О железной дороге до Великого села

Н.В. Муравьев

 

               В книге Л.В. Яковлева о Великом селе утверждается: «…Проектируемая в шестидесятых годах железная дорога из Москвы на север должна была пройти через Великое, а на горе Шухе планировалось построить железнодорожную станцию. Тогда-то и запротестовала против «чугунки» великосельская знать, подбила против проекта и крестьян. Великоселы не отдали свои земли под железную дорогу…»[ (1)стр. 26]. Автору этих строк не удалось обнаружить документов, которые подтверждают этот факт. Более того , вызывает сомнение строительство железнодорожной станции на горе, — железнодорожные пути строятся с уклоном, который не должен превышать определенных значений.

Железная дорога через село Великое
Предлагаемый маршрут железной дороги от Семибратова до Великого и далее на Нерехту

               Однако, вопрос строительства железной дороги до Великого действительно обсуждался Ярославским уездным земством на заседании 27 сентября 1877 года.

               «3. Об устройстве ветви железной дороги от села Великаго до станции Семибрат по москово-ярославской железной дороге:

               «Старшина Великосельской волости 28-го июня настоящаго года, за № 947, сообщил управе: «Волостному правлению сделался известным циркуляр торговой фирмы «Муниципальный подрядчик», предлагающий земствам и городам постройку в долг всякаго рода сооружений, для желаемого их благоустройства. Для села Великаго с окружающей его тесно-населенную, промышленную и фабричною местностью, сильно страдающих от неудобства путей сообщения с торговыми пунктами сбыта своих произведений, из всех предметов благоустройства, на первом плане, является потребность удобных путей сообщения и прежде всего — устройство ветви железной дороги от села Великаго до станции Семибратовой по московско-ярославской железной дороге. Старшина волости , войдя об этом в личные переговоры с уполномоченным от упомянутой фирмы, статским советником Василием Львовичем Доминским, получил убеждение, во 1-х, в том, что постройка сказанной ветви, при благоприятной топографической местности, обойдется дешевле 30 /т. руб. за версту, т.е. потребует такого, сравнительно, незначительного капитала, проценты и погашение коего, без всякого сомнения, сугубо окупятся сбором от перевозки грузов и пассажиров между селом Великим и станциею Семибратовую, и, во 2-х, в том, что эта дорога , при желании земства Нерехтскаго уезда, весьма легко может быть продолжена до с. Иванова или до одной из станций на Иваново-Кинешемской дороге, в таком случае, без всякаго увлечения, можно положительно сказать, что промежуточная дорога от станции Семибратово через с. Великое и Писцово до соединения с Иваново-Шуйскою дорогою будет одна из самых прибыльных в России железных дорог при дешевой постройке ея подрядным способом, по действительной стоимости, предлагаемой фирмою «Муниципальный Подрядчик»; а потому волостное правление, в посильной заботливости о благоустройстве своей местности, обращается с покорнейшею просьбой в земскую управу оказать милостивое содействие к устройству земством уезда ярославской железной дороги от станции Семибратово в с. Великое, на протяжении около 13-и верст, и вместе с тем войти в сношение с нерехтскою земскою управой о продолжении этой дороги до соединения с дорогою Иваново-Кинешемскую на протяжении 50-ти верст. По требованию земской управы, волостное правление неотлагательно приступить к собранию статистических, по своему ведомству, сведений об ожидаемом движении грузов и пассажиров в одну и другую сторону, чтобы эти сведения были готовы к предстоящему в будущем сентябре месяце очередному земскому собранию. Причем волостное правление имеет честь присовокупить, что о содержании сего донесения сообщено от него ростовской земской управе, не признает-ли и она, со своей стороны, возможным оказать содействие, в пределах ея ведомства, к осуществлению сего общеполезного предприятия ».

«В дополнение к этому, волостное правление при отношении от 16-го августа 1877г., за № 1,172, сообщило приговор крестьян великосельскаго общества, состоявшийся 29-го июля 1877 г., в котором выражено ходатайство перед земским собранием о содействии к проведению означенной ветви железной дороги, в виду большого развития торговли и промышленности в с. Великом, и затем статистические сведения о количестве товаров, отправляемых в год из с. Великаго и из двух фабрик, льнопрядильной – купца Локалова и бумажной – князя Гагарина, к станции Семибратской, по которым разнаго товара должно перевозиться всего до 1.284,000 пуд. И пассажиров в Ярославль и обратно 10,000 человек и к Ростову и обратно 5,000 человек; кроме того может доставляться с Волги из гор. Ярославля лесной материял, в виду возвышающихся цен, и пассажиров более 10,000 человек по следовании к с. Бурмакину и гор. Нерехте и обратно. Проведение же ветви дороги, как донесло правление от 6 августа, за № 1,143, от станции Семибратской по Ростовскому уезду до границы Ярославского уезда – около 4-х верст, по Ярославскому уезду на деревни Сидорково, Божинское, Заречье, Круглово, Куленево до с. Великаго – около 9-ти верст, а от с. Великаго на селения: Шалова, Романцева, Гагаринского посада, Тарусина, Салькова, Семейкина, Чурилова, помимо с. Троицкаго, на деревни Коурцево, Измайлово, с. Бурмакино до границы Нерехтскаго уезда — до 27 верст, потом на Кувакино, Вычлово до гор. Нерехты от границы Ярославского уезда по Нерехтскому уезду до гор. Нерехты – 8 верст »

«Хотя ярославская уездная управа и относилась в управы ростовскую и нерехтскую о доставлении их мнений по этому предмету, но ответа до сих пор не получено».

«Докладывая собранию об этом деле, управа полагала бы отклонить ходатайство крестьян великосельскаго общества или, вернее, предложение торговой фирмы «Муниципальный Подрядчик» через ея уполномоченного, статского советника Василья Львовича Доминскаго, по следующим причинам: 1) в комитете министров состоялось представление, Высочайше утвержденное 14-го апреля 1868 года, вообще приостановить разрешение концессий на устройство железных дорог с гарантией от земства, и мотивы к этому представлению комитета министров выражены в циркуляре, полученном от г. ярославскаго губернатора при отношении его от 5-го сентября 1869 г., за № 5,788, что , вероятно осталось неизвестным для торговой фирмы «Муниципальный Подрядчик» . 2) Если бы и не существовало вышеозначенное представление комитета министров, то и тогда на предложение фирмы нельзя бы было согласиться, так-как фирма, нимало не рискуя, за гарантией земства, ссудив для ярославского уездного земства ( за 36 верст по 30,000 руб. за версту, в расчет не входит приобретение земли под линию железной дороги, ремонт ея и содержании прислуги) 1.800,000, в течении 54 ½ лет получит почти вчетверо, а именно 4.011,263 руб. 64 коп., что видно из расчета погашения, имеющегося при так-называемом втором циркуляре фирмы. Если фирма «Муниципальный Подрядчик» стремится принести пользу населению уезда и себе, то для нея гораздо бы было удобнее исходатайствовать концессию на устройство железной дороги в Ярославском и других смежных уездах, в местностях — по своему усмотрению, от правительства, которое, вероятно, в случае возможности, не отказало бы и в известной гарантии, что делается всеми обществами железных дорог, и 3) наконец, за неполучением ответов от ростовского и нерехтскаго земств, настоящий вопрос теперь же разрешим быть не может, как имеющий с ними тесную связь».

Мнение комиссии: Комиссия находит заключение управы правильным.

Собрание с о г л а с и л о с ь с мнением комиссии. » [ (2)стр. 12-14]

Из сказанного следует, что идея открытия железной дороги самими великоселами поддерживалась, но была отклонена уездным земством.

Литература

  1. Яковлев Л.В. «Село, о котором писал В.И. Ленин»- Ярославль, 1982г.
  2. «Журналы Ярославского уездного земскаго собрания. Очередная сессия 1877 года» — Ярославль , 1878г.
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.