Приготовить из брусники пюре, как сказано в № 3830 или следующим образом: насыпать ягоды в медный таз, покрыть их водою, кипятить, пока ягоды не побелеют; тогда выложить на решето, дать стечь воде совершенно, а бруснику протереть сквозь частое сито и из этого то протертаго пюре сделать постилу таким образом: Смерить протертое пюре и на каждые 2 стакана этого пюре положить 1 стак. меда, который предварительно бить лопаточкою отдельно, пока он не побелеет; пюре же выбивать отдельно, потом смешать все вместе, вливая по стакану этого пюре и мешая его безпрестанно в одну сторону, пока не составится гладкая масса; затем разлить это медовое брусничное пюре в приготовленные ящики для постилы, наливая по небольшому слою, поставить в печь, в самый вольный дух, чтобы высохли; где приготовляют большое количество постилы, там сушат ее в горячо вытопленной бане на самом верхнем полку. Поставить постилу в печь, вынуть ее утром, налить новый слой и опять в печь до утра и таким образом поступать, пока не наполнятся ящики. Тогда ящики накрыть досточками, заколотить деревянными гвоздиками, поставить в сухое место. Постила эта очень приятна для вкуса, сохраняется несколько лет, некоторые старую постилу предпочитают свежей, в особенности, когда она засахарится.

Рецепт от Елены Молоховец 

            В конце XVII в. в дворцовых селах Ростовского, Ярославского и Костромского уезда готовили пастилу для царского стола. В 1680 г. было указано сделать в с. Великом 14 пудов ягодной пастилы. Этому вопросу посвящена челобитная дворцовых служителей из села Давыдкова.

Архив ИИРАН СПб Ф. 133. Оп. 1. Д. 12.

1680 г. – Челобитье Анашки Михайлова о пастильном деле.

            (л. 12) Господину Семену Ивановичю хлебник Анашка Михайлов с товарыщи челом бьет. В нынешнем во 188-м году по указу великого государя царя и великого князя Федора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по наказу ис приказу Большого дворца за приписью дьяка Федора Тютчева, велено нам зделать на ево великого государя обиход в запас ко 189-му году в Ростовских и Ярославских в дворцовых селех постил из розных ягод по росписи, какова нам дана под наказом. А х тому постильному делу послано нас только четыре человека. И в Ростовском уезде в селе Великом указано зделать четырнатцать пуд1. И нынешнего же 188-го году июля в 16 день в памяти от тебя господина к нам написано, что по указу великого государя и по твоему приказу села Великого старосты, и мирские люди, и по выбору их целовальник Мартюшка Денисов с товарыщи к тому постильному делу против государева указу всякой завод и ягоды и роботников изготовили, что бы нам, одному человеку, быть к тому постильному делу в село Великое. // (л. 13) А те целовальники в село Давытково не едут. И мы к тебе, господине, о сем преж сего писали, что те целовальники в селе Давыткове быв с нами о постильном деле не договорясь уехали и с собою взяли села Давыткова Гришку Иванова. А тебе-де господине они сказали, что они, целовальники, того Гришку привезли по нашему веленью, и к тому постильному делу всякой завод и ягоды готовить велели же. А те цедовальники быв в селе Давыткове объявились у нас одножды, и выбору и поручной записи на себя не показали. И ис села Давыткова поехали, с нами ни в чем не договорясь, и Гришку Иванова взяли без нашева ведома. А он, Гришка, нам к постильному делу не годен, а ягод готовить и заводу заводить в селе Великом мы не веливали потому, что искони бе изо всех сел оприч Вощажникова и Гарей постильное дело делали свестясь по договору в селе Давыткове. А нам, по всем селам, четырем человеком не переездить, а постильного дела не построить, потому что и так в одном Ростовском уезде два человека. А в Костромском уезде и в Ярославском остались мы два человека. И тебе бы господине учинить по указу великого государя, что бы постильному делу мотчания не учинить. А Ярославских и Костромских сел постильное дело делает, а и всякой завод заведен по прежнему в селе Давыткове, и нам от того дела отъехать некому. А будет села Великого старостам и мирским людям так годня и они бы ягоды и всякой завод2 заводили в селе Вощажникове, потому что там два человека.

            На л. 12 об. помета: Господину Семену Ивановичю.

            ____________

                    1 В ркп. труб. 2 В ркп. слово опущено

  1. I. Стрелецкий хлеб

 

Для того чтобы показать, как применялись указы об изменении окладов стрелецкого хлеба в дворцовой Великосельской вотчине нами были выявлены памяти из приказа Большого дворца и челобитные приказчиков села Великого об отправке в Москву стрелецкого хлеба.

Память о сборе стрелецкого хлеба обычно поступала в великосельскую приказную избу в конце сентября ꟷ начале октября. В документе указывалось сколько хлеба следует собрать по окладу с крестьян. Так, в 1695 г. приказчику было велено собрать «по полуосмине с получетвериком ржи овса по тому же с двора». В памяти оговаривалась мера которой должно измеряться зерно: «В московскую торговую орленую меру четь, в восемь четвериков верхи припустя под гребло»[1]. Авторы документа понимали, что при доставке хлеба в Москву возникнут потери и дополнительные расходы, крестьяне должны заранее их компенсировать: «Да наддачи на утечку и на мышеед на четь по половине получетверика ржи овса потому же. Да с того хлеба с чети по денге, да на житничную поделку по денге же»[2]. Собранный хлеб крестьяне должны были выслать в Москву «сполна, без недобору» до конца декабря.

В случаях, когда стрелецкий хлеб не отправлялся в Москву в назначенный срок, из приказа Большого дворца поступали повторные памяти, в которых приказчику напоминалось об ответственности за невыполнение указов: «А будет ты по сей памяти того села Великого со крестьян и з бобылей того стрелецкого хлеба не доправишь ˂…˃ и тебе за то от великих государей быть в опале и в наказанье безо всякие пощады. И недосыльной стрелецкой хлеб мимо крестьян доправят на тебе да сверх того на тебе же доправят пеню большую и с приказу переменен будешь безсрочно»[3].

Мы располагаем информацией о сборе стрелецкого хледа за 1671, 1684, 1690, 1695 гг. Данные представлены в таблице 3.

В 1671 г., в Великосельской вотчине числилось в общей сложности 979 крестьянских, посадских и новопоселенных дворов. По памяти из приказа Большого дворца оклад стрелецкого хлеба для всей вотчины был назначен 468 «чети без полумалого третника ржи овса то же»[4]. В пересчете на один двор оклад составлял 0,48 четверти ржи и столько же овса.

Перепись 1776ꟷ1779 гг. зафиксировала изменения в составе вотчины: посадские люди были переведены в категорию непашенных крестьян. В писцовых книгах было записано 145 дворов «с четью» непашенных крестьян, 11 дворов бобыльских, 871 двор пашенных крестьян, в сумме 1 027,25 дворов[5].

В результате податной реформы 1679 г. оклады стрелецкого хлеба стали начисляться на число дворов, для владельческих крестьян была сделана льгота. Село Великое относилось к замосковным дворцовым вотчинам. По указу от 2 сентября 1679 г. для этой категории вотчин был назначен оклад 0,25 четверти ржи и столько же овса с одного двора[6]. Как видно из таблицы, по этому окладу в 1684 г. собирали стрелецкий хлеб с 1026 дворов. Снижение оклада в пересчете на двор составило 47.7%.

24 сентября 1688 г. вышел указ, вводивший прибавочный оклад для городов и уездов плативших стрелецкий хлеб в натуральном выражении. Для замосковных вотчин прибавка составала 0,0625 четверти ржи и столько же овса на двор[7]. Из документов следует, что в 1690 г. крестьяне Великосельской вотчины платили подать по новому окладу с 1031 двора, увеличение оклада составило 25%. Такой оклад сохранился и в последующие годы, в 1695 г., подать собирали с 1033 дворов.

Таблица 3

 

Оклад стрелецкого хлеба Великосельской вотчины1

 

Год

Количество дворов

В пересчете на один двор

Оклад вотчины

оклад

оклад с учетом наддачи

изменение оклада

ед.

юфтей2

денег

денег

% к пред.

юфтей

1671 г.

979

0,478

95,6

100,5

 –

468

1685 г.

1026

0,25

50,0

52,6

ꟷ 47,7%

256,5

1690 г.

1031

0,31

62,5

65,7

+ 25%

322,2

1695 г.

1033

0,31

62,5

65,7

 –

322,8

 

1 Таблица составлена по: Архив СПбИИ РАН. Кол. 133. Оп. 1. Д. 66. Л. 17, Д. 103. Л. 34, Д. 121. Л. 6, Д. 149. Л. 9; подсчеты наши.

2 Юфть равна четверти ржи и такому же количеству овса.

В 1695 г. крестьяне великосельской вотчины платили стрелецкий хлеб по окладу сниженному на 34.6% по сравнению с 1671 г.

После 1695 г. в документах Великосельской приказной избы не встречается данных об оплате стрелецкого хлеба в приказ Большого дворца, имеется упоминание, что в 1700 г. «стрелецкий хлеб платят в Провиантский приказ»[8]. В конце XVII в. для села Великого стрелецкий хлеб уже не являлся натуральным налогом – непашенные крестьяне хлеб не сеяли и для оплаты этого налога они вынуждены были покупать зерно.

[1] Архив СПбИИ РАН. Кол. 133. Оп. 1. Д. 149. Л. 9. Уточнить цитату по источнику

[2] Архив СПбИИ РАН. Кол. 133. Оп. 1. Д. 66. Л. 17.

[3] Архив СПбИИ РАН. Кол. 133. Оп. 1. Д. 121. Л. 8.

[4] Архив СПбИИ РАН. Кол. 133. Оп. 1. Д. 66. Л. 17. «468 чети без полумалого третника ржи овса то же». Предлагаю полумалым третником пренебречь, как бесконечно малой величиной.

[5] РГАДА. Ф. 1262. Оп. 9. Д.1. Л.2.

[6] Голубцов И. А. К истории податной реформы 1679-1681 гг. Приговоры 1679 г. о подворном обложении стрелецким хлебом // Исторический архив. 1959. № 5. С. 160-162.

[7] Акты собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб., 1838. Т. IV. № 299. С. 446–447.

[8] РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 1054. Л. 144.

Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.