Двадцатый век безжалостно уничтожал портреты людей, много сделавших для своей Родины. Выцветшая фотокарточка о. Владимира Соколова чудом сохранилась в краеведческом музее, еще один портрет мы находим на стене классной комнаты, сфотографированной в 1906 г. К пятидесятилетнему юбилею служения настоятеля церкви села Великого Ярославские Епархиальные Ведомости опубликовали в 1903 г. большой материал.

Пятидесятилетний юбилей иерейскаго служения настоятеля ц. с. Великаго, протоиерея Владимира Евгеньевича Соколова.

(1853 года 14 мая – 1903 г. 14 мая).

Владимир Евгеньевич Соколов
На стене в классе портрет Владимира Евгеньевича Соколова

           Минувшаго 14 мая сего 1903 г. исполнилось пятьдесят лет церковно-общественной деятельности протоиерея ц. села Великаго Владимира Евгеньевича Соколова.

           Отец протоиерей, сын местнаго священника, родился в 1831 г. С 1840 – по 23 июля 1852 г. обучался в Ярославском духовном училище и семинарии. По окончании курса, в следующем 1853 г. мая 14, Ярославским Архиепископом Евгением был посвящен в иерея к настоящей Великосельской, Рождества Пр. Богородицы, церкви. С 1853 г. – 1863 состоял законоучителем в местном приходском мужском училище и с 1882 – 1903 в двухклассном Министерском. С 1865 г. состоит местным благочинным; гласным в уездном земском собрании (1868 – 70; 1874 – 76 – 79; 1892 – 94 – 95); депутатом на Епархиальных и Окружных съездах духовенства Яр. Епархии (1868; 1871 – 73; 1876; 1878 – 79; 1881 – 82; 1889; 1894); председателем на сих съездах (1878; 1881, 82; 1898); председателем Комиссий: а) по расписанию приходов по улучшению быта духовенства 1869; – б) по устройству противораскольнических библиотек в Ярославск. уезде 1893 г.; – в) по составлению сведений о содержании духовенства Ярославск. уезда в 1893 г.; – г) по устройству Великосельской второклассной церковно-приходской школы 1898 г. и д) Совета этой школы 1902 г.; – наблюдателем церковно-приходских школ, по правому берегу Волги в Ярославск. уезде (1884 – 1896); окружным благочинным того же района с 1884 г.; почетным попечителем церковно-приходских школ Яросл. уезда (с 1897 г.): заведующим (1898 – 1902) и почетным блюстителем второклассной Великосельской церк.-приходской школы. В сан протоиерея возведен апр. 20 1887 года.

           Уже приведенныя данныя служебнаго списка наглядно показывают солидное содержание и объем деятельности о. протоиерея: и действительно – можно сказать, что ни один выдающийся и касающийся всего духовенства епархии вопрос, ни одно общеепархиальное дело не проходило и не разрешалось без близкаго и самаго деятельнаго участия о. протоиерея. Так, составление правил (проэктъ) по взаимному страхованию в духовном ведомстве 1), порученное сму лично Епархиальным Начальствомъ: устройство эмеритальной кассы для епархиальнаго духовенства, местное увеличение окладов жалованья г.г. преподавателям Яросл. духовнаго училища из студентов семинарии 2), устройство Епархиальнаго Общежития для воспитанников Яр. дух. семинарии, усиление средств на Содержание и расширение их З), устройство епархиальнаго свечнаго завода 4), – вот более важные общеепархиальные вопросы, которые прошли и разрешались при активном участии о. протоиерея.

            1) Этот проэкт, одобренный Высокопреосвященным Ионафаном и читанный о. прот. на общеепарх. съезде духовенства, был принят Съездом, с выражением благодарности составителю, во всей целости, кроме обязательнаго страхования храмов; для ознакомления был отпечатан п разослан по всем церквам епархии.

            2) По 60 р. за каждое прослуженное пятилетие; всего 300 р. за 25 лет службы – инициатива всецело о. протоиерея.

