другая часовня каменная и находится в деревне Ивановском перевозе. Часовня эта благолепно украшена и устроена вместо прежней деревянной в память бывшаго здесь сильнаго пожара в 1865-м году 9 мая. К устроению часовни каменной многорасположила и мысль о церкви, в древние времена находившейся в означенной деревне, о чем сказано будет после. В часовне этой день и ночь горят неугасимыя лампады и своим тихим, блистающим светом отрадно зовут на поклонение к святым иконам проезжающих и проходящих путников среди мрака ночи.

__________________________

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.