А. И. Артемьев
Пока происходили споры о том, кому и как и докелева везть меня, я пошел ходить по деревне. Деревня хоть сотит уединенно, однако построена правильным посадом и смотрит вообще значительною. В некоторых домах раздавались пьяные голоса мужиков. У забора одного сарая, на бревне сидело до десятка девок. Я сел рядом.
– Что, девоньки, песен не поете, хороводов не играете?
– С кем нам играть-то, с кем петь-то, молодцов нет, да пора-тка и работать…
– Ну, спойте для меня…
Они сначала отнекивались, но после пересели новым порядком и запели песни. К девкам присоединились девчонки и уселись на землю и стали подтягивать. За девчонками стали полукругом бабы возвращавшиеся из леса с вениками, а с полей с граблями. Таким образом собралась порядочная толпа. Две песни, показавшиеся мне характеристическими в отношении губернии, я записал. Вот они:
Вы, заводы, заводы фабричные,
Фабричные, да еще горемычные;
Мы допросим, братцы,
Кто завод завел?
Завела этот завод
Красна девушка
Красна девушка-душа,
Душа Пелагеюшка;
Не окончивши завод,
Глупо сделала,
Сама в лес гулять пошла.
Не в лесу-то ли она
В лесу заблудилася?
Не круту-то ли гору,
Гору загляделась?
На крутой то ли горе
Древо, древо выросло,
Выросло древо тут
Что рябина кудрявая,
Раскудрявая она,
Сама моложавая.
Как уж стой-ко ты, рябина,
Стой да не качайся,
Не весной ли ты взошла,
Летом выросла.
Как весной то я взошла,
Летом выросла.
Поется эта песня протяжно, последнее слово в стихе, а иногда и целый стих, для ритма, удваивается.
У кого такó-то горе,
Как сегодня у меня?
Живу с милым (миленьким) в разлуке
На чужой-то стороне.
Сторонами вести пали:
Мил смеялся надо мной;
Мил смеялся, надсмехался
Над девчонкой молодой.
Кабы знала в дружке совесть,
Не сдалась бы на его слова.
Там на Питерской дорожке
Стоял новый кабачок:
Как во этом кабачке ли,
Сидит милый за столом,
Пьет наливочку стокашком,
Пьет, ругает и бранит:
«Распроклятая наливка,
Научила вино пить,
Из Москвы пешком ходить.
На последние копейки
Найму тройку лошадей,
Не простых-то лошадей,
Вороных-то коней.
Заложу я эту тройку,
Сам поеду в Питер жить».
Бабы расспрашивали меня, зачем я записываю песни? Я сказал, что бы выучить самому, да научить и других, – вишь песни-то больно-добре-хороши. Это кажется удовлетворило их и они сами поправляли девок, когда те, диктуя мне песни, как-нибудь ошибались. Девкам за песни дал я четвертак. Из разговора я узнал еще, что у них принято поститься в последнюю пятницу пред Ильиным днем.
Проезжая чрез Шипилево в Новые Крéстцы, я получил такой толчок на мосту и так хватился правою щекою о тарантас, что думал глаза вон и доселе хожу с таким неприятным и подозрительным синяком, что, пожалуй, тоже попы и пономари скажут: а сам-то как нализывается, да глаза себе подбивает…
Записываю этот глупый случай, как пример исправности содержания мостов в Мышкинском уезде и умения мужиков спускать экипаж под гору, и как новое доказательство приятностей разъездов по проселкам. Торопов, как заведенные часы, всю дорогу, всегда твердит: «На косогорах понаравливай, на рытвинах и мостах тише, под гору шагом, а на гору приударь лошадей да отпусти возжей. Не жаль тебя, глупого мужика, а жаль экипажа: что сломается, куда денешься?» И как поступает мужик: он непременно под гору начнет хлестать лошадей и роспустит возжи, а как в гору, так начнет дергать. Кстати, любопытно следующее суждение Торопова: «Ведь вот, В. Вбл., нельзя сказать, что мужик глуп, мужик не глуп, да не натурален против солдата, возьми этого же мужика в солдаты, подержи его год, выйдет настоящий, просто самый натуральный человек».
Из Новых Крéстцов переехал я в село Рожественское Оносово, кн. Голицына. Здесь я пробыл до позднего вечера, перебирая мужиков и баб по ревизским сказкам. Ходил в церковь, причем был свидетелем отпевания младенца, принесенного мужем с женою… Простая, но хорошая картина: северная дверь церкви отворена и заходящее солнце бросает свет на высокий старинный иконостас, старый, довольно благообразный священник в темной бедной ризе и дьякон поют и читают над гробиком-колодою, сделанною руками отца, отец и мать и еще девчонка кладут усердные поклоны в землю… вот понесли гробик, опустил его в могилу сам отец, священник бросил землю, дьякон покадил, отец начал засыпать могилу…
В церкви особенных древностей нет и она не старая, хоть и ветха, так что чрез трапезу уже не ходят. Священник зазвал меня к себе и потчивал меня ужаснейшим чаем…
Между прочим он весьма обеспокоился тем, что я начал спрашивать: нет ли у него работников или работницы… «У меня работница есть, да пожалуйста ее не показывайте, я человек вдовый, могут что-нибудь заключить…» Я успокоил его. Когда я собирался ехать, что было уже часу в 10-м явился дьякон и стал упрашивать, чтобы я посетил его, потому что он имеет сказать нечто важное. Я сей час подумал: Ссора с попом? Раскольники? Оказалось совсем не то. Дьякон стал просить, чтобы я убедил Владыку присоединить к Оносовскому приходу деревню Олифники, потому что тогда приход будет состоять более чем из 1000 человек и дьякон будет уже не на причетнической вакансии. Разумеется обещать ничего я не мог, но желая что-нибудь выудить на эту приманку и рассматривая исповедную тетрадь, я спросил:
– Аккуратно ли исполняют прихожане ежегодную исповедь и причащение?
– Да, – ответил дьякон, – раскольников у нас нет, а так есть суеверы, ходят в церковь, а не причащаются, говорят: недостойны…
– А где это?
– Да вот в Мореневе…
Скопцы дело гласное в Мышкинском уезде и потому я о них заговорил просто, сожалея что завелись такие люди.
– Да, это в Шестихинском приходе у отца Федора… – еще не знай как и вывернулся, а ловок, нечего сказать… – да что о пустяках-то говорить, В. Вбл., вот вы, сделайте такую милость, замолвите Владыке, мол… – и проч. и проч.
И дьякон опять заговорил об Олифникове, и сколько я ни старался навести его на интересующую меня тему, он – и кажется умышленно – оставался недогадливым. Он стал потчивать меня яичницею, но беспрерывные яичницы, в продолжении 2-х недель составлявшие единственную мою пищу, мне опротивели до того, что я, словно скопец, возненавидел яйца… Я отказался и уехал ночевать в д. Ожарово.
____________________
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии