Церковная летопись села Пахны Ярославскаго уезда[1].

 

    Заведена сия летопись в лето от сотворения мира семь тысяч триста восемьдесят пятое /7385/; а от рождения Христа Спасителя в тысяча восемьсот семьдесят седьмом /1877/ году, месяца июля, число шестое.

   [1] ОР БАН Ф. 72 № 170. Рукопись.

 История храма

            Когда основана церковь в селе Пахне, достоверных сведений не сохранилось. Только несомненно известно, что во второй половине семнадцатого столетия уже существовала в селе Пахне деревянная с таковою же колокольнею церковь, освященная во имя Святыя и Живоначальныя Троицы. Доселе старожилы указывают ея место, в сторону от ныне существующей, на двадцать три сажени ближе к реке Которосли. Место это приходится в настоящее время по за кладбищу и пролегающей за ним боковой дороге и занимается боковою канавою и лугом священноцерковнослужительской земли. Когда проводили канаву к реке Которосли, оказались тут доселе не сгнившими толстые сосновые лежни, положенные в землю вероятно для большей прочности основания прежде бывшей тут церкви.

            Нынешний каменный храм того же наименования, построенный тщанием прихожан в половине осьмнадцатого столетия, поставлен выше и далее от весенних наводнений и освящен 1754 года, как видно из каждогодних ведомостей о церкви. Храм этот был тогда низменный, одноглавый, без верхних окон, без боковых колоннад; при нем сразу не предполагалось устроивать и трапезы для теплой церкви, чего небогатые жители малочисленнаго прихода одновременно не могли и сделать по своим скудным достаткам. Но дело церковное вдруг пошло иначе по случаю неожиданной помощи, оказанной Владыкою // (л. 2 об.) Арсением Мациевичем, митрополитом Ростовским вместе с Ярославским Спасским монастырем. Бывши в Ярославле , Арсений отправился для обозрения Ярославскаго уезда. Первая церковь на его пути была Пахонская деревянная и застроенная вновь каменная. Невдалеке от церкви за домами священноцерковнослужителей, изстари стоял тогда каменный со службами дом, называвшийся дворцом, принадлежавший Спасскому монастырю в Ярославле[1]. Для именитых настоятелей сего монастыря он служил по летам в виде загородной дачи, где они могли успокоиться от множества забот и хлопот монастырских и подышать среди знойнаго лета чистым сельским воздухом. Тогда монастыри владели вотчинами и населенными имениями. Таких имений особенно было много у монастыря Спасскаго, за которым состояло несколько тысяч душ крестьян. Арсений, посетивши означенный дом, нашел его ветхим, а рядом стоящую церковь села Пахны вполне неустроенною. К тому же крестьяне села Пахны и четырех приходских деревень: Пеньков, Кармановской, Пятовской и Чебоксаровской состояли тогда во владении за тем же самым Спасским монастырем и направлялись в черныя монастырския работы, достатков не имели и потому затруднялись постройкою каменного храма, а может быть мало имели и времени к доставлению строительных материалов. Сочувствуя нуждам бедного прихода, Арсений предложил монастырскому начальству отдать этот дом для устройства теплой трапезы при церквы Пахонской, и повелел наименовать придельный теплый храм во имя благоверных князей: Феодора, Давида и Константина, ярославских чудотворцев. В таком посвящении храма, он желал сохранить навсегда память о пожертвовании на это святое дело монастырскаго здания, едва ли не существовавшего от времени земной жизни Ярославских князей, впоследствии прославленных от Бога нетлением мощей их. Воля митрополита исполнена. Теплая трапеза была отделана ранее настоящей Троицкой церкви и освящена во имя благоверных // (л. 3) князей чудотворцев Ярославских. Антиминс в сем храме находится тот же самый, который первоначально выдан в сию церковь митрополитом Арсением и в настоящее время по своей старине может почитаться большою редкостью. На нем значится год от сотворения мира ҂ЗСN, а от рождества Христова ҂АѰМ в обоих местах с оставленными пробелами; но тогда Арсений еще не был назначен на Ростовской кафедре, на которую он назначен только с последняго числа мая 1742 года, а прибыл в Ростов осенью того года. 7250-й год от сотворения мира соответствует не 1740-му от Рождества Христова, а 1742-му году. Значит последния буквы в обоих местах антиминса были забыты и не выставлены при выдаче онаго в церковь, или же были выставлены, но слабыми чернилами и с течением времени выцвели, изгладились и сделались совершенно невидимыми, как будто никогда не существовали. Положим, что митрополит Арсений посетил Ярославль и потом церковь Пахонскую весною следующаго 1743 года, а прихожане устроили теплую церковь в ближайшем 1744 году и нарядили ее внутренним необходимым убранством в следующем 1745 году; все таки они могли приготовить ее к освящению и открытию постояннаго в ней богослужения не ранее указаннаго 1745 года.

            Холодный храм во имя Святыя Троицы был достроен и освящен после; именно 1754 года. Церковь и теплая трапеза, устроенныя таким образом, существовали в первоначальном своем виде до 1823 года. К этому времени тесовая крыша, вероятно не раз поправляемая и ранее, успела снова сгнить до такой степени, что во время дождливой погоды вода потоками проникала в холодную церковь, а в трапезу не проходила благодаря только каменным над нею сводам. Поэтому в 1823 году, с благословения архиепископа Симеона, прихожане приступили к переделке храмоваго здания. По утвержденному Владыкою плану были устроены с северной и южной стороны Троицкой церкви колонны с фронтонами над ними. Самая церковь возвышена; // (л. 3 об.) на ней явился другой ряд окон, так много вместе с колоннадами придавший красы всему зданию. Верх онаго сведен куполом, к сожалению деревянным, что сделано прихожанами по крайней скудости своих средств. Крыша наведена из листоваго железа и украшена пятью главами. Работы церковныя продолжались в течении всего 1823 года. По расходным книгам церкви замечательны низкие в сравнении с ныне существующими цены на все строительные материалы и за труды рабочих людей, которые в свое время вероятно казались очень дорогими. Например кирпич был куплен в Ярославле по пятнадцати рублей ассигнациями за тысячу /на наш нынешний счет 4р. 28 ½ коп./, полосовое железо не связи то же в Ярославле по три рубли 70 копеек за пуд, а деланное в виде оконных решеток по семи рублей. Деревянный материал для лесов, на купол, на подготовку крыши показан при покупке оптом за 191 рубль. Четверть извести плачена меньше рубля, только 85 копеек. Гвозди разных сортов куплены по семи рублей за пуд, а листовое железо по восьми рублей с полтиною. За каменную работу заплачено семьсот рублей то же ассигнациями; за кровельную с наведением деревянного купола и железной крыши с пятью главами и четырьмя по сторонам фальшивыми слуховыми окнами триста семьдесят пять рублей, и особо за железныя двери в холодную церковь двадцать рублей. В 1824-м году вставлены рамы в верхние шесть окон за тридцать два рубля и заплачено долгу Пеньковскому крестьянину Андрею Сергееву за доставку воды при накладке церкви семнадцать рублей 75 копеек. В 1825 году вставлены оконныя рамы в нижних окнах церкви, числом восемь за сорок три рубля и собран и поставлен на свое место старый иконостас в мае месяце за пятьдесят рублей, кроме того за поновление трех обветшавших икон в нем заплачено особо восемнадцать рублей. Наконец после двух с половиной годичных трудов и хлопот холодная Троицкая церковь освящена мая 24 дня 1825 года в неделю всех святых. Наружная обелка церкви прямо на кирпичную кладку была произведена после освящения храма в июне месяце ценою // (л. 4) за пятнадцать рублей. Можно себе представить, сколько было радости у бедных прихожан при виде обновленнаго храма, сделавшегося очень красивым снаружи! Главными деятелями были при сем обновлении храма были: священник Василий Семенов и церковный староста деревни Кармановской Трофим Петров.

            В 1826 году церковь уплачивала лежевшие на ней долги. Так, было отдано купцу Виктору Шапулину за железо семьдесят рублей и ярославскому посадскому человеку за кирпич сорок восемь рублей, да еще перекладена печь в теплой церкви за двадцать два рубля с полтиною. Следующий за ним год прошел без всяких работ; и уплаты долгов тоже не было. В декабре 1828 года вновь куплено у купца Шапулина листоваго железа на перекрышки теплой церкви в трапезе на семьдесят рублей. В апреле и мае следующаго 1829 года крыша перекрыта железом, за означенную работу было заплачено кровельщику в два месяца сорок семь рублей.

Села Пахны священник Флегонт Морев

_____________________

[1] Основание его и теперь еще ясно видно и находится в 70 саженях от существующей каменной церкви. Н месте бывшаго дворца доселе лежат груды мусора, оставшиеся от бута огромные камни и глубокия ямы на месте бывших подвалов. В одном месте видна нижняя часть кирпичной стены (прим. автора).

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.