ОБОЗРЕНИЕ Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Ионафаном Архиепископом Ярославским и Ростовским, некоторых церквей Ярославскаго уезда, 6-го июля 1890 года.

Села Лучинское, Введенское и Великое.

            6-го июля, в 7-м часу утра, Высокопрео­священнейший Архипастырь выбыл из гор. Ярославля по просёлочному Великосельскому тракту. Первое на пути село было Лучинское, расположенное на возвышенной, гористой местности. Утро было чрезвычайно ясное и теплое. В 8-м часу, на повороте с Суздальского тракта к селу Лучинскому, показался экипаж Вла­дыки. Раздался церковный звон. Причт, состоящий из священника, диакона и псалом­щика, ожидал со св. крестом в воротах ограды. Вместе с ним встречал и благочинный прот. Вл. Соколов, прибывший из села Великаго для сопровождения Его Высоко­преосвященства в дальнейшем следовании к селу Великому. Приняв крест от священ­ника и сделав краткий отпуст, при пении причтом «Достойно есть…» и тропарей, Вла­дыка вступил в храм, где провозглашены были малая эктения и многолетие. Совершено было обозрение обеих церквей, холодной и тёплой. В последней Владыка благословил причт и старосту, и по просьбе священ­ника посетил дом его, что бы преподать благословение семейству. Церковь с. Лучинскаго построена в 1736 году на месте сгоревшей старой деревянной церкви. В 1880 году тру­дами церковнаго старосты и священника о. Кон­стантина Ласточкина открыта в селе Лучинском церковноприходская школа, которая дала уже отличные результаты, особенно в пении, благодаря священнику и псаломщику, О. Мирову, которые оба знатоки и любители пения; очень хорошо пошло обучение и по прочим предметам, хотя трудящиеся не получают никакого вознаграждения. Всех душ в приходе за 1889 год значится: 706 м. и 807 ж. пола; население почти все православ­ное. Из Лучинскаго Архипастырь отправился в с. Введенское. Лежащая на пути р. Великая была без воды; при подъезде к ней из перелесков высыпала большая толпа крес­тьян, косивших луг. Сплошной стеной они окружили экипаж Архипастыря, прося Его благословения. Высокопреосвященнейший приказал остановиться и преподал всем благословение. То же повторилось при въезде в дер. Шепелево.

            В с. Введенском встретили Архипастыря толпы народа, собравшагося из деревень. Не смотря на недалекое разстояние с. Введенскаго от города (20 в.), при обозрениях Архипастырей, оно постоянно, по своему местоположению, оставалось в стороне и, с посещения его в 1843 году Преосвященным Евгением, из Архипастырей, преемников его, здесь в течении почти полустолетия никто не был. А потому прихожане встре­чали Владыку как дорогого гостя. Войдя в церковь. Его Высокопреосвященство с особенным вниманием осматривал своеобраз­ное устройство внутренних частей храма. Строители храма, как видно, допустили не ­поправимую ошибку, разделив храм иконо­стасною стеною на две почти равныя части, отчего в алтаре получился чрезмерный про­стор, а для предстоящих теснота. Чтобы поправить ошибку эту, за иконостасной cтеной строители поставили второй иконостас и таким образом в церкви явилиль два иконо­стаса предалтарный и отделяющий алтарь. Явилось в церкви три отделения от которых места для богомольцев почти не при­было, а алтарь оказался за двумя стенами. Выйдя из алтаря, Владыка обратился к на­роду с назидательным словом и благода­рил его за радушный прием и встречу сказав при сем, что кто любит Бога, тот любит и св. церковь его и поставленных от него пастырей церкви. Эту любовь свою к Богу они и засвидетельствовали радушною его встречею, как своего Отца и Архипастыря. Далее спросив: «Чем они занимаются теперь» и получив ответ, что кончают сенокос и хотят приняться за жнитво, Высокопреосвященный языком простым и сердечным преподал назидательное поучение предстоящим в сравнении поля, усеяннаго колосьями, с душами человече­скими. Хорошо питаемыя зерна, приблизи­тельно сказал он полны и ценны по сво­ему содержанию; они с радостию отбираются и убиратся хозяином в житницу: подобно тому и души людей, тех, которые питают себя слушанием слова Божия, посещают цер­ковь и при всяком случае любят помогать своим ближним, как добрыя зерна тучнеют от добраго питания и, в свое время, будут убраны небесным домовладыкою — Богом в свою небесную житницу. Напротив, те люди, которые не радеют о питании душ своих пищею духовною, подобно тощим зернам и соломе, будут некогда отринуты Богом на праведном суде его и преданы будут огню для сожжения». Потом, указав на икону Божией Матери, Владыка спросил предстоящих: «Знают ли они кто изобра­жен на иконе этой и знают ли жизнь Божией Матери и Спасителя, от Нея родившагося»? Некоторые не смело ответили, что это Божия Матерь; но о жизни Ея и Господа Спа­сителя ответа дать никакого не могли. Даже сам учитель (крестьянин, обучавший детей) как ни силился ответить что-то на вопрос Архипастыря, но слова не выходили из уст его. Тоже повторилось, когда Владыка спро­сил о картине Преображения Господня, на­писанной на западной стене храма. Тогда Вла­дыка обратился к священнику и преподал ему наставление учить паству свою всегда и везде, при всяком удобном случае, и в церкви и вне ея, обясняя и разсказывая прихожанам из св. Евангелия о жизни Спасителя и о жизни Божией Матери, а равно объясняя смысл и значение св. икон в церкви и жизнь святых Божиих. «Разсказывай все это, говорил священнику Владыка, просто как уме­ешь и как Господь вразумил тебя, и твои прихожане будут знать то, что следует знать каждому православному христианину». «А есть ли школа здесь»? Школа оказалась только домаш­няя, между тем по отдаленности от школ церковно-приходских нужда здесь в пра­вильно устроенной школе настоятельная. При семь доложено было Его Высокопреосвящен­ству, что устроить школу здесь не трудно, так как при церкви находится до 80 десятин леса. На предложение Владыки устроить школу, крестьяне охотно согласились, но про­сили разрешения взять церковнаго леса на устройство ея, принимая при сем все далнейшия, при постройке школы, расходы на себя. Владыка согласился, и крестьяне, побла­годарив за милость, окончательно решили вы­полнить это благое дело. Результат посещения Владыкою прихода, как бы забытаго, вышел таким об разом  благодетельный для населения. После церкви, Владыка посетил дом священника и, благословив его семейство, изволил дать свое согласие довольно преста­релому уже священнику на сдачу места и увольнение его за штат. Село Введенское сто­ит при р. Которосли. При переезде чрез реку, Владыку попросили перейти наплавной мост по доскам, на него набросанным, что он благодушно и исполнил. Провожавшие крестьяне снова здесь окружили Владыку и, принимая Его благословение, просили об от­пуске леса на устройство школы. Обещание было подтверждено Владыкою; с своей сто­роны подтвердили свое обещаниe и крестьяне. Церковь села Введенскаго, по внутреннему украшению, не богатая; построена в 1820 г; душ муж. пола 470; народонаселение все пра­вославное.

            Село Великое от Горы Пятницкой в двух верстах. При въезде в с. Великое, первая церковь на пути — единоверческая, построенная в 1861 году, на месте прежде бывшаго расколыничьяго кладбища, на котором погребались беглопоповцы и безпоповцы. Поповцы, обратившись к единоверию, вместо существовавшей у них на огороде деревянной часов­ни, пожелали построить единоверческую цер­ковь, с определением к ней особаго священника, что и было им разрешено. В на­стоящем своем виде церковь небольшая, по вполне благоустроенная, старанием недавно умершаго церковнаго старосты, крестьянина с. Великаго Н. М. Кувыркина. Причт церкви встретил Владыку, при обычном колокольном звоне, со св. крестом, в воротах ограды. Приняв сн. крест и сделав краткий отпуст, Владыка при пении «Достойно» столповым напевом, вступил в церковь. После входной литии и по обозрении алтаря, Владыка благословил предстоящих и пожелал всем мира, здравия и благоденствия, а умершему недавно, усердному попечителю о церкви, рабу Божию Николаю, провозгласил «вечную память», преподав при сем и отече­ское наставление «жить всем между собою в мире и неразрывном христианском единении, о чем молится непрестанно и общая матерь, святая церковь». Пред выходом из церкви, ко Владыке подошла вдова умершаго старосты и со слезами просила благословить ее на одинокую жизнь св. иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Владыка принял св. икону, облобызал ее и, благословив иконою вдову, возвратил ей икону, а вдова, в свою очередь, передала ее помощ­нику старосты для постановки в церкви на вечное поминовение умершаго. Пожертвован­ная икона в сплошной серебряной ризе. Прямо против выхода из церкви была мо­гила умершаго церковнаго старосты. Здесь, по благословению Владыки, совершена была священником краткая лития об усопшем. Благословив могилу, Владыка вышел и благословив окружавший его народ, отпра­вился к церкви Рождества пресвятыя Бого­родицы в с. Великом.

            После обычной встречи Притом и народом, при совершении входной литии, о. протодиаконом возглашена была малая эктения с многолетиями Государю Императору со всем Царствующим Домом, Святейшему Синоду и Его Высокопреосвященству с Богохранимою его паствою. По окончании многолетия Влады­ка вышел из алтаря на амвон и возгласил всем предстоящим: „многая лета». Затем, держа в руках св. крест, обратился к предстоящему народу с следующею краткою речью: «Село ваше называется Великим, а вы, жители его, великоселами, Слово великий дало мне мысль сказать вам несколько слов, в ваше назидание, о различии величия но су­ду Божию и суду человеческому. У Бога велик тот, кто любит Его и исполняет Его св. заповеди; велик у Бога тот, кто искренно любит ближняго своего и готов всегда по­мочь ему в нуждах вещественных и духов­ных; велик у Бога тот, кто не превозно­сится, не гордится пред другими своими до­стоинствами, но признает себя смиренным и малым; велик у Бога тот, кто не осуждает ближняго своего, но видя недостатки других, смотрит на них как бы на свои и старается исправить себя. Но не таково величие и достоинство человека по понятиям человеческим. У людей часто бывает велик тот, который и совсем не признает ни Бога, ни Его св. заповедей. Величие человека изме­ряется у людей или знатностью происхождения или богатством; великими людьми бывают у людей и такие, которые совершенно не имеют за собою никаких, особенных заслуг и достоинств. Вам, братия и чада, желаю быть великими по тем нравственным качествам, кои ценны пред Богом. Любите Бога и ближняго своего, живите между собою в мире и согласии, будьте честны, друг друга не обижайте и не обманывайте: и вы бу­дете по истине велики в очах Божьих, и благословение Божие всегда будет с вами».

            По окончании речи, Владыка всех пред­стоящих допустил до целования св. креста, между тем на клиросе дважды пропет был тропарь храма, а потом но приказанию Владыки пропели: «Тебе Бога хвалим». Сойдя с амвона со св. крестом в руке, Владыка прошел всю церковь, давая лобызать его тес­нившемуся народу, до самаго притвора, где крест быль принят одним из священников и отнесен  во св. алтарь. По выходе из храма, Владыка для краткаго отдыха отправился в дом г. Локалова, а духовенство перешло в это время в кладбищенскую Боголюбскую церковь, в которой назначено бы­ло совершоние панихиды по приснопоминаемой девице Серафиме, в вечную память которой отцом ея г. Локаловым (Александром Алексеевичем) внесено на устройство и содержа­ние епархиальнаго училища около 25,000 руб. Пробыв около часа в доме Локалова, Вла­дыка прибыл к кладбищенской Боголюбской церкви. Облачившись, после встречи, в ман­ию, омофор и митру, Владыка совершил панихиду, в совершении которой, кроме местнаго причта, участвовали священники ближай­ших приходов: Горо-Пятницкаго и Плещеевскаго. Пели местные певчие под управлением священника Н. Красносельскаго. По 9-й песни Архипастырь прошел на могилы усопших: Марии, Сергия и девицы Серафимы (Локаловых), где и окончена панихида. Эта apxиeрейская панихида в с. Великом была вто­рая: первая была совершена в 1847 году пад могилою жены священника и благочиннаго Евгения Соколова — Матроны, Преосвя­щенным Евгением, в бытность его в с. Великом для освящения Боголюбской церкви. Отсюда Владыка отправился к дому г. Локалова и осмотрел здесь работы по устройству артезианскаго колодца, на средства г. Локалова. Пройдено уже 120 сажен, но воды еще нет. Этот колодезь будет большим благодеянием для села, по неимению в нем чистой проточной воды. Потом Владыка снова отправился в церковь Рождества пресвятыя Богородицы для обозрения вновь устроенной ризницы для хранения церковной утвари и денежных сумм, а потом и теплой Покровской церкви. Церковь Его Высокопреосвящен­ству понравилась; хороша она и для жителей во дни будничные; но в дни праздничные трудно стоять в ней богомольцам по недо­статку воздуха, вследствие низкаго потолка и сводов. Вентиляция мало помогает. Остается одно: поднять стены церкви и сделать гладкий накат, что возможно и приблизительно будет стоить до 20,000 руб. Об этом в настоящее время идут толки и изыскиваются средства. По выходе из церкви, Высокопреосвященнейший удостоил посещением своим дом протоиерея и благословив семей­ство, посетил рядом стоящую с домом протоиерея богадельню г. Локалова, в которой на его счет содержится 8 мужчин и 8 престарелых женщин. Отечески обласкав живущих здесь и преподав им Архипас­тырское благословение и наставление «непре­станно памятовать о Боге и часе смертном, а между собою жить в мире и любви», Вла­дыка далее посетил церковнаго старосту Г. В. Моругина и, преподав благословение его семейству и престарелой его матери, воз­вратился в дом г. Локалова, где приготов­лен был обед. Обед этот носил харак­тер чисто семейный. На нем, с Высоким Гостем, присутствовали: хозяин дома с се­мейством и ближайшими родными, о. протодиакон, Великосельский причт и несколько лиц, приглашенных хозяином, из близко знакомых. По окончании обеда, Владыка про­стился с радушным хозяином, благословил всех присутствующих, и некоторым роздал свои фотографические портреты и книжки духовно-нравственнаго содержания. На­путствуемый искренними благожеланиями и глу­бокою благодарностию, Владыка отбыл в г. Ярославль из с. Великаго в 5 ¾  часа по полудни.

            Село Великое, прежде дворцовое, было по­дарено Императором Петром I князю Аниките Ив. Репнину за шведскую компанию в 1709 году, от котораго перешло к г. Яков­леву и наследницам его и оставалось в их владении до выхода крестьян из крепостной зависимости. Церквей в нем три: холодная, построенная в 1712 году, с главным престолом во имя Рождества пресвятыя Богоро­дицы и двумя приделами: во имя иконы Смо­ленской Вожией Матери и великомученика Димитрия Селунскаго. Церковь эта по своему украшению — богатая, стиля византийскаго. Особаго внимания заслуживает в ней устройство вокруг четырех столпов, поддерживающих купол, иконостас со 198 иконами хорошаго греческаго письма, по золотому фону, на коих изображен годовой круг святых, празднуемых каждодневно церковию. Вторая церковь — теплая, во имя Покрова Божией Ма­тери, с приделом св. Николая чудотворца, построена 1747 года. Третья — кладбищенская во имя Боголюбской Божией Матери, светлая и легкая, построена в 1847 году. Приход состоит из 2854 д. м. и 3188 ж. пола; а собственно в селе домов 814, в которых с временно проживающими 2118 муж. и 2333 жен. пола. Причт состоит из 7 лиц. Земли при церкви 178 десят. Большинство народонаселия православное и к церкви весьма усердное. Раскольников: в д. Седельнице 52 человека. Училищ в приходе три: муж­ское — министерское, двухклассное земское — женское и церковно-приходская школа в дер. Плотине. Всех учащихся мальчиков и девочек боле 400.

Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.