По стр. 240-303 «Журналы Ярославскаго уезднаго земскаго собрания 1910 г.» — Ярославль, 1911 г
О приглашении на уѣздъ 2-го агронома.
Вопросъ о необходимости сокращенія района дѣятельности земскаго агронома и связаннаго съ этимъ углубленія его дѣятельности настолько въ настоящее время сознается всѣми земствами, что врядъ ли требуется что-либо говорить въ защиту его. Въ самомъ дѣлѣ полное осуществленіе всѣхъ агрономическихъ мѣропріятій явится вполнѣ возможнымъ только при условіи, если сама агрономическая организація приметъ подобно медицинѣ, участковый характеру когда агрономъ станетъ ближе къ населенію, войдя въ общеніе съ послѣднимъ на почвѣ конкретных хозяйственныхъ интересовъ. При наличности же одного агронома народное хозяйство также мало выиграетъ, какъ народное здравіе при одномъ уѣздномъ врачѣ.
На такую точку зрѣнія въ настоящее время уже встало большинство земств и только обремененность земскихъ бюджетовъ другими отраслями земскаго хозяйства пока еще препятствуеть широкому развитію участковой агрономіи. Тѣмъ не менѣе и сейчасъ мы знаемъ уже до 10 земскихъ губерній, гдѣ идея участковой агрономіи получила полное практическое осуществленіе, при чемъ число агрономовъ на уѣздъ варьируешь отъ 3 до 8 даже 10. На тотъ же путь, но только въ несколько иной формѣ выступило съ текущаго года ярославское губернское земство, пригласивъ при субсидіи Главнаго Управленія землеустройства и земледѣлія штатъ дополнительныхъ агрономовъ въ уѣзды съ наибольшимъ развитіемъ хуторовъ и отрубову при чемъ по нѣкоторымъ уѣздамъ представилось болѣе цѣлесообразнымъ организовать агрономическую помощь единоличнымъ хозяйстваму раздѣливъ уѣздъ на 2 агрономическихъ участка. Такимъ образомъ, вопросъ объ увеличены числа агрономовъ по нѣкоторымъ уѣздамъ уже съ нынѣшняго года можно считать вполнѣ рѣшеннымъ. По плану, выработанному губернскимъ агрономическимъ совѣщаніемъ на 1911 годъ намѣчается увеличеніе числа агрономовъ и по другимъ уѣздамъ губерніи, при чемъ въ уѣздахъ Мологскомъ и Мышкинскомъ предположено имѣть не менѣе 3-хъ агрономовъ на уѣздъ. Не предусматриваются планомъ только уѣзды Угличскій и Ярославскій, гдѣ число существующихъ единоличныхъ хозяйствъ еще настолько незначительно, что приглашеніе агрономическаго персонала на счетъ спеціальныхъ кредитовъ по землеустройству пока не представляется возможнымъ. Между тѣмъ нужда въ усиленіи агрономической помощи въ Ярославскомъ уездѣ чувствуется не менѣе остро, чѣмъ въ другихъ уѣздахъ губерніи. Въ настоящее время въ уѣздѣ существуютъ 2 сельско-хозяйственныхъ общества, которыя требуютъ постояннаго руководительства со стороны земскаго агрономическаго персонала. Самое раздѣленіе уѣзда на районы съ преобладаніемъ той или другой культуры, какъ то: картофельный и льноводный районы, районъ съ значительнымъ развитіемъ садоводства и огородничества въ южной части уѣзда, говорить за необходимость образованія совершенно самостоятельныхъ агрономнческихъ участковъ съ особымъ приглашеннымъ въ каждый участокъ агрономомъ.
Не опредѣляя сейчасъ числа агрономическнхъ участковъ, управа тѣмъ не менѣе считаетъ необходимым, съ предстоящаго же 1911 года приступить къ осуществленію организации болѣе широкой агрономической помощи населению путемъ приглашенія на уѣздъ второго агронома. При этомъ раздѣленіи территоріи уѣзда на участки можетъ быть сдѣлано приблизительно слѣдующимъ образомъ: одинъ агрономъ, съ мѣстожительствомъ въ гор. Ярославлѣ, обслуживаетъ всю заволжскую часть уѣзда, а также ближайшая къ городу волости Норокую, Спасъ-Ярыжницкую, Крестобогородскую. Курбскую и Красносельскую, другой агрономъ, которому удобнѣе будетъ избрать мѣетожительствомъ село Великое, получаетъ въ свое вѣдѣніе всю остальную часть уѣзда.
На агронома, участокъ котораго пріуроченъ къ Ярославлю, возлагается все делопроизводство по агрономическому отдѣлу управы, а также наблюденіе за операціями сельско-хозяйственнаго склада. Что касается до взаимоотношеній между агрономами, то каждый изъ нихъ является совершенно самостоятельнымъ въ предѣлахъ своего участка и отвѣтственнымъ лишь передъ уѣздной земской управой. Органомъ, направляющимъ работу обоихъ агрономовъ является управа при участіи экономическая совѣта, при чемъ для дос-тиженія большей общности и планомѣрности въ работѣ агрономовъ желательно возможно чаще устраивать засѣданія совѣта.
Обращаясь теперь къ вопросу о средствахъ на приглашеніе 2-го агронома, управа находитъ возможнымъ содержание его, также какъ въ настоящее время уѣзднаго агронома, отнести на совмѣстныя средства уѣзднаго и губернскаго земствъ при чемъ въ виду желательности и для Великосельскаго участка имѣть лицо съ высшимъ образованіемъ управа полагала бы окладъ жалованья опредѣлить въ 1500 рублей.
Въ виду всего вышеизложеннаго управа имѣетъ честь предложить земскому собранію:
Признать вопросъ о приближеніи агрономической помощи населенію путемъ введенія участковой агрономіи настоятельно необходимымъ для Ярославскаго уѣзда.
Ассигновать въ смѣту 1911 года на половинное содержаніе 2-го агронома въ уѣздѣ 750 рублей, а вносить съ разъѣздными 1050 руб. и одновременно ходатайствовать передъ губернскимъ земскимъ собраніемъ о принятіи второй половины содержанія агронома въ размѣрѣ 750 руб. на счетъ губернскаго земства.
Объ открытіи въ Ярославскомъ уѣздѣ землеустроительной комиссіи.
Въ силу законодательнаго акта 9-го ноября 1906 года, предоставивішаго всѣмъ крстьянамъ право свободнаго выхода изъ общины, въ Ярославской губерніи съ 1908—1909 гг. начинаетъ возникать значительное количество единоличныхъ хозяйствъ. Начавшись въ видѣ нерѣшительныхъ попытокъ это движеніе вскорѣ принимаетъ настолько массовой характеръ, что создается необходимость открытія землеустроительныхъ комиссій почти во всѣхъ уѣздахъ губерніи. Исключеніе составляетъ только одинъ Ярославскій уѣздъ, который до сего времени являлось возможнымъ обслуживать силами землеустроительныхъ комиссій со стороны сосѣднихъ уѣздовъ Даниловскаго, Романовскаго и Ростовскаго. Но въ настоящемъ 1910 г. замѣчается со стороны крестьянъ Ярославскаго уѣзда усиленное стремленіе къ переходу къ болѣе улучшеннымъ формамъ землепользованія, что выражается большимъ числомъ поступившихъ соотвѣтствующихъ ходатайствъ въ губернскую землеустроительную комиссію. По даннымъ послѣдней къ 23 сентября 1910 года имѣлось отъ крестьянъ Ярославскаго уѣзда ходатайствъ:
а) По групповому землеустройству (раздѣлъ земли однопланныхъ селеній, разверстаніе черезполосности и проч.) отъ 1980 домохозяевъ на площади 21870 дес.
б) По единоличному землеустройству (разверстаніе на хутора и отруба цѣлыхъ селеній и выдѣлъ участковъ изъ общинныхъ земель) отъ 243 домохозяевъ на площади 2340 дес.
Такое количество приговоровъ и ходатайствъ по землеустройству еще до образованія въ уѣздѣ землеустроительной комиссіи говорить за то, что населеніе уѣзда въ будущемъ широко пойдетъ къ новымъ формамъ землевладѣнія. Поэтому открытіе въ настоящее время въ уѣздѣ землеустроительной комиссіи является вполнѣ своевременнымъ и даже неотложнымъ.
Докладывая о семъ, управа имѣетъ честь просить земское собраніе возбудить ходатайство черезъ г. ярославскаго губернатора о скорѣйшемъ открытіи въ Ярославскомъ уѣздѣ землеустроительной комиссіи, дабы въ предстоящій же полевой періодъ 1911 года можно уже было приступить къ выделенію въ натурѣ имѣющихся сейчасъ дѣлъ.
По вопросу о предполагаем обложеніи пошлинами заграничныхъ сельско-хозяйственныхъ машинъ.
Вопросъ о предполагаемомъ обложеніи пошлиной сельскохозяйственныхъ машинъ заграничнаго производства, какъ глубоко затрагивающей интересы всего русскаго сельскаго хозяйства естественно вызвалъ какъ со стороны многихъ земствъ, такъ и крупныхъ сельско-хозяйственныхъ обществъ цѣлый рядъ постановлений, направіенныхъ противъ проектируемаго обложенія. Московское общество сельскаго хозяйства, всегда чутко отзывающееся на всѣ явленія сельско-хозяйственной жизни, обратилось въ уѣздную управу съ просьбой внести на обсужденіе земскаго собранія вопросъ о предполагаемомъ обложеніи заграничныхъ сельско-хозяйственныхъ машинъ. Съ своей стороны Московское общество сельскаго хозяйства послѣ подробнаго разсмотрѣнія и разработки этого вопроса въ спеціальной комисеіи, приняло слѣдующую резолюцію:
Обложеніе въ настоящее время пошлиной всѣхъ тѣхъ категорій сельско-хозяйственныхъ машинъ, которыя, согласно дѣйствующимъ правиламъ, ввозятся безпошлинно, явилось бы, съ одной стороны, мѣрой въ современной обстановкѣ по существу нецѣлесообразной, а съ другой стороны — нарушающей насущные интересы страны и потому подлежащей самому рѣшительному осужденію.
Въ силу тѣхъ же соображеній существующая нынѣ въ размѣрѣ 75 коп. съ пуда пошлина на локомобили, ввозимые при молотилкахъ и паровыхъ плугахъ, должна быть полностью отмѣнена.
На основаніи тѣхъ же соображеній является необходимымъ сложеніе существующихъ пошлинъ въ размѣрѣ 75 коп съ пуда на сѣнокосилки.
Равнымъ образомъ необходимо, чтобы запасныя части къ сельско-хозяйственнымъ машинамъ, ввозимыя какъ при машинахъ, такъ и безъ нихъ, облагались въ томъ же размѣрѣ, какъ и самыя машины.
Въ области таможенной политики покровительство русскому сельско-хозяйственному машиностроенію должно быть направлено не на повышеніе пошлинъ на сельско-хозяйственныя машины, а на удешевленіе ввозимыхъ изъ-за границы предметовъ техническаго оборудованія заводовъ.
Соглашаясь съ данной резолюціей, управа должна еще отмѣтить, что предполагаемое обложеніе сельско-хозяйственныхъ машинъ должно особенно тяжело отразиться на интересахъ мелкаго сельскаго хозяйства. Высокая пошлина лишитъ цѣлый рядъ мелкихъ хозяйствъ возможности примѣнять усовершенствованныя сельско-хозяйственныя машины и орудія. Между тѣмъ, какъ разъ, только за послѣднее время въ крестьянскомъ хозяйствѣ Россіи стали проявляться признаки техническаго прогресса, и вредъ высокихъ пошлинъ въ данный моменъ былъ бы особенно чувствителенъ, такъ какъ онѣ тормозили бы развитіе этихъ зачатковъ болѣе высокой экономической культуры.
Въ виду этого управа полагала бы необходимымъ и со стороны ярославскаго уѣзднаго земства высказаться за крайнюю нежелательность въ интересахъ сельскаго хозяйства увеличенія таможенныхъ ставокъ на сельско-хозяйственныя машины и, кромѣ того, въ виду важности дела, считала бы нужнымъ просить ярославскую губернскую земскую управу о внесеніи означеннаго вопроса еще на разсмотрѣніе губернскаго земскаго собранія съ тѣмъ, чтобы послѣднее возбудило соотвѣтствуюіцее ходатайство о возможномъ пониженіи пошлинъ на ввозимыя машины.
По докладу губернской управы объ увеличеніи жалованья земскимъ агрономамъ.
Управа при семъ имѣетъ честь представить на обсужденіе земскаго собранія докладъ губернской управы объ увеличеніи содержания земскимъ агрономамъ. Съ своей стороны управа находитъ проектируемое увеличеніе оклада жалованья агрономамъ возможнымъ и даже желательнымъ въ видахъ привлеченія на службу лучшихъ земскихъ работников.
Далѣе, управа вполнѣ высказывается какъ за необходимость предоставленія агрономамъ періодическихъ 3-хъ мѣсячныхъ командировокъ, такъ и за желательность приглаішенія со стороны губернскаго земства въ теченіе лѣтнихъ мѣсяцевъ студентовъ-практикантовъ.
Объ увеличеніи содержанія земскимъ агрономамъ.
Согласно постановления губернскаго земскаго собранія сессіи 1898 года, учреждены должности уѣздныхъ земскихъ агрономовъ съ окладомъ вознагражденія въ 900 р., каковое черезъ каждые два года увеличивается на 150 р., до предельной суммы въ 1500 р. Ближайшіе, однако, годы показали невозможность подыскать на указанныхъ условіяхъ агрономовъ съ высшимъ сельско-хозяйственнымъ образованіемъ; мало того, даже лица съ среднимъ образованіемъ шли на службу земства при этихъ условіяхъ не вполнѣ охотно. Въ силу этого обстоятельства, уѣздныя и губернское земства въ 1902 — 1903 гг. увеличиваютъ содержаніе уѣздныхъ агрономовъ до 1200 р. для лицъ съ высшимъ образованіемъ и 900 р. съ среднимъ съ прибавками до 1500 р. для первыхъ и 1200 р. для вторыхъ.
На этихъ условіяхъ приглашаются агрономы на службу ярославскаго земства и до сего времени. Надо, однако, указать, что въ настоящее время почти всѣ агрономы Ярославской губерніи съ среднимъ образованіемъ получаютъ, согласно постановленія уѣздныхъ земскихъ собраній и губернскаго, оклады вышеуказанные, а именно:
Увеличеніе земскими собраніями содержанія агрономовъ съ среднимъ образоваміемъ обусловливается исключительно желаніемъ удержать на службѣ земства лицо, зарекомендовавшее себя своею работою, прослужившее извѣстное количество лѣтъ, знающее мѣстное населеніе и мѣстныя условія хозяйства.
Въ менѣе благопріятныхъ условіяхъ находятся агрономы съ высшимъ образованіемъ, особенно-же вновь приглашаемые: найти болѣе или менѣе опытное лицо съ высшимъ образованіемъ на первоначальный окладъ въ 1200 р., когда въ Ярославской-же губерніи агрономы еъ среднимъ образованіемъ получаются 1350 р., весьма затруднительно. Дороговизна жизни въ послѣднія 10 лѣтъ сдѣлала заработокъ въ 1200 р., въ особенности для человѣка семейнаго и получившаго къ тому-же высшее образованіе, немогущимъ обезпечить его существованіе, а потому и мало привлекательными Земства южной и юго-восточной Россіи учитываютъ это положеніе и соотвѣтственно повышаютъ вознагражденіе уѣздныхъ агрономовъ до первоначальная оклада 1500 и 1800 руб. Кромѣ того, въ этихъ раіонахъ вводится съ 1908 — 1909 гг. участковая агрономія, при чемъ агрономъ имѣетъ въ своемъ вѣдѣніи 3 — 4 волости, получая отъ 1200 до 1800 рублей.
Переселенческое управленіе и землеустроительныя комиссіи, въ свою очередь, приглашаютъ на службу агрономовъ съ высшимъ и среднимъ образованіемъ, платя имъ тоже повышенные оклады. Такимъ образомъ, при ограниченномъ количествѣ сельско-хозяйственныхъ учебныхъ заведеній создался усиленный спросъ на агрономовъ, въ силу чего и оклады содержанія сразу-же увеличились. Подобное положеніе, несомнѣнно, удержится и впредь, такъ какъ агрономическая деятельность земства и правительства съ каждымъ годомъ расширяется.
Въ ярославскомъ земствѣ въ 1909 году оставалось почти цѣлый годъ вакатнымъ мѣсто агронома по Ростовскому уѣзду, несмотря на всѣ старанія подыскать лицо, желающее занять его: отъ предложенія перевода въ Ростовскій уѣздъ агрономы другихъ уѣздовъ уклонялись, главнымъ образомъ въ силу дороговизны жизни въ Ростовѣ, претенденты-же на это мѣсто изъ числа лицъ, не служащихъ въ ярославскомъ земствѣ, отказывались въ силу малаго оклада содержанія. Положеніе это побудило ростовское уѣздное земское собраніе 1909 года увеличить первоначальный окладъ содержанія агронома до 1500 рублей.
По докладу губернской земской управы о помощи хозяйствамъ единоличная владѣнія, принятому минувшимъ очереднымъ земскимъ собраніемъ, постановлено пригласить 5 дополнительныхъ агрономовъ съ первоначальнымъ жалованьемъ въ 1500 рублей.
При обсужденіи доклада управы гласнымъ Н. Н. Тучковымъ было сдѣлано предложеніе объ увеличеніи оклада жалованья не только для вновь поступающихъ лицъ, но и агрономамъ, уже находящимся на службѣ земства въ настоящее время. Предложеніе Н. Н. Тучкова было собраніемъ 10-го декабря принято и постановлено: поручить управѣ представить доклад о желательномъ размѣрѣ увеличенія содержанія земскимъ агрономамъ.
ТУЧКОВ Николай Николаевич (1870−01−07) — 1928) — земский деятель, член II и IV Государственной думы от Ярославской губернии. Губернский предводитель дворянства в 1917 г.
(https://yarwiki.ru/article/2337/tuchkov-nikolaj-nikolaevich)
Вопросъ объ улучшеніи службы земскихъ агрономовъ былъ поднять также на минувшемъ VI совѣщаніи земскихъ агрономовъ и правительственныхъ спеціалистовъ Ярославской губерніи по докладу губернскаго агронома А. М. Дмитріева: «агрономическія мѣропріятія ярославскаго земства въ ихъ прошломъ, настоящемъ и будущемъ». Въ своемъ докладѣ губернскій агрономъ, отмѣчая создавшуюся какъ между земствами юга и севера, такъ и учрежденіями по переселенческому дѣлу и землеустройству конкурренцію въ дѣлѣ приглашенія агрономовъ, указываетъ, что если земства сѣверной Россіи желаютъ привлечь къ себѣ энергичныхъ и лучшихъ работниковъ, то они должны обставить службу агрономовъ такими условіями, которыя могли бы привлекать къ земству соотвѣтствующій агрономическій персоналъ. Условій-же этихъ два: 1) повышенный окладъ содержанія 2) предоставленіе земскимъ агрономамъ, наравнѣ съ врачебнымъ и ветеринарнымъ персоналомъ, возможности черезъ извѣстные промежутки времени освѣжать и пополнять свои знанія и опыты путемъ научныхъ командировокъ. Эти командировки, несомнѣнно, для агрономовъ, какъ спеціалистовъ, настоятельно необходимы и, кромѣ того, онѣ способствуютъ поддержанію энергіи и предпріимчивости у лицъ, принужденныхъ жить въ глухой провинціи. Принимая во вниманіе всѣ приведенныя выше данныя, и въ исполненіе постановления губернскаго земскаго собранія, управа имѣетъ честь предложить губернскому земскому собранію слѣдующій проэктъ улучшенія условій службы земскихъ агрономовъ
Эти оклады, въ виду одобренія ихъ экономическимъ совѣтовъ, управа вноситъ на принципіальное утвержденіѳ губернскаго земскаго собранія, послѣ чего имѣетъ передать на разсмотрѣніе уѣздныхъ земскихъ собраній очередной сессіи 1910 года — и затѣмъ очередному губернскому земскому собранію 1910 года.
Очередныя командировки съ цѣлью пополненія и освѣженія знаній надлежитъ признать вполнѣ справедливою и необходимою мѣрою. Съ этой цѣлыо управа предполагаетъ просить губернское собраніе установить слѣдующія положенія:
Земскіе агрономы Ярославской губерніи, прослужившіе въ ярославскомъ земствѣ не менѣе 3 лѣтъ. за счетъ губернскаго земства поочередно получаютъ денежное пособіе и отпускъ на поѣздку, съ цѣлью пополненія и расширенія знаній и опыта, въ соотвѣгствующія учрежденія и мѣстности Россіи и за-границу.
Очередь устанавливается съ 1910 года ежегодно не болѣе, чѣмъ для двухъ человѣкъ, такъ что каждый агрономъ получаетъ возможность командировки черезъ 5 лѣтъ на 6-й (при 10 уѣздныхъ аірономахъ), при большомъ числѣ должна быть увеличена ассигновка на командирование и удлинен срокъ очереди на 6 — 7 лѣтъ.
Размѣръ ассигновки на командированіе опредѣляется въ 600 р. въ годъ.
Что касается 1910 г., то агрономическій отдѣлъ признаетъ необходимымъ осуществить командировку двухъ старшихъ по службѣ агрономовъ въ этотъ же годъ за счетъ остатка въ 1000 р. по статьѣ «на содержаніе агрономовъ въ 1910 г.», на что проситъ разрѣшенія земскаго собранія. Указанными мѣрами представляется вполнѣ возможнымъ привлечь на службу ярославскаго земства хорошо подготовленныхъ агрономовъ съ высшимъ сельско-хозяйственнымъ образованіемъ и обезпечить болѣе или менѣе продолжительный срокъ ихъ плодотворной дѣятельности въ предѣлахъ губерніи.
Практиканты. Не подлежитъ сомнѣнію, что наиболѣе цѣлесообразиый способъ подбора земскихъ работниковъ спеціалистовъ заключается въ слѣдующихъ условіяхъ:
Чтобы агрономы-спеціалисты были хорошо знакомы съ мѣстными селхоз. условіями и бытомъ населенія, что болѣе всего возможно уроженцамъ Ярославской губ. или смежныхъ съ ней.
Чтобы земство могло, по возможности, до поступленія агронома на службу, узнать, его какъ работника, если еще и не вполнѣ сложившагося, то все же имѣющаго извѣстные задатки.
Чтобы земство могло приглашать на службу лицо, уже знакомое, хотя бы въ общихъ чертахъ, съ мѣстной агрономической деятельностью.
Эти три условія легко достижимы путемъ приглашенія практикантовъ-студентовъ сельско-хозяйственныхъ учебныхъ заведеній и агрономическихъ отдѣленій политехникумовъ и университетовъ, по возможности, уроженцевъ Ярославской губ., на лѣтнее вреімя. Въ настоящее время въ управу уже были соотвѣтствуюшия предложенія отъ студентовъ сельско-хозяйственныхъ институтовъ и университета. Студенты старшихъ курсовъ института имѣютъ возможность разсчитывать на оплату ихъ труда (обыкн. размѣръ 50 р. въ мѣсядъ). Студенты же университета предлагаютъ свои услуги безвозмездно, при условіи лишь выдачи имъ небольшой суммы на разъѣзды. Представляется поэтому весьма желательнымъ использовать силы ищущихъ работы молодыхъ людей, желаюіцихъ посвятить себя дальнѣйшей земской агрономической дѣятелыюсти. Изъ числа этихъ людей и будетъ въ послѣдующемъ формироваться наиболѣе желательный для дѣла кадръ служащихъ. Губернская управа имѣетъ честь предложить собранію одобрить предложеніе о приглашеніи студентовъ-практикантовъ (по возможности лично извѣстныхъ кому-либо изъ состава земства или агрономической организации) съ условіемъ выдачи имъ на разъѣзды 100 р. на человѣка. Означенная сумма на 1910 г. можетъ быть взята изъ оставшихся суммъ на содержаиіе агрономовъ въ 1909 г.
Приведенныя ниже соображенія были представлены губернской управой на заключеніе губернскаго экономическаго совѣта, который въ засѣданіи 10 января 1910 г. постановилъ со всѣми положеніями доклада управы согласиться и одобрилъ проэктируемый въ докладѣ размѣръ вознагражденія агрономовъ и періодическихъ имъ прибавокъ, равно какъ предложеніе управы объ установленіи очередныхъ научпыхъ командировокъ агрономовъ при пособіи изъ губернскаго земства и о приглашены на лѣто 1910 г. безъ оплаты труда студентовъ-практикантовъ съ выдачею имъ на разъѣзды не болѣе 100 р. на человѣка.
Представляя изложенное губернскому земскому Собранию губернская управа имѣетъ честь просить:
Одобрить проектируемый управою размѣръ окладовъ содержанія уѣзднымъ агрономамъ и періодическихъ имъ прибавокъ, а именно: для лицъ съ среднимъ образованіемъ первоначальный окладъ въ 1200 р. и окончательный въ 1600 р., съ высшимъ образованіемъ — первоначальный 1500 р., предѣльный — 2100 р.
Установить очередныя періодическія командировки агрономовъ, въ цѣляхъ освѣженія и пополненія знаній и опыта, при пособіи отъ губернскаго земства, въ размѣрѣ 300 р. на одно лицо, на слѣдующихъ основаніяхъ:
а) командируются за счетъ губернскаго земства агрономы, прослужившіе въ земствѣ не менѣе 3 лѣтъ.
б) очереди устанавливать съ 1910 года, ежегодно, не болѣе чѣмъ для 2 человѣкъ.
Разрѣшить управѣ израсходовать на командированіе агрономовъ въ 1910 г. часть остатка отъ смѣтнаго ассигнованія на содсржаніе агрономовъ въ 1909 г.
Разрѣшить управѣ израсходовать изъ того же источника 200 р. на оплату разъѣздовъ предлагающихъ свои безплатныя услуги практикантовъ.
По ходатайству плотинскаго сельско-хозяйственнаго общества передъ губернскимъ земствомъ о постройкѣ зданія изъ пустотѣлыхъ кирпичей для поімѣщенія хлѣбнаго ломбарда.
Представляя означенное ходатайство на обсужденіе земскаго собранія, управа, въ виду громадной важности затронутаго вопроса находитъ необходимымъ высказать слѣдующіа свои соображенія.
Полное отсутствіе правильной организаціи сбыта хлѣбовъ, а, главное, преждевременная продажа крестьянами своего хлѣба, составляетъ одну изъ безотрадныхъ сторонъ нашего народнаго хозяйства.
Сразу же послѣ уборки, хлѣбъ поступаеть на рынокъ. Подъ давленіемъ нужды продается не одинъ избытокъ, продается и часть того хлѣба, который необходимъ для продовольствія семьи въ предстоящемъ году съ тѣмъ, чтобы въ концѣ года недостатокъ пополнился покупкой того же хлѣба, но только по болѣе дорогой цѣнѣ. Нечего и говорить, какой огромный капиталъ теряетъ ежегодно въ этомъ наименѣе состоятельное земледѣльческое населеніе.
Какъ земство, такъ и другія общественныя учрежденія не могли не обратить вниманіе на всю ненормальность такого положенія, и во многихъ земствахъ мы видимъ попытку помочь въ этомъ земледѣльческому населенно. Одними изъ первыхъ на путь борьбы съ этимъ громаднымъ зломъ выступили сѣверныя земства: новгородское, тверское и вятское, организовавъ съ этой цѣлью во многихъ пунктахъ уѣздовъ, такъ называемые, хлѣбные ломбарды, гдѣ производилась выдача крестьянамъ ссудъ подъ залогъ хлѣба и другихъ сельско-хозяйствеыныхъ продуктовъ. Въ нѣкоторыхъ земствахъ, какъ напр., въ бугурусланскомъ, Самарской губерніи это дѣло приняло очень широкіе размѣры и количество ежегодно ссыпаемаго хлѣба превышало даже 1000000 пуд. Нельзя обойти молчаніемъ и попытку ярославскаго уѣзднаго земства въ этомъ отношеніи. По постановленію земскаго собранія въ 1904 году былъ открыть въ гор. Ярославлѣ хлѣбный ломбардъ, но просуществовавъ 2 года послѣдній былъ закрыть вслѣдствіе своихъ ничтожныхъ оборотовъ. Причину неудачи въ данномъ случаѣ надо объяснить тѣмъ, что гор. Ярославль далеко не представляетъ удобнаго мѣста для залоговой операціи, такъ какъ крестьяне привезшіе хлѣбъ въ городъ болѣе интересуются получить за него полную стоимость, чтобы на реализованныя деньги сдѣлать необходимыя закупки.
За послѣднее время, когда русская жизнь начала оживляться и обогащаться различнаго вида кооперативами, а въ числѣ ихъ и сельско-хозяйственными обществами, эксплоатація населенія скупщиками, какъ одно изъ отрицателыіыхъ сторонъ крестьянская хозяйства, нашло въ лицѣ ихъ убѣжденныхъ противниковъ. Сельско-хозяйственныя общества яснѣе и острѣе, чѣмъ какое-либо другое учрежденіе могли видѣть, какую потерю несетъ населеиіе при такой постановкѣ сбыта хлѣбовъ.
Многія общества не ограничиваясь однимъ только отрицательнымъ отношеніемъ къ данному явленію, приступили къ практическому разрѣшенію его. Въ настоящее время во многихъ сельско-хозяйственныхъ обществахъ хлѣбныя операціи составляютъ одну изъ главныхъ сторонъ дѣятельности обществъ. Цѣлый рядъ сельско-хозяйственныхъ обществъ какъ-то: константиноградское, карловское, алексѣевское — занялись ссыпкой хлѣба, при чемъ послѣднее общество настолько развило свою дѣятельность въ этомъ направленіи, что теперь имѣетъ два хлѣбныхъ элеватора, куда ссыпается болѣе 200.000 пуд. хлѣба.
Такимъ образомъ, на основаніи опыта многихъ сельско-хозяйственныхъ обществъ, можно утверждать, что организація ссыпки хлѣбовъ принесетъ несомнѣнную и огромную пользу для населенія. Помимо того, что владѣльцы всегда могутъ выждать съ продажей хлѣба до болѣе благопріятнаго момента, хлѣбныя зернохранилища облегчаютъ еще мелкому земледѣльцу возможность добыть нужныя средства и въ то же время при условіи обезличенія зерна и, конечно, при согласіи на то закладчика, продать его большой партіей но болѣе выгодной цѣнѣ, минуя мелкихъ скупщиковъ на сельскихъ базарахъ. Кромѣ того, возможность хотя бы для части крестьянскаго населенія не продавать тотчасъ же по уборкѣ свой хлѣбъ уменьшить громадный приливъ его на мѣстныхъ рынкахъ и тѣмъ самымъ поставитъ въ необходимость скупщиковъ установить болѣе нормальный цѣны.
Въ виду всего вышеизложенная управа находитъ устройство хлѣбнаго ломбарда въ с. Великомъ весьма целесообразным тѣмъ болѣе, что дѣло организаціи ссьшки хлѣба является не навязаннымъ сверху, а исходить отъ самого населенія въ лицѣ плотинскаго сельско-хозяйственнаго общества, что уже создаетъ извѣстныя гарантіи за жизненность и успешность данная мѣропріятія въ будущемъ.
Наконецъ, устройство хлѣбнаго ломбарда интересно еще въ томъ отношеніи, что постройку его предполагается производить изъ цементно-бетонныхъ камней, послѣдніе же, какъ матеріалъ для возведенія сельскихъ хлѣбозапасныхъ магазиновъ не оставляютъ желать лучшая. Поэтому, если опытъ такой постройки окажется удачнымъ, то несомнѣнно, въ такихъ крупныхъ уѣздныхъ центрахь, какъ село Великое, цементно-бетонныя сооруженія найдутъ себѣ широкое примѣненіе, а отъ этого, конечно, понизятся какъ горимость селеній, такъ и громадные убытки отъ ежегодныхъ пожаровъ.
Имѣя въ виду эти соображенія управа имѣетъ честь просить земское собраніе поддержать ходатайство плотинскаго сельско-хозяйственнаго общества о субсидіи на постройку ломбарда передъ ближайшимъ губернскимъ земскимъ собраніемъ.
По ходатайству ярославскаго отдѣла Императорскаго россійскаго общества садоводства.
Представляя при семъ ходатайство ярославскаго отдѣла Императорснаго россійскаго общества садоводства но вопросу объ организаціи въ уѣздѣ передвижного отряда но борьбѣ съ вредителями садовъ, управа со своей стороны высказывается за полную цѣлесообразность означенная мѣропріятія для Ярославскаго уѣзда въ виду большого значенія фруктоваго и ягоднаго садоводства, какъ подсобного промысла для крестьянъ Великосельской волости и просить, если собраніе найдетъ возможнымъ, поддержать это ходатайство общества садоводства передъ ярославскимъ губернскимъ земскимъ собраніемъ.
_________________________
Приложение
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии