Села Лучинское, Введенское и Великое.
6-го июля, в 7-м часу утра, Высокопреосвященнейший Архипастырь выбыл из гор. Ярославля по просёлочному Великосельскому тракту. Первое на пути село было Лучинское, расположенное на возвышенной, гористой местности. Утро было чрезвычайно ясное и теплое. В 8-м часу, на повороте с Суздальского тракта к селу Лучинскому, показался экипаж Владыки. Раздался церковный звон. Причт, состоящий из священника, диакона и псаломщика, ожидал со св. крестом в воротах ограды. Вместе с ним встречал и благочинный прот. Вл. Соколов, прибывший из села Великаго для сопровождения Его Высокопреосвященства в дальнейшем следовании к селу Великому. Приняв крест от священника и сделав краткий отпуст, при пении причтом «Достойно есть…» и тропарей, Владыка вступил в храм, где провозглашены были малая эктения и многолетие. Совершено было обозрение обеих церквей, холодной и тёплой. В последней Владыка благословил причт и старосту, и по просьбе священника посетил дом его, что бы преподать благословение семейству. Церковь с. Лучинскаго построена в 1736 году на месте сгоревшей старой деревянной церкви. В 1880 году трудами церковнаго старосты и священника о. Константина Ласточкина открыта в селе Лучинском церковноприходская школа, которая дала уже отличные результаты, особенно в пении, благодаря священнику и псаломщику, О. Мирову, которые оба знатоки и любители пения; очень хорошо пошло обучение и по прочим предметам, хотя трудящиеся не получают никакого вознаграждения. Всех душ в приходе за 1889 год значится: 706 м. и 807 ж. пола; население почти все православное. Из Лучинскаго Архипастырь отправился в с. Введенское. Лежащая на пути р. Великая была без воды; при подъезде к ней из перелесков высыпала большая толпа крестьян, косивших луг. Сплошной стеной они окружили экипаж Архипастыря, прося Его благословения. Высокопреосвященнейший приказал остановиться и преподал всем благословение. То же повторилось при въезде в дер. Шепелево.
В с. Введенском встретили Архипастыря толпы народа, собравшагося из деревень. Не смотря на недалекое разстояние с. Введенскаго от города (20 в.), при обозрениях Архипастырей, оно постоянно, по своему местоположению, оставалось в стороне и, с посещения его в 1843 году Преосвященным Евгением, из Архипастырей, преемников его, здесь в течении почти полустолетия никто не был. А потому прихожане встречали Владыку как дорогого гостя. Войдя в церковь. Его Высокопреосвященство с особенным вниманием осматривал своеобразное устройство внутренних частей храма. Строители храма, как видно, допустили не поправимую ошибку, разделив храм иконостасною стеною на две почти равныя части, отчего в алтаре получился чрезмерный простор, а для предстоящих теснота. Чтобы поправить ошибку эту, за иконостасной cтеной строители поставили второй иконостас и таким образом в церкви явилиль два иконостаса предалтарный и отделяющий алтарь. Явилось в церкви три отделения от которых места для богомольцев почти не прибыло, а алтарь оказался за двумя стенами. Выйдя из алтаря, Владыка обратился к народу с назидательным словом и благодарил его за радушный прием и встречу сказав при сем, что кто любит Бога, тот любит и св. церковь его и поставленных от него пастырей церкви. Эту любовь свою к Богу они и засвидетельствовали радушною его встречею, как своего Отца и Архипастыря. Далее спросив: «Чем они занимаются теперь» и получив ответ, что кончают сенокос и хотят приняться за жнитво, Высокопреосвященный языком простым и сердечным преподал назидательное поучение предстоящим в сравнении поля, усеяннаго колосьями, с душами человеческими. Хорошо питаемыя зерна, приблизительно сказал он полны и ценны по своему содержанию; они с радостию отбираются и убиратся хозяином в житницу: подобно тому и души людей, тех, которые питают себя слушанием слова Божия, посещают церковь и при всяком случае любят помогать своим ближним, как добрыя зерна тучнеют от добраго питания и, в свое время, будут убраны небесным домовладыкою — Богом в свою небесную житницу. Напротив, те люди, которые не радеют о питании душ своих пищею духовною, подобно тощим зернам и соломе, будут некогда отринуты Богом на праведном суде его и преданы будут огню для сожжения». Потом, указав на икону Божией Матери, Владыка спросил предстоящих: «Знают ли они кто изображен на иконе этой и знают ли жизнь Божией Матери и Спасителя, от Нея родившагося»? Некоторые не смело ответили, что это Божия Матерь; но о жизни Ея и Господа Спасителя ответа дать никакого не могли. Даже сам учитель (крестьянин, обучавший детей) как ни силился ответить что-то на вопрос Архипастыря, но слова не выходили из уст его. Тоже повторилось, когда Владыка спросил о картине Преображения Господня, написанной на западной стене храма. Тогда Владыка обратился к священнику и преподал ему наставление учить паству свою всегда и везде, при всяком удобном случае, и в церкви и вне ея, обясняя и разсказывая прихожанам из св. Евангелия о жизни Спасителя и о жизни Божией Матери, а равно объясняя смысл и значение св. икон в церкви и жизнь святых Божиих. «Разсказывай все это, говорил священнику Владыка, просто как умеешь и как Господь вразумил тебя, и твои прихожане будут знать то, что следует знать каждому православному христианину». «А есть ли школа здесь»? Школа оказалась только домашняя, между тем по отдаленности от школ церковно-приходских нужда здесь в правильно устроенной школе настоятельная. При семь доложено было Его Высокопреосвященству, что устроить школу здесь не трудно, так как при церкви находится до 80 десятин леса. На предложение Владыки устроить школу, крестьяне охотно согласились, но просили разрешения взять церковнаго леса на устройство ея, принимая при сем все далнейшия, при постройке школы, расходы на себя. Владыка согласился, и крестьяне, поблагодарив за милость, окончательно решили выполнить это благое дело. Результат посещения Владыкою прихода, как бы забытаго, вышел таким об разом благодетельный для населения. После церкви, Владыка посетил дом священника и, благословив его семейство, изволил дать свое согласие довольно престарелому уже священнику на сдачу места и увольнение его за штат. Село Введенское стоит при р. Которосли. При переезде чрез реку, Владыку попросили перейти наплавной мост по доскам, на него набросанным, что он благодушно и исполнил. Провожавшие крестьяне снова здесь окружили Владыку и, принимая Его благословение, просили об отпуске леса на устройство школы. Обещание было подтверждено Владыкою; с своей стороны подтвердили свое обещаниe и крестьяне. Церковь села Введенскаго, по внутреннему украшению, не богатая; построена в 1820 г; душ муж. пола 470; народонаселение все православное.
Село Великое от Горы Пятницкой в двух верстах. При въезде в с. Великое, первая церковь на пути — единоверческая, построенная в 1861 году, на месте прежде бывшаго расколыничьяго кладбища, на котором погребались беглопоповцы и безпоповцы. Поповцы, обратившись к единоверию, вместо существовавшей у них на огороде деревянной часовни, пожелали построить единоверческую церковь, с определением к ней особаго священника, что и было им разрешено. В настоящем своем виде церковь небольшая, по вполне благоустроенная, старанием недавно умершаго церковнаго старосты, крестьянина с. Великаго Н. М. Кувыркина. Причт церкви встретил Владыку, при обычном колокольном звоне, со св. крестом, в воротах ограды. Приняв сн. крест и сделав краткий отпуст, Владыка при пении «Достойно» столповым напевом, вступил в церковь. После входной литии и по обозрении алтаря, Владыка благословил предстоящих и пожелал всем мира, здравия и благоденствия, а умершему недавно, усердному попечителю о церкви, рабу Божию Николаю, провозгласил «вечную память», преподав при сем и отеческое наставление «жить всем между собою в мире и неразрывном христианском единении, о чем молится непрестанно и общая матерь, святая церковь». Пред выходом из церкви, ко Владыке подошла вдова умершаго старосты и со слезами просила благословить ее на одинокую жизнь св. иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Владыка принял св. икону, облобызал ее и, благословив иконою вдову, возвратил ей икону, а вдова, в свою очередь, передала ее помощнику старосты для постановки в церкви на вечное поминовение умершаго. Пожертвованная икона в сплошной серебряной ризе. Прямо против выхода из церкви была могила умершаго церковнаго старосты. Здесь, по благословению Владыки, совершена была священником краткая лития об усопшем. Благословив могилу, Владыка вышел и благословив окружавший его народ, отправился к церкви Рождества пресвятыя Богородицы в с. Великом.
После обычной встречи Притом и народом, при совершении входной литии, о. протодиаконом возглашена была малая эктения с многолетиями Государю Императору со всем Царствующим Домом, Святейшему Синоду и Его Высокопреосвященству с Богохранимою его паствою. По окончании многолетия Владыка вышел из алтаря на амвон и возгласил всем предстоящим: „многая лета». Затем, держа в руках св. крест, обратился к предстоящему народу с следующею краткою речью: «Село ваше называется Великим, а вы, жители его, великоселами, Слово великий дало мне мысль сказать вам несколько слов, в ваше назидание, о различии величия но суду Божию и суду человеческому. У Бога велик тот, кто любит Его и исполняет Его св. заповеди; велик у Бога тот, кто искренно любит ближняго своего и готов всегда помочь ему в нуждах вещественных и духовных; велик у Бога тот, кто не превозносится, не гордится пред другими своими достоинствами, но признает себя смиренным и малым; велик у Бога тот, кто не осуждает ближняго своего, но видя недостатки других, смотрит на них как бы на свои и старается исправить себя. Но не таково величие и достоинство человека по понятиям человеческим. У людей часто бывает велик тот, который и совсем не признает ни Бога, ни Его св. заповедей. Величие человека измеряется у людей или знатностью происхождения или богатством; великими людьми бывают у людей и такие, которые совершенно не имеют за собою никаких, особенных заслуг и достоинств. Вам, братия и чада, желаю быть великими по тем нравственным качествам, кои ценны пред Богом. Любите Бога и ближняго своего, живите между собою в мире и согласии, будьте честны, друг друга не обижайте и не обманывайте: и вы будете по истине велики в очах Божьих, и благословение Божие всегда будет с вами».
По окончании речи, Владыка всех предстоящих допустил до целования св. креста, между тем на клиросе дважды пропет был тропарь храма, а потом но приказанию Владыки пропели: «Тебе Бога хвалим». Сойдя с амвона со св. крестом в руке, Владыка прошел всю церковь, давая лобызать его теснившемуся народу, до самаго притвора, где крест быль принят одним из священников и отнесен во св. алтарь. По выходе из храма, Владыка для краткаго отдыха отправился в дом г. Локалова, а духовенство перешло в это время в кладбищенскую Боголюбскую церковь, в которой назначено было совершоние панихиды по приснопоминаемой девице Серафиме, в вечную память которой отцом ея г. Локаловым (Александром Алексеевичем) внесено на устройство и содержание епархиальнаго училища около 25,000 руб. Пробыв около часа в доме Локалова, Владыка прибыл к кладбищенской Боголюбской церкви. Облачившись, после встречи, в манию, омофор и митру, Владыка совершил панихиду, в совершении которой, кроме местнаго причта, участвовали священники ближайших приходов: Горо-Пятницкаго и Плещеевскаго. Пели местные певчие под управлением священника Н. Красносельскаго. По 9-й песни Архипастырь прошел на могилы усопших: Марии, Сергия и девицы Серафимы (Локаловых), где и окончена панихида. Эта apxиeрейская панихида в с. Великом была вторая: первая была совершена в 1847 году пад могилою жены священника и благочиннаго Евгения Соколова — Матроны, Преосвященным Евгением, в бытность его в с. Великом для освящения Боголюбской церкви. Отсюда Владыка отправился к дому г. Локалова и осмотрел здесь работы по устройству артезианскаго колодца, на средства г. Локалова. Пройдено уже 120 сажен, но воды еще нет. Этот колодезь будет большим благодеянием для села, по неимению в нем чистой проточной воды. Потом Владыка снова отправился в церковь Рождества пресвятыя Богородицы для обозрения вновь устроенной ризницы для хранения церковной утвари и денежных сумм, а потом и теплой Покровской церкви. Церковь Его Высокопреосвященству понравилась; хороша она и для жителей во дни будничные; но в дни праздничные трудно стоять в ней богомольцам по недостатку воздуха, вследствие низкаго потолка и сводов. Вентиляция мало помогает. Остается одно: поднять стены церкви и сделать гладкий накат, что возможно и приблизительно будет стоить до 20,000 руб. Об этом в настоящее время идут толки и изыскиваются средства. По выходе из церкви, Высокопреосвященнейший удостоил посещением своим дом протоиерея и благословив семейство, посетил рядом стоящую с домом протоиерея богадельню г. Локалова, в которой на его счет содержится 8 мужчин и 8 престарелых женщин. Отечески обласкав живущих здесь и преподав им Архипастырское благословение и наставление «непрестанно памятовать о Боге и часе смертном, а между собою жить в мире и любви», Владыка далее посетил церковнаго старосту Г. В. Моругина и, преподав благословение его семейству и престарелой его матери, возвратился в дом г. Локалова, где приготовлен был обед. Обед этот носил характер чисто семейный. На нем, с Высоким Гостем, присутствовали: хозяин дома с семейством и ближайшими родными, о. протодиакон, Великосельский причт и несколько лиц, приглашенных хозяином, из близко знакомых. По окончании обеда, Владыка простился с радушным хозяином, благословил всех присутствующих, и некоторым роздал свои фотографические портреты и книжки духовно-нравственнаго содержания. Напутствуемый искренними благожеланиями и глубокою благодарностию, Владыка отбыл в г. Ярославль из с. Великаго в 5 ¾ часа по полудни.
Село Великое, прежде дворцовое, было подарено Императором Петром I князю Аниките Ив. Репнину за шведскую компанию в 1709 году, от котораго перешло к г. Яковлеву и наследницам его и оставалось в их владении до выхода крестьян из крепостной зависимости. Церквей в нем три: холодная, построенная в 1712 году, с главным престолом во имя Рождества пресвятыя Богородицы и двумя приделами: во имя иконы Смоленской Вожией Матери и великомученика Димитрия Селунскаго. Церковь эта по своему украшению — богатая, стиля византийскаго. Особаго внимания заслуживает в ней устройство вокруг четырех столпов, поддерживающих купол, иконостас со 198 иконами хорошаго греческаго письма, по золотому фону, на коих изображен годовой круг святых, празднуемых каждодневно церковию. Вторая церковь — теплая, во имя Покрова Божией Матери, с приделом св. Николая чудотворца, построена 1747 года. Третья — кладбищенская во имя Боголюбской Божией Матери, светлая и легкая, построена в 1847 году. Приход состоит из 2854 д. м. и 3188 ж. пола; а собственно в селе домов 814, в которых с временно проживающими 2118 муж. и 2333 жен. пола. Причт состоит из 7 лиц. Земли при церкви 178 десят. Большинство народонаселия православное и к церкви весьма усердное. Раскольников: в д. Седельнице 52 человека. Училищ в приходе три: мужское — министерское, двухклассное земское — женское и церковно-приходская школа в дер. Плотине. Всех учащихся мальчиков и девочек боле 400.
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии