Муравьев Н. В.
В настоящей работе собраны сведения о дорогах, соединявших ранее и соединяющих теперь село Великое с ближайшими крупными населенными пунктами (в первую очередь с городами Ярославль и Ростов) в период от конца 18 века и до наших дней.
По утверждению Л.В. Яковлева уже в 17 веке село Великое находилась на торговом пути: ” В XVII веке в Ярославском крае стали складываться тесные связи с развивающимся всероссийским рынком. Здесь уже были проложены торговые пути, связывающие Московское государство с заграницей. Один из них — Москва – Ярославль – Архангельск пролегал через Великое. На этом тракте село лежало как раз посредине между Ростовом и Ярославлем. Дорога от Ростова на Великое проходило через деревни Николо-Перевоз, Праслово, Жуково, Плещеево. Обозы, пройдя за день около тридцати верст, останавливались в селе на отдых. Здесь производилась перегрузка товаров, ремонт повозок и упряжи, перековка лошадей. От Великого шла дорога на Суздаль.”
[1 стр.7].
Автору этих строк не удалось найти документального подтверждения приведенных выше слов.
Согласно Планов Генерального Межевания (1792 г.) из Ростова в Ярославль выходит Большая Столбовая дорога. Она идет через село Никольское на перевозе <Никола-Перевоз> и в деревне Кладовицы разделяется на две части. Одна через Шопшу проходит прямо в Ярославль. Другая идет через деревни Полежаево, Головинское, село Примково, Бакланово, Пурлево, Осташкино, село Гаврилов-Ям и село Ставотино. Здесь выходит на Большую Столбовую дорогу Суздаль – Ярославль.
Непосредственно в Великое дорога не заходит, хотя проходит очень близко.
В 1846 году военное ведомство исследовало дорожную сеть Ярославской губернии: “Торговые дороги:
Фрагмент карты Шуберта . Лист ХХ
В Списке населенных мест [3 стр. 42] )подробно описана торговая дорога в с. Великое и до границы Ростовского уезда:
Номер | Название | Верст от Ярославля |
1027 | Лучинское, с. | 9 |
1028 | Шепелево, д. | 15 |
1029 | Опарино, д. | 17 |
1030 | Лупачево, д. | 19 |
1031 | Введенский, пог. | 20 |
1032 | Кузминское, д. | 19 |
1033 | Горегрязь, с. | 26 |
1034 | Поляны, д. | 28 |
1035 | Пятницкая гора, с. | 28 |
1036 | Великое, с. | 30 |
1037 | Плещеево, с. | 40 |
1038 | Аколово, д. | 33 |
1039 | Ушаково, д. | 35 |
Указанные источники не говорят о дороге, которая связывает с. Великое с Московским шоссе по кратчайшему пути. Хотя, в 1843 году барон Гакстгаузен ехал вдоль еще строившегося шоссе, а затем свернул в Кормилицине или Шопше к Великому. Барон не называет поселения, а только описывает их [4 стр. 104 ].
Действительно, в “Докладе управы о проселочных дорогах” за 1870 год читаем:“…Затем великосельское волостное правление ходатайствует об устройстве за счет земства моста шопшинской волости при дер. Коноплянове через р. Талицу по важности дороги для перевозки грузов из с. Великаго в Ярославль, Норскую фабрику и Кострому и обратно около 100, 000 пудов, о чем земскому собранию тоже было уже заявлено гласными в прежнее время…” [5 стр 92-93].
По свидетельству местных жителей [6]-[7]) этой дорогой пользовались еще в 1960-е годы. Причем, от Слинькова можно было проехать на Шопшу и через село Прохоровское на Селифонтово или Кормилицино. Известно, что академик В. П. Безобразов в 1879 году ехал через Кормилицино [8 стр. 309]. Как будет показано далее, этот маршрут был предпочтителен и для жителей Великого.
Самый короткий путь до Московского шоссе – на Шопшу. Там же была “ станция товарных обозов и вольных ямщиков, с обширными постоялыми дворами и ресторациею ”[9 стр. 371]. Эта дорога так же использовалась еще в начале 1970-х и до сих пор можно обнаружить ее участки.
Фрагмент карты РККА 1941 года
Открытое в 1845 году шоссе, а 1870 – железная дорога проходили в стороне от Великого. А связь с этими путями была по проселочным дорогам. Актуальным стал вопрос строительства шоссе, т.е. всесезонной дороги с твердым покрытием. В 1879 этот вопрос обсуждался уездным земским собранием:
“…В ярославском губернском земском собрании 17 декабря 1878 года возбужден был вопрос об устройстве земских шоссейных дорог в губернии на остаточныя суммы от отпускаемой правительством на ремонт московскаго шоссе, и между прочим вопрос этот касается соединения торговых сел Ярославского уезда с. Великаго и Курбы: причем г. инженер Соломка сообщил губернскому собранию, что ему высказана была жителями с. Великаго большая польза от проведения шоссейного пути к железной дороге, и что они готовы принять на себя часть издержек на устройство шоссе…
… Для соединения сел Курбы и Великаго могут быть избраны, по мере разстояния, три пути: 1) от Великаго до Макаровской или Семибратовской станции м.-я. ж.д. 15 верст и от с. Курбы до Козьмодемьянской стации той-же дороги 12 верст, всего 27 верст; 2) от с. Великаго до д. Кормилицина, лежащей на московско-ярославском шоссе, 12 в. и от села Курбы до Козьмодемьянской станции 12 верст, всего 24 верты, и 3) от с. Великаго до Козьмодемьянской станции 20 в. и от села Курбы до той-же станции 12 верст, всего 32 версты. Самый лучший и полезный из этих трех путей, разумеется, хотя и самый дальний, — третий путь, потому-что первый из путей на Макаровскую станцию железной дороги соединяет село Великое исключительно с железной дорогой, не принося никакой пользы для соединения с гор. Ярославлем, ибо жителям села Великаго придется заезжать на Макарово, что увеличит путь почти на половину, именно на 22 версты, ибо разстояние от гор. Ярославля до Комилицина 19 верст и от Кормилицина до с. Великаго 12 верст, всего 31 верста, от гор. Ярославля до села Макарово 38 верст и от Макарова до с. Великаго 15 вер., всего 53 версты; или же придется ехать на Кормилицино по самой дурной, непроездной дороге. Второй-же путь полезен будет для жителей с. Великаго при соединении с гор. Ярославлем, не принося никакой пользы для соединения с железною дорогой. Третий-же путь соединит село с гор. Ярославлем и с железным путем на Москву, — в интересах жителей села Великаго… равно и жителям с. Курбы…”
В дискуссии выступили:
“…Гласный А.Г. Высоцкий…проведение шоссе по третьему направлению убьет два торговых пункта — Ильинское и Макарово
Гласный В.Г. Моругин возразил, что количество перевозимого груза из этих пунктов вдесятеро меньше…
…Гласный И.А. Вахромеев…- вопрос нужно решать, когда выяснится велик ли будет у земства остаток от суммы, получаемой на ремонт московского шоссе…
…Гласный князь Д. С. Урусов… строительство шоссе между Курбой и Великим следует начать в самом близком будущем исходя из имеющихся остатков…
При дальнейших прениях гласные В.Г. Моругин, К.А. Иродов, А.Н. Беляев, Н.И. Афанасьев и А.В. Кашин высказались за направление предполагаемого шоссе между с. Великим и Курбою через Козьмодемьянскую станцию москосковско-ярославской железной дороги, как за ближайшее и удобнейшее для отправки товаров из села Великаго и Курбы – и в Ярославль и в Москву.
Председатель собрания, князь В.Н. Урусов, объяснил, что в интересах местнаго населения лучше было-бы провести шоссейную дорогу от с. Великаго в Курбу на село Шопшу, через что линия вновь проводимой шоссейной дороги между селом Великим и Курбою будет короче, и представляется возможность провести шоссе от Шопши до Ильинскаго, так-как протяжение всей вновь проводимой дороги будет почти тоже самое, что и через Козьмодемьянский полустанок, а между тем с московским шоссе соединятся все три пункта: Великое, Курба и Ильинское.
Это мнение поддержали гласные А.Г. Высоцкий и И.И. Окерблом…”[ стр.40-43 ].
В этой связи вызывает сомнение сообщение об открытии дороги в 1850 году: “…Единственная дорога, построенная в 1850 году, связывала Великое и фабрику Локалова<?> с Московским трактом, но она не справлялась с возрастающим потоком грузов”[1 стр. 26].
Споры о маршруте шоссе на этом не были закончены. В 1890 году вопрос шоссе на Великое обсуждался Мышкинским уездным земством: “… Ярославское губернское земское собрание, В прошлой очередной сессии, постановило: из остатков от субсидий, выданных правительством на устройство московско-ярославского шоссе, устроить подъездный путь от с. Великаго до соединения с московско-ярославским шоссе на 1-й версте за селом Шопшей, что обойдется в 71 226 руб. 60 коп.
Ярославское уездное земство высказало, что указанное губернским земским собранием направление шоссе неудобно и считает необходимым проведение шоссе от с. Великаго на селения Селифонтово и Кормилицыно, а если в этом направлении не будет проведено шоссе, то земство отказывается от гарантий 100 руб. на версту, а также и сельския общества Великосельской волости — от уплаты 10 000 руб. и собранных по подписке 5 000 руб…”[11 стр.46].
Однако, в 1893 году было открыто шоссе по маршруту Великое-Шопша. “…Великосельское шоссе длиною 9 вер. 430 саж.<10 км 518,65 м>, замощено булыжным камнем в шашку на протяжении 1 вер. 400 саж.<1 км 920,24 м>. И зашоссировано на протяжении 8 вер. 30 саж.<8 км 598,41 м>, при 2-х<4,27 м> саженной ширине каменной одежды; на шоссе сооружено восемь труб длиною, в среднем в три погонных сажени<6,40 м> каждая и два моста, один трехсаженный, и другой, через реку Талицу — длиною в 15 саж.<32 м>; кроме того имеется 29 переездных мостиков и три замощенных съезда. Трубы остованы на каменных стенках и рельсовых прогонах, оба моста балочной системы, причем зашоссирован лишь трехсаженный мост, а мост через реку Талицу имеет досчатый пол на пластинах; настилы переездных мостов каменной одеждой не покрыты…
…Что касается полотна дороги, то, как видно из ведомости промеров за 1913 год, щебенчатый слой весьма разнообразной толщины; результаты промеров в редких случаях определяют толщину слоя в 4 вершка<17,76 см>, в большинстве случаев толщина гораздо ниже и местами падает до 1 ½ верш.<6,66 см>; средняя толщина слоя по всему шоссе равна 2 2/5 вершка или 0,05 сажени<10,66 см>…Нормальная толщина слоя должна быть от 3 до 4 верш.<13,32 – 17,76 см>.
…Великосельское шоссе, выстроенное в 1893 году на остатки из средств казны, отпускаемых на содержание Московско-Ярославского шоссе и на пожертвования крестьян и частных лиц в сумме 15 тысяч рублей, обошлось во 70500 рублей”
[12 стр. 157-158].
Фрагмент карты Ярославской губернии Руднева, 1913 года
На дореволюционных картах не удалось обнаружить шоссе до Гаврилов-Яма. Но в [13 стр. 13] говорится: ”…В пределах Ярославского уезда, в 36 верстах, с ответвлением на с. Великое (10вер.) и стан. Коромыслово (0.70 вер.) и построена и содержится на частныя средства дорога от Великаго села в Гаврилов Ям длиною 7 верст… ”. На картах 1940-х годов шоссе уже присутствует.
Фрагмент карты 1946 года, шоссейные дороги
В конце 1950-х шоссе от Шопши до Великого было булыжным, заасфальтировано в 1960-х годах. Но уже тогда оно было в плохом состоянии.
Современная дорожная сеть района была сформирована в 1970х – первая половина 1980-х годов(“Период Застоя”). Тогда же шоссе от Шопши до Гаврилов-Яма фактически было построено заново. Участки старой дороги можно местами увидеть и теперь.
Теперь от Великого можно добраться напрямую (практически не заезжая в другие населенные пункты) до Гаврилов-Яма, Ярославля, Иванова, Ростова, Тутаева.
Литература
Свежие комментарии