История создания музея в селе Великом. Ч. 2

Сутугина Г. Н.

            Хотя музей и назывался «народным», фактически он находился на государственном бюджете и финансировался за счет средств музейного отдела Наркомата просвещения. Так смета за 1920 г. составляла 95200 руб. Расходы, в основном, направлялись на оплату труда заведующего. Просьбы об открытии ставки хранителя остались без удовлетворения. Финансовое положение музея в 1920-е гг. ухудшалось. Заведующий музеем А.К. Башкирцев получал заработную плату с большими перебоями и задержками. В своем письме в Губернское управление музеев в 1924 г. он сообщал, что до сих пор не получил жалование за некоторые месяцы 1920-1924 гг. Хотя данные о посещении музея за 1924 г. (почти 1500 чел.) говорят о том, что он был популярен и востребован, «как новый источник просвещения».

            Ситуация обострялась и тем, что Губмузей финансировал только государственные музеи, включенные в специальный реестр. Великосельский музей Искусства и Старины не получил статуса государственного, поэтому должен был перейти на баланс местных властей. Великосельский волисполком категорически выступал против такого решения, мотивируя свое решение тем, что экспонаты музея никакой исторической ценности не представляют, средств на финансирование музея нет, а здание необходимо для размещения там аппарата управления, а за музеем будет присматривать учитель. Таким образом, волостные власти противились сохранению музея.

            1-го июля 1924 г. А.К. Башкирцев сообщил в Ярославский Губмузей, что в силу преклонного возраста (ему тогда было 78 лет) он оставил службу и передал по описи все имущество председателю волисполкома.

            В ноябре 1924 г. было фактически принято решение о закрытии музея. (С.И. Киселев Хронограф.- Ярославль .-2017.- С.97) В течение 1925-1926 гг. его экспонаты были перевезены в Ярославские музеи и в г. Тутаев. На мой запрос в Ярославские музеи по поводу наших экспонатов, откликнулся официально только Художественный музей. В полученном ответе от ноября 2017 г. говорится, что 15 произведений картин и портретов из имения Карновичей находятся сейчас в экспозиции и фондах Ярославского Художественного музея с приложением списка ксерокопий и атрибуции полотен. В экспозиции Великосельского музея есть одна художественная копия портрета С.Е. Карновича, работа художника Мыльникова, подаренная музею Н.И. Бируком в дни Великосельской ярмарки к 10летнему юбилею музея.

            Великосельский музей был единственным сельским музеем в Ярославском крае. Но история его на этом не закончилась. Усилиями и подвижническими стараниями неугомонной великоселки Т.А. Басовой и бывшего Главы МР Бирука Н.И. музей был вновь открыт в Великом в 1999 г. в дни Великосельской Ярмарки. И 2019 год будет для музея дважды юбилейным, ему кроме столетия еще исполнится 20 лет. Сейчас статус музея не высок, т.к. находится на содержании Великосельской СШ и является фактически школьным музеем, но популярность и известность, значительно превосходит статус. Мы принимаем гостей и туристов их различных уголков страны. Это — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Архангельск, Котлас, Екатеринбург, Владимир, Иваново, Ярославль, Рыбинск и др. Из ближнего зарубежья – Украина, Белоруссия, Казахстан, а также стран Европы, Америки, Австралии, Японии и др. Об этом есть соответствующие отзывы в Гостевой книге. Я, работая с 2004 г., в музее стараюсь приложить максимум усилий для того, чтобы музей был востребован и популярен и в нашем Ярославско-Гаврило-Ямском крае.

       Дополнительный документальный материал о Великосельском музее

       Ярославский художественный музей, 1919-1969: сборник документов и материалов / ГАУК ЯО «Яросл. художеств. музей», ГКУ ЯО «Гос. архив Яросл. обл.» ; [редкол.: Н. П. Голенкевич и др. ; сост., авт. вступ. ст. И. Н. Котова ; авт. вступ. ст. Н. П. Голенкевич ; науч. консультанты Н. П. Рязанцев, Ю. Г. Салова]. — Ярославль : 2К, 2013. — 581, [1] с. : ил., факс.

       Сборник содержит документы из Государственного архива Ярославской области (ГАЯО) и его филиалов, а также из фондов ЯХМ и Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ЯГИАХМЗ). Структура сборника соответствует этапам развития музея, начиная с его предыстории и года основания художественной галереи (1919) до момента выделения художественной коллекции из состава Ярославо-Ростовского музея-заповедника и образования самостоятельного художественного музея (1969). В приложении представлены воспоминания сотрудников ярославских музеев о периоде 1950 – 1960-х гг.

            Это моя выборка из сборника, где есть информация по Великосельскому музею.

Народный музей искусства и старины (такое название фигурирует в анкете музея) в с. Великое был открыт 7 сентября 1919 г.

Располагался в трех комнатах особняка фабриканта Локалова, построенного в 1864 г. по проекту архитектора Ф. Шехтеля. Заведующий – Алексей Кузьмич Башкирцев («антикварий» со стажем практики 30 лет). Кроме того, в музее работали: сын Башкирцева Леонид, художник, окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и Павел Михайлович Пальников, художник, выпускник Московского Строгановского училища. Музей расформирован в 1924 г.

            № 9

            Из письма подотдела по охране памятников искусства и старины с. Великое[1] в подотдел по делам музеев и охране памятников старины и искусства г. Ярославля от 4 июня 1919 г.

            … 28 мая с.г. комиссией осмотрена усадьба бывшего имения князя Карновича, что на Горе Пятнице от с. Великого в 2-х верстах[2].

Впечатление комиссии: все оставшиеся там памятники старины представляют высоко художественную ценность. Но много ценного расхищено и пропало без вести, а часть развезена по культурно-просветительным кружкам….

            Председатель комиссии [подпись П. Пальников]

            Секретарь [подпись А. Соколов] ГАЯО. Ф. Р-1007. Оп. 1. Д. 10. Л. 7, 7 об.

            № 114

            Письмо Ярославского губернского подотдела по делам музеев в Ярославский уездный исполком о разделе имущества расформированного Великосельского музея

            Срочно. 6.02.25

            В Ярославский У.И.К.

            Имея сведения о том, что Уисполкомом предполагается музейное имущество ликвидированного историко-бытового музея в Великом селе передать Тутаевскому музею, Яргубмузей заявляет, что согласно п. 13 инструкции Н.К.П., утвержденной президиумом ВЦИК и СНК от 7 июля 1924 г., опубликованного в собрании узаконений и распоряжений Р.К. Правительства 1924 г. 10.9. № 66 ст. 654, имущество музеев в случае их ликвидации передается в одно из музейных учреждений губернии, только по указаниям представителей губ[ернского] подотдела по делам музеев (Губмузей).

            Вместе с тем Яргубмузей ставит в известность Яруисполком, что согласно постановлению коллегии, музейное имущество Великого села распределяется между Ярославским музеем истории и быта, Ярославской художественной галереей и музеем местного края в г. Тутаеве. Для исполнения означенного постановления коллегией в ближайшее время командируется в Великое село зав. худ[ожественной] гал[ереей] т. Малыгин и агент-инструктор т. Перцев, каковым лицам Яргубмузей просит выдать на основании п[унктов] 15 и 16 той же инструкции соответствующий документ с предложением Великосельскому ВИКу оказывать представителям Музейного отдела свое содействие и со своей стороны оказать возможное содействие в перевозке означенного имущества в г[ородах] Ярославль и Тутаев.

            Заведующий Яр[ославским] губ[ернским] подотделом музеев [подпись Первухин]

            Секретарь [подпись Соколов] ГАЯО. Ф. Р-1007. Оп. 1. Д. 57. Л. 53

            № 141

            Докладная записка Н.В. Перцева и А.И. Малыгина о состоянии имущества, ранее принадлежавшего Великосельскому музею

Заведующему губ[ернским] и гос[ударственным] музеем

от сотрудников музея: Перцева Н.В. и Малыгина А.И.

 Докладная записка.

            В исполнении мандата от 17.3. с.г. за № 447, мы прибыли в Великосельский ВИК 22.3.с.г.

            По ознакомлении с нашими документами ВИК предложил осмотреть инвентарь бывш[его] музея, находящийся в школе, клубе и др[угих] местах. По осмотре его нами был составлен список вещей, имеющих музейное значение и бесспорно подлежащих передаче музею. …. При таком положении мы совершенно отказались от приемки музея, после чего ВИК пошел на некоторые уступки, согласившись передать намеченные нами вещи, за исключением наиболее ценных в материальном и художественном отношении. Так, несмотря на все наши доказательства в неосновательности мотивов отказа их передать, нам не были переданы 10 кресел дерева, выплавка из карельской березы со спинками корытом Екатерининского времени, 2 шкафа (бюро) красного дерева нач[ала] 19 ст[олетия], 2 телогрейки и 2 душегрейки (из красной камки) XVIII ст[олетия], «Крымский пейзаж» Левитана, 2 маленьких пейзажа Венеции иностранной работы и все рамки с картин маслом, акварелей и гравюр, предаваемых в музей.

            В отношении последних в своем постановлении ВИК вынес решение, по которому он соглашался их передать с условием замены их из Музейного фонда.

            […] не вывести картин и гравюр с рамами, которые преимущественно по художественному ансамблю были неразлучны между собой, или оставить их снова гибнуть в той кладовой, где они находились, мы считали невозможным и вредным для дела. В результате рамы от старых портретов, без которых временно можно обойтись, были оставлены, а рамки, непосредственно связанные с произведением и имеющие самостоятельное музейное значение в количестве 10 штук – взяты и в отношении их дано обязательство заменить.

            […] Несмотря на существование декрета ВЦИКа и СНК от 7/I 1924 года[3], прямо указывающего порядок ликвидации музеев, ВИК категорически отказывается дать в музей пейзаж Левитана

            […]

            Как перевезенные в Ярославль, так и не переданные еще экспонаты б[ывшего] музея находятся в очень плохом состоянии. .. […]

            Ликвидация музея была произведена в августе 1924 года по постановлению ЯрУИКа и ВИКа ….

            По прилагаемому к сему материалу (акт и описи переданных вещей) видно, что имущество музея поступило в клуб при Доме крестьянина, в школу 2-й ступени, ВИК и в Яр[ославский] губмузей. В последний вещи фактически не поступали. […]

            По сличении имеющейся в делах Губмузея приблизительной описи Великосельского музея[4] были выяснены недостачи, перечисленные в акте обследования. По проверке инвентарной книги музея, составленной бывш[им] зав. музеем А.К. Башкирцевым и на которой есть пометка в том, что по этой описи от Башкирцева член ликвидационной комиссии Кононов принял имущество полностью, недостач оказалась значительно больше.

            Принимая во внимание только экспонаты (т.е. исключительно вещи музейного значения) не оказалось налицо 25 предметов старинной мебели и более 100 предметов разных, в том числе очень много ценного старинного фарфора заводов Попова, Гарднера, Сакса и других.

            Опись экспонатов музея, не оказавшихся на лицо, к сему прилагается.

            Марта 30 дня 1926 г. [подписи Малыгин, Перцев] ГАЯО. Ф. Р-1007. Оп. 1. Д. 75. Л. 16, 16 об., 17

            № 142

            Сообщение газеты «Северный рабочий» о пополнении Ярославского госмузея экспонатами ликвидированных уездных музеев

Новые экспонаты в музее.

            Имущество Великосельского музея, ликвидированного в 1924 году, перевозится Ярославским госмузеем в Ярославль. В настоящее время доставлено несколько ценных экспонатов мебели карельской березы конца 18 века и ряд портретов, написанных масляными красками. Среди них имеются работы известного ярославского художника Мыльникова. Кроме того, имеются ценные грамоты и монографии и много вещей из помещичьего обихода.

Северный рабочий. 1926. 31 марта

[1] Единственный в губернии подотдел на волостном уровне. См.: Рязанцев Н.П. «Спасти живую старину…» : охрана памятников и музейное строительство в Ярославской губернии в 1918–1929 гг. : учеб. пособие. Ярославль, 2000. С. 18.

[2] В художественную галерею из коллекции Великосельского музея, куда переданы произведения искусства и вещи из имения Пистелькорс, в 1926 г. поступили, в частности, портреты Елены Константиновны и Стефана Ефимовича Карновичей, портреты Самариных и другие художественные произведения. Инвентарная опись музея с. Великое хранится в фондах ГАЯО. «[…] усадьба дворян Карновичей […] Усадьба Пятницкая Гора была одним из самых культурных дворянских гнезд Ярославского края. Внешне она выглядела довольно скромно. Вот как описал ее один немецкий путешественник середины XIX века: «Усадьба лежит на возвышении в конце небольшого села; она состоит из хозяйственных построек, размещенных в виде четырехугольника перед господским домом, сзади которого раскинулся красивый, но несколько запущенный сад […] Господский дом, как и все русские дома, бревенчатый, но что уже составляет редкость, в два этажа, из которых верхний занят владельцем». Скромный на вид бревенчатый дом был полон книг, картин, произведений искусства. […] Помимо не сохранившихся до наших дней дома и церкви в ансамбль усадьбы входил парк. Сильно заросший и одичавший, он существует и доныне. Это редкое для Ярославской области произведение садово-паркового искусства конца XVII – начала XIX века. Регулярный липовый парк к северу от усадьбы сочетался с пейзажным парком в английском стиле вокруг дома и на южных склонах Пятницкой горы. Лишь старый парк указывает на то место, где находилась усадьба […] Пятницкая гора пленяет не только открывающимися с холма бескрайними, уходящими к горизонту далями. Есть в этом пепелище былой, во многом уже непонятной для нас жизни какая-то особая элегическая прелесть. Здесь оживают образы, созданные кистью Борисова-Мусатова, вспоминаются поэтические строки бунинских «Темных аллей». См.: ГАЯО. Ф. Р-1007. Оп. 1. Д. 7. Л. 1-10; Борисов Н.С. Окрестности Ярославля. М., 1984. С. 113-114.

[3] Пункты 4 и 5 декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 7 января 1924 г. «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы», в частности гласили: «4. Всякого рода музейное имущество, в случае ликвидации музеев, должно получать назначение, согласно предварительному указанию Отдела по делам музеев Главного управления научных учреждений Академического центра Народного комиссариата просвещения. 5. Все предметы искусства и старины музейного значения и т.п., по своему положению являющиеся или имуществом безхозяйным (ст. 68 Гражданского кодекса), или находящиеся в чьем-либо хозяйственном использовании без предварительного на то согласия Отдела по делам музеев Главного управления научных учреждений Академического центра Народного комиссариата просвещения, в случаях их обнаружения должны обязательно передаваться в ведение и распоряжение такового Отдела». См.: Собрание узаконений РСФСР. 1924. № 18. Стб. 179.

[4] См.: ГАЯО. Ф. Р-1007. Оп. 1. Д. 7. Инвентарная книга музея в с. Великом.

Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.