История школы в селе Шопша
Ч. 2. Организация учебного процесса
Н.В. Муравьев
В период Российской империи Ярославская губерния входила в Московский учебный округ. По положению 1874 года о начальных народных училищах:
«Ст. 3740. К начальным народным училищам относятся: 1) ведомства Министерства Народного Просвещения: а) приходские училища в… селах, содржимыя на счет местных обществ…, на счет казны и пожертвований частных лиц , б) народные училища, учереждаемыя… частными лицами разнаго звания; 2) других ведомств сельския училища разных наименований… 3) все вообще воскресныя школы… »[ (1) стр. 25]
В Ярославском уезде сельские начальные школы были следующих разрядов: 1) Училища министерские и фабричные; 2) земские училища ; 3) церковно-приходские; всего школ 1)-3) групп в уезде 93; 4)школы грамоты – их число в уезде 29.
Училища первой группы – министерские и фабричные мало отличаются от земских , в них было больше число учеников и их обеспечение несколько лучше . В целом, « тип земской школы, сравнительно давно установившийся, … отличается большей устойчивостью, постоянством и обезпеченностью…Помещения в огромном большинстве специально устроены для школ,… учительский персонал оплачивается не щедро, но… учащий может считать свою деятельность достаточно вознагражденным занятием.»
Церковно-приходские училища, — « здесь замечаем гораздо меньше устойчивости в постановке дела: самый тип этих школ только складывается, средства их весьма незначительны…гораздо более дешевые помещения, с меньшим числом учеников, с сокращенной программой и курсом обучения, с учителем без специальной подготовки, дешево оплачиваемым…»
Школы грамотности — «… Все школы,… распадаются на два разряда: на крестьянские школы старого типа с учителем-солдатом, церковным сторожем или какой либо малограмотной женщиной крестьянкой или духовного звания и т. под., и на школы открытыя в сравнительно недавнее время членами тех причтов, которые не имели возможность открыть церковно-приходскую школу.»[ (2)стр.1-22]
Школа в селе Шопша относилась ко второй группе – это было земское народное училище.
По положению 1874 учебный план включал следующие предметы: «…1)Закон Божий (краткий катехизис и Священная история); 2)чтение по книгам гражданской и церковной печати; 3) письмо; 4) первыя четыре действия арифметики, и 5) церковное пение там, где преподавание его будет возможно» ( Ст. 3.471) [ (1) стр.25]. Общие замечания к примерной программе даны в Приложении. Полностью программа приведена в [ (1)стр. 711-784]. Бабушка автора этих строк Екатерина Яковлевна Черепенина (1894-1966), часто говорила, что программа земского народного училища для 3-х летнего курса не уступало современной 8-и летней школе. Приведенная программа показывает, что это утверждение не столь далеко от истины, как может изначально показаться.
Список учебников и учебно-методической литературы для начальных училищ весьма обширен[ (1) стр. 289-369]. Учитель сам был волен выбирать учебники из этого списка. В материалах уездного земства обнаружен лишь один пример, где рекомендуется конкретное издание. Это книга А.Г. Баранова «Наше родное»[ (3) стр.188].
Существует издание этой книги 2005 года. Вероятно, эта книга использовалась в Шопшинском училище. Во всяком случае, автору этих сток довелось слышать от своей бабушки рассказ об Иване Сусанине, повторяющий напечатанный в указанной книге [ (4) стр. 49-50].
Управа Ярославского уездного земства выписывала следующие методические журналы: «Воспитание и Обучение», «Вестник Воспитания», «Педагогический Листок», «Городской и Сельский Учитель», «Церковно-Приходская Школа», «Русская Школа», «Образование» и «Русский Начальный Учитель». [ (5)стр. 56]
В докладе по народному образованию 1899 года перечисляются наглядные пособия необходимые школе. «… Из учебных пособий было признано необходимым иметь во всякой без исключения школе следующия географические карты: а) уезда, б) губернии, в) Европейской России, г) полушарий и д) Палестины, а также хотя-бы небольшой глобус. Из стенных картин безусловно признаны необходимыми картины по Священной Истории, и желательно иметь картины по русской истории и естествоведению. Необходимы при всякой школе признаны также термометр, магнит и компас. По арифметике признаны необходимыми наглядными пособиями арифметический ящик, классные щеты, а также ручные щеты. Кроме того желательно иметь дробные щеты, образцы мер, хотя-бы складной аршин и метр с делениями, весы и меры веса, а также картину мер, изд. Ильиным. Желательно иметь также классный циркуль…» [ (6) стр.38]
Для наглядных пособий сверх нормальной коллекции , уездное земство постановило в базовых школах создавать музеи наглядных пособий. [ (7) стр.65] Музей училища в Великом обслуживал : 1) Великосельское, 2)Шопшинское, 3)Шалаевское, 4) Мирославское, 5) Кундринское, 6) Творинское, 7) Великосельское министерское училища. [ (8) стр.26]
Начало и окончание учебного года не были строго фиксированы. В 1876 году уездная управа внесла предложение начинать учебный год 1 октября, а экзамены в уезде начинать не позднее 1 мая. [ (9) стр.44] В 1910 году имеем: «…Учение начинается обычно во второй половине сентября, а то и с начала октября, а кончается в конце апреля или начале мая. Если выкинуть еще рождественские и пасхальные каникулы, масляницу, часто с первой неделей Великаго поста, то получается и совсем мало времени на учение… Поэтому управа предлагает… Начинать учение следовало бы с 1-го по 7-е сентября… кончать следует не ранее 1-15 мая… Пасхальные каникулы не более 2-х недель, и а рождественские не ранее 20-го декабря, а кончаться 6 января. Масляница должна праздноваться только с четверга и на первой неделе ученье должно производиться…» [ (10) стр. 89] В [ (7)стр. 62] приводится подробная раскладка: « Учебных дней в сентябре будет – 17, октябре и ноябре по 23, в декабре – 18, январе – 22, феврале – 23, марте и апреле по 25 и в мае – 8, всего 184 дня, а за вычетом Пасхи – 12 и масляницы 3 дня – 169 учебных дней.»
Возраст поступающих в школу так же не был строго определен. Так для 1896 года было следующее распределение [ (11) стр.96 ]:
Видно, что число 7-и летних учеников незначительно. Поступающие в школу были 8-9 летнего возраста. У автора этих строк сохранилось Свидетельство об окончании церковно-приходской школы в с. Унимерь бабушки со стороны матери Анны Степановны Смекаловой (в замужестве Ивановой) (1885-1964). Она окончила школу в 1897 году, следовательно , поступила на учебу в 9-и летнем возрасте (Приложение). Примерно такое распределение имеется и для 1913 года [ (12) стр.7] .
Изначально курс начального обучения составлял 3 года. Но уже с 1903 года осуждался вопрос о 4-х летнем образовании [ (13) стр.79]. Младшая сестра бабушки автора этих строк — Евдокия Яковлевна Черепенина (Муравьева) 1906 года рождения уже училась в школе четыре года.
1 января 1874 года объявлен манифест — О введении всеобщей воинской повинности. Срок действительной воинской службы устанавливался 6 лет, для флота и некоторых областей — 7 лет. При этом лица «имеющие свидетельства о знании курса начальных народных училищ… на действительной военной службе четыре года», на флоте и некоторых областях – 6 лет [ (14)стр.1-5]. В 1906 году срок службы был сокращен до 3-х и 4-х лет. Начальное образование его уже не сокращало[ (15) стр.11].
Литература
Приложение
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии