Древности и местности, замечательныя по преданиям[1]
На колокольне Пахонской церкви сохраняется древний колокол, весом примерно полагая пуда четыре. На нем имеется следующая голландская надпись: IC BEN CHECOTEN VAN ADRIAEN STEYLAERT ANNO MDLXXII. В переводе на русский язык она примерно будет значить: «я мастер Адриан Стевлерт лил колокол 1572 года». Вокруг колокола по бокам его четыре клейма непонятнаго значения; на одном из них надпись не совсем ясная: M. VICTORIS AFWCTVS. На четвертом клейме двуглавый орел с короною над ним. Колокол этот имеет одно ухо отломленное. Каким образом попал он на колокольню сельской церкви, которая тогда еще и не существовала? К объяснению сего мы можем представить одно соображение. Деревни нынешняго Пахонскаго прихода были прежде вотчиною Спасо-Ярославскаго монастыря, а на Пахне был каменный дом, служивший в виде каменной дачи и местом летняго отдыха для настоятелей монастыря. Вероятно и церковь села Пахны первоначально устроена была по воле монастырских властей с назначением быть ей домовою церковью для временно здесь проживающих иноков. А крестьяне сами по себе скорее всего построили бы для себя церковь в центре прихода, а не как теперь, в самом дальнем углу приходской местности. По этому и малый колокольный звон церковь эта могла получить из монастыря Спасскаго при чем власти монастыря естествено отпустили колокола с каким либо недостатком и для себя не нужные, каков и есть на самом деле наш трехсотлетний старец. От церкви села Пахны в сорока саженях находится небольшой участок земли, принадлежащий Спасо-Ярославскому монастырю, а в настоящее время архиерейскому дому. По приходской межевой книге 1770 года этот усадебный участок земли называется так: «Двор Спаса Ярославскаго монастыря». На земле этой в древности находился каменный дом, называвшийся «дворцём»[2] и принадлежавший означенному монастырю. Дом этот разобран за ветхостию не ранее 1743 года с дозволения митрополита Арсения Мациевича и употреблен на построение теплой трапезы при Пахонской церкви. Но груды мусора, нижняя часть одной нерезобранной стены и огромные камни, оставшиеся от бута, доселе ясно указывают на место бывшаго дворца. Местное предание говорит, что дворец этот остался от владетельных князей Ярославских и после с окрестными деревнями перешел во владение Ярославскаго Спасскаго монастыря.
В приходе села Пахны есть другая замечательная местность, именно: деревня Ивановский перевоз. Там была в древния времена церковь, место которой доселе указывают жители за домами крестьян Федора Яковлева и Алексея Степанова. Деды нынешних жителей видели своими глазами, как из берега реки, где была церковь с кладбищем, вымывало водою кости покойников во время весенних разлитий реки Пахны. Между жителями этой деревни сохраняется и другое предание, более перваго интересное, об ухождении от них иконы святаго апостола Иоанна Богослова. Икона эта, оставляя их церковь, останавливалась на сосновом дереве, растущем близ селения, что некоторые из жителей и видели, и потом переносилась за девятиверстное растояние и явилась на дереве в сосновом бору, где теперь село Богословское в Сосновцах. Икона угодника и доселе сохраняется в селе Богословском и находится в особенном уважении у тех прихожан, как главная святыня их храма.
Когда и по какому случаю уничтожилась церковь в деревне Ивановской, никто не помнит. Впрочем уничтожение это совершилось никак не позднее 1609 года, когда чрез эту деревню проходили два полка Тушинскаго самозванца, числом около двух тысяч человек, составленные из литовских людей, казаков, татар и русских изменников. Шли они от села Курбы к Ярославлю, желая взять его и поживиться грабежем граждан. Мая 6-го дня 1609 года, во время разлива протекающей здесь реки Пахны, они пришли в Ивановский перевоз и стояли здесь четыре дня , будучи задерживаемы в переправе через реку Ярославцами. Впрочем враги обманули простодушных защитников города, ночью устроили мост чрез Пахну вдали от селения, выше его и, переправившись на другую сторону, зашли Ярославцам в тыл и прогнали их к городу[3]. В то же время и церковь, если тогда существовала и домы обывателей были разграблены и разрушены или сожжены. После такого разгрома трудно было бы выстроить новую церковь, особенно при том случае, когда главная святыня ея, в лице иконы Святаго Апостола Христова оставила свое прежнее местопребывание.
____________________
[1] Ср.: ЯЕВ № 34 от 22 августа 1879 г. Ч. неофиц. С. 269, 270.
[2] Sic.
[3] Ср.: Неоф. Часть Яросл. Епарх. Вед. За 1876 год № 20 стр. 158 и 159.
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии