И. П. Корнилов
Морской сборник. №7. СПб. 1862.
Перемѣнами называются постоянныя бурлацкія станціи, которыя не всегда бываютъ въ жилыхъ мѣстахъ, но иногда возлѣ какого нибудь урочища. Когда судно слѣдуетъ по теченію([1]), на гребкахъ, то гребцы, соблюдая между собою очередь, смѣняются на перемѣнахъ; но когда судно идетъ на бичевѣ или подачѣ противъ воды, то смѣны работниковъ бываютъ не по перемѣнамъ, а «по десятинно», то есть чрезъ каждыя десять верстъ. На разстояніи отъ Рыбинска до Нижняго, перемѣны малыя, не болѣе 18-ти или 25-ти верстъ, а за Нижнимъ Новгородомъ, къ низовымъ пристанямъ, перемѣны длиннѣе, именно оть 35-ти до 40 верстъ, потому что за Нижнимъ вода быстрѣе и съ тѣмъ вмѣстѣ гребная работа легче([2]). Отъ Рыбинска до Ярославля, на 76 верстахъ, 3 перемѣны; отъ Ярославля до Костромы на 73 верстахъ, также 3 перемѣны; отъ Костромы до Нижняго, на 291 верстѣ 13 перемѣнъ; отъ Нижняго до Казани, на 380 верстахъ, 15-ть перемѣнъ; отъ Казани до Хвалынска, на 654-хъ верстахъ, 8 перемѣнъ; отъ Хвалынска до Астрахани, на 1116 верстахъ 38 перемѣнъ. Всего между Рыбинскомъ и Астраханью, т. е. между двумя крайними предѣлами бурлацкой промышленности, 2590 верстъ и 80 перемѣнъ. Въ народѣ говорятъ, будто Императрица Екатерина II, путешествуя по Волгѣ, сама установляла для бурлаковъ перемѣны, по часамъ, принимая въ разсчетъ время, а не пройденное разстояніе.
Отъ стараго Макарья, вверхъ до Рыбинска, считается 22 перемѣны, а до Мологи 23 перемѣны. Вотъ самый перечень этихъ перемѣнъ:
Отъ стараго Макарья:
Судно, идущее бичевой, можетъ сдѣлать въ сутки, при чистой, хорошей сакмѣ и при тихой погодѣ, — отъ тридцати до сорока верстъ. Если судовому ходу препятствуютъ огрудки и осередыши (то есть камни и мели среди стрежня), и если на сакмѣ есть переправы чрезъ глубокіе затоны или рѣчныя устья, — что, разумѣется, замедляетъ ходъ бичевы, — то можно пройдти не болѣе 15-ти верстъ. По Костычамъ, гдѣ берегъ обрывистый и лѣсистый, да на Фатеевской плѣши, выше Чебоксаръ, къ Козьмодемьянску, — гдѣ на самомъ бичевникѣ зыбунъ и глубокая, вязкая грязь, — на бичевѣ нельзя пройдти болѣе 15-ти верстъ. При противномъ вѣтрѣ, когда валы съ бѣлякомъ, — то и при удобной сакмѣ нѣтъ возможности сдѣлать болѣе 20 верстъ въ сутки. Если противный вѣтеръ такъ усилится, что нельзя идти на бичевѣ, а надо подаваться завозомъ, то въ сутки нелзя пройдти болѣе десяти, пятнадцати верстъ.
Коли дуетъ чистая моряна и не мѣняется ни день, ни ночь и, беретъ прямо, безъ приворота, на оба витюза, то отъ Самары до Нижняго можно придти парусомъ дней въ восемь; но если идти не парусомъ, а бичевой, — то понадобится недѣли четыре и даже болѣе, особенно если хозяинъ поскупится и не прибавитъ народа. Отъ Нижняго до Костромы идутъ тягою 8 и 10 дней, а парусомъ поспѣваютъ вдвое скорѣе.
Говоря о парусномъ ходѣ, считаю умѣстнымъ замѣтить что рѣдкій кто изъ волжскихъ лоцмановь, на парусныхъ судахъ, имѣетъ компасъ. Вмѣсто N, S и пр. лоцмана и бурлаки отличаютъ на небесномъ горизонтѣ четыре постоянныя точки, опредѣляемыя восходомъ и закатомъ солнца, и называютъ ихъ: зимній восходъ и зимній закатъ, лѣтній восходъ и лѣтній закатъ. Они отличаютъ шесть главныхъ вѣтровъ, именно три южныхъ или низовыхъ: моряна, приполдень и полуденникъ, и три верховыхъ: горычъ (сѣверный) прямой верховой и луговень верховой (сѣверо-западный, дующій съ луговаго, западнаго берега). Горычъ противоположенъ морянѣ, приполдень — прямому верховому, а полуденникъ — луговню. Не смотря на мои старанія, я не могъ получить яснаго понятія о точномъ направленіи этихъ вѣтровъ, которые, кажется, опредѣляются не всегда по неизмѣннымъ отношеніямъ къ точкамъ солнечнаго восхода и заката, — но также и по направленію плеса; если напр. въ одномъ плесѣ дуетъ прямой низовой вѣтеръ или моряна, то при поворотѣ рѣки, тотъ же самый вѣтеръ подуетъ съ боку, съ берега и будетъ называться уже не моряною, а напр. полуденникомъ.
Моряна хороша во всякомъ плесѣ, потому что она бьетъ направо и налѣво, на два приворота, на двѣ клещи; полуденникъ и приполдень бьютъ только на одинъ привороть и бываютъ попутными не вездѣ, а гдѣ придется по плесу. Моряна, приполдень, полуденникъ — настоящіе ходовые вѣтры, для паруснаго хода. Отъ Хвалыни до Самары 6 перемѣнъ; въ этомъ плесѣ хорошо идти полуденникомъ, а отъ Самары до Казани лучше бѣжать ночникомъ (кажется, то же самое, что приполдень); отъ Казани до Нижняго и до Юрьевда тутъ опять лучше идти полуденникомъ; про моряну и говорить нечего: она вездѣ хороша; нѣтъ лучше этого вѣтра. Когда моряна подуетъ, такъ бурлакамъ приходится только распѣвать пѣсни, въ родѣ слѣдующихъ:
Сидѣлъ комарочекъ на дубочкѣ;
Нигдѣ взялися вѣтры вихорочки;
Снесли комарочка со дубочка.
Упавъ комарочикъ со дубочка,
Прошибилъ голову до самаго мозжечка.
Прилетали къ нему мушки-горюшки,
Снарядили то комарочка:
Чей князь, чей генералъ, али чей полковникъ.
Поютъ еще пѣсню, начинающуюся слѣдующими словами:
Потолочинка упала
Да концемъ она попала…
Другіе вѣтры, дующіе съ сѣвера: лѣтній закатъ, горычъ крутой, тѣ служатъ только для плавнаго судна, которое бѣжитъ по теченію. Для сплава судовъ отъ Костромы до Юрьевца, нѣтъ лучше лѣтняго завата, а отъ Юрьевца къ Нижнему, хорошъ вѣтеръ съ ершей, то есть отъ Галицкаго озера, сиверной; отъ Казани до Баронскаго ([3]) вѣтеръ надо съ зимняго заката, а отъ Сызрани до Казани надо съ лѣтняго восхода, луговень. Горычъ никуда не годный вѣтеръ дуетъ поперегъ, съ береговъ; развѣ сдается гдѣ какое маленькое плесцо, верстъ на десять, гдѣ онъ пригоденъ.
____________________
[1] Суда, идущія по теченію, плавомъ, называются плавунами; суда, на которыхъ употребляются паруса, называются ходовыми. Ходовыя суда имѣютъ три хода: ходовой, т. е. парусный, потомъ бичевной и завозенный или на подачу.
[2] Волжская струя у Нижняго тише, чѣмъ теченіе Оки, и самую воду можно тотчасъ отличить по цвѣту: Волга бѣлѣе, а Ока синѣе.
[3] Отъ Баронскаго до Шелковаго затона 30 перемѣнъ. Баронская—нѣмецкая кодония на луговой сторонѣ Волги въ 60-ти верстахъ ниже Саратова Въ Баронскомъ, нѣмцы колонисты живутъ не хуже другаго помѣщика; брѣютъ бороды, плетутъ изъ соломы шапкисаксонки. Жены у нихъ дородныя, красивыя, ткутъ изъ шелка бѣлые платки.
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии