Серебренников Семен Алексеевич

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский и Нижегородский гражданин Кузьма Миныч Сухорукий, в Ярославле, в 1612 году.

(эпизод из неизданной истории города Ярославля)

По стр. 39-71 «Ярославский литературный сборник, 1850 год» — Ярославль, 1851г.

              …Во все время пребыванія Пожарскаго въ Ярославлѣ находилась при его войскѣ икона Казанскія Богоматери, списанная въ Казани съ чудотворнаго образа и принесенная оттуда подъ Москву въ 1611 году, гдѣ и находилась при полкахъ до того времени, какъ со смертію Ляпунова исчезъ порядокъ въ воійскахъ. Когда прибывшія изъ разныхъ городовъ дружины, не стерпѣвъ насильствъ Заруцкаго, разошлись, тогда Казанскій образъ Богоматери отпустили обратно въ Казань. Казанскій протоіерей прибылъ съ нимъ въ Ярославль почти въ одно время съ ІІожарскимъ. Димитрій Михайловичъ по усердію своему велѣлъ списать съ этого образа точный сппсокъ и, украсивъ его, отпустилъ въ Казань, а принесенную икону оставилъ у себя на благословеніе своему войску и для сошествованія подъ Москву[1].

              Наконецъ настало давно ожидаемое время похода для освобожденія Москвы; князь Пожарскій и осматривалъ войско и, приготовлялъ его къ битвамъ, и всюду дѣйствовалъ самъ лично, совѣтуясь болѣе всѣхъ съ сопутствовавшимъ ему выборнымъ всей Русской земли человѣкомъ, Кузьмой Минычемъ Сухорукимъ, который былъ душею всего земскаго совѣта, участвовалъ во всѣхъ прекрасныхъ дѣлахъ и распоряженіяхъ князя, и былъ, такъ сказать, правою рукою его: въ граматахъ князь ставилъ имя Минина вмѣстѣ съ своимъ[2]. 28-е Іюля назначено днемъ выступленія войскъ Пожарскаго изъ Ярославля. Всѣ они въ этотъ день собрались къ соборной церкви Успенія Пресвятой Богородицы. Божественную литургію и послѣ оной молебствіе съ водоосвященіемъ совершалъ Преосвященный митрополитъ Кириллъ съ многочисленнымъ духовенствомъ. Окончивъ священнослуженіе, святитель окропилъ святою водою знамена Пожарскаго и все соединенное войско и благословилъ ихъ крѣпко стоять и ратовать за правое дѣло. Въ Спасскомъ монастырѣ, при гробахъ Благовѣрныхъ Князей, преподобнаго Ѳеодора и чадъ его Давида и Константина. также совершено общее молебствіе. Послѣ того, принявъ благословеніе отъ архимандрита Ѳеофила, войска выступили изъ Ярославля и, отойдя 7 верстъ, остановились на Крестовской горѣ для ночлега[3]. 29 числа станъ былъ въ 26 верстахъ отъ Ярославля, въ Шепуцкомъ (Шопецкомъ) яму[4]. Отсюда писалъ Пожарскій къ Казанскому митрополиту Ефрему грамату, въ которой изобразилъ горькое состояніе Россійскаго государства, сиротство Московской Церкви по смерти патріарха Гермогена и Крутицкаго митрополита Пафнутія, выражалъ желаніе имѣть хотя одно утѣшеніе — архипастыря Церкви, при церкви Богоматери при Крутицахъ, и назначилъ въ этотъ санъ игумена Саввы-Сторожевскаго монастыря Исаію[5].

              Съ Шопецкаго стана Пожарскій отправился въ Суздаль помолиться Всемилостивому Спасу и преподобному Евѳимію, и поклониться гробамъ своихъ родителей, погребенныхъ въ Спасо-Евѳиміевскомъ монастырѣ[6], а войско поручилъ князю И. А. Хованскому и Кузьмѣ Минину, приказавъ имъ идти къ Ростову, по окрестнымъ же городамъ послалъ сборщиковъ съ приказаніемъ сбивать въ полки всѣхъ ратныхъ людей. Исполнивъ священную обязанность и дѣла благочестія, князь воротился къ Ростову и нашелъ тамъ свое ополченіе, умноженное прибывшими изъ разныхъ мѣстъ ратными людьми. Въ Ростовъ явился служившій прежде при Заруцкомъ атаманъ Кручина Внуковъ съ товарищами, объявилъ, что Заруцкій, узнавъ о походѣ Ярославской рати, бѣжалъ изъ подъ Москвы ночью и взялъ съ собой около половины войска, другая же половина перешла въ ряды Трубецкаго, и просилъ Пожарскаго спѣшить къ Москвѣ. Но «на умѣ у него было иное»,—говоритъ лѣтописецъ,— «ему хотѣлось вызнать намѣреніе Пожарскаго, не хочетъ ли онъ побить казаковъ». Такъ глубоко посѣяна была Заруцкимъ ненависть къ Пожарскому во всемъ казацкомъ войскѣ. Но Пожарскій благосклонно принялъ Кручину и наградить его деньгами и сукномъ; онъ хотѣлъ какъ нибудь разрушить эти ложныя подозрѣнія и расположить закоренѣлыхъ злодѣевъ въ свою пользу. Димитрій Михайловичъ не совсѣмъ вѣрилъ въ искренность сѣверныхъ сосѣдей, и на случай опасности отправилъ изъ Ростова на Бѣло-озеро воеводу Григорья Образцова съ войскомъ[7].

              14-го августа Пожарскій явился въ стѣнахъ Троицко-Сергіева монастыря и былъ встрѣченъ Діонисіемъ и Палицынымъ какъ герой, шествовавшій спасти отечество[8]. Богъ благословилъ правое дѣло: Москва, не смотря на упорное противоборство Поляковъ, 22 октября 1612 года взята, и Россія освобождена отъ враговъ своихъ.

С. Серебрениковъ.

___________________

ПРИМѢЧАНІЯ

[1] Лѣт. о мн. мятеж, ст. 225 и 281.

[2] Мининъ на всѣхъ людехъ страны тоя силу и власть восіпріемлетъ, уроки большіе собираеть и изыскуетъ во градѣ людей воинскихъ, жаждущая сердца ихъ утоляетъ, наготу ихъ прикрываетъ, и на кони посаждаеть, и о своемъ дѣлѣ перестанно попеченіе имЬетъ, во все; грады Россійскаго царства граматы посылаетъ, и сребра множество собираетъ и раздаетъ воинству». Рукоп. патріарха Филарета ст. 56. 58.

[3] Нынѣ на семъ мѣстѣ село Крестобогородское.

[4] Нынѣ село Шопша, на большой Московской дорогѣ, въ 26 верст, отъ Ярославля, на рѣкѣ Шопшѣ, впадающей въ рѣку Которость.

[5] Собр. госуд. грам. и догов. Т. 2, ном. 283.

[6] Въ Суздальскомъ Спасо-Евѳиміевскомъ монастырѣ, навѣрное полагаютъ, погребень въ 1642 году и князь Д. М. ІІожарскій.

[7] Лѣт. о мн. мят. стр. 252, 253 и 254.

[8] Тамъ же.

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.