«…И надо бы прыгать — не вышел полет…»

Муравьев Н.В.

               8 июня 1957 года старший летчик 147-го гвардейского истребительного авиационного полка, лейтенант Советской Армии Аверин Виталий Петрович пожертвовал собой, чтобы не пострадали невинные люди – жители села Шопша.

Аверин Виталий Петрович
Аверин Виталий Петрович

               147-й Гвардейский истребительный авиационный полк (вч пп 49693) : дислокация с 13 сентября 1953 года по 15 апреля 1960 года(до момента расформирования) Ярославль-Дядьково. Впоследствии там был гражданский аэродром, остатки его можно было наблюдать в конце 1970-х годов.

               Полк входил в составе 133-й истребительной авиационной дивизии ПВО (ПВО Ярославля), 56-го Истребительного Авиационного Корпуса, Московского Округа ПВО.

               На вооружении полка с 1955 года фронтовой истребитель МиГ 17.[ (1)]

Миг-17
Фронтовой истребитель МиГ 17

               По мнению авиационного специалиста, в тот день самолет лейтенанта Аверина направлялся на полигон в Калининской (ныне Тверской) области для проведения боевых стрельб. Об этом говорит наличие боекомплекта.[ (2)] Вооружение МиГ 17 : одна пушка Н-37Д (боезапас 40 патронов) и две пушки НР-23 (2х80 патронов). На двух балочных держателях могут подвешиваться бомбы калибра 50-100 кг. Кроме пушек несет четыре НАР класса воздух-поверхность ТРС-190 или две — НАР АРС-202 или две бомбы калибра 50, 100 и 250 кг. [ (3) стр. 54] Точный состав боекомплекта в тот день не установлен, но уже в 1980 годы, при проведении мелиоративных работ был найден боеприпас от авиационной пушки.[ (4)]

               Но даже без боекомплекта самолет представлял опасность для села из деревянных построек (в то время единственное каменное здание – это церковь ). В основном баке самолета размещалось 1250 литров топлива, в дополнительном – 160 литров [ (3) стр. 54]. Машина пролетела немногим более 20 километров и имела на борту практически начальный запас топлива.

Маршрут Миг-17
Примерный маршрут полета

               Во время полета возникли технические неисправности. Самолет стал снижаться. Но внизу оказался населенный пункт, летчик не стал катапультироваться, а постарался отвести самолет от села и посадить его на пашню. По свидетельству очевидца – Вячеслава Александровича Белова, он был водителем и проезжал в это время по шоссе, рядом с местом приземления – машина жестко ударилась о землю, снова взлетела и приземлилась со второго раза. Фактически истребитель был посажен на поле и не причинил никакого ущерба селу.

               В.А. Белов первым оказался у самолета и пытался вытащить летчика из кабины. Фонарь на кабине отсутствовал, каких-то видимых повреждений на теле не было видно. Вячеславу Александровичу запомнилась свешенная из кабины рука с еще идущими часами. Но отстегнуть ремни не удалось. Затем произошел взрыв боеприпаса и машина воспламенилась – видимо загорелось топливо.

               Вскоре прибыли военные из Ярославля, место происшествия было оцеплено.

Место падения Миг-17
Примерное место катастрофы самолета МиГ 17

               Летчик Виталий Петрович Аверин похоронен в Ярославле, на Туговой Горе.

Фото М.Чебаненко. Аверин Виталий Петрович(19.11.1934-08.06.1957) лейтенант. 

Литература и источники

 

  1. Владимир Савончик https://www.proza.ru/2015/07/20/1055.
  2. Владимир Васильевич Исаев Частное сообщение.
  3. Ильин В.Е., Левин М.А. «Истребители» М., 1996г.
  4. Вячеслав Вячеславович Белов Частное сообщение.
Рубрики
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.