Развитие дорожной сети Великосельской волости и Гаврилов-Ямского района в XIX и XX веках

Муравьев Н. В.

               В настоящей работе собраны сведения о дорогах, соединявших ранее и соединяющих теперь село Великое с ближайшими крупными населенными пунктами (в первую очередь с городами Ярославль и Ростов) в период от конца 18 века и до наших дней.

               По утверждению Л.В. Яковлева уже в 17 веке село Великое находилась на торговом пути: ” В XVII веке в Ярославском крае стали складываться тесные связи с развивающимся всероссийским рынком. Здесь уже были проложены торговые пути, связывающие Московское государство с заграницей. Один из них — Москва – Ярославль – Архангельск пролегал через Великое. На этом тракте село лежало как раз посредине между Ростовом и Ярославлем. Дорога от Ростова на Великое проходило через деревни Николо-Перевоз, Праслово, Жуково, Плещеево. Обозы, пройдя за день около тридцати верст, останавливались в селе на отдых. Здесь производилась перегрузка товаров, ремонт повозок и упряжи, перековка лошадей. От Великого шла дорога на Суздаль.”
[1 стр.7].

               Автору этих строк не удалось найти документального подтверждения приведенных выше слов.

               Согласно Планов Генерального Межевания (1792 г.) из Ростова в Ярославль выходит Большая Столбовая дорога. Она идет через село Никольское на перевозе <Никола-Перевоз> и в деревне Кладовицы разделяется на две части. Одна через Шопшу проходит прямо в Ярославль. Другая идет через деревни Полежаево, Головинское, село Примково, Бакланово, Пурлево, Осташкино, село Гаврилов-Ям и село Ставотино. Здесь выходит на Большую Столбовую дорогу Суздаль – Ярославль.

               Непосредственно в Великое дорога не заходит, хотя проходит очень близко.

               В 1846 году военное ведомство исследовало дорожную сеть Ярославской губернии:  “Торговые дороги:

  • Костромская, идущая из Нерехтскаго уезда по Ярославскому, в торговое село Великое и в г. Ростов через села: Бурмакино, Михайловское, Ставотино и Гавриловский Ям через д. Бакланову, в д. Кладовицы (Ростовскаго уезда), где и выходит на шоссе, идущее из Ярославля в Ростов. Переправа на этой дороге одна, при Гавриловском Яме, через р. Которостль, весною на лодках, а летом плавучий мост. При проходе транспортов может встретиться задержка при переправе через р. Которостль, по неимению паромов, и по худой дороге, в ненастное время, или в распутицу, от Гаврилова Яма до Кладовиц; но можно сделать небольшой обход вправо и переправиться близь с. Кобыльскаго, по плотине, при бумажной фабрике, и направившись на Плещеево, выйти на шоссе в Семибратах.
    От границы Костромской губернии до г. Ростов 69 верст, а до с. Великаго 39 верст.
  • Великосельская идет от Ярославля на с. Лучинское, д.д. Афинеево, Шепелево, Лупачево, с. Веденское, с. Горегряж и д. Петраково в с. Великое. По этой дороге, при с. Веденском, переправа через р. Которостль, весною, на лодках, летом по наплавному мосту. Дорога идет по твердому грунту. При проходе войск может встретиться остановка, при переправе через р. Которостль. До с. Великаго от Ярославля 29 верст.
  • Суздальская идет от Ярославля на с. Заячий Холм, с. Ставотина, с. Милочево (Ярославский уезд), с. Нажерово и д. Язвицы (Ростовский уезд), хотя на этой дороге и встречаются речки, но на них везде имеются мосты. Грунт песчано-глинистый и для прохода войск и тяжестей дорога удобна. Всего этой дорогою считается от Ярославля до Владимирской губернии 74 в.” [2 стр. 37-38]

Дороги Великосельской волости, карта Шуберта

Фрагмент карты Шуберта . Лист ХХ

      В Списке населенных мест [3 стр. 42] )подробно описана торговая дорога в с. Великое и до границы Ростовского уезда:

Номер

Название

Верст от Ярославля

1027

Лучинское, с.