            3) До 5000 р. в год – сумма 6% сбора с капиталов церквей и причтов. поступивших по епархии за 1879 – 99 годы.

            4) Решено и оборудовано под председательством о. прот. на общеепарх. съезде духовенства в 1898 году.

 

           За ними должна быть отмечена деятельность о. протоиерея по епархии – на просветительном поприще.

           Настоящее шестиклассное епархиальное женское училище воздвигнутое Его Высокопреосвященством, Владыкою Ионафаном, начало строиться при ближайшем участии и деятельной помощи о. протоиерея, который представил на предмет приобретения здания под училище (и сам участвовал в покупке настоящаго училищнаго здания у г. Дуссэт) 25.000 рублей (сумму, пожертвованную его прихожанином А. А. Локаловым).

           Церковныя же школы Ярославскаго уезда, коих ныне насчитывается уже за сто, большею половиною своей обязаны ему своим возникновением и благоустройством. Когда с 1884 г. вновь стала создаваться церковно приходская школа, о. протоиерей был назначен первым окружным наблюдателем ц.-пр. школ в Ярославск. уезде. Не был еще оффициально выработан самый круг деятельности наблюдателя, не было и ясных указаний к постановке школы: напротив, встречалось иногда предубежденное недоверие на ряду с крайней скудостию средств на оборудование зарождающагося школьнаго дела: вот препятствия, с коими приходилось тогда бороться новому наблюдателю. Но присущие ему – прекрасное знание в своем округе крестьянскаго быта и условий жизни местнаго приходскаго духовенства, а главное опытность и искренняя убежденность в великой будущности и целесообразности нарождающейся вновь школы, помогли о. протоиерею не только преодолеть сказанныя затруднения, но и умело выполнить п организовать дело насаждения н развития церк.-приходской школы. С большим тактом и неутомимостию повёл его о. протоиерей, всюду и всем стараясь разъяснить великое значение просвещения народа в духе Православия. Точно, где настояла необходимость, намечая школьные пункты, действуя словом убеждения на местных представителей и духовенство известнаго прихода – к изысканию материальных средств и обезпечения 1), – руководя и ободряя: своих сотрудников и сослужителей во всем, касающемся до открытия известной школы и постановки ея, отец протоиерей за десять лет (1885 – 1895) своего наблюдательства отрыл 35 церков.-пр. и 15 школ грамоты, а по времени (когда о. протоиерей был назначен почетным попечителем школ Яр. уезда) его наблюдательский район был поручен четырем наблюдателям.

           1) Адрес, говоренный 18 мая, в день празнования юбилея, в ц. Рожд. Богородицы в селе Великом, г. епархиальн Наблюд. И.П.Успенским

 

           На ряду с количественным увеличением школ прилагаемы были заботы о. протоиерея и о том, чтоб школы эти оправдывали свое назначение и были действительно просветительными пунктами, проводящими и приводящими к Истинному Свету и Первому Учителю Иисусу… Мероприятия о. протоиерея в данном направлении были настолько планомерны и закономерны, что Епархиальное Начальство нередко полагало их в основу своих распоряжений по всем ц.-прих. школам епархии. Ярославский Епархиальный Училищный Совет, компетентный в вопросах этого рода, так свидетельствовал сказанную нами деятельность о. протоиерея 1): «14 мая 1853 г. – 14 мая 1903 года».

            1) В селе Великом.

Ваше Высокопреподобие,

 Высокочтимый отец протоиерей

Владимир Евгеньевич!

           «Среди многочисленных трудов, понесенных Вами в течение пятидесятилетняго служения Православной Церкви, заметно выделяются труды по народному образованию в духе Православной Веры и Церкви. С первых дней своего пастырскаго служения Вы приняли на себя заботы по научению детей в школе истинам веры и христианской нравственности, и доброе служение Ваше на должности законоучителя (с 16 декабря 1853 г.) не раз отмечалось выражением благодарности Епархиальнаго и Учебнаго Начальства. Когда же православное духовенство призвано было к возсозданию церковной школы, Вы явились самым горячим и убежденным поборником новой школы. С живою радостию и полною готовностию вы приняли на себя трудную и тогда еще новую должность наблюдателя церковных школ Ярославскаго уезда (в сентябре 1884 г.). Тяжелая и многоответственная работа выпала на вашу долю. Новость дела, неопределенность положения, отсутствие ясных указаний, предубежденное недоверие и при этом крайная скудость средств, – вот с чем приходилось сталкиваться на каждом шагу первым устроителям церковной школы.

           Много препятствий пришлось преодолеть Вам, немало и огорчений испытать, но Ваша многолетняя административная опытность, Ваше непосредственное знакомство с крестьянским бытом и условиями жизни приходскаго духовенства в родном краю, а главное – Ваша искренняя убежденность, горячая ревность о просвещении подрастающаго поколения в духе православной веры и церкви, помогли Вам с большим успехом выполнить принятыя обязанности. Близко зная нужды народнаго образования в родном уезде, Вы верно определяли те пункты, где настояла необходимость в открытии новых школ, и с неуклонною заботливостию постарались насадить здесь школы церковныя. Устрояя щколы на месте, действуя словом убеждения на представителей прихода и духовенство, в интересах материальнаго обезпечения школы из местных источников, руководя и ободряя учащих словами ласки и отеческаго наставления, Вы вместе содействовали и общему благоустройству церковных шкод всего уезда: Ваши обстоятельно составленные отчеты с указанием желательных мероприятий, представляемые в Совет Братства Св. Димитрия и затем в Епархиальный училищный Совет, нередко были основой распоряжений Епархиальнаго Начальства по всем церковным школам епархии. (Отмечено в отчете за 1887/8 уч. год, 13 стр.). Благодаря такой неустанной и опытной деятельности, число церковных школ Вашего района быстро росло. В первый год (1884/5 уч. г.) в Вашем районе было всего пять школ (Величковская. Холмъ-Огаревская, Лютовская, Железно-Борская, Новская); чрез пять лет было (в 1889/90 уч. г.) 19 церковных приходских школ и 22 школы грамоты, а чрез десять лет (в 1894/5 уч. г.) было уже 35 ц.-пр. школ и 15 школ грамоты. Число школ. так возросло, что Епархиальный Училищный Совет. счел необходимым облегчить Ваш труд, и Ваш наблюдательский район разделен был на четыре наблюдательских самостоятельных округа. Когда же в 1896 г., с назначением уезднаго наблюдателя, должности окружных наблюдателей были закрыты, то Епархиальный Училищный Совет, дорожа Вашим близким участием в церковно-школьном деле, избрал Вас почетным попечителем церковных школ Ярославскаго уезда (опред. Св. Синода 14/17 февраля 1897 г.), надеясь на Ваше доброе и полезное содействие в устроении церковных школ. И надежды эти не оказались тщетны. Оставив должность наблюдателя, Вы не охладели к церковной школе: с прежним интересом следили за судьбой близких и дорогих Вам церковных школ родного уезда, радовались их процветанию и болели душой, если в жизни какой-либо из школ обнаруживалось что-либо печальное. С особенною любовию Вы занялись взлелеянною Вами школою при Обществе «Христианская Помощь» 1).

           Всей душой радели Вы об упрочении и процветании здесь школы высшаго типа, школы второклассной, и Ваши труды увенчались полным успехом: там, где скромно ютилась однокласная церковно-приходская школа, ныне возвышается прекрасное здание женской второклассной учительской школы.

           Эта высшая народная школа, созданная Вашими заботами и усердием, и не один десяток других меньших школ однокласных и грамоты, обязанных Вам своим открытием, служат лучшим, надежным и поучительным памятником Вашей долголетней деятельности на пользу церковных школ, и Ваше имя останется навсегда памятным в истории народнаго просвещения родного края.

           Всегда высоко ценя Ваши многоплодные труды на пользу народнаго образования в духе православной веры и церкви, Ярославский Епархиальный Училищный Совет считает приятным долгом приветствовать Вас с исполнившимся 50-летием служения Вашего на пользу церкви православной и Отечества».

          Что касается до личнаго участия о. протоиерея в деле просвещения роднаго ему Великаго села, то и здесь наблюдается такая же полнота действий. С внешней стороны было не мало употреблено им трудов, чтобы первичное приходское народное училище, помещавшееся в наемном доме, было преобразовано в 2-х классное, как того требовали самыя обстоятельства – многолюдность села, – и помещалось бы в собственном. Труды о. прот. в этом увенчались полным успехом: при субсидии из сумм земства и доброхотных жертвований жителей с. Великаго было к 70-м годам выстроено прекрасное 2-х этажное здание с собственным участком усадебной земли. В это здание и переведена была однокласная приходская школа преобразованною уже в 2-х классную… Показателем же внутренней работы о. прот. собственно в преподавании Закона Божия служит множество лестных отзывов учебнаго начальства включительно по благодарность попечителя Московскаго учебнаго округа «за весьма полезную и усердную службу по преподаванию Закона Божия в Великосельском 2-х классном Министерском училище». (1893 г. июля 23).

          Обращаясь к пастырскому служению о. протоиерея в родном ему Великом селе, мы Прежде всего отмечаем редкое в наши дни явление – это безпрерывное 50-летнее служение в одном приходе. в одном храме, одной духовной семье. Правда что Великое – «родное» отцу протоиерею село; но правда и то, что за «родное» считают ныне там, где «человеку лучше», и что о. протоиерей неоднократно мог перейти на более лучшее место по материальному обезпечению и выгодное но положению, но не перешел и всю свою жизнь посвятил своему селу. Итак третье уже поколение воспитывается под руководством одного пастыря, что в пастырском служении весьма и весьма желательно. Задача пастырскаго служения – воздействие на своих пасомых – осуществима только тогда, когда известный пастырь вполне узнает нравственный уровень и запросы своих пасомых. Когда сам он не словом только своим, а и делом покажет противовес нравственным недочетам, замеченным им среди пасомых, и докажет, что он есть воистину пастырь добрый, готовый разделить с ними радость и горе, нужду и благополучие; тогда только устанавливается близкая духовная связь между пастырем и пасомыми, кои, в свою очередь, разделяют встречающияся на пути у пастыря их – его печаль и горести и радуются его радостью; охотно слышат и слушают его голос и идут за ним; очевидно, что подобной желательной и должной по идее пастырства связи не достигнешь переходом с прихода на приход.

          Народ русский искони благороден и благодарен, но и искони же – недоверчив, а в ком он уверился, того вознаграждает с торицею п помнит с благодарностью имя того из поколения в поколение: только прикловнсь к нему, войди в его нужду, помоги сердечно, чем и как можешь, послужи ему за совесть, будь добрым пастырем.

          Молодому еще о. Владимиру пришлось именно послужить своему приходу с первых почти дней своей пастырской деятельности. В год его поступления – 1853 г. – на место настоящей службы разразилась страшная эпидемия – холера, не миновавшая и Великаго. Полное почти отсутствие медицинской помощи, с одной стороны, темнота народа – с другой, делали эту болезнь бичем народным: выпадали дни, когда в Великом насчитывалось до 50 жертв ея. Требовалось ободрить и поднять дух народа, и новый пастырь прежде всего выступил с открытой проповедью о необходимости быть готову к возможной и близкой каждому – смерти, о необходимости по этому очистить себя путем покаяния и приобщением св. тайн. Приносилось в церкви ежедневное покаяние, собирались многие причастники… По выходе из церкви о. Владимир, не заходя домой, спешил напутствовать и приобщать тех, кои были уже захвачены болезнию и не могли придти в церковь. Старожилы села передают, что на три дня о. Владимиру не приходилось иногда и трех часов отдыха, и не удивительно: село имело до 4000 жителей, а священник был один 1). Итак изо дня в день, несколько месяцев – «Бог помог только, не Хотящий, да кто из Его рабов умрет без покаяния»-не раз говорил после о. Владимир. Бог помог и ему, скажем мы, ибо он во все время эпидемии ни разу не почувствовал даже припадка болезни, находясь в самых плохих условиях – в смысле отдыха и питания – которыя но человеческому разуму считаются в эти времена существенно необходимыми. Вторично повторилась эта болезнь в 70-х годах, и вторично явлены были о. Владимиром та же сила духа и готовность идти ко всякому, требующему его пастырской помощи. и во всякое время дня и ночи. Единоверческие прихожане, находящиеся в селе Великом и не имевшие в то время своего свяшенника, также в это время обращались к о. Владимиру. Характерным доказательством последняго служит следующее приветствие, читанное о. протоиерею господином Гавриилом Андреевичем Бауткиным (в юбилейный день в трапезной о. протоиерея):

1) Старший священник был сам болен в то время.

Ваше Высокопреподобие.

Честнейший отец протоиерей!

           «Когда в храме говорили Вам от лица всех нас, что вы ко всякому нуждающемуся и во всякое время шли безотказно, мне живо представился следующий случай из нашей семейной жизни. В 1871 году, во время эпидемии, приходский наш священник отсутствовал и семья наша была в великом смущении духа потому, что болезнь, пришедшая в село наше, коснулась уже и живших с нами под одной кровлей. Наслышавшись об вас, мы с совета родительницы нашей и решили тогда пригласить вас к себе. Помню, что ваше посещение, сопровождаемое утешением и ободрением, так укрепили нас, смущенных духом, что мы остались благополучны в своем здоровьи душевном и телесном; тогда же, признавая в этом событии указующую Руку Господню, перешли мы и в ближайшее единение с православием и с тех пор, сделавшись вашими духовными, до настоящаго дня имеем вас как истиннаго своего пастыря и Отца. Я буду теперь безконечно рад, если Вы примете этот мой маленький знак признательности на память о прошлом и о семейной нашей любви к Вам и благодарности за все, что мы от Вас получили сторицею, честнейший отец протоиерей!»

           Выражение в этом адресе «наслышавшись об Вас» предполагает, что прихожане села Великаго повсюду и с похвалой отзывались об деятельности «своего батюшки» как выдающейся: слух этот коснулся. и единоверцев. Действительно, уже после перваго случая эпидемии о. Владимиру усвоили симпатичное звание «наш батюшка», второй же случай окончательно упрочил его имя среди прихожан, популярность его стала быстро расти и, сказанная нами, духовная связь явилась сама – собой, как необходимое следствие воочию бывшаго среди прихода. Убедившись, что о. Владимир всегда и безотказно готов им помочь, пошли к нему после всяк со своей нуждой и недоразумением. Человек недюжиннаго ума, о. Владимир ясно видел, что недоразумения возникают по большей части от малограмотности, нужды – вследствие изменившихся экономических условий села Великаго, где развившаяся фабричная деятельность стала быстро вытеснять кустарную. Устраняя постепенно первое – путем устроения и расширения новой школы (2-х классной министерской), личнаго в ней законоучительства и открытой проповедью, о. Владимир не оставил без внимания и второе. Это второе, – упадок благосостояния прихожан, явно выражавшийся в открытом и сильно развивающемся нищенстве, – сделалось постояштой заботой о. Владимира, помнившаго прежния времена, лучшия, в селе Великом, и предметом постоянных бесед его со своим духовным сыном, местным фабрикантом Александром Алексеевичем Локаловым, человеком выдающагося ума и редкаго благороднаго сердца. 1) «Я готов» сказал раз Александр Алексеевич среди беседы с отцом Владимиром о необходимости материальной помощи бедным, «я готов жертвовать от себя каждогодно 5000 рублей, как при жизни, так и после смерти, если устроится такое общество, которое примет на себя заботу о бедных в селе Великом, а главное о прекращении нищества Я желал бы, чтобы общество это называлось «Христианская помощь»; проэктируйте это, о. Владимир».

           Разговор был в 1891 году, в январе, а в 1892 году 23-го января общество «Христианская помощь» было уже основано. Инициатива проэкта и исполнение его в мельчайших подробностях со внешней стороны (устройство зданий) и внутренней (организация общества) всецело принадлежит отцу протоиерею. Задачами общества поставлено было: а) необходимость для детей устройства церковно – приходской школы с ремесленными отделениями: б) устройство богаделыни; с) действительная помощь натурой и деньгами беднейшим труженикам – семьянинам. Средства, имеющия поступить в общество (кроме основнаго фонда 5000 рублей г. Локалова), на общих основаниях нормальнаго устава должны будут распределяться: 60% на дело благотворительности вообще – во всех видах; 30% – на приобретение зданий; 10% – на запасной капитал. Фактически в первый год было поступлений 60% – 6655 рублей 36 коп.; 30% – 3327 руб. 68 коп. и 10% – 1109 руб. 23 коп; всего 11092 руб. 27 коп. – сумма значительная и ясно показывающая то сочувствие, выразившееся в значительных жертвах, какое встретило себе в селе и от других мест общество «Христианской помощи».

1) Содержавшего на свой счет в селе Великом богадельню на 15 человек и по квартирам – до 55 семейств.

           28-го мая 1893 года общество имело уже свой дом с прекрасной усадьбой, приобретенной за 4 000 рублей; взяло в свое ведение богадельню, переданную со всем инвентарем в общество наследниками Локалова, и ремонтировало ее за 726 руб. 30 коп; 7 ноября того-же 1893 года открыло одноклассную церковно – приходскую школу с интернатом при ней, где помещены безплатно 4 мальчика п 4 девочки, не имеющие родителей. (предположено п оправдалось – принимать безплатно в продолжении 5 лет но 8 человек, дабы единовременный прием 40 человек не истощил слишком средства общества): 15-го ноября открыты мастерския – швейная женская, сапожная и вязальная: за год пособия натурой и деньгами выдано на 2 643 руб. 10 коп. – За пятый год – приход общества выразился в сумме 13 646 руб. 75 коп., расход 9 833 руб. 93 коп. и, кроме того, общество имело собственности на 15 200 рублей, заключающейся в домах а) для школы с интернатом. б) для мастерских и с) больничном, с холостыми при них постройками.

           Школа экспонировала на Нижегородской Всероссийской выставке и получила за свои экспонаты диплом III-го разряда. Пря школе открыта ещё мастерская-живописная.

           8-го сентября 1897 года школа была посещена почетным членам: Высокопреосвященнейшим Ионафаном Архиепископом Ярославским и Ростовским, а 10-го г. начальником Ярославской губернии Борисом Владимировичем Штюрмер.

           В восьмой год, на 3 000 руб. – сумму, пожертвованную членами общества, и субсидию 1) 10 199 рублей 65 коп. устроен при доме общества, прикладкой к нему, 2-х этажный корпус второклассной женской школы, а на доме общества наложен третий этаж. От общества была послана в дар училищному совету при Св. Синоде икона Св. Благовернаго князя Александра Невскаго, писанная 14-ти летним учеником иконописной мастерской при Великосельской второклассной школе Иваном Лугиным и фотографический вид самой школы; икона принята Советом «с признательностию и утешением» и назначена к постановке в церковь – школу имени в Бозе почившаго Императора Александра III-го, а фотографический вид – в школьный музей при Синодальном училищном Совете.

           В 9-й год открыта при обществе еще церковно-приходская школа грамоты, учащихся в этой школе грамоты при второклассной и в одноклассной – всего 150 девочек.

           Во второклассной кончили 10 учениц, с правом народных учительниц, два ученика из живописной реставрировали наружную живопись на церкви Рождества Богородицы в селе Великом; ими же были написаны иконы: Св. Димитрия Ростовскаго Чудотворца и Царицы Александры 2) и поднесены г. Министру Внутренних Дел Димитрию Сергеевичу Сипягину, посетившему в этом году школу и отозвавшемуся на эту работу и на всю постановку школьнаго и учебнаго дела при обществе, как – «выдающееся и желательное для других школ подобнаго типа».

                   1) Училищнаго совете при Св. Синоде.

                   2) Преп. Иоанна Рыльскаго, – послана в дар о. Прот. Иоанну Кронштадскому, не забывающему на ряду с другими и это О – во.

 

           Заарендовано обществом 16 десятин земли для устройства сельско-хозяйственной фермы от общества. Приход общества 11 746 руб. 76 коп., в том числе заработанных по мастерским: швейной 368 руб. 24 коп.; чулочной 646 руб. 22 коп.; иконописной – 268 руб. 54 коп.; сапожной 414 руб. 30 коп.; портновской – 736 руб. 25 к., столярной 468 руб. 10 коп. Расход 11 644 руб. 14 коп.

           Собственность общества, заключающаяся в трех каменных домах (одноэтажном, 2-х и 3 х этажном), одном деревянном, двух плодовых садах, 3-х лошадях на ферме, рабочем доме там-же, 2-х коровах, с полным ко всему инвентарем, простирается на 20 000 рублей! Неприкосновеннаго капитала в обществе 2 013 руб. 78 коп. В интернате общества содержится безплатно полный штат – 40 учеников сирот и бездомных, чуть не с улицы подобранных, имеющих, вместо моральной, предстоящей им, и физической гибели явную надежду выдти по времени честными работниками Царю и Отечеству, истинными чадами Православной церкви!…

Предположено в 10-й год открыть при Обществе еще однокласную мужскую школу…

Мы не Могли пройти молчанием этого блестящаго по замыслу и исполнению общества, повторяем, во всех деталях разработаннаго и оборудованнаго председателем его, о. Протоиереем Владимиром. Беглый этот очерк деятельности Общества и цифры ясно говорят про неутомимую работу и. выдающияся организаторския способности почтеннаго юбиляра и нечто другое, как искреннее желание помочь своему ближнему, руководило им: сколько затрат положено в это Общество и умственных и нравственных и физических. Во истину, за организацию этого Общества, о. протоиерей может быть назван «благодетелем села Великаго», как, слышали мы его и назвал, много людей видавший, умудренный годами и опытом и Святительством, Высокопреосвященнейший Архиепископ Ионафан.

           Этот эпитет усвоенный Архиепископом и чувство, в меру возраста и силы, исполняемаго дела по служению ближним, да послужат высшей наградой добросовестному деятелю о. протоиерею!

           Уместно здесь привести адрес, говоренный от второклассной школы старшей учительницей Г. Лавровой (в церкви, пред началом литургии).

Ваше Высокоблагословение, Глубокоуважаемой и добрейший Отец Протоиерей!

           Сегодня празднуем пятидесятилетний юбилей Вашего ревностнаго служения на пользу Православной церкви и пастве, и наша школа спешит присоединиться к общему торжеству и поэтому поводу выразить Вам глубочайшую и сердечную свою признательность: не Вашими-ли стараниями, не Вашими-ли трудами была воздвигнута школа наша?

           Сознавая великую пользу воспитания и образования, Вы положили начало этому святому делу. Благодаря Вашим неустанным заботам, теперь имеют возможность обучаться в школе дети бедных родителей, которыя могли бы остаться без средств к жизни (и погибнуть морально)!

           Устроив школу. Вы не оставили ее без своего покровительства. Вы все время заботились о ней, как о любимом своем детище, и трудились о ней на столько, насколько хватало у Вас сил. При всякой возможности Вы старались посетить школу. Ваше посещение было настоящим праздником для детей.

            Вы ласкали их, наставляя на все доброе и хорошее, отечески беседовал. с ними, стараясь заронить искру Божию в мододыя, восприимчивыя души. Недаром при Вашем посещении счастливыя дети с радостию спешили к Вам, чтобы получить Ваше благословение.

            Для нас, учащих, в течении всей своей жизни Вы были постоянным примером самоотверженнаго труженика, честно исполняющаго свое высокое назначение. Вы учили нас отдаться школе и народу, которому сами посвятили всю свою жизнь, многотрудную. Вы всегда старались, чтобы мы поняли, сознали всю важность нашего труда, сознательно относились к возложенным на нас обязанностям. «Трудитесь, работайте», много раз сердечно советовали Вы нам… И ваши слова вселяли в нас бодрость, прибавляли сил п рождали в наших сердцах добрыя желания.

            Позвольте же, дорогой о. протоиерей, от лица всей школы сердечно поблагодарить Вас за ваши заботы и попечения о нас и в знак признательности принести Вам наш скромный дар 1)..

Наша благодарность слишком ничтожна в сравнении с тем, что Вы сделали для нас, но мы будем всегда молить Бога, чтобы Он наградил Вас… пусть, и так, продлит Господь Вашу драгоценную для нас жизнь еще на многия, многия лета!

            Да утвердит Он Вас в ваших благих начинаниях и для совершения их дарует Вам еще сил и душевных и телесных»!…

                    1) Палица, вышитая ученицами школы.

           Как настоятель, о. протоиерей не мало потрудился для внешняго и внутренняго благоукрашения местных храмов Божиих и постановки истоваго, согласнаго уставам и преданиям церкви, богослужения. Так на первых же годах своей службы – при помощи прихожан – дюбителей церковиаго благолепия и всегда с охотой содействовавших в подобных начинаниях; особенно ири помощи г. Алексея Васильевича Локалова, г. Крашенинникова – ц. старосты и Моругина Василия Гаврииловича, благолепно реставрировал и украсил изящной оградой кладбищенский храм во имя Боголюбской Божией Матери, расширенный (при вторичной реставрации в 1895 г.) и снова украшенный при церк. старосте Гаврииле Васильевиче Моругине 1). В 1880-х годах, в память избавления от опасности в. Бозе почившаго Императора Александра II-го, приобретена им по подписке многоценная (до 4000 р.) риза на храмовую икону Покрова Пр. Богородицы (в теплом храме). В 1886-м году реставрирован и украшен главный храм (холодный) во имя Рождества Божией Матери. Как выдающееся в этой реставрации, следует отметить «Святцы» – изображения от руки в Московской иконописной школе на 122 иконах (8*12 в.), расположенных на 12-ти сторонах столбов, поддерживающих своды храма: стоимость их 1220 р., а всей реставрации до 20 000 р. Владыка Ионафан, лично прибывший на освящение этого храма, был восхищен благолепнейшим его видом и неоднократно благодарил настоятеля за умелую реставрацию и труды, понесенные им, и прихожан – за содействие и любовь ко храму Божию, действительно величественному (стройка 1710 г., тип Велико-Лаврскаго в Киеве, Успенскаго соборн. храма, но по размерам больший).

           В 1876 г., во время громаднейшаго пожара, истребившаго почти треть села, этот величественный памятник благочестия предков подвергался явной опасности. О. Владимир во все время опасности был при дверях этого храма, уже загоравшихся 2).

           Много раз реставрировался и теплый храм во имя Покрова Пр. Богородицы, храм сравнительно старой стройки – низкий на парусных сводах при четырех внутренних столбах; реставрация поэтому держится плохо, и заветной мечтой о. Владимира было поднять храм в высоту… По доколе это – только прекраснейшая мечта заботливаго настоятеля. При храмах существует штатный хор певчих – местных прихожан. великих любителей церковнаго пения. Хор находится на жалованьи О-ва «Христианской Помощи».

           Все здесь, нелицеприятно сказанное о пастырской деятельности почтеннаго юбиляра, находило постоянный отклик в сердцах прихожан, кои, к великой чести их, везде своим настоятелем «хвалятся», а в настоящий раз выразили ему свои о нем думы в следующих, прекрасных по простоте своей и задушевности, выражениях.

 

     1) Вложившаго своих средств до 5 000 р.

            2) В этот пожар сгорели все дома свящ.-ц.-служителей, на место коих. по мысли о. Владимира и при содействии церковнаго старосты Василия Гаврииловича Моругина и прихожан, устроен каменный двухэтажный корпус, в коем помещаются: две роскошныя квартиры для священников, две для диаконов, одна псаломщику и одна для общественной церковной библиотеки; стоимость до 20 000 р.

Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.