Ив. Вас. Костоловский.
Этнографическое обозрение. 1911, № 1/2 (кн. 88/89).
I. „Подножное“.
Въ настоящее время среди ярославскаго крестьянства существуетъ стѣдующее повѣрье, по поводу „подножья», т.-е. того плата или куска матеріи, который стелется подъ ноги молодыхъ, въ церкви, во время вѣнчанія. Обыкновенно подножье, послѣ вѣнчанія, поступаетъ въ пользу причта (чаще — причетнику). Во многихъ мѣстахъ подножье, здѣсь же въ церкви, свахи берутъ себѣ, а причетнику выдаютъ за него деньги. Оно берется свахами для того, чтобы на молодыхъ не могла подѣйствовать порча, такъ какъ „подножье“ послѣ вѣнчанія считается священнымъ предметомъ (а все священное — отгоняетъ нечистую силу).
Въ первую ночь новобрачныхъ „подножье“ кладутъ подъ перину, — то же изъ боязни порчи: если „подножье“ постлано подъ молодыхъ для спанья, — никакая порча не можетъ подѣйствовать, говоритъ народъ.
II. Молодые на столованьѣ.
По пріѣздѣ молодыхъ послѣ вѣнца изъ церкви и послѣ обычной встрѣчи ихъ родителями, на крыльцѣ дома, — молодыхъ за руки беретъ тысяцкій, ведетъ и сажаетъ за столъ на приготовленномъ мѣстѣ, — гдѣ для ихъ сидѣнія, на лавкѣ, постилается не бывшая еще въ употребленіи выдубленная овчина, овчину по обыкновенію накрываютъ чистымъ бѣлымъ холстомъ; но надо замѣтить, что молодыхъ въ это время отнюдь не сажаютъ противъ окошекъ, а непремѣнно къ стѣнѣ въ такъ называемый „простѣнокъ“, т. е. между окнами, такъ, чтобы молодыхъ съ улицы не было видать черезъ окошко. Ближайшее къ молодымъ окошко, въ лѣтнее время, даже и не отворяютъ. Любопытно также отмѣтить и то, что столы, предназначенные для столованія гостей и поѣзжанъ, должны составляться такъ, чтобы столъ со столомъ, какъ говорятъ, не „стыкались“ — противъ сидящихъ новобрачныхъ, а если и случится необходимость соединить столы въ указанномъ мѣстѣ, то ихъ очень крѣпко соединяютъ, столъ со столомъ, и поверхъ столовъ накрываютъ скатертью, у которой середина должна лежать на соединительномъ рубцѣ столовъ. Все это дѣлается изъ боязни, чтобы не сглазили и не испортили жизнь новобрачныхъ.
Повѣріе это широко распространено. Нельзя также пройти молчаніемъ и того обычая, который намъ пришлось наблюдать въ одномъ изъ крестьянскихъ брачныхъ столованій, а именно, новобрачные, по обыкновенію, за столомъ вмѣстѣ съ гостями не ѣдятъ, а должны исполнять желаніе присутствующихъ за столомъ, т. е. на требованіе гостей: „Горько, горько“ – цѣловаться, но вмѣстѣ съ тѣмъ должны и строго слѣдить за собою, чтобы ихъ руки постоянно были закрыты столовымъ полотенцемъ — въ противномъ случаѣ, злые люди могутъ причинить порчу молодымъ.
Обычай этотъ началъ уже блѣднѣть, и часто приходится видѣть молодыхъ сидящихъ съ руками не покрытыми.
III. Спанье молодыхъ на холоду.
Крѣпко держится и тотъ обычай, что новобрачные должны послѣ брака долгое время спать на холоду — гдѣ-либо въ холодной горницѣ или на чердакѣ, несмотря на жестокую холодную погоду. «Ну-у-у, пускай спятъ на холоду, — лучше молодуха любить мужа будетъ“, говорятъ родители новобрачныхъ. «Допрежь мы и всё ка спали молодыми-то на холоду, а стужища-то какая была, — галка на лету мерзла“.
IV. „Крутильное“ и „почесное“ вино.
Во время свадьбы главную роль въ угощеніи составляетъ вино. Въ сговорку, которая бываетъ въ домѣ невѣсты, женихъ, по обыкновенію, привозитъ изъ своего дома вина 1/4 или 1/2 ведра и сдаетъ его невѣстинымъ родителямъ. Этимъ виномъ угощаютъ гостей, присутствующихъ въ столѣ сговорки, а равно подносятъ т. н. „глядѣльщикамъ“ — сосѣдямъ, приходящимъ посмотрѣть на жениха и невѣсту и на пріѣзжихъ новыхъ гостей. Часто приходится слышать отъ мужичковъ, собирающихся итти на сговорку, такіе разговоры: „А мы вечёрсъ на почесъѣ были и винца „почесного“ стаканчика по три выпили“. „Ужъ што и за сговорка за хорошая была, ужъ насъ честили, честили (т. е. угощали) виномъ-то — просто стрась!“ — Отсюда и вино получило названіе: „Почесное вино“.
Аналогично съ „почеснымъ“ виномъ, существуетъ еще названіе: „крутильное вино“. Названіе „крутильное“ получилось отъ слѣдующаго обычая: обыкновенно, когда свадебный поѣздъ съ женихомъ отправляется къ церкви для вѣнчанія, то беретея и вино 1/4 или и болѣе.
Здѣсь невѣсту въ былое время свахи раздѣвали, т. е. снимали головной уборъ и наряды, распускали у новобрачной на головѣ волосы, и здѣсь же свахи одна по правую, другая по лѣвую сторону заплетали у новобрачной двѣ косы и при этомъ старались, выражаясь ихъ языкомъ, „покрѣпче закрутитъ косы“[1]. Здѣсь же на новобрачную надѣвали и повойникъ на голову; подносили ей зеркало и говорили: „ну-у-у, ты теперь, голубушка, ужъ баба“. Въ это время поѣзжане пьютъ т. н. „крутильное вино“. На крутильное приходить дозволено кому угодно. Здѣсь можно встрѣтить и нищаго, и прохожаго, и прилично одѣтаго поселянина. „Гдѣ сватъ былъ?“ — „да на крутильное вино пить ходилъ“, говоритъ встрѣтившійся крестьянинъ крестьянину.
V. О грѣхѣ втыканія желѣзныхъ шпилекі въ головную косу.
Большимъ и непростительнымъ грѣхомъ считается для женщины втыканіе въ голову желѣзныхъ шпилекъ, особенно грѣшно въ шпилькахъ, находящихся въ головѣ, приступать къ св. причастію: т. к., по повѣрію народа, Іисусъ Христосъ терпѣлъ мученія отъ желѣзныхъ гвоздей, то, чтобы не быть подражателями тиранамъ Іисуса Христа, женщинѣ отнюдь не дозволяется носить въ головѣ желѣзныхъ и другихъ шпилекъ[2]. „Женщина, говорятъ, должна имѣть двѣ косы и завязывать ее т. н. „косоплёткой“. Молодое поколѣніе этого обычая не придержнвается — шпильки носятъ.
VI. Потѣніе лошади отъ грѣховъ хозяина.
Въ Мышкинскомъ уѣздѣ существуетъ слѣдующее повѣріе. Одинъ зажиточный крестьянинъ былъ привезенъ своею лошадью къ своему дому мертвымъ. Народъ говорилъ, что передъ этимъ несчастьемъ лошадь умершаго крестьянина, — куда бы онъ на ней ни поѣхалъ, всегда пріѣзжала съ нимъ не только потная, но даже вся мокрая, несмотря на то, что на лошади ѣздилъ онъ съ большой аккуратностью. Это потѣніе было какъ будто предзнаменованіемъ большого несчастія семьѣ хозяина. Такъ и вышло: хозяинъ умеръ. По повѣрію народа, лошадь потѣетъ отъ везенія большого груза, а грузъ есть: грѣхи хозяина. По тому же повѣрію, всѣ лица, умершія внезапно, есть грѣшники, т. к. Псалмопѣвецъ говоритъ, что „смерть грѣшниковъ люта“.
Умершій внезапно есть грѣшникъ; „безъ причасія умеръ, да его и животъ-то (лошадь) едва могла возить, т. к. на немъ много грѣховъ сидитъ». Аналогичное повѣріе о потѣніи лошади существуетъ еще и по слѣдующему поводу: если мужъ и жена имѣли coitum, да послѣ этого не помылись, то они считаются нечистыми, грѣшными, и вотъ если они куда-либо въ такомъ видѣ поѣдутъ, лошадь встаетъ въ пути, устанетъ и придетъ мокрая: «вонъ у меня вечорсь окаянные-то всю лошадь измучили, — да что, голова, поѣхали „поганые“ (т. е. не мытые), — ну и не везетъ: вѣдь живото-тъ вона, всё понимаетъ, только не говоритъ».
______________________
[1] Въ настоящее время обычай закручивать косы у новобрачной вывелся. Невѣста и среди крестьянскаго сословія уже вѣнчается ,,подъ увалью“, но названіе „крутильный обычай“ сохранился только въ одномъ выпиваніи вина.
[2] Многія женщины совершенно не носятъ въ головѣ желѣзныхъ шпилекъ.
info@velikoemuseum.ru
Свежие комментарии