9

1028

Шепелево, д.

15

1029

Опарино, д.

17

1030

Лупачево, д.

19

1031

Введенский, пог.

20

1032

Кузминское, д.

19

1033

Горегрязь, с.

26

1034

Поляны, д.

28

1035

Пятницкая гора, с.

28

1036

Великое, с.

30

1037

Плещеево, с.

40

1038

Аколово, д.

33

1039

Ушаково, д.

35

Указанные источники не говорят о дороге, которая связывает с. Великое с Московским шоссе по кратчайшему пути. Хотя, в 1843 году барон Гакстгаузен ехал вдоль еще строившегося шоссе, а затем свернул в Кормилицине или Шопше к Великому. Барон не называет поселения, а только описывает их [4 стр. 104 ].

      Действительно, в “Докладе управы о проселочных дорогах” за 1870 год читаем:“…Затем великосельское волостное правление ходатайствует об устройстве за счет земства моста шопшинской волости при дер. Коноплянове через р. Талицу по важности дороги для перевозки грузов из с. Великаго в Ярославль, Норскую фабрику и Кострому и обратно около 100, 000 пудов, о чем земскому собранию тоже было уже заявлено гласными в прежнее время…” [5 стр 92-93].

      По свидетельству местных жителей [6]-[7]) этой дорогой пользовались еще в 1960-е годы. Причем, от Слинькова можно было проехать на Шопшу и через село Прохоровское на Селифонтово или Кормилицино. Известно, что академик В. П. Безобразов в 1879 году ехал через Кормилицино [8 стр. 309]. Как будет показано далее, этот маршрут был предпочтителен и для жителей Великого.

      Самый короткий путь до Московского шоссе – на Шопшу. Там же была “ станция товарных обозов и вольных ямщиков, с обширными постоялыми дворами и ресторациею ”[9 стр. 371]. Эта дорога так же использовалась еще в начале 1970-х и до сих пор можно обнаружить ее участки.

Дороги Гаврилов-Ямского района, карта РККА

Фрагмент карты РККА 1941 года

Открытое в 1845 году шоссе, а 1870 – железная дорога проходили в стороне от Великого. А связь с этими путями была по проселочным дорогам. Актуальным стал вопрос строительства шоссе, т.е. всесезонной дороги с твердым покрытием. В 1879 этот вопрос обсуждался уездным земским собранием:

      “…В ярославском губернском земском собрании 17 декабря 1878 года возбужден был вопрос об устройстве земских шоссейных дорог в губернии на остаточныя суммы от отпускаемой правительством на ремонт московскаго шоссе, и между прочим вопрос этот касается соединения торговых сел Ярославского уезда с. Великаго и Курбы: причем г. инженер Соломка сообщил губернскому собранию, что ему высказана была жителями с. Великаго большая польза от проведения шоссейного пути к железной дороге, и что они готовы принять на себя часть издержек на устройство шоссе…

      … Для соединения сел Курбы и Великаго могут быть избраны, по мере разстояния, три пути: 1) от Великаго до Макаровской или Семибратовской станции м.-я. ж.д. 15 верст и от с. Курбы до Козьмодемьянской стации той-же дороги 12 верст, всего 27 верст; 2) от с. Великаго до д. Кормилицина, лежащей на московско-ярославском шоссе, 12 в. и от села Курбы до Козьмодемьянской станции 12 верст, всего 24 верты, и 3) от с. Великаго до Козьмодемьянской станции 20 в. и от села Курбы до той-же станции 12 верст, всего 32 версты. Самый лучший и полезный из этих трех путей, разумеется, хотя и самый дальний, — третий путь, потому-что первый из путей на Макаровскую станцию железной дороги соединяет село Великое исключительно с железной дорогой, не принося никакой пользы для соединения с гор. Ярославлем, ибо жителям села Великаго придется заезжать на Макарово, что увеличит путь почти на половину, именно на 22 версты, ибо разстояние от гор. Ярославля до Комилицина 19 верст и от Кормилицина до с. Великаго 12 верст, всего 31 верста, от гор. Ярославля до села Макарово 38 верст и от Макарова до с. Великаго 15 вер., всего 53 версты; или же придется ехать на Кормилицино по самой дурной, непроездной дороге. Второй-же путь полезен будет для жителей с. Великаго при соединении с гор. Ярославлем, не принося никакой пользы для соединения с железною дорогой. Третий-же путь соединит село с гор. Ярославлем и с железным путем на Москву, — в интересах жителей села Великаго… равно и жителям с. Курбы…”

      В дискуссии выступили:

      “…Гласный А.Г. Высоцкий…проведение шоссе по третьему направлению убьет два торговых пункта — Ильинское и Макарово

      Гласный В.Г. Моругин возразил, что количество перевозимого груза из этих пунктов вдесятеро меньше…

      …Гласный И.А. Вахромеев…- вопрос нужно решать, когда выяснится велик ли будет у земства остаток от суммы, получаемой на ремонт московского шоссе…

      …Гласный князь Д. С. Урусов… строительство шоссе между Курбой и Великим следует начать в самом близком будущем исходя из имеющихся остатков…

      При дальнейших прениях гласные В.Г. Моругин, К.А. Иродов, А.Н. Беляев, Н.И. Афанасьев и А.В. Кашин высказались за направление предполагаемого шоссе между с. Великим и Курбою через Козьмодемьянскую станцию москосковско-ярославской железной дороги, как за ближайшее и удобнейшее для отправки товаров из села Великаго и Курбы – и в Ярославль и в Москву.

      Председатель собрания, князь В.Н. Урусов, объяснил, что в интересах местнаго населения лучше было-бы провести шоссейную дорогу от с. Великаго в Курбу на село Шопшу, через что линия вновь проводимой шоссейной дороги между селом Великим и Курбою будет короче, и представляется возможность провести шоссе от Шопши до Ильинскаго, так-как протяжение всей вновь проводимой дороги будет почти тоже самое, что и через Козьмодемьянский полустанок, а между тем с московским шоссе соединятся все три пункта: Великое, Курба и Ильинское.

      Это мнение поддержали гласные А.Г. Высоцкий и И.И. Окерблом…”[ стр.40-43 ].

      В этой связи вызывает сомнение сообщение об открытии дороги в 1850 году: “…Единственная дорога, построенная в 1850 году, связывала Великое и фабрику Локалова<?> с Московским трактом, но она не справлялась с возрастающим потоком грузов”[1 стр. 26].

      Споры о маршруте шоссе на этом не были закончены. В 1890 году вопрос шоссе на Великое обсуждался Мышкинским уездным земством: “… Ярославское губернское земское собрание, В прошлой очередной сессии, постановило: из остатков от субсидий, выданных правительством на устройство московско-ярославского шоссе, устроить подъездный путь от с. Великаго до соединения с московско-ярославским шоссе на 1-й версте за селом Шопшей, что обойдется в 71 226 руб. 60 коп.
 Ярославское уездное земство высказало, что указанное губернским земским собранием направление шоссе неудобно и считает необходимым проведение шоссе от с. Великаго на селения Селифонтово и Кормилицыно, а если в этом направлении не будет проведено шоссе, то земство отказывается от гарантий 100 руб. на версту, а также и сельския общества Великосельской волости — от уплаты 10 000 руб. и собранных по подписке 5 000 руб…”[11 стр.46].

      Однако, в 1893 году было открыто шоссе по маршруту Великое-Шопша. “…Великосельское шоссе длиною 9 вер. 430 саж.<10 км 518,65 м>, замощено булыжным камнем в шашку на протяжении 1 вер. 400 саж.<1 км 920,24 м>. И зашоссировано на протяжении 8 вер. 30 саж.<8 км 598,41 м>, при 2-х<4,27 м> саженной ширине каменной одежды; на шоссе сооружено восемь труб длиною, в среднем в три погонных сажени<6,40 м> каждая и два моста, один трехсаженный, и другой, через реку Талицу — длиною в 15 саж.<32 м>; кроме того имеется 29 переездных мостиков и три замощенных съезда. Трубы остованы на каменных стенках и рельсовых прогонах, оба моста балочной системы, причем зашоссирован лишь трехсаженный мост, а мост через реку Талицу имеет досчатый пол на пластинах; настилы переездных мостов каменной одеждой не покрыты…

      …Что касается полотна дороги, то, как видно из ведомости промеров за 1913 год, щебенчатый слой весьма разнообразной толщины; результаты промеров в редких случаях определяют толщину слоя в 4 вершка<17,76 см>, в большинстве случаев толщина гораздо ниже и местами падает до 1 ½ верш.<6,66 см>; средняя толщина слоя по всему шоссе равна 2 2/5 вершка или 0,05 сажени<10,66 см>…Нормальная толщина слоя должна быть от 3 до 4 верш.<13,32 – 17,76 см>.

      …Великосельское шоссе, выстроенное в 1893 году на остатки из средств казны, отпускаемых на содержание Московско-Ярославского шоссе и на пожертвования крестьян и частных лиц в сумме 15 тысяч рублей, обошлось во 70500 рублей”
[12 стр. 157-158].

Дороги Великосельской волости на карте 1913 г.

Фрагмент карты Ярославской губернии Руднева, 1913 года

На дореволюционных картах не удалось обнаружить шоссе до Гаврилов-Яма. Но в [13 стр. 13] говорится: ”…В пределах Ярославского уезда, в 36 верстах, с ответвлением на с. Великое (10вер.) и стан. Коромыслово (0.70 вер.) и построена и содержится на частныя средства дорога от Великаго села в Гаврилов Ям длиною 7 верст… ”. На картах 1940-х годов шоссе уже присутствует.

Дороги Гаврилов-Ямского района на карте 1946 г.

Фрагмент карты 1946 года, шоссейные дороги

      В конце 1950-х шоссе от Шопши до Великого было булыжным, заасфальтировано в 1960-х годах. Но уже тогда оно было в плохом состоянии.

      Современная дорожная сеть района была сформирована в 1970х – первая половина 1980-х годов(“Период Застоя”). Тогда же шоссе от Шопши до Гаврилов-Яма фактически было построено заново. Участки старой дороги можно местами увидеть и теперь.

      Теперь от Великого можно добраться напрямую (практически не заезжая в другие населенные пункты) до Гаврилов-Яма, Ярославля, Иванова, Ростова, Тутаева.

 Литература

  1. Яковлев Л.В. «Село, о котором писал В.И. Ленин» Ярославль, 1982г.
  2. 1 департамент Генерального Штаба. «Военно-статистическое обозрение Российско империи том IV часть 2 Ярославская губерния.» СПб., 1851г.
  3. Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. «Ярославская губерния. Список населенных мест нпо сведениям 1859 года.» СПб :, 1865г.
  4. Гакстгаузен А. «Изследования народной жизни России» М., 2017г.
  5. Губернская земская управа.»Журналы заседаеий Ярославского уездного земского собрания на 1871 год» Ярославль, 1872г.
  6. Абрамов А.Л. (д. Санково), Частное сообщение.
  7. Закутаева С.А. (д. Филатово), Частное сообщение.
  8. Безобразов В.П. «Народное хозяйство России. Московская(центральная) промышленная область. Часть II.» СПб., 1885г.
  9. Журавлев Н.М. «Путеводитель по Ярославской губернии» Ярославль, 1859г.
  10. Губернская земская управа. «Журналы Ярославского уездного земского собрания.Очередная сессия 1879 года.» Ярославль, 1880г.
  11. Губернская земская управа. «Журналы Мышкинского уездного земского собрания. Очередная сессия 1890 год.» Ярославль, 1891г.
  12. Губернская земская управа. «Журналы Ярославского земского уездного собрания.
    I Чрезвычайное заседание24 марта 1913 года II Очередная сессия 1913 года.» Ярославль, 1914г.
  13. “Доклады Ярославской уездной земской управы чрезвычайному уездному земскому собранию 8 марта 1916 года” Ярославль, 1916г.
Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.