Суеверие, приметы и обычаи. Ч. 2

            В Ростове и уезде его и по ныне еще существуют разные приметы и суеверие, хотя и не в такой степени, чтобы почитали их совершенно верными, но все таки при случаях каких-либо не забываются[1]. (ок 1851 г.)

  1. От лихорадки должно скатиться холодной водой под голубцом, а воду взять из колодезя, а еще лучше из реки тогда, когда в этот день ее никто еще не брал.
  2. Кто боится грому, тому надобно поести заплесневшаго хлеба.
  3. Когда болит поясница, то должно лечи на пороге, и по пояснице ударять тихонько косарем.
  4. Скотину на пасбище згоняют в Егорьев день, той вербой с которой стоят всенощную в Вербное воскресенье.
  5. Во время грозы перед образами зажигают Богоявленския свечи, а когда таких нет, то просто восковыя.
  6. В полночь на день Богоявления ходят на реки, озера и пруды смотреть как в самую полночь колышется вода в прорубях.
  7. Молниям приписывается сила поражать бесов своими стрелами, за которыя принимаются копьеобразныя камешки и осколки кремневых пород.
  8. Когда слышат в лесу голос кокушки, то говорят: Кокушка, кокушка, много ли лет мне жить, и после того сколько раз она прокукует, столько лет и жить будет.
  9. Крики филина и выпя принимаются за крики лешаго.
  10. Леший в лесу когда обойдет, то человек заблудится.
  11. Когда собака шедши ляжет вдруг в дверях, признак, что будут гости.
  12. Когда кто евши подавится, то дуют ему в темя.
  13. Некоторые позевая крестят рот.
  14. При уходе за ульями должно держать себя в чистоте.
  15. Когда родится ребенок, то тот час снимают меркой его величину, то на доске в эту меру пишут образ во имя того святаго в которой дано имя ребенку.
  16. У кого дети не живут, то при рождении ребенка берут в крестные отцы или матери перваго, кто попадется вышедши за ворота на улице.
  17. Когда собака напьется из какой посудины, она считается нечистою.
  18. Если во что попадет мышь и тут умрет то считается нечистым и выбрасывается, или чрез священника святится. Если в колодезь, то он тоже освящается с отлитием 40 ведер воды.
  19. Когда в сговор приезжает к невесте жених с священником, то потчуют с начала вином и калачами, а калачи должны быть не разрезаны, но разломаны на части руками.
  20. Когда ребенок в первый раз сам без помощи других переступит, то берут ножом и на том месте делают зарубку, как говорится зарубают.
  21. Сбираясь в дорогу, покрывают скатертью стол, ставят на него хлеб, соль и квас, потом затворя двери все садятся, и несколько минут проводят в тишине и молчании, после того встают, молятся и прощаются.
  22. В Великий четверг подрезают у жеребят в первый раз хвост и гриву.
  23. Верят, что в вновь выстроенном доме, обживая его кто-нибудь должен умереть.
  24. В новом доме, когда появится много сверчков, то приписывается недобрым людям, особенно печникам.
  25. Когда при езде лошадь кашлянет или чихнет , то говорят Бог с тобой или будь здорова.
  26. Если в доме много клопов, то когда придет в тот дом священник, берут одного или несколько клопов и кладут ему в шапку или шляпу, когда он от них уходит, то и оставшие должны истребиться.
  27. Когда болят глаза, то надобно встав поутру рано идти на реку и там умыться, но что бы в тот день прежде никто из нее воды не брал.
  28. От монахов ничего не должно брать окроме образов в благословение, просфор и тому подобнаго. Даже бедной не должен принимать подаяния, чтобы более не обедняться.
  29. В конюшне повешенная медвежья голова предохраняет лошадей от болезни и нечистаго духа.
  30. Чтобы дети хорошо учились грамоте, молятся о том пророку Науму.

                [1] Отдел рукописей РНБ Ф. 37. Ед. хр. 22 Л. 470.

Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.