По железной дороге от Ростова до Ярославля в 1897 году (окончание)

            Отъ станціи Семибратово мѣстность продолжаетъ быть низменной, на протяженіи около трехъ верстъ, затѣмъ она повышается и этимъ подъемомъ дорога доходить до самаго Разъѣзда № 2[1], который устроенъ на 234-й вѳрстѣ отъ Москвы.

            Въ 12 верстахъ отъ Разъѣзда № 2, по правую сторону желѣзной дороги, лежитъ знаменитое Великое село. Дорога къ нему отъ Разъѣзда идетъ по шоссе; хотя въ хорошую погоду можно лучше проѣхать въ село Великое отъ станціи Семибратово, гдѣ легче найти извозчиковъ, которые всегда пріѣзжаютъ къ приходу почтовыхъ и пассажирскихъ поѣздовъ желѣзной дороги. За преѣздъ отъ станціи до села Вѳликаго берутъ 1 р. и 1 р. 50 к.

            Какъ уже сказано, Село Великое является центромъ льняной промышленности въ Ярославской губерніи, которая ежегодно производить отъ 450—550 тысячъ пудовъ льняного сѣмени и отъ 550—650 тысячъ льняного волокна.

            Изготовленіе полотенъ составляетъ спеціальное занятіе жителей всей Великосельской волости. Съ незапамятныхъ временъ они занимались воздѣлываніемъ льна, часть котораго шла черезъ Архангельскъ въ Англію, а остальная часть превращалась въ пряжу и новину (узкій холстъ около 9 вершковъ ширины). Съ начала нынѣшняго столѣтія, первоначально въ помѣщичыіхъ усадьбахъ начинаютъ появляться ткацкія заведенія, въ которыхъ уже производится выдѣлка болѣе тонкихъ и болѣе широкихъ полотенъ (въ 1 1/4 аршина ширины), которое быстро развивается между крестьянами сь 20-хъ годовъ.

            Тканье полотенъ производится кустарнымъ способомъ и достигаетъ своего блестящаго положенія въ сороковыхъ годахъ, когда въ селѣ Великомъ приготовляли самыя лучшія полотниныя издѣлія, пріобрѣтшія извѣстность по всей Россіи и за границей. Приготовленіѳмъ полотенъ, новины, салфетокъ, полотенецъ, занимались здѣсь на шестистахъ ткацкихъ станкахъ, помещавшихся въ слишкомъ восьмистахъ избахъ, изъ которыхъ многія были камѳнныя. Во всей же Великосельской волости тканьемъ полотенъ занимались до 10 000 человѣкъ. Такъ шло дѣло до пятидесятыхъ годовъ, когда въ ярославской льняной промышленности совершился переворотъ, который выразился въ постепенномъ переходѣ отъ кустарнаго производства къ фабричному. Въ 1850 году въ Великомъ селѣ мѣстный поселянинъ Локаловъ устроилъ контору для раздачи кустарямъ пряжи. Скоро Локаловская контора замѣнилась льнопрядильной и ткацкой мануфактурой. Примѣру Локалова послѣдовали его односельчане Моругинъ и Иродовъ; съ этого времени самостоятельное кустарное производство льняныхъ издѣлій начинаетъ здѣсь сокращаться и падать и въ настоящее время въ селѣ Великомъ процвѣтаетъ только крупное производство тѣхъ же Локаловыхъ, Иродовыхъ и Моругиныхъ, а кустари доживаютъ свои послѣдніе дни[2].

            Такимъ образомъ, въ этомъ знаменитомъ когда-то своей льняной промышленностью селѣ ткачествомъ теперь занимаются 100 женщинъ, а въ другихъ селахъ той же волости не болѣе 400 человѣкъ. Въ самомъ селѣ Великомъ больше сапожниковъ, чѣмъ ткачей, сапожники въ чіслѣ 400 человѣкъ выдѣлываютъ до 15 000 паръ сапоговъ и 1 000 паръ полусапожекъ въ годъ, которыя сбываютъ большей частью на Сборной ярмаркѣ въ Ростовѣ, а также и на своей огромной ярмаркѣ, которая здѣсь бываетъ съ 1-го по 9-е сентября.

            Помимо промышленная значенія, село Великое замѣчательно еще и по связаннымъ съ нимъ историческимъ воспоминаніямъ.

            Въ 1619 году здѣсь пробылъ три дня Михаилъ Ѳеодоровичъ, первый царь изъ дома Романовыхъ, на возвратномъ пути отъ Макарія Унжинскаго (Костромской губерніи), куда онъ отправлялся на богомолье, исполняя свое обѣщаніе сходить къ Макарію въ случаѣ возвращенія изъ плѣна его отца Филарета.

            Верстахъ въ шести отъ села Великаго, при селѣ Гавриловъ-Ямъ, на правомъ берегу рѣки Которости, расположена огромная фабрика подъ фирмой: Товарищество Гаврило-Ямской мануфактуры льняныхъ издѣлій А. А. Локалова. Эта мануфактура состоитъ изъ льнопрядильной и льноткацкой фабрикъ. Льнопрядильная фабрика расходуетъ въ годъ 130 000 пудовъ русскаго льна и около 1 500 пудовъ бельгійскаго. На ней дѣйствуютъ 12 000 веретенъ, при чемъ вся выработанная здѣсь пряжа, въ количестве, около 10 000 пудовъ, идетъ на льноткацкую фабрику, вмѣщающую въ себѣ 546 ткацкихъ станковъ, на которыхъ выдѣлывается 132 000 кусковъ полотна въ годъ, каждый кусокъ мѣрою въ 50 аршинъ. На нейжѳ ткутъ полотенца, салфетки, скатерти и носовые платки. Эта фабрика особенно славится отдѣлкою салфетокъ. На Нижегородской выставкѣ 1890 года мануфактура получила высшую награду — Государственный гербъ.

            На всей Локаловской мануфактурѣ работаетъ 2 150 человѣкъ, которые вырабатываютъ различныхъ полотняныхъ издѣлій на сумму 2 000 000 рублей въ годъ. Рабочей платы мануфактура выдаетъ 353 000 рублей въ годъ; каждый рабочій работаетъ по 12 3/4 часовъ въ сутки. Въ послѣднее время управленіе мануфактуры обратило вниманіе на улучшеніе быта фабричныхъ рабочихъ, причёмъ оно пожертвовало на этотъ предметъ 75 000 рублей.

            Въ трехъ верстахъ отъ Локаловской мануфактуры, на противоположномъ берегу Которости, вверхъ по ея теченію, находится при селѣ Осташкино другая Фабрика администраціи по деламь Т—ва Льноткацкой мануфактуры б-в. Иродовыхъ и Моругина. Фабрика въ настоящее время пріостановлена, на ней работало 290 человѣкъ, производя разныхъ льняныхъ издѣлій на сумму 227 535 рублей.

            Недалеко отъ этой фабрики, тоже на берегу Которости, работаетъ Паровой Кожевенный заводь Бутикова, на немъ 40 человѣкъ рабочихъ, выдѣлываюшихъ кожъ на сумму рублей ежегодно.

            Таковъ въ общихъ чертахъ фабрично-промышленный районъ въ окрестностяхъ Разъѣзда 2.

            Отъ этого Разъѣзда дорога идетъ по холмистой, лѣсной мѣстности, а на 12-й верстѣ огь него и на 246-й отъ Москвы она встрѣчаетъ

станцію Козьмодемьянскъ,

послѣднюю станцію передъ Ярославлемъ. Это деревянное зданіе, съ двумя залами для пассажировъ.

            Возле станціи всегда можно видѣть огромныя штабели распиленнаго лѣса, который доставляется сюда съ лѣсопильныхъ заводовъ Угличскаго и Ростовскаго уездовъ, для дальнѣйшей отправки.

            Въ пяти верстахъ отъ станціи, по лѣвую сторону дороги, на рѣкѣ Которости, стоить небольшое владѣльческое село Козьмодемьянское, съ старинной каменной церковью.

            По правую сторону желѣзной дороги, тоже верстахъ въ пяти отъ станціи, близъ шоссе, расположено село Карабіха.

            Возлѣ этого села, по берегу рѣки Которости, находятся три фабрики; изъ нихъ самая большая Льноткацкая фабрика наслѣдниковъ П. А. Сакина, она лежитъ при самомъ селѣ Карабиха и занимается тканьемъ полотень, скатертей, салфетокъ и носовыхъ платковъ; на ней работаетъ 330 человѣкъ, выдѣлывающихъ полотняныхъ издѣлій на сумму 435 000 рублей.

            Въ двухъ верстахъ отъ этой фабрики, при деревнѣ Ершовой, находится тоже Льноткацкая фабрика Н. П. Сакина, на ней работаетъ 102 человѣка, приготовляюіцихъ льняныхъ издѣлій на сумму 62 115 рублей. На обѣихъ фабрикахъ рабочіе работаютъ но 13 1/2 часовъ въ сутки.

            Владѣлецъ послѣдней фабрики имѣетъ большую раздаточную контору, которая раздаетъ льняную пряжу по домамъ 300 человѣкамъ, изъ нея они ткутъ на своихъ ручныхъ станкахъ различный полотняный издѣлія, доставляя ихъ по изготовленіи въ контору.

Бывшая фабрика Зотова в Кормилицине

Современная фотография. Бывшая фабрика Зотова в Кормилицине

            Далѣе по берегу той же реки Которости, верстахъ въ трехъ отъ Карабихи, при деревне Кормилицыно, находится льноткацкая фабрика П. А. Зотова, на ней работаетъ 150 человѣкъ.

            Кроме того село Карабиха интересно по своимъ историческимъ воспоминаніямъ. Такъ, около этого села, между деревнями Зиновской, Желѣзнымъ Боркомъ и Темерево до сихъ поръ видны среди поля курганы, занимающіе площадь въ полторы десятины. Такихъ кургановъ, поросшихъ лѣсомъ, насчитываютъ здесь до пятидесяти; это могилы, подъ которыми похоронены убитые въ сраженіи, происходившемъ 6-го января 1435 года, между великимъ княземъ московскимъ Василіемъ Темнымъ и галицкимъ княземъ Василіемъ Косымъ, которое кончилось бѣгствомъ Василія Косого. Отъ этой знаменитой кровавой битвы село Карабиха было сперва известно подъ именемъ Карабитовой горы, отъ словъ: «кара бе тамъ».

            Это село еще замечательно темъ, что оно принадлежало известному нашему поэту Николаю Алексеевичу Некрасову, который пріобретя его въ шестидесятых годахъ, нерѣдко посещалъ Карабиху, не забывая при этомъ и Ярославля.

            Здесь кстати заметить, что село Грѣшнево, Ярославскаго уѣзда, — находящееся за Волгой въ 22 верстахъ отъ Ярославля, по дороге въ Даниловъ, было родиной этого нашего поэта.

            Кроме названныхъ фабрикъ, въ той же местности расположенъ огромный винокуренный заводъ Н. А. Некрасова.

            На второй вѳрстѣ отъ станціи Козьмодемьянскъ желѣзная дорога переходить мѳталлическимъ мостомъ, отверстіемъ въ тридцать сажень, рѣку Которость; здѣсь находится самая низкая точка дороги (32,92 саж. надъ уровнемъ моря); отсюда мѣстность начинаетъ возвышаться и затѣмъ скоро по левую сторону полотна дороги открывается панорама предмѣстій города, съ ихъ церквями и фабриками и затѣмъ въ концѣ 262-й версты отъ Москвы дорога достигаетъ

Станціи Ярославль.

            Станція I класса. Большое каменное зданіе, красивой архитектуры, задній фасадъ котораго выходить на площадь, окруженную со всѣхъ сторонъ березовой рощей. При станціи хорошій буфетъ, уборная, книжный шкафъ и медицинскій кабинетъ. Ото станціи извозчики возятъ по таксѣ въ городъ и до пароходной пристани за 50 коп. Въ городѣ конецъ стоить 20 коп. Отъ станціи можно проѣхать еще въ общественномъ экипажѣ (20 коп.), но надо отдать справедливость этимъ линейкамъ. оне въ высшей степени тряски и неудобны. Особенно хорошихъ гостиницъ въ городѣ нѣтъ, но лучшая Кокуева, расположенная въ центральной части города, на Власьевской площади, противъ театра. Кромѣ того, можно указать на „Росписную» и „Цареградскую», которыя тоже находятся въ центрѣ города. Станція устроена въ предмѣстьи Ярославля, въ такъ называемой Закоторостной части города, расположенной на правомъ высокомъ берегу рѣки Которости. которая у Ярославля впадаетъ въ Волгу, образуя съ нею мысъ, переходящій въ возвышенное ровное плато, окаймленное съ одной стороны правымъ теченіемъ Волги, а съ другой лѣвымъ берегомъ Которости. На этомъ треугольномъ плато расположена главная часть города, первая и вторая его полицейской части (I и II), а за Которостью, на ея правомъ берегу, его третья полицейская часть (III), — это бывшія пригородныя слободы, которыя тянутся по берегу Которости къ Волге, на протяженіи шести верстъ.

            Въ предмѣстии этой части города, близь шоссейной московской заставы, и находится железнодорожная станція.

Ярославль, вокзал

________________

[1] Впоследствии станция Коромыслово. (Прим. ред.)

[2] Обзоръ Ярославской губ. П. Ф. Бесѣдкина, Ярославль. 1892. Вып. 1, стр. 63 и 64.

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.