… 6 сентября, в 3 часа по полудни, Архипастырь, уступая усердной просьбе причта и представителей прихода села Великого, Ярославского уезда, выбыл в это село (по Московскому шоссе, на лошадях), чтобы освятить в главном Рождество-Богородицком храме села новый иконостас и совершить в нем служение 7 числа в день воскресный и 8 ч. в день храмового праздника села. Сопровождали Архипастыря, кроме певчих и иподиаконов, Толгский архимандрит Павел, ключарь и протодиакон.
…
В ½ 7-го часа прибыл Архипастырь в Великое село. На пути, при въезде в село, находится единоверческая церковь, священник которой (М. Щетнев) в облачении и с св. крестом ожидал у ворот ограды. С ним не мало было и прихожан. Владыка вышел из экипажа, приложился к св. кресту и сказал священнику и прихожанам: «К вам я прибуду завтра». Прибывши к приходским церквам (летняя в честь Рождества Богородицы с двумя приделами в ряд и зимняя в честь Покрова пресв. Богородицы с приделом св. Николая чудотворца, обе каменные), Владыка вошел в главную из них, Рождество-Богородицкую, где ожидали: приходское духовенство и масса народа (прихожан в селе 2000 душ муж. п.). Старший из священников (он же и благочинный) В. Соколов приветствовал Архипастыря следующею речью:
«Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец!
Благословен Господь, сподобивший нас на третий раз сретать тебя во св. храме сем! Благодарим убо Господа из глубины душ и сердец наших за великую Его милость к нам и сугубо радуемся о святительском пришествии твоем.
Вниди же, Милостивейший наш Отец и Архипастырь, с миром твоим и молитвою твоею во святый храм сей, обновленный и украшенный усердием детей твоих. И если малое сие усердие их будет иметь хотя малую цену пред очами твоими, и твое отеческое сердце возрадуется о усердии детей твоих к благолепию св. храма сего, возрадуются радостию великою и дети твои и вознесут горячие мольбы к Отцу небесному, да хранит Он надолго дорогую жизнь твою для нашего и общего блага всей Богоспасаемой паствы Ярославской. Благословен грядый во имя Господне!»
Владыка, взявши св. крест, сказал, что и для него всегда составляет высокое утешение видеть в своей пастве особенное усердие о благоустройстве и благолепии храмов Божиих. Остается пожелать, чтобы души всех усердствовавших в обновлении сего храма украшались и блистали добродетелями, как блестит золото в храме. Вошедши в алтарь, Владыка благословил местный причт начать воскресное бдение. Пели два хора архиерейский и местный, состоящий из учащихся в приходской школе и из любителей, под управлением приходского священника Н. Красносельского. Храм был наполнен молящимися, которые представляли ту местную особенность, что мужчины сплошною массой, во всю ширину храма, стояли впереди, а женщины в таком же виде стояли назади. Пред окончанием бдения Владыка вышел из алтаря, остановился на амвоне и стал преподавать благословение. Невозможно описать усердия, с которым взрослые и дети, мужчины и женщины, тесня друг друга, стремились получить Архипастырское благословение.
7 сентября, в воскресенье, в 6-8 час. утра, местным причтом совершены были ранняя литургия и после ней проводы Тихвинской иконы Божией Матери, принадлежащей Ростовскому женскому монастырю. С ½ 9-го часа начат перезвон, во время которого о. архимандрит Павел с двумя сослужащими освятил воду. В ½ 10 часа прибыл Высокопреосвященный Архипастырь и после прочтения часов совершил в Рождество-Богородицком храме обряд освящения иконостаса, священных изображений на стенах и икон на колоннах. Храм этот построен в 1712 г. и по своей архитектуре представляет точную копию с Ярославского кафедрального собора, только больше по размерам ( в длину, ширину и высоту). Совершенно подобен этот храм Ярославскому собору, построенному в 1-й полов. XVII ст., и по внутреннему устройству: такой же 5-ти ярусный иконостас ( с надбавкою выше его 6-го ряда икон в полукруглых рамах и в средине резного изображения Спасителя на кресте), те же 4-ре колонны, поддерживающие три купола и своды, такие же по бокам (главного престола) приделы, представляющие церковь в церкви. Усердие к сему храму прихожан выразилось в настоящий раз: в исправлении резьбы и сплошной позолоте всего иконостаса, в отчистке и возобновлении (без перемены рисунков) стенной живописи очень высокого достоинства и весьма толково изображающей главнейшие события ветхозаветной и новозаветной свящ. истории, в убранстве колонн вновь написанными (в греческом вкусе) иконами, установленными в позолоченных, изящной работы, киотах (тогда как прежде они обставлены были разнообразными иконами, нанесенными из домов прихожан) и проч. Дорого обошлось такое возобновление; за то в настоящем виде храм этот должен быть отнесен к числу самых лучших храмов Ярославской епархии, и притом таких храмов, которые олицетворяют в себе нашу истинно русскую православную древность. Приверженные к старине старообрядцы, коих не мало в Великом селе, между прочим могут остановить свой взор и на древних иконах, украшающих нижний ярус иконостаса и убранных в весьма ценные сребропозлащенные ризы (наприм. , на иконе Спасителя риза 32 ф., на иконе Смоленской Божией Матери 29 ф., на иконе Рождества Богородицы 29 ф. и т. д.). За освящением последовала литургия, которую служили с Архипастырем: архим. Павел, ключарь и местные свящ. В. Соколов и свящ. Ф. Барсов. Проповедь во время причастия говорил Ярославской кладбищенской церкви свящ. С. Соколов (сын свящ. В. Соколова) на текст: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. По окончании литургии и преподании благословения, Архипастырь, среди тысячной массы народа, прошел в теплый храм, который представляет совершенную противоположность холодному и требует больших затрат для приведения его в настоящий благолепный вид. Главный его недостаток – очень низкий потолок, вследствие чего, при большом стечении богомольцев, в храме бывает крайне душно.
По выходе из храма, Владыка посетил дом церковного старосты Г. В. Моругина и затем отправился в единоверческую церковь. По выслушании входного молебствия, которое пропето было громко и стройно (по знаменному распеву), Архипастырь принял от священника крест и обратился к народу, а протодиакон возгласил: «Единоверным братьям нашим многая лета». Когда смолкло многолетие, Владыка сказал: «Вот вам мое искреннее благожелание, да хранит вас Господь на многая лета в душевном спасении и телесном здравии». Прихожане обратились с просьбою об уходящем от них священнике. Владыка сказал: «Эта просьба мне уже известна. Если он увлечен честолюбием и корыстолюбием , то ему не будет ничего хорошего на новом месте; если же он идет для славы Божией, для больших трудов среди Нижегородских единоверцев, то мы не должны его удерживать. Не печальтесь, Господь пошлет вам и нового пастыря по сердцу вашему». Преподавши благословение (во время которого пропели догматик на клиросе по нотам), Владыка посетил квартиру священника и потом отправился в кладбищенскую церковь (каменная и оч. благолепная церковь). После входного молебствия, протодиакон произнес: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, всем почивающим при св. храме сем православным христианам, и сотвори им вечную память». По окончании пения «вечная память» Владыка обратился к собравшимся прихожанам и сказал им: «А вам многая лета. Бывайте здесь чаще и поминайте почивающих здесь предков ваших, молитесь о них, чтобы Господь помиловал их, а их молитвами и вас в свою очередь. Не все мы умираем достойными царства Божия, хотя и желаем его; поэтому-то вот и нужны молитвы за усопших, чтобы Господь очистил их от грехов и принял их в небесные обители. Господь милостиво приемлет эти молитвы, потому что они исходят из горящего христианскою любовию сердца и церковь земную соединяют с небесною».
После кладбища Архипастырь посетил приходское двуклассное училище (Мин. нар. пр.) и женское училище (земское). Благословивши всех детей, Владыка сказал им в наставление: «Учитесь прилежно; молитесь Богу усердно; родителей, старших и наставников почитайте, и Господь даст вам счастливую и долгую жизнь»… Лучшим ученикам и ученицам розданы в награду книжки.
Из училищ Архипастырь проследовал в дом старосты единоверческой церкви крестьян. Кувыркина, который встретил Владыку с особенным радушием и почетом. Входная лестница была убрана цветами, супруга хозяина поднесла хлеб-соль, певцы единоверцы пропели по нотам: «Не имамы иныя помощи»… Еще раз заявлено было здесь сожаление об уходящем священнике. По всему заметно, что здешнее единоверие не по наружности только, но и внутренно находится в полном союзе с церковию.
Возвращаясь в квартиру (в дом свящ. В. Соколова), Владыка посетил общественную богадельню, устроенную для престарелых и увечных обоего пола и находящуюся вблизи приходской церкви, что дает призреваемым возможность постоянно бывать за Богослужением.
Вечером, в 6-9 час., совершено было в обновленном храме, по случаю храмового в нем праздника, торжественное всенощное бдение. И начало положил этой службе, и затем выходил на литию и полиелей сам Архипастырь. Собравшихся на молитву было множество. Пение было двухорное, освещение полное, храм сиял золотом, сияли и лица молящихся от духовной радости.
8-го сентября в том же храме совершил Архипастырь литургию. Благовест начался в 9 час., прибыл Владыка в ½ 10 часа. Так как погода была теплая, то встреча происходила на обширной паперти храма. Паперть эта замечательна стенною росписью, направленную к вразумлению чуждающихся св. церкви старообрядцев. На отдельных картинах изображены св. Апостолы и святители со свитками, на которых тексты из свящ. Писания и из писания св. отцов гласят: о святости и непреложности учения православной церкви, о необходимости для спасения быть в союзе с нею и освящаться ее таинствами, о послушании пастырям церковным и проч. У св. Павла напр. На свитке текст: « Аще мы или ангел благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет»; у св. Златоуста: «и кровь мученическая не заглаждает вражды против церкви»; у св. Киприана: «кому церковь не мать, тому Бог не Отец; у св. Кирилла Александрийского: «иже церкви Божия и причастия св. Христовых таин удаляют себе, врази Божии бывают и бесом друзи»; у св. Симеона Солунского: «Всякая молитва священника совершеннотворна Божественною благодатию. И сему не веруяй, ниже приемляй, ниже крещение убо, ниже мира совершение, ниже разрешение грехов приемлет. И неверного сей близ, и себе самого изволит от части христианския» и т. д. Таким образом эта паперть, открытая во всякое время и доступная всякому, проповедница истины православия; и нет сомнения, что многих эта проповедница ввела во святилище Божие»*).
Торжественная литургия окончена благодарственным молебном с каноном Божией Матери. Сослужащими были те же, что и 7 числа. Преподавши благословение и поблагодаривши прихожан за их столь щедрые пожертвования на благоустроение своего храма, Архипастырь не отказался и от праздничной трапезы, предложенной в доме достопочтенного церковного старосты (Моругина), много потрудившегося для обновленного храма. Между прочим за обедом присутствовал и местный землевладелец, член совета при министре Госуд. Имущ., г. Карнович. После обеда посещены владыкою дома главных благоустроителей храма г.г. Иродовых (К.А. и Д.Д.).
В 3 ¼ ч. по полудни состоялся выезд из села и в ½ 7 часа Архипастырь благополучно прибыл в г. Ярославль.
…
*) Кстати заметить, что замечательна при церквах Великого села и библиотека церковная. В ней имеются наприм.: Правосл. Обозр. за 23 года, Руководство для сельск. паст. за 22 г., Христ. чтение за 13 г., Душеполезное чтение за 16 г., Духовн. беседа за 9 г., Странник за 14 г., Истина за 17 г., Всего книг и журналов 171 название, в 686 томах, что дает причту полную возможность и себя и паству питать здоровою духовною пищею.
_____
1 Обозрение его высокопреосвященством высокопреосвященнейшим Ионафаном, архиеписком Ярославским и Ростовским некоторых церквей по случаю освящения и служения в июне, сентябре и октябре месяцах 1886 г. Ярославль, 1886.
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии